Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типовые серии






К ак мы помним, всякая вещь, производившаяся в Стране Советов, имела свой ГОСТ, ОСТ или, на худой конец, ТУ. Не могли не иметь чего-то подобного и типовые конструкции. Некоторые из них, относительно простые в изготовлении, выпускались по собственным ГОСТам - к примеру, фундаментные блоки - продолговатые бетонные прямоугольники, которыми выкладывают стены подвалов и часто огораживают те места на проезжей части, где ведутся работы. Однако большинство конструкций были слишком сложными, чтобы вся информация о них уместилась в тоненькую книжечку. Тогда поступили следующим образом. Самые общие требования к ним (о прочности и т.п.) размазали по разным инструкциям и стандартам, и на этом формальном основании стали создавать комплекты типовых чертежей, которые назвали сериями.

Был образован Центральный Институт Типового Проектирования (ЦИТП), разместившийся в огромном комплексе зданий недалеко от Речного Вокзала. Госстрой раздавал подчиненным ему проектным организациям задания на разработку тех или иных типовых конструкций, те создавали соответствующие серии, Госстрой утверждал их и передавал на хранение в ЦИТП. Время от времени там выпускался Указатель Типовых серий - огромный фолиант, в котором по порядку номеров значились все действовавшие на данный момент серии.

К 1980-м годам разнокалиберные обозначения серий были наконец сведены в единую систему. Все они, с небольшими вариациями, выглядели как " 1.020.1-1". Первая цифра была самая важная: она указывала, какой инженерной специальности адресована данная серия. Цифрой " 1" обозначались все строительные конструкции, поэтому таких серий было гораздо больше прочих. С цифрой " 2" шли типовые узлы соединения этих конструкций между собой. Дальнейшие цифры относились к смежникам - электротехническое, сантехническое оборудование и т.п.

Вторая цифра, шедшая сразу после точки, означала тип зданий, в которых надлежало применять данную серию. Так, цифра " 0" (в нашем примере - первый ноль в " 1.020") относилась к жилым зданиям, цифра " 2" - к общественным, а промежуточная " единица" разрешала применять их и там и здесь. С " четверкой" шли заводские цеха, а последующие цифры относились уже к сооружениям - башням, трубам, эстакадам, подъездным путям и пр. Последующие цифры также что-то значили, но об этом уже никто не задумывался. Цифра после тире ставилась в тех случаях, когда создавалось несколько принципиально однотипных серий (но, допустим, из разных видов бетона), или когда новая серия сменяла собой устаревшую.

Подавляющее большинство серий выпускалось на листочках формата А3 (две машинописных страницы). Мелкие узлы, таблицы и ведомости умещались в формате А4 (одна машинописная станица). Любая серия включала несколько выпусков, каждый из которых оформлялся в виде отдельного переплетенного альбома. " Выпуск 1" содержал " опалубочные чертежи", на которых показывался внешний вид типового элемента и основные размеры. Чертежам всегда предшествовала длиннейшая пояснительная записка, в которой приводилось множество указаний и требований, использованные разработчиками расчетные формулы и " ключ" - те таблицы, с помощью которых инженеры должны были подбирать необходимые им конструкции из большого списка. Если такой писанины набиралось слишком много, ее выносили в отдельный " Выпуск 0", который по понятным причинам ценился проектировщиками гораздо более прочих и обыкновенно вскоре куда-то пропадал.

" Выпуск 2" содержал арматурные чертежи - так сказать, внутренний скелет типового элемента. Последние выпуски состояли из множества таблиц, предназначенных сметчикам, в которых учитывался расход бетона, арматуры по ее видам и т.п. В проектных отделах эти альбомы годами валялись невостребованными. Если какой-нибудь " выпуск" оказывался слишком большим, его дробили на части: " Выпуск 1-1", " Выпуск 1-10" и т.д.

На исходе советской власти мудрено было найти какой-нибудь тип конструкций, который избежал тотальной серийной регламентации. Даже кирпичные стены - и те выкладывали по сериям.

В результате серьезной головной болью проектировщиков стала увязка множества разнородных серий в рамках единого здания. Если применялся определенный каркас, то к нему подходили лишь некоторые серии стеновых панелей, тогда как панели из прочих серий, даже аналогичных размеров, имели крепления совсем в других местах. С каркасом также должны были стыковаться лестничные марши, плиты перекрытий и много других мелочей. Чтобы избежать этих трудностей, для наиболее распространенных случаев стали разрабатывать гигантские комплексные серии, куда наряду с каркасом включались и лестницы, и панели, и что угодно еще. В гражданском строительстве таким мастодонтом была приведенная выше серия " 1.020.1-1" с некоторыми последующими модификациями, а в промышленном - серия " 1.420". Бесчисленные альбомы этих серий загромождали целые полки стеллажей; каждая была как бы самостоятельным государством, и некоторые инженеры десятилетиями не выходили за ее пределы.

По мере изменения ГОСТов и СНиПов происходили соответствующие перемены и в сериях. Тогда прежняя серия, обычно без всякой разумной причины, заменялась на новую, аналогичную. В связи с общей деградацией инженерных кадров каждая последующая серия была хуже предыдущей, неудобнее в пользовании и содержала больше ошибок. С другой стороны, на заводах, производивших по этим сериям реальные конструкции, оставались без дела старые опалубки, а новых еще не было (или их не желали делать). И тогда заводы нагло отказывались изготовлять конструкции по новым сериям. Проектировщики попадали в сложное положение: старые серии нельзя было применять по закону, а по новым сериям конструкции не выпускались. Этот конфликтный период иногда тянулся по целому десятилетию.

Каждый проектный институт за символическую плату подписывался в ЦИТПе на получение оттуда новых серий того или иного профиля. Время от времени посылки с этими сериями поступали по почте в проектный кабинет института, где их, во-первых, размножали для соответствующих отделов и, кроме того, выдавали на руки нуждающимся инженерам, словно книги в библиотеке. В каждом отделе типовые альбомы находились под бдительным надзором главного конструктора, который укладывал их в шкаф прямо перед своим носом, то и дело пересчитывал и при недостаче организовывал общие поиски.

Если же требуемой серии не было ни в отделе, ни даже в проектном кабинете, инженеры ехали в просторный читальный зал ЦИТПа с бумагой и ручкой, и делали необходимые выписки.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.