Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лабиринты преданий






В.П. Юрковец

Несмотря на многие открытия, сделанные археологами и антропологами в последние годы и десятилетия, до настоящего времени науке ничего не известно о том, где, когда и как происходило формирование человека современного вида - кроманьонца (Homo sapiens sapiens), с появлением которого начинается отсчет нового периода в истории человечества - верхнего палеолита. Согласно общепринятой хронологии, верхний палеолит начался 35 тысяч лет назад. Однако недавние находки костных останков под Воронежем (Костенки) и орудий труда на севере Русской платформы (Мамонтовая Курья), принадлежащих, как установлено, самым древним на настоящее время европеоидам, отодвинули его начало уже на 45 тысяч лет назад.

Обоснованные сомнения в достоверности даже этой - более древней даты высказывались уже давно - как зарубежными, так и отечественными учеными. Так, в Европе еще с конца 19 столетия известны находки человеческих костных останков, имеющих современную анатомию, но залегавшие в слишком древних с точки зрения общепринятой хронологии геологических слоях. В отечественной науке также существует мнение, основанное не только на данных антропологии, но и материалах смежных наук - палеогеографии и палеоклиматологии, согласно которой современный человек появился на много тысячелетий раньше. Об этом, в частности, говорится в вышедшем в 1981 году фундаментальном труде коллектива ученых - палеогеографов и антропологов Лазукова Г.И., Гвоздовера М.Д., Рогинского Я.Я " Природа и древний человек" (М.: Мысль, 1981), посвященном проблемам взаимодействия природы и первобытного человека. В этой книге обращается внимание на то, что " физический тип … верхнепалеолитического человека, начиная со времени его появления вплоть до современности, не претерпел сколько-нибудь существенных изменений и морфологические отличия человека верхнего палеолита от современного очень невелики" *[ Здесь и далее выделено мной (В.Ю.)]. Отмечая при этом определяющее значение нового физического облика человека в дальнейшем усовершенствовании и увеличении разнообразия его орудий труда, а также способов его изготовления, авторы исследования делают хоть и осторожный - учитывая ничтожность морфологических изменений - но все-таки отличный от общепринятого вывод о предполагаемом возрасте кроманьонца:

" Все еще далеко не решенной является проблема времени, места и причин формирования Homo sapiens. По всем только что названным вопросам существуют весьма различающиеся точки зрения, изложенные … в работах многих советских и зарубежных исследователей. Нет желаемой ясности и по вопросу о времени начала верхнего палеолита. Хотя теперь многими исследователями начало его относится к интервалу 35-40 тыс. лет назад, однако справедливости ради следует сказать, что этот интервал не доказан конкретными антропологическими, археологическими, геолого-геоморфологическими и физико-химическими данными. Нам представляется, что появление Homo sapiens и начало верхнего палеолита относятся к более ранней эпохе. Вероятно, это будет начальная пора молого-шекснинского межледниковья, т.е. около 50 тыс. лет назад ".

Если исходить из этой даты - 50 тыс. лет, то - после открытия " первого европеоида" на стоянке " Костенки" - на обретение " новой морфологии" будущему кроманьонцу остается всего ничего - 5 тысячелетий, которых едва ли будет достаточно, учитывая малую скорость эволюционных изменений. Тем не менее, эта точка зрения намного ближе к тому, что говорит о происхождении человека славянское предание и установленные на его основе ранее неизвестные факты в человеческой истории.

В сентябре 2005 года вышла в свет книга " Первые былины славян" (Голяков В.Ю., Юрковец В.П. СПб.: " Ольга"; 2005.), в которой опубликованы самые древние былины из Родовой клади Голяковых - " Первобыль" и начало былинного свода " Цари рек". В послесловии к былинам и исследовании, посвященном " Первобыли" показано, что становление первых людей современного вида связано с началом Валдайского (Вюрмского) оледенения, явившегося причиной глобальных перемен в биосфере. Пусковым механизмом оледенения стало падение около 70 - 65 тыс. лет назад на территории Северо-Запада современной России астероида или массивного метеорита, о чем говорится в былинах.

Эта катастрофа и ее последствия является точкой отсчета качественно нового этапа эволюции биологической жизни на Земле. Резкое изменение условий среды обитания не только выбило слабых представителей прямоходящих, но и заставило оставшуюся, физически самую сильную и выносливую часть популяции в короткий срок выработать новые способы выживания в разом изменившемся мире, что послужило мощным импульсом к развитию творческих способностей предка. А смена логики социального поведения, описанная в былине " Орей Божич" и закрепленная становлением первого, осознавшего свою единокровность рода, дала колоссальные по отношению к другим видам преимущества в борьбе за освоение окружающего пространства. Расширение своего - уже не ареала, но родового простора, шло от отца к сыновьям и далее по мере роста уже не популяции, а народа.

Былинное " Время Оричей" - период времени от первопредка Орея и до начала царей рек Двины и Печоры, как следует из былин, закончился так же внезапно и тоже из-за экологической катастрофы, разрушившей привычный уклад жизни предка и одновременно положившей начало огромному периоду " Речичей" - " Царей рек". Ниже сделана попытка сопоставления сведений, содержащихся в былинах о первом " речиче" - царе Двине, с которого начинается былинный свод " Цари рек", с естественнонаучными данными, известными в настоящее время о предполагаемом периоде, а также некоторые следствия, вытекающие из этого. Данная работа является продолжением исследования древнейших былин из Родовой клади Голяковых, начатого с " Первобыли".

НАЧАЛО " РЕЧИЧЕЙ"

Былинный свод " Цари рек" начинается со времени гибели " Ирия рая" - комфортной среды обитания, существовавшей на побережье Белого моря в один из крупных межстадиалов Валдайского оледенения. Внезапно обрушившееся похолодание вынудило наших предков искать спасения в скором движении на юг - в более теплые края. Возглавил этот поход царь Двина. Об этом событии говорит первая былина свода " Цари рек" - " Двина Орьевич":

Да как сам светлый Царь Двина Орьевич

Да во великой пурге да во лютом холоде

Да рода собрал из пяти мужей

Да повел те рода, скоро двигаясь

Да хоть бил мороз - сам Сварожий сын

Да наотмашь бил да без промаха

Да без устали в светлый день да в ночь

Да не сломил рода Двины Орьевича

Да по той реке, что сохаживал

Да великий Царь Двина Орьевич

Да все сыны его, внуки, правнуки

Да сходили во жар да до Ладоги

Да чрез озеро-то Онежское

Да ту реку прозвали в честь Царя свят Двиной

(Из Родовой клади Голяковых)

Необходимость покинуть район своего проживания в устье Северной Двины была продиктована не только неожиданно наступившими холодами. Похолоданию предшествовал внезапный кратковременный подъем воды в Белом море, после которого она уже полностью не вернулась в свои берега, а залила места проживания наших предков " по коленницу". Об этом приливе и его последствиях говорится в былине " Как царь Двина пытался устоять", не вошедшей в книгу. Эта былина в Родовой клади Голяковых стоит особняком - отдельно от свода " Цари рек", поскольку повествует о событии не менее значимом, чем климатическая катастрофа - затоплении " Ирия рая":

Ай, да наш да белый царь - цар ие Двина да!

Да пытался устоять, да своим родом

Да пытался устоять вдоль по берегу

Вдоль по берегу да моря Белого

Да настала та вода - вода грозная

Полялася та вода по саму-то грудь

Полялася та вода да по сам живот

Отлялася та вода по коленницу

Ай, да дидов край да, Ирия рай да!

Ай, прощай родимый, весь топленый

Да прощай родимый, остров затопленный

Ирия рай святой наш, Ирия край да.

(Из Родовой клади Голяковых)

В части былинного свода, посвященного этому походу, есть былина " Как царь Двина Орьевич на Печору Орьевича положился". Эта былина повествует о том, как первые цари-речичи Двина и его младший брат Печора, разделившись на две группы, стали родоначальниками двух ветвей протославян-кроманьонцев - западной (Двина) и восточной (Печора).

Да как во студеную пору, да хладный-то срок,

Да сам светел Царь Двина-то Орьевич,

Да собрал до себя своих родичей,

Да созвал до себя всех, кто был перед ним.

Говорил Царь Двина таковы слова:

" Да Вы люди мои, мои родичи,

Да опоры мои, да подельники,

Вы делитесь-то каждый по воле своей,

Между мной Вы делитесь да братом моим,

Да Печора Вас всех за собой поведет,

Да от меня поведет в леву сторону,

Да воздаст судьбу да тому Перун,

Да тому он воздаст кровну ворону,

Кто возьмет успех да в своем пути,

Кто в походе своем станет семенем,

Да взойдет, коли семя во свой личный срок,

Да Перун с жатвы той живу стребует,

Да означен тот, как людской исток,

От него Божий Род все наследует".

Да как сказано было Двиной-то Орьевичем,

Да на следующий день было сделано.

Так в походах своих Божьи родичи

Чрез себя Божий Род везде сеяли.

(Из Родовой клади Голяковых)

Итак, из сопоставления содержащихся в этих былинах сведений возникает картина неожиданной катастрофы, начавшейся с затопления " Ирия рая" - цветущего острова Беломорья, и закончившаяся внезапным и очень сильным похолоданием. Эти обстоятельства вынудили наших предков в спешном порядке двинуться на юг. Скоротечность наступления лютой стужи не оставила нерешительным и слабым ни малейшего шанса на выживание и об этом прямо говорится в одной из былин этого же ряда - " Как царь Двина Орьевич да во здраву свил все движения" (отрывок):

" Так округ-то Двины кто не двигался

Кто округ-то Двины не был в бодрости

Тот собою кормил леды стылые

Тот в себя-то вбирал стрелы колкие"

(Из Родовой клади Голяковых)

Память о райской прародине сохранилась во множестве древних славянских легенд. Мифологизированный Ирий (Вырий) рай - островная земля легендарного Беловодья русских преданий, даже стал причиной появления особого религиозного течения в старообрядчестве - " Беловодской иерархии". Еще во второй половине позапрошлого века Беловодье было мистической целью староверов-переселенцев, искавших его, в том числе, и на Дальнем Востоке.

Что за события послужили причиной подъема воды, былины не говорят. Вероятно, они имели место далеко за пределами Белого моря. Возможно, мощный прилив стал отголоском цунами, зародившимся в Северном Ледовитом океане, и которое было ослаблено его ледовым покровом. Возможно, гигантская волна возникла где-то очень далеко и, придя к побережью Белого моря, имела очень пологий фронт - иначе ее последствия были бы гораздо катастрофичней. Что породило само цунами - тектонические подвижки в литосфере, подводное извержение вулкана или падение космического тела, тоже неизвестно. Не совсем понятно и то, почему уровень Белого моря не возвратился к своему первоначальному состоянию. Быть может, это обстоятельство содержит в себе разгадку причин катастрофы. Нет в былинах о Двине и объяснения причин похолодания, из чего можно сделать вывод, что искать их также надо далеко за пределами территории, где разворачивались описываемые в них события. Но какие-то предположения можно будет строить только в том случае, если удастся установить хотя бы примерное время событий - только тогда появится возможность для сопоставления данных из различных источников.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.