Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные факторы размещения машиностроения.

Тема 5. Промышленный потенциал РФ

Топливно-энергетический комплекс. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) – сложная межотраслевая система добычи и производства топлива и энергии (электроэнергии и тепла), их транспортировки, распределения и использования. В его со­став входят:

1) топливная промышленность (нефтяная, газовая, угольная, сланцевая, торфяная);

2) электроэнергетика.

Для ТЭК характерно наличие развитой производственной инфраструктуры в виде магистральных высоковольтных линий и трубо­проводов (для транспорта сырой нефти, нефтепродуктов и природного газа), образующих единые сети.

Россия находится (по данным за 1998 г.) на первом месте в мире по до­быче природного газа, занимает третье место по добыче нефти (после США и Саудовской Аравии) и каменного угля (после КНР и США), четвёртое – по производству электроэнергии (после США, КНР и Япо­нии).

Около 9/10 запасов минерального топлива и свыше 4/5 гидроэнергии находится в восточных районах. Между тем примерно 4/5 общего количества производимого топлива и энергии потребляется в европейской части страны.

Топливная промышленность. По топливным ресурсам Россия занимает первое место в мире. Их структура в региональном разрезе характеризуется большей частью явным преобладанием угля, однако он не везде играет ведущую роль как условие развития топливной базы промышленности. В Западной Сиби­ри, Поволжье, на Северном Кавказе и Урале первостепенное значение с этой точки зрения имеют нефть и природный газ.

К настоящему времени разведанность районов европейской части страны и Западной Сибири достигает 65 - 70 % по нефти и 40 - 45 % - по газу, между тем как Восточная Сибирь и Дальний Восток разведаны только на 6 - 8 %, а шельфы морей - лишь на 1 %. Однако именно на эти труднодоступные регионы приходится около 46 % перспективных и свы­ше 50 % прогнозных ресурсов нефти и до 80 % природного газа.

В 2008 г. в целом по стране добыча нефти составила 488 млн т, естественного газа - 664 млрд м3, в том числе природного - 613 млрд м3 и нефтяного - 51, 5 млрд м3, угля - 329 млн т, в том числе для коксования - 64, 4 млн т.

Восточные районы дают около 3/4 всего угля, более 2 / 3 нефти и свыше 9/10 природного газа.

Нефтяная промышленность располагает колоссальным природно-ресурсным потенциалом. Россия исключительно богата нефтью. Запасы одной только Западной Сибири составляют 13, 8 млрд т, что сопоставимо с Ираком (13, 2 млрд т), Кувейтом (13, 1 млрд т), ОАЭ (12, 6 млрд т) и Ира­ном (12, 1 млрд т). До недавнего времени нефтяная промышленность Рос­сии развивалась весьма динамично. Максимум добычи приходится на 1988 г. - почти 570 млн т, что составляло 20 % мирового итога. Затем в связи с общей кризисной ситуацией в стране добыча нефти стала сокра­щаться, но с 2000 года уже наблюдался стабильный рост добычи достигший в 2007 году – 491 млн т.

Основные ресурсы нефти сосредоточены в Западно-Сибирской нефте-газоносной провинции. Велики запасы Волго-Уральской и Тимано-Печорской нефтегазоносных провинций. Нефть найдена и в других райо­нах России: на Северном Кавказе, в Прикаспийской низменности, на о. Сахалин, в шельфовых зонах морей.

Континентальный шельф России – крупный резерв для развития нефтяной промышленности. Его площадь составляет 6 млн км2. По про­гнозам, примерно 70 % территории шельфа перспективны для поисков нефти и газа.

Более всего изучены и освоены ресурсы Волго-Уральской нефтегазоносной провинции. Здесь находятся крупные месторождения: Ромашкинское – в Татарии, Шкаповское и Туймазинское – в Башкирии, Мухановское – в Самарской области, Яринское – в Пермской области и др.

Начиная с 1960 г. широко вовлечены в разработку ресурсы Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции. Оконтурены Шаимский, Сургутский и Нижневартовский нефтяные районы, где находятся такие крупные месторождения, как Самотлорское, Усть-Балыкское, Мегионское, Юганское, Холмогорское, Варьегонское и другие.

Открытие многочисленных новых источников жидкого топлива, перераспределение запасов между старыми и новыми районами привели к существенным сдвигам в территориальной организации нефтяной про­мышленности. В довоенное время основной нефтяной базой России были месторождения Северного Кавказа. Затем эти функции постепенно перешли к Волго-Уральскому району. Теперь на первый план выдвинулась Западная Сибирь.

Добыча нефти сосредоточена в трёх важнейших нефтегазоносных провинциях: Западно-Сибирской, Волго-Уральской и Тимано-Печорской. Вместе они дают свыше 9 / 10 всей российской нефти, в том числе на Западно-Сибирскую провинцию приходится более 2 / 3 а на Волго-Уральскую – около 1 / 4 суммарной добычи.

За сравнительно короткий период времени (начиная с 1960г.) произошел решительный сдвиг добычи нефти в сто­рону восточных районов. Теперь они дают 70 % всей нефти, причем 69, 5 % приходится на Западную Сибирь (остальное на Дальний Восток). В европейской части страны основные районы нефтедобычи – Урал (около 14 %) и Поволжье (более 10 %). Относительно мала пока доля Севера (3 %).

Основной объём транспортировки нефти осуществляется трубопроводным транспортом. К началу нового века протяжённость магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов достигла 62 тыс. км.

Трубопроводы – наиболее эффективное средство транспортировки нефти (исключая морские перевозки танкерами). В 2008 г. они перека­чали более 350 млн т нефти и нефтепродуктов, что в 2 раза превосходит их перевозки по железным дорогам. Пропускная способность нефтепро­вода диаметром 1220 мм составляет 80 - 90 млн т в год при скорости дви­жения потока нефти 10 - 12 км/ч.

В своё время формирование нефтяной базы между Волгой и Уралом намного улучшило снабжение нефтью центральных и восточных райо­нов страны. Занимая выгодное транспортно-географическое положение, Волго-Уральский район обусловил появление целой системы магист­ральных нефтепроводов, идущих как в западном, так и в восточном (до Прибайкалья) направлении. Международное значение имеет нефте­провод «Дружба» от Альметьевска через Самару - Брянск до Мозыря (Белоруссия) и далее в Польшу, Германию, Венгрию, Чехию и Словакию.

Формирование в Западной Сибири главной нефтяной базы страны из­менило ориентацию основных потоков нефти. Волго-Уральский район теперь «повёрнут» целиком на запад.

Важнейшие функции дальнейшего развития сети магистральных нефтепроводов перешли к Западной Сибири. Отсюда нефтепроводы идут:

1) на запад – Усть-Балык - Курган - Альметьевск; Нижне­вартовск - Самара; Самара - Лисичанск - Кременчуг - Херсон - Одесса (Украина); Сургут - Новополоцк (Белоруссия);

2) на юг – Шаим - Тюмень; Усть-Балык - Омск; Омск - Павло­дар - Чимкент (Казахстан);

3) на восток – Александровское - Анжеро-Судженск.

Для транспортировки нефти как на запад, так и на восток используются, кроме того, трубопроводы Волго-Уральского района восточного на­правления.

Среди других магистральных трубопроводов выделяются: Грозный - Армавир - Туапсе; Грозный - Армавир - Донбасс (нефтепродукты); Самара - Новороссийск; Гурьев (Казахстан) - Орск; Мангышлак (Ка­захстан) - Самара; Ухта - Ярославль; Оха - Комсомольск-на-Амуре.

По территории России проло­жен трубопровод для транспортировки нефти Тенгизского месторожде­ния (Казахстан) в Новороссийск. Его строительство осуществлял Кас­пийский трубопроводный консорциум (КТК) с участием Казахстана, Омана и России.

Существует проект строительства нефтепровода Ангарск - Китай. Он будет перекачивать ежегодно 25 - 30 млн т нефти, поступающей из Западной Сибири до Ангарска по железной дороге.

Развитие сети нефтепроводов стимулирует дальнейшее приближение переработки нефти к местам потребления нефтепродуктов. Размещение предприятий нефтеперерабатывающей промышленности зависит от размеров потребления нефтепродуктов в разных районах, техники переработки и транспортировки нефти, территориальных соотношений между ресурсами и местами потребления жидкого топлива.

В настоящее время насчитывается 28 предприятий по переработке нефти общей мощностью 300 млн т в год и 6 специализированных нефтемаслозаводов. В 2006 г. объём первичной переработки нефти составил 170 млн т. Исторически нефтепереработка в России приобрела «мазутное» направление, поскольку считалось, что мазут станет основным топливом для электроэнергетики. В результате доля топочного мазута составила почти 2 / 5 всех нефтепродуктов. Между тем в США этот уровень в 5 раз ниже. Отечественная промышленность извлекает из сырой нефти только 3 / 5 лёгких фракций, тогда как нефтепереработка США - 9 / 10.

Переработка нефти представлена предприятиями двух основных ти­пов: нефтеперерабатывающими заводами (НПЗ) и нефтехимическими комбинатами, или предприятиями нефтеоргсинтеза (НОС). В свою оче­редь, НПЗ различаются по мощности, технологическим схемам и другим признакам. Самые крупные НПЗ (например, Омский, Ярославский, Рязанский) имеют мощность по переработке 18 млн т нефти в год.

Считается, что для стабильного обеспечения страны моторным топли­вом в перспективе необходимы объёмы нефтепереработки на уровне не менее 190 - 220 млн т в год с увеличением глубины переработки нефти до 73 - 75 % к 2003 г. и до 82 - 84 % к концу 2010 г.

В процессе развития нефтеперерабатывающая промышленность при­близилась к районам потребления нефтепродуктов. Её предприятия воз­никли на пути следования сырой нефти по Волге (Волгоград, Саратов, Нижний Новгород, Ярославль), вдоль трасс и на концах нефтепроводов (Туапсе, Орск, Рязань, Москва, Кириши, Омск, Ачинск, Ангарск, Комсомольск-на-Амуре), а также в пунктах с выгодным транспортно-географическим положением (Хабаровск).

Однако до сих пор значительное количество нефти перерабатывается в местах её добычи: на территории между Волгой и Уралом (Уфа, Салават, Саратов, Самара, Новокуйбышевск, Пермь), в Северном районе (Ухта), на Северном Кавказе (Грозный, Краснодар).

Газовая промышленность – самая молодая и быстро прогрессирующая отрасль топливной промышленности России. Она обеспечивает по­требителей удобным и дешёвым топливом, служит источником ценного и экономически выгодного сырья для производства синтетических мате­риалов и минеральных удобрений. В 2008 г. добыча естественного газа составила 664 млрд м3, в том числе природного - 614 млрдм3 и попут­ного нефтяного – 51, 5 млрд м3.

В России насчитывается 48 трлн м3, или свыше 2 / 5 мировых разведан­ных запасов природного газа. Основнаяих масса сосредоточена в Запад­ной Сибири.

Потенциальные запасы природного газа в России оцениваются вели­чиной порядка 150 - 160 трлн м3, разведанные по категориям А + В + C1 составляют 44, 8 трлн м3, из них на европейскую часть приходится только 5, 2 трлн м3, или 11, 6 %, а на восточные райо­ны - 30, 6 трлн м3, или 84, 4 %. Запасы на шельфе внутренних морей - около 200 млрд м3, или 0, 5 %.

Особенно выделяется Западная Сибирь, где расположены многие крупнейшие месторождения (Уренгойское, Ямбургское, Заполярное, Медвежье и др.). Промышленные запасы природного газа составляют здесь 14 трлн м3, или более 60 % всех ресурсов страны.

Велики запасы природного газа в Северном районе (Вуктылское месторождение) и на Урале (Оренбургское месторождение).

Ресурсы природного газа обнаружены также в Прикаспийской впади­не на территории Нижнего Поволжья. Здесь в последнее время открыт ряд газоконденсатных и нефтяных месторождений. Наиболее значитель­ное – Астраханское газоконденсатное месторождение.

Обращает на себя внимание высокая степень территориальной кон­центрации ресурсов природного газа. Только пять месторождений – Уренгойское, Ямбургское, Заполярное, Оренбургское и Медвежье – со­средоточивают около 1/2 всех промышленных запасов.

В связи с такой спецификой ресурсов добыча «голубого» топлива от­личается высокой концентрацией и ориентирована на районы с наиболее крупными и выгодными по условиям эксплуатации месторождениями.

Другая особенность заключается в динамичности размещения произ­водства, что можно объяснить быстрым расширением границ распрост­ранения выявленных ресурсов природного газа, а также сравнительной лёгкостью и дешевизной вовлечения их в разработку. За короткий срок главные центры по добыче газа переместились из Поволжья и Северного Кавказа на Урал и в Северный район. Затем развернулось массовое вов­лечение в оборот ресурсов природного газа Западной Сибири.

Произошел заметный сдвиг газовой промышленности в восточные районы. Главной базой страны по добыче природного газа стала Запад­ная Сибирь. Она даёт более 9/10 всего газа в стране.

В европейской части формируется новая база по добыче природного газа в пределах Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции. На ос­нове вовлечения в оборот Оренбургского газоконденсатного месторожде­ния сложился мощный газохимический комплекс. Развернута промыш­ленная эксплуатация месторождений Прикаспийской низменности с целью создания на этой базе крупномасштабного газохимического комп­лекса. Формируется промышленный узел по добыче и переработке газа и конденсата, а также по производству серы благодаря освоению Астра­ханского газоконденсатного месторождения.

В европейской части России относительно крупная добыча природно­го газа приходится на Урал (5 % суммарной добычи в стране). Доля других районов невелика: Поволжье - 1 %, Север - 0, 5 % и Северный Кавказ - 0, 5 %.

Специфика газовой промышленности состоит в том, что природный газ, в отличие от твёрдого и жидкого топлива, должен сразу направляться непосредственно к потребителям. Поэтому добыча, транспортировка и потребление газа представляют собой тесно связанные друг с другом звенья единого процесса.

Подача значительных объёмов газа на всё большие расстояния, осо­бенно в связи с освоением месторождений Западной Сибири, зависит от диаметра и качества труб, а также рабочего давления. У нас впервые в мировой практике были использованы трубы диаметром 1220 и 1420мм, пропускная способность которых при давлении 75 атм достигает соответ­ственно 20 - 22 и 30 - 32 млрд м3 в год. В перспективе предусмотрено строительство газопроводов, диаметр труб которых составит 1620 мм, рабочее давление 120 атм, что позволит увеличить пропускную способ­ность до 66 млрд м3 в год. Для создания таких магистралей потребуются многослойные трубы, обеспечивающие прогресс транспорта природного газа.

В настоящее время в основном сложилась Единая система газоснаб­жения (ЕСГ) страны, включающая сотни разрабатываемых месторожде­ний, разветвлённую сеть газопроводов, компрессорных станций, про­мысловых установок комплексной подготовки газа, подземных храни­лищ газа и других сооружений. В 1998 г. протяжённость магистральных газопроводов достигла 152 тыс. км. Функционируют следующие систе­мы газоснабжения: Центральная, Поволжская, Уральская, многониточ­ная система Сибирь – Центр.

Расширение сети газопроводов достигнуто в основном путём освоения месторождений Западной Сибири. В дополнение к четырём магистралям Сибирь - Центр, введённым в эксплуатацию к началу 80-х годов, соору­жены ещё пять мощных газопроводов диаметром 1420 мм: Уренгой - Москва, Уренгой - Грязовец, Уренгой - Елец, Уренгой - Петровск, Уренгой - Ужгород (Украина). Начато строительство шести новых мощных газопроводов от Ямбургского месторождения в центральные районы европейской части и до западной границы страны.

Рост добычи природного газа в Западной Сибири способствует увели­чению его экспорта. В настоящее время функционируют газопроводы, по которым газ поступает в Венгрию, Чехию, Словакию, Польшу, Болга­рию и Румынию. Природный газ экспортируется также в Австрию, Гер­манию, Италию, Францию и Финляндию.

Действует газопровод экспортного назначения Уренгой - Помары -Ужгород, газопровод «Прогресс» (Ямбург – Западная гра­ница). К настоящему времени проведены все согласования и подписаны все документы о строительстве двух веток газопровода (Северный и Южный поток) в обход Украины.

Промышленность потребляет свыше 4 / 5 всего газа (главным образом для энергетических и технологических целей). Остальное количество идёт на удовлетворение коммунальных нужд.

Потребление природного газа населением носит в известной мере се­зонный характер. Но транспортировка его осуществляется равномерно на протяжении года. В связи с этим большое значение приобретает со­здание подземных хранилищ газа.

Кроме природного газа Россия богата попутным нефтяным газом, тер­риториально связанным с источниками жидкого топлива. Попутный газ представляет собой ценное сырьё для промышленности органического синтеза (в частности, для производства синтетического каучука). Для его переработки создана сеть газобензиновых заводов между Волгой и Уралом (Туймазы, Шкапово, Альметьевск, Отрадное), на Северном Кав­казе (Краснодар, Грозный). По сравнению с природным газом примене­ние попутного нефтяного газа ограничено в основном районами добычи.

Добыча попутного газа достигла значительной величины. Однако не­мало этого ценного и дешёвого сырья пока ещё пропадает: сжигается в факелах и выбрасывается в атмосферу. В перспективе степень использо­вания попутного газа должна возрасти до 90 %. Созданы новые газобен­зиновые заводы в Западной Сибири (Нижневартовск, Правдинск).

Всё более заметную роль играет использование газового конденсата. Кроме Оренбургского комплекса функционирует Астраханский комп­лекс по переработке высокосернистого газа.

Для некоторых районов страны одним из резервов газообразного топ­лива служит газификация угля и сланцев. Подземная газификация угля осуществляется в Кузбассе (Киселёвск) и Подмосковном бассейне (Тула). В Северо-Западном районе производится газификация сланцев.

В перспективе намечено освоение новых ресурсов природного газа на п-ове Ямал, в Баренцевом море и на шельфе о. Сахалин. В частности, на Ямале должна начаться разработка Бованенковского и Харасавейского газовых, Заполярного, Ен-Яхинского и Песцовского газоконденсатных месторождений.

Запасы природного газа Ямала оцениваются в 16, 6 трлн м3. Расчёты показывают, что ежегодная добыча может составить здесь около 200 млрд м3.

Газ по системе 6-ниточных трубопроводов диаметром по 1 420 мм каж­дый пойдёт в направлении центральных районов, а дальше - в страны ближнего и дальнего зарубежья. Предполагается, что на западноевро­пейский рынок будет поступать около 35 млрд м3 газа в год.

Не исключен вариант создания на Ямале мощного комплекса пред­приятий по сжижению газа, который будет поступать к отечественным и зарубежным потребителям при помощи танкеров-метановозов.

В европейской части большинство производственных объектов по до­быче газа вышли на завершающие стадии разработки месторождений. Однако и здесь имеются ещё значительные резервы.

Особый интерес представляет Штокмановское месторождение, распо­ложенное на шельфе Баренцева моря. Его геологические запасы оцени­ваются в 3 трлн м3, а потенциал ежегодной добычи - в 50 млрд м3. Осо­бенности месторождения - удалённость от материка, большая глубина моря и сложные ледовые условия - вызывают необходимость использо­вания принципиально новых в техническом отношении платформ для добычи. Как и на Ямале, подача газа к потребителям может осуществ­ляться по трубопроводам или в сжиженном виде танкерами.

Весьма существенное значение принадлежит международным проек­там строительства трубопроводов и экспорта природного газа из России, с одной стороны, в Турцию, с другой - в Китай. «Западный» проект предполагает создание газопровода «Голубой поток» по маршруту Изо­бильное (Ставропольский край) - Чёрное море - Анкара. Почти 400 км этого газопровода от Джубги до Самсуна ( 1 / 3 общей протяжённости) пройдёт по дну Чёрного моря (на глубине до 2200 м). Ежегодные поставки газа намечено постепенно увеличивать с 8 млрд м3 в 2000 г. до 30 млрд м3 в 2012 г.

«Восточный» проект имеет в виду сооружение трубопровода и экспорт газа в Китай на основе освоения гигантского Ковытинского газоконденсатного месторождения (извлекаемые запасы 870 млрд м3) в Иркутской обл. Предполагается, что ежегодно в Китай будет поступать около 20 млрд м3 газа.

Угольная промышленность значительно превосходит все остальные отрасли топливной промышленности по численности рабочих и стоимос­ти производственных основных фондов.

Общие геологические запасы угля в стране составляют 6421 млрд т, из них кондиционные - 5334 млрд т.

Угольные ресурсы дифференцируются по разным признакам, среди которых в первую очередь следует выделить глубину залегания, степень метаморфизма и характер географического распространения.

Весьма существенно, что более 1 / 2 запасов расположено на глубине до 300 м, 1/3 - на глубине 300 - 600 м и свыше 1 / 10 - на глубине 600 - 1800 м.

Почти 1/2 запасов каменных и 2 / 3 бурых углей находятся в зоне глу­бин до 300 м.

В разных районах запасы по зонам глубин распределяются далеко не одинаково. Ближе всего к поверхности залегают угли Урала, Сибири и Дальнего Востока. Наиболее глубокое залегание угля характерно для европейской части России.

С точки зрения метаморфизма, определяющего качество топлива, его тепловой коэффициент, спекаемость (способность давать металлургиче­ский кокс), выход летучих веществ и т. д., на территории страны пред­ставлена вся известная гамма углей – от бурых землистых до каменных графитизированных. Господствующими являются каменные угли: они составляют 4395 млрд т, или свыше 2/3 общих запасов.

Пропорции между каменными и бурыми углями имеют заметные тер­риториальные различия. В европейской части, например, явно преобла­дают каменные угли (4/5 всех запасов), на Урале, наоборот, бурых углей гораздо больше, чем каменных, а в Сибири бурых углей в 4 раза меньше по сравнению с каменными.

Среди каменных углей 373 млрд т, или около 1 / 10их запасов, прихо­дится на технологическое топливо – коксующиеся угли, основными ис­точниками которых служат Кузнецкий, Печорский и Южно-Якутский бассейны. Качественный состав ресурсов отражается в структуре добычи, где 2/3 занимают каменные угли, из них свыше 1/5 – коксующиеся.

Из общих геологических запасов угля в стране 95 % приходится на восточные районы, в том числе более 60 % – на Сибирь. В целом выявленные ресурсы угля размещены по территории России более дисперсно, чем нефть и природный газ. В то же время основнаяих масса сосредо­точена в нескольких крупнейших бассейнах. Например, Тунгусский (2299 млрд т), Ленский (1647 млрд т), Канско-Ачинский (638 млрд т) и Кузнецкий (637 млрд т) бассейны имеют 4/5общих балансовых запасов угля в стране. На Печорский бассейн (265 млрд т) – самый крупный в европейской части – приходится только 3, 5% балансовых запасов.

Среди отраслей ТЭК угольная промышленность находится в наиболее кризисном состоянии. Добыча угля в 2008 г. составила 329 млн т (что практически соответствует максимальному уровню добычи в 1988 г.), из них для коксования – 64, 4 млн т.

В целом по стране на уголь приходится только 14 % суммарной добы­чи минерального топлива. Между тем его доля в топливном балансе мира составляет 28 - 30 %, США и Германии - 55 и 60 % соответственно. Но в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, где ресурсы нефти и газа сравнительно ограничены, уголь занимает до 90 % котельно-печного топлива.

Тенденция состоит в том, чтобы осуществить структурную перестрой­ку угольной промышленности: снизить издержки на добычу, сократить число бесперспективных предприятий с одновременным увеличением мощностей на действующих эффективных предприятиях и созданием за­дела на перспективных месторождениях.

В развитии угольной промышленности России произошёл явный сдвиг добычи в восточные районы. В настоящее время они дают 4/5 всего угля в стране, характеризуясь значительным преобладанием добычи над потреблением. В европейской части и на Урале, где интенсивность освоения угольных ресурсов много больше, напротив, добыча уступает потреблению. В результате неизбежны массовые железнодорожные пере­возки угля в направлении восток - запад, которые в перспективе станут ещё значительнее.

Изменения в географии добычи угля шли по двум направлениям. Попутно с созданием угольных баз межрайонного значения широкий размах приобрела добыча местных углей. Это дало возможность вовлечь в разработку новые источники топлива и одновременно приблизить добычу угля к районам его потребления.

Роль того или иного угольного бассейна в территориальном разделе­нии труда зависит от количества и качества ресурсов, степени и подго­товленности для промышленной эксплуатации, размеров добычи, особенностей транспортно-географического положения. По совокупности этих условий резко выделяются межрайонные угольные базы – Кузнецкий и Печорский бассейны, а также восточная часть Донецкого бассей­на, относящаяся к России (Ростовская обл.). К числу формирующихся угольных баз межрайонного значения принадлежат Канско-Ачинский и Южно-Якутский бассейны.

Другой важнейший признак бассейнов межрайонного значения (за исключением российской части Донецкого и Канско-Ачинского) – добыча коксующихся углей. В результате каждый из них участвует в создании и развитии металлургических баз России.

Особенно велика роль двух «кочегарок» – Кузнецкого и Печорского бассейнов. Печорский бассейн (объём добычи - 18, 5 млн т) – самый крупный по запасам в европейской части страны. В связи с тем, что на территории России осталась только относительно небольшая восточная часть Донбасса (10, 9 млн т) с добычей энергетических углей, в том числе антрацитов, значение Печорского бассейна заметно возросло. Особый интерес представляют здесь коксующиеся угли, на ко­торые приходится ¾ общего объёма добычи. Они сосредоточены в север­ной части бассейна на Воркутинском и Воргашорском месторождениях, где действует самая мощная угольная шахта в европейской части – Воргашорская. Добыча энергетических углей ведётся главным образом в южной части бассейна на Интинском месторождении.

В восточных районах функции главной угольной базы выполняет Кузбасс, который во всех отношениях – по запасам и качеству углей, разнообразию их марочного состава, горно-геологическим условиям, объёмам и технико-экономическим показателям добычи – значительно превосходит Печорский бассейн.

Кузбасс отличается наиболее высокой степенью изученности и осво­енности среди угольных бассейнов восточных районов России. По мас­штабам добычи лидирует в стране с большим отрывом. В 2008 г. он дал почти 160 млн т угля, из которых 1/3 добывается открытым спосо­бом. В 2008 года здесь было добыто 97, 6 млн т, или около 2/5 всего угля в стране.

Добыча в бассейне характеризуется высоким уровнем производствен­ной концентрации. Средняя добыча на одну шахту достигает почти 1, 5 млн т в год. Здесь действует самая крупная в России угольная шахта Распадская (мощность 7, 5 млн т). Ещё значительнее по объёму добычи угольные разрезы, среди которых выделяются Ерунаковский и Томусинский.

В северных угленосных районах Кузбасса (Анжеро-Судженском и Кемеровском) добыча осуществляется только подземным способом, в центральных (Бачатском, Веловском, Осиновском, Прокопьевско-Киселевском) и южных (Байдаевском, Распадском, Томусинском) наряду с подземным практикуется и открытый способ. Шахты специализируются на добыче разных марок угля, особенно коксующихся. Для разрезов ти­пична добыча энергетических углей. На ряде шахт бассейна использует­ся прогрессивная технология добычи – гидравлическая, благодаря чему производительность труда возрастает в 1, 5 - 2 раза по сравнению с обыч­ной механической добычей.

Открытая добыча угля в России составляет свыше 3/5 общего объёма. В восточных районах она целиком охватила Канско-Ачинский и Южно-Якутский, частично – Кузнецкий и Иркутский бассейны. На территории европейской части открытым способом уголь добывают на место­рождениях Урала (Кумертау, Копейск), частично – в Подмосковном бассейне.

Освоение угольных ресурсов восточных районов страны создаёт весь­ма благоприятные предпосылки для развития мощных топливно-энерге­тических баз как основы промышленных комплексов, специализирую­щихся на энергоёмких производствах с передачей избытка электроэнер­гии в европейскую часть. В перспективе продолжится формирование Канско-Ачинского и Южно-Якутского топливно-энергетических комплексов.

Канско-Ачинский бассейн обладает потенциальными возможностями открытой добычи только по минимальному варианту долгосрочного про­гноза в объёме 250 млн т бурого угля в год. Здесь действуют Ирша-Бородинский и Назаровский разрезы, вошла в строй первая очередь Березов­ского разреза.

Эти разрезы служат базой мощных тепловых электростанций. Соору­жается разрез «Бородинский-2».

Канско-Ачинский уголь (объём добычи - 34, 4 млн т) – са­мый дешёвый в стране. Приведённые затраты на его добычу в 2 раза меньше, чем кузнецкого. Однако относительно низкая теплотворная способность ограничивает возможности транспорта углей Канско-Ачинского бассейна на дальние расстояния. Поэтому признано целесообраз­ным использовать их на месте для производства в массовом количестве электроэнергии, а также для энерготехнологической переработки с целью получения транспортабельного твёрдого и синтетического жидко­го топлива.

Для увеличения добычи угля в восточных районах намечено ускорить освоение ресурсов Южно-Якутского угольного бассейна, который распо­лагает значительными запасами не только энергетического, но и техно­логического топлива высокого качества. Здесь сооружены крупный Нерюнгринский разрез и одноименная тепловая электростанция.

В соответствии с энергетической стратегией России добыча угля будет снижалась вплоть до 2005 г., причём особенно быстро в районах европей­ской части страны. Увеличение добычи началось в последующее время на разрезах Кузнецкого и Канско-Ачинского бассейнов для снабжения прежде всего Сибири и Урала при всё большем замыкании остальных бассейнов и месторождений на обеспечении углём преимущественно местных потребностей.

Главным приоритетом в добыче минерального топлива остаётся при­родный газ, обеспечивающий свыше 1/2 суммарного производства пер­вичных энергоресурсов в стране. Это будет достигнуто за счёт освоения крупнейшего Заполярного месторождения, других крупных место­рождений Западной Сибири при максимальном использовании средних и даже мелких месторождений в освоенных газодобывающих районах или расположенных в непосредственной близости от потребителей.

Условия теплоснабжения европейской части (вместе с Уралом) и вос­точных районов весьма различны. Европейская часть потребляет 4/5 всего топлива в стране. Между тем возможности освоения топливных ресурсов и технико-экономические показатели их эксплуатации здесь гораздо хуже по сравнению с восточными районами.

Топливоснабжение европейской части долго основывалось главным образом на донецком и печорском углях, а также на местном топливе (уголь худших сортов, торф, сланцы). Сейчас твёрдое топливо в значи­тельной степени заменено природным газом и нефтью (мазутом). Нефть и газ преобладают в топливном балансе Поволжья, Урала и Северного Кавказа, а газ – Центрального и некоторых других районов.

В дальнейшем дефицит топлива возрастет ещё больше. Поэтому перс­пективы топливоснабжения здесь связаны прежде всего с получением дешёвого топлива, особенно природного газа, из восточных районов. Вместе с тем необходимы максимальная мобилизация собственных ре­сурсов, ограничение масштабов энергоёмких производств и всемерное развитие энергосберегающей технологии.

Электроэнергетика. Развитие электроэнергетики России основывается на следующих принципах:

1) концентрация производства электроэнергии путём строительства крупных районных электростанций, использующих дешёвое топливо и гидроэнергоресурсы;

2) комбинированное производство электроэнергии и тепла для тепло­фикации городов и индустриальных центров;

3) широкое освоение гидроэнергоресурсов с учётом комплексного ре­шения задач электроэнергетики, транспорта, водоснабжения, иррига­ции и рыбоводства;

4) развитие атомной энергетики, особенно в районах с напряжённым топливно-энергетическим балансом;

5) учёт экологических требований при создании объектов электроэнергетики;

6) создание энергосистем, формирующих единую высоковольтную сеть страны.

Электроэнергетика, наряду с газовой промышленностью, принадлежит к отраслям ТЭК, сохранившим стабильность развития. По общему объёму производства электроэнергии Россия уступает США в 4 раза. В то же вре­мя она даёт электроэнергии столько, сколько Германия и Великобритания вместе взятые. В 2008 г. производство электроэнергии составило 1040, 4 млрд кВт-ч, в том числе на тепловых электростанциях - 710, гидроэлектрос­танциях - 167 и атомных электростанциях - 163 млрд кВт - ч.

Размещение электроэнергетики в целом зависит от двух основных факторов: топливно-энёргетических ресурсов и потребителей электро­энергии. До появления высоковольтного электронного транспорта элек­троэнергетика ориентировалась главным образом на потребителей, ис­пользуя привозное топливо. Зависимость электроэнергетики от разме­щения основных потребителей сказывается и в настоящее время. Наибольшее количество электроэнергии дают такие развитые в индуст­риальном отношении районы, как Центральный и Уральский. Однако возможность создания высоковольтных линий значительной протяжён­ности освобождает электроэнергетику от одностороннего влияния потре­бительского фактора. Возникли межрайонные связи по «ввозу» и «выво­зу» электроэнергии. Возрастает роль топливно-энергетического фактора в размещении электростанций.

По степени обеспеченности потенциальными топливно-энергетическими ресурсами все экономические районы можно условно разделить на три группы:

1) с наиболее высокой степенью обеспеченности топливно-энергетическими ресурсами – Дальний Восток, Восточная Сибирь, а также Запад­ная Сибирь;

2) с относительно высокой степенью обеспеченности топливно-энергетическими ресурсами – Север и Северный Кавказ;

3) с низкой степенью обеспеченности топливно-энергетическими ресурсами – центральные районы европейской части, Северо-Запад, По­волжье и Урал.

В электроэнергетике сложилась тенденция строительства мощных тепловых электростанций на дешёвом топливе, атомных электростанций, а также экономичных гидроэлектростанций. Более чётким стало разделение труда между районами. Так, в европейской части прирост производства электроэнергии до недавнего времени достигался преиму­щественно на атомных и гидравлических (в том числе гидроаккумулирующих) электростанциях. Строительство новых конденсационных теп­ловых электростанций здесь фактически прекращено, но действующие их мощности расширяются в связи с ограничением развития атомной энергетики.

Основные в составе электроэнергетики – тепловые электростанции (без атомных). Они производят свыше 2/3 всей электроэнергии. Среди тепловых электростанций можно различать конденсационные (КЭС) и теплоэлектроцентрали (ТЭЦ). В свою очередь, по виду используемой энергии имеются установки, работающие на традиционном органиче­ском топливе (уголь, мазут, природный газ, торф), атомные электростан­ции (АЭС) и геотермические электростанции (ГТЭС). По характеру обслуживания потребителей тепловые электростанции бывают районны­ми – начиная с плана ГОЭЛРО, государственные районные электриче­ские станции (ГРЭС) – и центральными (расположенными вблизи цент­ра энергетических нагрузок). Гидравлические установки представлены гидроэлектростанциями (ГЭС), гидроаккумулирующими электростан­циями (ГАЭС) и приливными электростанциями (ПЭС). По признаку взаимодействия все электростанции делятся на системные и изолирован­ные (работающие вне энергосистем).

Одна из главных тенденций развития отечественной электроэнергети­ки – создание мощных тепловых электростанций преимущественно на дешёвом твёрдом топливе. Особенно велико значение угля открытой до­бычи.

Первостепенную роль среди тепловых установок играют конденсаци­онные электростанции (КЭС). Тяготея одновременно к источникам топлива и к местам потребления электроэнергии, они обладают самым широким распространением.

Самые крупные тепловые электростанции (по 2 млн кВт и более каж­дая) расположены в Центральном районе - Конаковская и Костромская ГРЭС, в Поволжье - Заинская ГРЭС, на Урале - Ириклинская, Перм­ская, Рефтинская и Троицкая ГРЭС, в Западной Сибири - Сургутская ГРЭС, в Восточной Сибири - Назаровская ГРЭС. Особенно выделяются своими размерами такие ГРЭС, как Рефтинская (3, 8 млн кВт) и Костром­ская (3, 6 млн кВт). Ряд тепловых электростанций действует на углях от­крытой добычи: Канско-Ачинском –Березовская ГРЭС-1 (проектная мощность 6, 4 млн кВт), Южноякутском – Нерюнгринская ГРЭС, Забай­кальском – Харанорская и Гусиноозёрская ГРЭС, а также на попутном газе – Сургутские ГРЭС-1 и 2. Продолжается сооружение новых ГРЭС: Нижневартовской и Уренгойской (Западная Сибирь), Берёзовской-2 (Восточная Сибирь).

Ориентация КЭС на топливные базы эффективна при наличии ресур­сов дешёвого и нетранспортабельного топлива, например бурого угля от­крытой добычи (типа канско-ачинского), торфа и сланцев. Топливный вариант размещения характерен и для КЭС, работающих на мазуте. Такого рода электростанции обычно связаны с районами и центрами нефтеперерабатывающей промышленности. В противоположность этому КЭС, использующие высококалорийное топливо, которое выдерживает дальние перевозки, большей частью тяготеют к местам потребления электроэнергии.

Теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), в отличие от КЭС, привязаны только к потребителям, так как радиус передачи тепла (пара, горячей воды) не­велик (максимум – 15 - 20 км).

ТЭЦ представляет собой установку по комбинированному производст­ву электроэнергии и тепла, в связи с чем коэффициент полезного исполь­зования топлива повышается до 70 % против 30 - 35 % на КЭС. Макси­мальная мощность ТЭЦ меньше, чем КЭС, но на некоторых из них уже превышен рубеж 1 млн кВт (ТЭЦ-21, 22 и 23 Мосэнерго и Нижнекам­ская ТЭЦ).

В последнее время среди тепловых электростанций появились уста­новки принципиально новых типов:

1) газотурбинные электростанции (ГТ), где вместо паровых действуют газовые турбины на жидком или газообразном топливе, что в основном снимает проблему водоснабжения и тем самым повышает значение дефи­цитных по воде районов для их размещения;

2) парогазотурбинные установки (ПГУ), в которых тепло отработав­ших газов используется для подогрева воды с целью получения пара низ­кого давления в парогенераторах;

3) магнитогидродинамические генераторы (МГД-генераторы) для не­посредственного преобразования тепловой энергии в электрическую.

Газотурбинные установки действуют или готовятся к вводу в эксплуатацию на Краснодарской и Шатурской ГРЭС, парогазотурбинные – на Невинномысской и Кармановской ГРЭС (800 тыс. кВт), МГД-генераторы – на ТЭЦ-2 Мосэнерго и Рязанской ГРЭС (580 тыс. кВт).

Атомные электростанции используют в высшей степени транспор­табельное топливо. При расходе 1 кг урана (235 U) выделяется тепло, эквивалентное сжиганию 2, 5 тыс. т лучшего угля. Эта характерная особенность совершенно исключает зависимость АЭС от топливно-энергетического фактора и обеспечивает наибольшую маневренность размещения. Атомные электростанции ориентированы на потребителей, расположенных в районах с напряжённым топливно-энергетическим балансом или там, где выявленные ресурсы минерального топлива и гид­роэнергии ограничены.

Россия имеет приоритет в мирном использовании атомной энергии. В 1954 г. вступила в строй первая опытная Обнинская АЭС (Центральный район). Сейчас в стране действует 10 атомных электростанций, на которых установлено 34 ядерных реактора суммарной мощностью более 21 млн кВт. По объёму производства электроэнергии на АЭС Россия уступает США, Франции и Японии, причём США - в 2, 5 раза.

АЭС были сооружены преимущественно в наиболее густонаселённых районах европейской части. Некоторые из них появились в уязвимых с экологической точки зрения местах, например в верховьях ряда рек. Это вызывает негативное отношение общественности к развитию атомной энергетики, резко усилившееся после чернобыльской аварии.

При правильной эксплуатации АЭС – наиболее экологически чистые источники энергии. По сравнению с обычными тепловыми электростан­циями они требуют в тысячи раз меньше воздуха для разбавления вы­бросов (в основном инертных газов) до допустимых концентраций(в рас­чёте на единицу вырабатываемой электроэнергии). Их функционирова­ние не приводит к возникновению «парникового» эффекта, который является главным образом следствием массового использования органи­ческого топлива (угля, нефти, газа), особенно на тепловых электростан­циях.

У нас в стране на долю АЭС приходится немногим более 1/10, тогда как в США - 1/5, ФРГ - свыше 1 / 3, а во Франции - более 2 / 3 общего количества производимой электроэнергии.

На территории европейской части страны действуют мощные АЭС; в Центральном районе – Калининская (2 млн кВт) и Смоленская (3 млн кВт), в Центрально-Черноземном районе – Нововоронежская (2, 5 млн кВт) и Курская (4 млн кВт), на Северо-Западе – Ленинградская (4 млн кВт), на Севере – Кольская (1, 8 млн кВт), в Поволжье – Балаковская (3 млн кВт), на Урале – Белоярская (860 тыс. кВт), на Юге – Волгодонская (1, 8 млн кВт). В восточ­ных районах сооружена Билибинская АТЭЦ.

Почти вся атомная энергетика в настоящее время использует реакто­ры на медленных нейтронах. Первая в России атомная электростанция с реактором на быстрых нейтронах (БН) действует на Урале – Белоярская АЭС, с реактором мощностью 600 тыс. кВт (БН-600).

На АЭС нашей страны применяются реакторы в основном двух типов: водо-водяные энергетические реакторы (ВВЭР) мощностью по 440 и 1000 тыс. кВт (ВВЭР-440 и ВВЭР-1000) и реакторы большой мощности, канальные (РБМК) мощностью по 1000 тыс. кВт (РБМК-1000). Всего действуют 6 энергоблоков с реакторами ВВЭР-1000 (первый из них был установлен на Нововоронежской АЭС) и 11 энергоблоков с реакторами РБМК-1000, которыми оснащены Ленинградская, Курская и Смолен­ская АЭС. После чернобыльской аварии намечен вывод из эксплуатации реакторов РБМК с заменойих более безопасными.

Геотермические электростанции, в основе работы которых лежит освоение глубинного тепла земных недр, принципиально напоминают ТЭЦ, но в противоположность последним связаны не с потребителями, а с источниками энергии. В России первая ГТЭС – Паужетская (11 тыс. кВт) – сооружена на Камчатке. Там же начато строительство Мутновской ГТЭС (150 - 200 тыс. кВт).

Гидроэлектростанции – весьма эффективные источники электро­энергии. Они используют возобновимые ресурсы, что позволяет сокра­щать перевозки и экономить минеральное топливо (на кВт - ч расходует­ся около 0, 4 кг условного топлива), обладают простотой управления и очень высоким коэффициентом полезного действия (более 80 %). По этим причинам гидроэлектростанции производят электроэнергию бо­лее дешёвую, чем тепловые установки; её себестоимость в 5 - 6 раз ниже.

Характер реки, её режим и другие условия определяют тип ГЭС. В горных районах, например, обычно встречаются высоконапорные гид­роэлектростанции, иногда деривационного типа, т.е. с отводными каналами (или трубами) более крутого уклона, чем в реке, что создаёт необхо­димое падение. На равнинных реках действуют только приплотинные (а такжеих разновидность – совмещённые) ГЭС с меньшим напором, но с гораздо более значительным расходом воды.

В России самые мощные ГЭС созданы на Волге и Каме, Ангаре и Ени­сее, Оби и Иртыше и других преимущественно равнинных реках. Здесь формируются крупнейшие в мире гидроэнергетические каскады.

В составе Волжско-Камского каскада действуют такие мощные гидроэлектростанции, как Самарская (2, 5 млн кВт), Волгоградская (2, 3 млн кВт), Саратовская (1, 4 млн кВт), Чебоксарская (1, 4 млн кВт), Боткинская (1 млн кВт) и др. общей мощностью 11, 5 млн кВт.

Волжско-Камский и другие каскады гидроэлектростанций на реках европейской части страны находятся в пределах районов с огромным промышленным потенциалом, и их значение состоит прежде всего в том, чтобы свести к минимуму имеющийся здесь дефицит электроэнергии. Однако массовое строительство ГЭС на равнинных реках в европейской части повлекло за собой ряд негативных явлений, связанных главным образом с возникновением крупных водохранилищ, что сопровождалось изъятием из сельскохозяйственного оборота ценных земель, переносом населённых пунктов, нарушением экологического равновесия.

Гидроэлектростанции восточных районов призваны играть пионер­ную роль в развитии производительных сил. На их основе формируются промышленные комплексы, специализирующиеся на энергоёмких про­изводствах.

В восточных районах, особенно в Сибири, сосредоточены наиболее эффективные по технико-экономическим показателям ресурсы гидро­энергии. Об этом можно судить на примере Ангаро-Енисейского каскада, в составе которого находятся самые крупные в стране гидроэлектростанции: Саяно-Шушенская (6, 4 млн кВт), Красноярская (6 млн кВт), Брат­ская (4, 6 млн кВт), Усть-Илимская (4, 3 млн кВт). Сооружается Богучанская ГЭС (4 млн кВт). Общая мощность каскада в настоящее время – около 22 млн кВт.

Гидроаккумулирующие электростанции способны успешно решать: «проблему пика», обеспечивая необходимую маневренность в использовании мощностей энергетических систем. ГАЭС как источники пиковой, мощности независимы от естественных колебаний речного стока. Кроме того, в отличие от ГЭС, их строительство вызывает значительно меньшее затопление земельных площадей под водохранилища.

В эксплуатацию введена Загорская ГАЭС (1, 2 млн кВт). Развёрнуто строительство Центральной ГАЭС (3, 6 млн кВт).

Приливные электростанции используют энергию напора, который создаётся между морем и отсеченным от него заливом (бассейном) во вре­мя прилива (и в обратном направлении при отливе).

В настоящее время в России действует опытная Кислогубская ПЭС (1, 2 тыс. кВт) у северного побережья Кольского п-ова, разрабатываются проекты Лумбовской (320 тыс. кВт) на побережье Кольского п-ова с отсе­чением залива площадью 70 км2, Мезенской (1, 3 млн кВт) и Кулойской (0, 5 млн кВт), бассейны которых будут образованы плотинами в Мезен­ской губе Белого моря, и, наконец. Беломорской ПЭС (14 млн кВт) с гигантской плотиной, отсекающей всю мелководную часть Мезенской гу­бы. Изучается вопрос о строительстве Тугурской ПЭС (8 млн кВт) в зали­ве Охотского моря.

Важнейшая тенденция развития электроэнергетики – объединение электростанций в энергосистемах, которые осуществляют производст­во, передачу и распределение электроэнергии между потребителями. Энергосистема представляет собой взаимообусловленное (в пределах той или иной территории) сочетание электростанций разных типов, работающих на общую нагрузку.

При совместной работе в энергосистеме для каждой электростанции имеется возможность выбрать наиболее экономичный режим нагрузки, который соответствует её особенностям. Например, мощные КЭС и АЭС ориентированы в основном на покрытие базисной нагрузки, действуя в относительно постоянном режиме. Отчасти эти функции выполняют ГЭС (без регулирования) и ТЭЦ (в зимний период, когда графики потребле­ния тепла и электроэнергии совпадают). Пиковую нагрузку обычно при­нимают на себя ГЭС, и особенно ГАЭС, отличающиеся значительной ма­невренностью в производстве электроэнергии.

В энергосистемах, которые распространяют своё влияние на районы с разным поясным временем, а также с неодинаковой продолжительно­стью светового дня, достигается возможность широко маневрировать производством электроэнергии как во времени, так и в пространстве. Не­совпадение пиковых нагрузок в отдельных частях подобных энергосис­тем позволяет по мере надобности перебрасывать электроэнергию во встречных направлениях с запада на восток и с севера на юг.

Отечественная практика освоила самые высокие в мире напряжения для массовых передач электроэнергии как переменного (500 кВ и больше), так и постоянного (800 кВ и больше) тока. К началу 90-х годов про­тяжённость всех электросетей составила 1 млн км, в том числе на высо­ковольтные магистрали (более 400 кВ) приходилось 50 тыс. км.

В настоящее время функционирует Единая энергетическая система (ЕЭС) России. В её состав входят многочисленные электростанции евро­пейской части и Сибири, которые работают параллельно, в едином режиме, сосредоточивая более 4/5 суммарной мощности электростанций страны.

В прошлом имелось несколько объединённых энергетических систем (ОЭС), наиболее мощные из них – Центральная, Уральская и Сибир­ская. Теперь энергетические системы организованы практически в каж­дом субъекте Российской Федерации. Электростанции европейской ча­сти страны объединены такими высоковольтными магистралями, как Самара - Москва (500 кВ), Самара - Челябинск, Волгоград - Москва (500 кВ), Волгоград - Донбасс (800 кВ постоянного тока), Москва - Санкт-Петербург (750 кВ).

В европейской части действуют многочисленные тепловые электро­станции (КЭС и ТЭЦ) на донецком угле, местном топливе (подмос­ковных, уральских и других углях, сланцах, торфе), природном газе и мазуте, а также атомные электростанции. Немалая роль принадлежит гидроэлектростанциям, покрывающим пиковые нагрузки крупных про­мышленных районов и узлов. Формирование ЕЭС европейской части окончательно завершено.

Для Сибири характерна примерно одинаковая роль тепловых и гидравлических установок. Мощные тепловые электростанции на углях от­крытой добычи Канско-Ачинского, Иркутского, Кузнецкого бассейнов и уникальные гидравлические установки Ангаро-Енисейского каскада свя­заны между собой высоковольтной магистралью Иркутск - Братск - Красноярск – Кузбасс (500 кВ). По размерам и технико-экономическим показателям использования топливно-энергетических ресурсов в перс­пективе эта энергетическая система не будет иметь себе равных в мире.

На Дальнем Востоке до недавнего времени действовали только тепло­вые электростанции преимущественно на местных углях. Теперь появи­лись гидравлические установки.

За пределами ЕЭС страны пока остались изолированно работающие электростанции Дальнего Востока. Дальнейшее её развитие обусловлено прежде всего усилением связи в направлении Сибирь – Центр на ос­нове формирования Канско-Ачинского и других топливно-энергетиче­ских комплексов.

Результат развития рыночных отношений в электроэнергетике – ак­ционирование региональных государственных энергосистем и создание Российского акционерного общества энергетики и электрификации – РАО «ЕЭС России», на которое приходится 220 млн кВт установленной мощности. В отличие от этого атомная энергетика представляет собой го­сударственную собственность.

Структура машиностроения. В структурном отношении машиностроение на следующие группы отраслей:

1. Тяжёлое машиностроение включает производство металлургического, гор­ного и подъёмно-транспортного оборудования, энергетических блоков (па­ровых котлов, атомных реакторов, турбин и генераторов), а также других металлоёмких и крупногабаритных изделий.

Для тяжёлого машиностроения характерны предприятия полного произ­водственного цикла (заготовка – механическая обработка – сборка) с вы­пуском продукции небольшими сериями и даже индивидуального назначе­ния. В зависимости от тех или иных причин они ориентированы не только на металлургические базы, но и на районы потребления.

2. Общее машиностроение характеризуется преобладанием сборки металли­ческих конструкций, а также изготовлением относительно простых, но довольно крупных по размерам заготовок. Типичные представители этой группы отраслей – транспортное машиностроение (без автостроения), про­изводство технологического оборудования для промышленности (кроме лёг­кой и пищевой) и строительства, сельскохозяйственное машиностроение (без тракторостроения).

3. Среднее машиностроение охватывает отрасли, производящие автомобили, тракторы, станки, машины и оборудование средних габаритов для промыш­ленности, сельского хозяйства, транспорта и строительства. В эту группу входят многочисленные предприятия, специализированные по стадиям тех­нологического процесса, с широким развитием кооперирования и разнооб­разными вариантами размещения производства.

4.Группа отраслей попроизводству точных машин, механизмов, приборов и инструмента, где технологический процесс сводится в основном к точной механической обработке и сборке, требующим квалифицированного труда, приурочена к районам высокой технической культуры.

Особенно велико значение центров, где ведутся научно-исследовательс­кие и опытно-конструкторские работы. В целом эта группа отраслей маши­ностроительного комплекса выделяется наименьшей металлоёмкостью и наибольшей трудоёмкостью.

Предприятия электротехнической промышленности, в том числе по выпуску радиоприемников и телевизоров, возникли в Центральном районе (Москва, Александров), на Северо-Западе (Санкт-Петербург), в Центрально­чернозёмном (Воронеж) и в других районах. Производство вычислительной техники сосредоточено также в центрах высокой технической культуры (Москва, Санкт-Петербург и др.).

Приборостроение в настоящее время ориентировано на ускоренное изго­товление систем промышленной автоматики на базе электроники, прежде всего для управления технологическими процессами.

5. Производство металлических изделий и заготовок при довольно узкой специализации и массово-поточном методе работы территориально расчле­няется таким образом, что производство металлических изделий связано обычно с местами потребления, а производство заготовок – с источниками сырья.

Основные факторы размещения машиностроения.

Наукоёмкость. Современное машиностроение немыслимо без широкого внедрения научных разработок. Поэтому производство наиболее прогрессивной и сложной техники концентрируется в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой.

Военно-стратегический фактор. Предприятия, выпускающие продукцию оборонного значения, размещаются с учётом интересов национальной безопасности, как правило, они удалены от границ, сконцентрированы в закрытых городах, доступ в которые ограничен.

Трудоёмкость (большие затраты труда и высокая квалификация используемого труда). Выпуск машин требует очень больших затрат рабочего времени. Поэтому многие отрасли машиностроения тяготеют к районам с большой концентрацией населения. Необходимы высококвалифицированные рабочие и инженерно-технические кадры.

Металлоёмкость. Производство некоторых видов машин (металлургического, энергетического, горно-шахтного оборудования) требует много металла. Поэтому приближение металлоёмких отраслей к металлургическим базам уменьшает затраты на доставку сырья.

Специализация и кооперирование. Машины состоят из множества деталей и агрегатов. Изготовить все на одном заводе невозможно, проще производить их на специализированных предприятиях, устанавливающих связи по кооперации. Поэтому в различных районах страны строят комплексы взаимосвязанных машиностроительных предприятий. Это позволяет создавать заводы-филиалы в малых и средних городах.

Транспортный фактор. Поскольку перевозка машин или их деталей осуществляется на большие расстояния и в разных направлениях, машиностроительные заводы размещаются на крупных транспортных магистралях.

Ориентация на потребителя. Продукция машиностроения потребляется повсеместно. Многие его предприятия расположены в районах потребления: так, тракторы для вывозки леса производятся в Карелии (Петрозаводск), комбайны для уборки зерновых в Ростове-на-Дону.

Формирования машиностроительного комплекса и его география носит следующий вид. Тяжёлое машиностроение, потребляющее много металла, но отличающееся невысокой трудо- и энергоёмкостью, тяготе­ет к металлургическим базам страны. Заводы тяжёлого ма­шиностроения сконцентрированы на Урале (Екатеринбург, Челябинск, Орск, Копейск, Нижний Тагил, Пермь, Миасс и др.). Горношахтное оборудование выпускается в Кузбассе (Но­вокузнецк, Киселёвск, Прокопьевск, Анжеро-Судженск и др.). Отдельные предприятия находятся в Электростали, Красноярске, Черемхово, Сызрани и т.д.

Продукция энергетического машиностроения – разнооб­разные турбины и генераторы к турбинам, мощные паровые котлы, крупные электромашины, дизели, трансформаторы и электродвигатели. Крупнейшие центры отрасли – Санкт-Пе­тербург, Таганрог, Белгород, Бийск, Подольск, Новосибирск и др. Волгодонский завод «Атоммаш» специализирован на выпуске атомных реакторов для АЭС.

Размещение станкостроения и инструментальной промыш­ленности носит довольно дисперсный, т. е. распыленный ха­рактер. Производством станков выделяются Урал (Уфа, Челя­бинск), Центр (Москва, Коломна, Иваново и др.), Поволжье (Самара, Ульяновск и др.), Северо-Запад (Санкт-Петербург) и т.д. В последние годы стали выпускаться станции с програм­мным управлением (ЧПУ), типа «обрабатывающий центр» и др. Однако производство металлорежущих станков в России уменьшилось с 97, 9 тыс. штук в 1985 году до 8, 2 тыс. штук в 1999 году, т. е. в 12 раз.

Автомобильная промышленность использует лучшие тех­нологии, новейшие материалы и интегрирует передовые до­стижения науки, которые затем передаются в другие отрасли хозяйства. Автомобилестроение потребляет в больших объёмах металлопрокат, топливо, продукцию химико-лесного комплек­са и т.д. Для этой отрасли характерно развитие подетальной специализации и кооперирование (например, «АвтоВАЗ» имеет связи по кооперации с 600 предприятий России и стран СНГ).

Автомобилестроение в последние десятилетия перемести­лось из Центральной России (Москва, Нижний Новгород, Ликино, Павлово-на-Оке и др.) в Поволжье (Тольятти, Набе­режные Челны, Ульяновск). Крупнейшим национальным про­изводителем легковых автомобилей (всего их в 2008 году про­изведено в России 1470 тыс. штук) является АО «АвтоВАЗ» в г. Тольятти, обеспечивающее 75 % их общероссийского про­изводства, грузовых автомобилей (всего в 2008 г. в России произведено 256 тыс. штук) – АО «ГАЗ» в Нижнем Новгороде - 66 %. Кроме того, автомобильные заводы нахо­дятся на Урале (Ижевск, Миасс). В настоящее время совмес­тно с иностранными фирмами («ФИАТ», «Дженерал Моторз», «Мерседес», «Пежо», «Тойота» и др.) строятся автосборочные предприятия в Таганроге, Нижнем Новгороде, Елабуге, Голицыне и других городах страны.

В авиационной промышленности России, состоящей из 335 предприятий и научных учреждений и создавшей для военно-промышленного комплекса плеяду боевых машин (МиГ-29 и МиГ-31, Су-27 и Су-37), предполагается создать пять корпора­ций, которые будут производить не более 5-6 моделей самолётов. Крупные авиационные заводы находятся в Москве, Ни­жнем Новгороде, Саратове, Ульяновске, Воронеже, Иркутске, Таганроге и т.д. Вертолётостроение развито в Москве, Ростове-на-Дону, Казани, Арсеньеве.

Судостроительные заводы расположены на побережье мо­рей (Санкт-Петербург, Калининград, Архангельск, Северодвинск, Астрахань, Мурманск и др.). Речное судостроение тя­готеет к крупным речным бассейнам (Нижний Новгород, Тю­мень, Красноярск, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре и др.).

Тепловозо -, электровозо- и вагоностроение тяготеет к ме­таллургическим центрам страны, так как оно отличается большой материалоёмкостью. Электровозы производят в Новочеркасске, тепловозы - в Коломне, Брянске, Людиново, Муроме, вагоны - в Твери, Нижнем Тагиле, Санкт-Петер­бурге, Алтайске, Абакане и др.

Городской электротранспорт производят в Энгельсе (троллейбусы) и Усть-Катаве Челябинской области (трамваи).

Важное место имеют предприятия выпускающие оборудование для дорожно-строительного производства. Среди крупных предприятий этой отрасли следует назвать заводы в Донецке, Коврове, Чебоксарах.

Сельскохозяйственное машиностроение и тракторостроение размещается в районах развитого сельского хозяйства, так как продукция отличается невысокой транспортабельностью. Зер­ноуборочные комбайны выпускаются в Ростове-на-Дону и Красноярске, картофелеуборочные - в Рязани, льно­уборочные - в Бежецке и Люберцах, разнообразная сельско­хозяйственная техника - в Туле, Белой Калитве, Биробиджа­не и др. Крупные тракторные заводы расположены в Санкт-Петербурге, Волгограде, Владимире, Челябинске, Петрозавод­ске, Чебоксарах, Рубцовске, Липецке. Выпуск тракторов умень­шился с 261 тыс. штук в 1985 году до 17, 8 тыс. штук в 208 году, комбайнов - со 112 тыс. до 8, 9 тыс. штук.

Важной проблемой машиностроительного комплекса Рос­сии является конверсия оборонных заводов. Так, авиацион­ные предприятия приступили к выпуску гражданской техни­ки, судостроительные заводы - платформ для добычи нефти и газа на шельфе (Северодвинск), заводы в Коврове и Азове - швейных машин и т.д.

Чёрная металлургия. Роль и значение чёрной металлургии определяются в первую очередь тем, что она служит фундаментом для развития машиностроения.

Чёрная металлургия охватывает весь процесс от добычи и подготовки сырья, топлива, вспомогательных материалов до выпуска проката с из­делиями дальнейшего передела. В её состав входят: добыча, обогащение и агломерация железных, марганцевых и хромитовых руд; производство чугуна, доменных ферросплавов, стали и проката; производство электро­ферросплавов; вторичный передел чёрных металлов; коксование угля; производство огнеупоров; добыча вспомогательных материалов (флюсо­вых известняков, магнезита и др.); выпуск металлургических изделий производственного назначения. В этом комплексе стержнем служит соб­ственно металлургический передел (чугун - сталь - прокат). Осталь­ные производства - смежные, сопутствующие.

Россия по выплавке чёрных металлов в конце 80-х годов занимала второе место в мире после Японии. Затем произошел спад производства в связи с общей кризисной ситуацией. В результате по выплавке чугуна и стали Россия теперь на четвёртом месте в мире после Китая, Японии и США, по добыче железной руды - на втором, уступая Китаю.

В 2008 г. Россия дала 48, 3 млн т чугуна, 68, 7 млн т стали, 56, 7 млн т готового проката, 7, 8 млн т стальных труб. Добыча железной руды соста­вила 100 млн т, а производство кокса - 64, 4 млн т.

Для чёрной металлургии, включающей несколько переделов, особен­но актуально совершенствование технологической структуры производ­ства. Россия, где чёрная металлургия исторически играла приоритетную роль, заметно отстала за последнее время от США и Японии в перестрой­ке технологической структуры. Это тем более важно учитывать, потому что металлургическое производство именно в силу специфики техноло­гии обладает значительной инерционностью.

В Японии, например, из общего объёма выплавки стали свыше 2/3приходится на кислородно-конвертерную и около 1/3 - на электросталь, а мартеновский способ давно уже прекратил своё существование. Между тем у нас он до сих пор ещё сохранился, хотя на электросталь и кисло­родно-конвертерную сталь приходится теперь не менее 2/3 общего объ­ёма производства.

Исключительно важно освоение в промышленных масштабах техно­логии получения железа из руд методом прямого восстановления. На территории Курской магнитной аномалии (КМА) в настоящее время уже действует Оскольский электрометаллургический комбинат, проектная мощность которого 5 млн т металлизованных окатышей и 2, 7 млн т проката в год.

По уровню концентрации производства чёрных металлов Россия опе­редила многие промышленно развитые страны, в том числе США. Свыше 3/4 чугуна и 2/3 стали, примерно 3/5 проката выпускается у нас пред­приятиями с ежегодной производительностью более 3 млн т каждое.

На восьми самых крупных предприятиях – Магнитогорском, Нижнетагильском, Челябинском и Орско-Халиловском (Урал), Череповецком (Север), Новолипецком (Центрально-Чернозёмный район), Запад­но-Сибирском и Кузнецком (Западная Сибирь) комбинатах – произво­дится 9/10 всего чугуна, свыше 4/5 стали (в том числе вся конвертерная и более 4/5 разливаемой на МНЛЗ) и свыше 4/5 – проката. Эти предприя­тия перерабатывают более 9/10 железной руды и 2/5 вторичного сырья.

Характерно также сильно развитое производственное комбинирова­ние. Особенно большую выгоду даёт комбинирование металлургического пере

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Правила финансирования | 




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.