Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 8, 23.10.12






Пришла на обсуждении распространения звуковых колебаний в жидкости. Это мы, видимо, к слуховой функции. На прошлой лекции обсуждали тональную пороговую аудиометрию. Есть еще речевая пороговая аудиометрия. Это про то, как пропадает слух на отдельные фонемы, морфемы и т.п.

3. Надпороговая тональная аудиометрия. На фоне белого шума подаются тональные частоты, по ним определяется кривая чего-то. Нужно несколько сеансов. При разных уровнях белого шума можно получить разные пороги. Строим порог, увеличиваем шум, строим другой, третий – и в какой-то момент происходит аудиометрическое восполнение: аудиограмма становится нормальной. Так и получается, что, например, рабочие из шумного цеха в самом цехе слышат нормально, а у себя на кухне просят родственников повторить едва ли не каждое слово. А когда они выходят на пенсию, у них остается потребность в шуме.

4. Речевая надпороговая аудиометрия. То же самое распознавание, но уже с фонемами, морфемами и т.п.

Белый шум, кстати, - это частоты с одинаковой амплитудой в слышимом диапазоне.

5. Тест «СС» - малые приращения интенсивности. В наушники экспонируют надпороговый тон (18-20дБ), порог. Потом этот порог удваивают, а потом начинают понемногу приращивать интенсивность звука. Чем меньше приращение испытуемый чувствует, тем лучше. А еще играет роль время экспозиции – и особенно оно важно в более позднем возрасте.

6. Тест на слуховой дискомфорт. Тоже выявляет определенный класс заболеваний, связанный с интенсивностью звуковой информации. Берут определенный порог в слышимом диапазоне и увеличивают интенсивность звука. Если меньше 40дБ для испытуемого – уже дискомфорт, то это нарушение слуха. Видимо, чем круче повреждения в слуховой системе, тем меньшие интенсивности звука оказывают болевое воздействие.

7. Тест распада тона. Увеличивают интенсивность, и тон перестает распадаться. Какой диапазон от порога до стабильного распознавания частоты – такова чувствительность.

8. Тест Люшера. Позволяет выявить особенные нарушения слуха. Этот тест определяет порог увеличения интенсивности до 40 дБ и изменения частоты (с 1000 до 1010 Гц) и определяет, распознается ли этот прирост.

Интенсивность звука 64 дБ – это когда говорят в нормальной шумовой среде на расстоянии 1 м. Если собеседник стоит на расстоянии 1м слева или справа, ему нужно еще 6дБ (т.е. 70 дБ), а если сзади – то еще 12. Шепот в ухо – это 55 дБ. Нормальный голос –64 дБ. Очень громкий голос – 76дБ. Крик – 82 дБ. Вот такие мы тихие. С 95дБ – уровень дискомфорта. 127-130дБ уже опасно даже при кратковременном воздействии (может лопнуть барабанная перепонка).

Маскировка. Вышележащие частоты сильнее маскируют. Совершенно непонятный график.

Адаптация к уровню шума. На один наушник дают тон определенной интенсивности на некоторое время. Потом просят подобрать такую же интенсивность на втором наушнике, куда сначала ничего не предъявляли. Чем интенсивнее и дольше предъявляют звук, тем сильнее происходит адаптация: на втором ухе подрегулируют до более низкого уровня, чем исходный стимул (т.е. тенденция занижать интенсивность).

Слова и слоги. Длительность слога 50-100 мс, интервал между ними – 100 мс. Звуковое давление очень сильно меняется в процессе воспроизведения слога. К чему была эта бесценная информация, я уже не помню.

Чистый тон в 90дБ может вызвать нарушение слухового анализатора, если экспонируется 1 час в день. Особенно, если он идет на средних или высоких частотах. Поражение слухового анализатора зависит во многом от частоты, от интенсивности и от полосы пропускания. Что-то было про октаву, которая практически безвредна.

Снова маскировка. Комментарий к графику: если на фоне шума 47% слышно, тогда мы распознаем информацию, если меньше 47%, то мы ее различаем, но не распознаем. А еще на распознавание влияет реверберация – отражение звука от стен. Наиболее оптимальный период реверберации – 1-1, 5 сек. В лесу примерно так и есть, это наиболее приближенно к естественным условиям.

В концертных залах пытаются оптимальную реверберацию создать искусственно. Например. В 1961 году построили Дворец Съездов. Строили криво, поэтому когда зал был пустой – все там нормально было с реверберацией. А как только туда набивалась публика – она сразу глушила звук. Поэтому пришлось строить специальный коридор, колдовать с динамиками и микрофонами, которые в итоге выпускали звук в зал с задержкой. Так создавался «митинговый» эффект. Сейчас есть специальные электрические примочки, которые задерживают звук на какое угодно время, и которыми, собственно, большую часть концертных залов подзвучивают. А когда разбирали зал Чайковского (этого в лекции не рассказывали), там под полом нашли глиняные трубы. И строители их покололи в труху да вынесли. Как бы это помягче выразиться… Негодяи. Вот.

Для военных нужд разработали команды, которые можно различить в контексте даже в условиях плохой слышимости. В условиях шума число и длина команд, кто бы мог подумать, ограничены. Если они будут слишком длинными, то никто ничего не поймет. На самом деле и в условиях нормальной слышимости многословные команды – это плохо.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.