Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственное регулирование ценообразования






 

В подразделе 3.5 мы уже говорили о роли государства в рыночной экономике и о механизмах государственного регулирования инвестиционной деятельности. Одним из важнейших направлений государственной экономической политики является регулирование ценообразования.

Государственное регулирование цен может осуществляться в двух формах:

1. Прямое регулирование цен.

2. Косвенное регулирование цен.

Прямое регулирование цен может осуществляться в отношении предприятий, занимающих на рынках доминирующее положение (к таковым относятся предприятия, чья доля на определенном товарном рынке превышает 65%, а в отдельных случаях, если доля на рынке превышает 35%)[102], а также на товары, имеющие первостепенную социальную важность (тепловую и электрическую энергию, железнодорожные перевозки, медикаменты, коммунальные и социальные услуги[103]).

Согласно действующему законодательству, к проявлению недобросовестной конкуренции предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, относится как искусственное завышение цен (в том числе путем изъятия товара с рынка и создания искусственного дефицита), так и искусственное занижение цен на товары, иногда до уровня, ниже издержек производства – демпинг. Регулирование деятельности предприятий-монополистов и естественных монополий осуществляется с целью защиты прав потребителей, развития конкурентной среды, создания стимулов у этих предприятий к ресурсосбережению и снижению собственных издержек.

Одним из механизмов прямого регулирования цен является проведение конкурсов (торгов) на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. При заключении контрактов по государственным и муниципальным заказам цена становится одним из основных критериев отбора победителей в конкурсе, что позволяет, как правило, достичь снижения цен и обеспечить экономию государственных или муниципальных ресурсов.

Косвенное регулирование осуществляется через налоговую систему (например, акцизы, налоги с продаж), кредитную политику. Например, регулируя ставку рефинансирования и, тем самым, определяя цену кредитных ресурсов, государство косвенно влияет на цены товаров, произведенных с помощью данных кредитов. Так, если при строительстве нового объекта 50% инвестиций финансировалось за счет кредитных ресурсов, то при ставке за кредит 20% стоимость строительной продукции возрастет на 10–15% в зависимости от схемы погашения кредита и выплаты процентов. Косвенное регулирование заключается в создании экономического механизма, призванного стимулировать производителя применять ресурсосберегающие технологии, повышать эффективность производства[104].

Государственное регулирование ценообразования имеет свои пределы. Интересный анализ американского опыта регулирования ценообразования сделал в своей статье профессор Э.Г. Долан (США)[105]. В этой стране государство регулирует от 5 до 10% цен, однако эффективный механизм регулирования цен формировался многие десятилетия, из опыта которых, по мнению проф. Долана, можно вынести пять основных уроков:

1. Административно устанавливаемые потолки цен прямо ведут к дефициту, очередям и рационированию;

2. Административные потолки цен как средство социальной и экономической защиты малоимущих неэффективно;

3. Установление нижнего порога цен столь же разрушительно для экономической эффективности, как и введение потолка цен;

4. В качестве инструмента антимонопольного регулирования ценовой контроль следует применять только как последнее средство;

5. Не следует применять контроль цен и заработной платы как инструмент антиинфляционной политики.

В качестве иллюстраций к этим выводам Долан приводит примеры из американского опыта. Например, ситуацию на рынке бензина, которая сложилась в США в 70-х годах прошлого века. Из-за конфликта на Среднем Востоке на мировом рынке резко возросли цены на бензин. В Европе это привело к некоторому сокращению потребления, но вскоре рынок адаптировался к новой ситуации и реагировал на рост цен нормально. В США установили потолок цен, и в результате в стране, не ведающей, что такое дефицит, таким товаром стал бензин. Многочасовые очереди не бензоколонках, появление «черного рынка», на котором бензин продавался по спекулятивным ценам, – таковы были последствия сдерживания государством роста цен на бензин. Но самые серьезные последствия такого регулирования проявились позже, когда американская промышленность, в первую очередь, автомобильная, стала уступать на мировом рынке предприятиям европейской и японской промышленности, перестроившимся на новые энергоэкономичные технологии[106].

Строительство является одной из немногих отраслей экономики, где степень государственного регулирования остается достаточно высокой. При этом используются оба механизма государственного регулирования – прямое и косвенное. Прямое регулирование ценообразования в строительстве заключается в создании системы государственных (федеральных) и территориальных сметных норм, являющихся основой определения цены строительной продукции, а также в практике проведения подрядных торгов при государственном финансировании строительства[107]. Косвенное регулирование касается, в первую очередь, цен на строительные ресурсы (материалы, конструкции, оборудование и т.д.), а также цен на такой важнейший для строительства ресурс, как земельные участки.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.