Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Инвестиционной деятельности






 

Первое десятилетие экономических реформ в России не оставило иллюзий относительно механизмов саморегулирования свободного рынка. Сильной экономике нужно сильное государство, которое в условиях рыночной экономики лишь заменяет свои функции директивного управления функциями регулирования. В качестве решающего аргумента в дискуссии о необходимости государственного регулирования приведем известное высказывание американского ученого В. Леонтьева[41], который, анализируя экономическое положение СССР накануне экономических преобразований, сравнивает рыночную экономику с яхтой в море: «Чтобы дела шли хорошо, нужен ветер – это заинтересованность. Руль – государственное регулирование. У американской экономики слабый руль. Нельзя делать так, как говорил Рейган – поднимите паруса, пусть их наполнит ветер, и идите в кабину коктейли пить. Так нас и на скалы вынесет, разобьем яхту вдребезги. У Советского Союза сейчас наоборот: ветер не наполняет паруса, а тогда и руль не помогает. Я думаю, что более правильно делают японцы. У них, конечно, есть частная инициатива, но и государство играет большую роль, влияя на развитие экономики в лучшем направлении. Из всех капиталистических стран, у которых можно чему-то поучиться, я бы выбрал не США, а Японию»[42].

По мнению академика О.Т. Богомолова, «дискуссии по вопросу о степени и мере государственного интервенционизма продолжаются, но сама необходимость его все менее отрицается»[43].

Однако до сих пор предметом научных дискуссий остаются формы и методы государственного регулирования рыночной экономики, в теории и на практике отрабатываются новые направления и инструменты государственной политики.

Главной целью государственного регулирования инвестиционной сферы является создание благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности и повышения эффективности инвестиций. Поэтому механизм государственного регулирования инвестиционной деятельности должен включать в себя пять основных элементов (рис. 3.12).

Нормативно-правовое регулирование заключается в разработке правовой базы, определяющей формы инвестиционной деятельности, условия ее осуществления и другие «правила игры». В числе самых первых «рыночных» законов, принятых в Российской Федерации, были законы «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» и «Об иностранных инвестициях в РСФСР»[44].

Этими законами были определены объекты и субъекты инвестиционной деятельности, права и обязанности субъектов инвестирования, формы и методы государственного регулирования и гарантии субъектам инвестиционной деятельности, в том числе иностранным инвесторам. В настоящее время капитальные вложения в Российской Федерации регулируются законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», а вложения иностранного капитала в экономику России регулируются законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»[45]. В дополнение к этим законам действуют около 300 различных нормативных актов федерального уровня, регулирующих, в той или иной степени, инвестиционную деятельность.

 

 

 

 


Рис. 3.12. Механизм государственного регулирования инвестиционной

деятельности

Налоговое регулирование является важнейшим элементом государственного регулирования инвестиционной деятельности. Налоговая система осуществляет две основные функции: регулирующую и фискальную[46]. Соответственно, налоговое регулирование инвестиционного рынка заключается, с одной стороны, в стимулировании инвестиционной активности хозяйствующих субъектов и граждан, а, с другой стороны, в перераспределении доходов, получаемых от инвестиционной деятельности между инвесторами и государством. Механизм налогового стимулирования основан, прежде всего, на системе налоговых льгот, которые предоставляются инвесторам. Действующая налоговая система в Российской Федерации с принятием второй части Налогового Кодекса[47] свела к минимуму налоговые льготы, предоставляемые ранее инвесторам. Тем не менее, Кодексом предусмотрены налоговые льготы для физических лиц, осуществляющих инвестиции в строительство, приобретение жилого дома или квартиры. Сумма произведенных инвестиционных затрат вычитается из совокупного дохода гражданина, уменьшая, тем самым, налогооблагаемый доход. Также не облагаются налогом доходы граждан в сумме, направленной на погашение процентов по ипотечным кредитам. Не облагаются подоходным налогом доходы граждан от инвестиций в государственные ценные бумаги и банковские вклады в российских банках[48].

Налоговое регулирование может не только стимулировать, но и сдерживать инвестиционную деятельность. В некоторых странах Европы при намерении осуществить строительство промышленного предприятия на территории города нужно заплатить инвестиционный налог.

Финансово-кредитное регулирование заключается как в установлении финансовых параметров инвестиционного рынка, так и в оказании финансовой поддержки или прямом финансировании наиболее эффективных или социально значимых проектов.

Например, устанавливаемая государством в лице Центрального Банка ставка рефинансирования определяет уровень процентных ставок по депозитам и кредитам коммерческих банков; ставок доходности по государственным ценным бумагам. Иными словами, устанавливает «цену» капитала как инвестиционного ресурса. Высокие процентные ставки коммерческих банков, в свою очередь, сдерживают развитие кредитной системы, в частности системы ипотечного кредитования, как важнейшего источника инвестиционных ресурсов. В нашей стране достаточно высокая ставка рефинансирования Центрального Банка, что объясняется многими факторами, прежде всего экономической нестабильностью и высокой инфляцией. Однако основным направлением государственной финансовой политики является постепенное снижение ставки от 210 % в конце 1993 г. до 18 % в начале 2003 г.

Опыт стран с развитой экономикой показывает, что уровень процентных ставок является сильнейшим экономическим регулятором. Например, ставка рефинансирования, установленная Федеральной резервной системой США, в 2001 году снижалась восемь раз. Последнее снижение – с 3, 5 % до 3 % – с целью поддержания экономики и финансовых рынков произошло сразу же после терактов 11.09.2001 г. в Нью-Йорке. Одновременно были снижены процентные ставки Европейским центральным банком – с 4, 25 % до 3, 75 %. В это же время Банк Японии объявил о снижении процентных ставок с 0, 25 % до 0, 1 % [49].

Амортизационное регулирование основано на формировании единой системы возмещения инвестору первоначальной стоимости основного капитала и нематериальных активов, в создание которых были вложены инвестиции. Амортизационные отчисления, т.е. средства, начисляемые на восстановление основных фондов и нематериальных активов, являются важнейшим источником новых инвестиций. В нашей стране в последние годы доля амортизации в структуре источников инвестиций составляла около 20 %[50], в то время как в США она составляет 70 %, в Германии – 64 %, Японии –50 %[i].

Представляя собой, по сути, возврат стоимости инвестированного капитала, амортизационные отчисления включаются в расходы предприятия и по действующему законодательству выведены из-под налогообложения. Поэтому процесс начисления амортизационных средств регулируется государством. Все амортизируемое имущество распределяется по десяти амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого основные фонды или нематериальные активы служат для выполнения целей деятельности инвестора. В течение этого срока производится исчисление амортизации, которая является основным инвестиционным ресурсом предприятия.

Изменения в амортизационной политике государства в последние годы, переход от жесткого установления норм амортизации по всей номенклатуре основных фондов к установлению амортизационных групп с сокращением сроков использования основных фондов позволяют ускорить процесс возмещения инвестированного капитала и увеличить инвестиционные ресурсы предприятия.

Техническое регулирование – это установление, применение и исполнение обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. В настоящее время техническое регулирование основано, прежде всего, на техническом нормировании, инструменте государственного регулирования, который применяется во всех отраслях материального производства. Тем более важным это является применительно к такому сложному процессу, каковым является инвестиционный процесс.

С 1 января 1995 года в строительстве действует система нормативных документов[51], которая состоит из нескольких видов нормативных документов:

- строительные нормы и правила (СНиП), которые представляют собой обязательные требования и включают нормы проектирования, нормы производства работ, нормы расхода строительных материалов и ресурсов, сметные нормы и т.д.;

- свод правил по проектированию и строительству (СП) – нормативные документы, рекомендующие технические решения или процедуры и определяющие способы достижения соответствия обязательным требованиям норм, правил и стандартов;

- территориальные строительные нормы и правила (ТСН) – нормативные документы, принятые на территориальном уровне;

- стандарты.

Главная задача системы нормативных документов в строительстве – обеспечение безопасности, надежности, прочности, экономичности инвестиционной продукции, защиты прав потребителей, общества и государства.

Однако система нормативных документов, регулирующих вопросы безопасности и качества товаров, общий перечень которых достиг 60 тысяч наименований[52], перестанет действовать с 2010 года. В соответствии с Законом РФ «О техническом регулировании»[53] на смену многочисленным нормативам придут технические регламенты. Технический регламент – это документ, который принят международным договором Российской Федерации, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Одним из элементов технического регулирования в строительстве является система сертификации строительных материалов и конструкций с целью гарантирования качества строительной продукции и защиты прав потребителя.

Стандартизация осуществляется в целях повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, экологической безопасности, повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышения конкурентоспособности продукции и т.д.

Система технического регулирования включает также обязательное лицензирование проектной и строительной деятельности[54]. Лицензия – документ, выдаваемый хозяйствующему субъекту (предприятию) и удостоверяющий его право заниматься указанной в лицензии деятельностью. При получении лицензии организация должна подтвердить свое право заниматься проектной или строительной деятельностью наличием квалифицированных кадров, специального оборудования и техники, стабильностью финансового состояния и т.д.

Эффективный механизм государственного регулирования инвестиционной деятельности, основные инструменты которого мы рассмотрели выше, является неотъемлемой частью единой системы государственного регулирования рыночной экономики, целью которой является обеспечение устойчивого экономического роста государства.

Контрольные вопросы к разделу 3

и задания для самостоятельной работы:

 

1. Вспомните, что такое инвестиции, какие бывают инвестиции, в какой форме они могут осуществляться и постарайтесь ответить на следующие вопросы:

§ Предприятие приобрело лицензию на право заниматься определенной деятельностью. Являются ли затраты предприятия инвестициями?

§ Вы приобрели акции промышленной компании. Являются ли ваши затраты инвестициями?

§ Вы с друзьями решили заняться бизнесом и создать свое предприятие. В какой форме вы можете внести вклад в уставный капитал вашей фирмы?

2. Как соотносятся категории «инвестиции», «капиталообразующие инвестиции» и «капитальные вложения»?

3. Что такое инвестиционный процесс? Какими параметрами характеризуется инвестиционный процесс?

4. Какую роль играет в инвестиционном процессе фактор времени? Как отражается на общей потребности в инвестициях увеличение продолжительности строительства? Как влияет продолжительность инвестиционного процесса на степень морального износа создаваемых основных фондов?

5. Что характеризует капиталоемкость инвестиционной продукции? Как определяются показатели капиталоемкости инвестиционной продукции? Можно ли только по показателям капиталоемкости отбирать для реализации инвестиционные проекты?

6. Что показывает структура инвестиций? В каком разрезе можно рассматривать структуру инвестиций?

7. Пользуясь данными Госкомстата, заполните последнюю колонку табл. 3.1 за последний отчетный год. Сопоставляя цифры, что Вы можете сказать о тенденциях в изменении отраслевой структуры инвестиций? Изменяются ли отраслевые приоритеты в инвестиционной сфере? Считаете ли Вы эти изменения положительными? Чем, по Вашему мнению, можно объяснить незначительные суммы инвестиций, направляемые в социальную сферу – в здравоохранение, образование, культуру?

8. Используя данные Госкомстата, заполните последний столбец табл. 3.2 данными за последний отчетный год. Сопоставляя цифры, что Вы можете сказать о тенденциях в изменении технологической структуры инвестиций? Чем обусловлены эти изменения? Какие тенденции можно считать положительными?

 

Таблица 3.1






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.