Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Творчество и рутина






Р азмышляя обо всей совокупности земных человеческих дел, нетрудно заметить, что они принципиально разделяются на две большие категории - творческие и рутинные. Первые всегда есть прорыв в неведомое, где дух человеческий дышит полной грудью, открывая новые области знания или деятельности. Когда же эти области нанесены на карту и не содержат более белых пятен, приходит черед их методического рутинного освоения.

Поисковые группы геологов, преодолевая таежную глушь, ищут руду, - это творчество. Но вот руда найдена, оценены ее запасы, химический состав; на место съезжаются бульдозеры, и начинается рутинная разработка месторождения. Средневековый мореплаватель стремится туда, где кончается карта, открывает новые острова, проходит неведомыми проливами, - это творчество. Но вот он прошел, выяснил, опубликовал результаты; и по его следам двинулись в поисках выгоды сотни купеческих кораблей, - это рутина. Талантливый инженер ломает голову над принципиально новой конструкцией здания, - это творчество. Но вот оно построено, конструкция вошла в учебники, и полчища рядовых инженеров применяют ее для решения аналогичных задач, - это рутина.

Рассматривая проблему методически, можно сказать, что всякое новое дело проходит три последовательные стадии: творческую, рутинную и, так сказать, археологическую.

Сперва оно никому не известно. Наконец в урочный час, назначенный Господом, словно солнечный луч прорезает мертвую тьму неведения, озаряя нескольких призванных к тому людей, зачастую живущих в разных уголках земного шара; те, словно петухи в предутренних сумерках, просыпаются и бросают клич. Оказывается, за океаном лежит целый американский континент! Оказывается, сжатый пар может двигать повозки! Оказывается, можно летать по воздуху на крыльях!

Как будто распахнулась целая новая сфера человеческой деятельности. Одинокий клич подхватывают другие талантливые энтузиасты; скопом и поодиночке они устремляются в намеченную брешь, ищут, открывают, погибают, бродят там во всех направлениях и мало-помалу наносят очертания на карту. Это - первая ступень творчества, называемая в законодательстве открытием.

Тогда, в свою очередь, просыпаются деловые люди, владельцы капиталов, и говорят: похоже, эта несуразица может иметь коммерческую перспективу. Банкиры, промышленники и торговцы развязывают свои кошельки, и вслед удаляющимся бессребренникам-первопроходцам поднимается гораздо более многочисленная рать ученых-прикладников. Они не делают самостоятельных открытий, но приспосабливают имеющиеся для практического использования.

Пусть гений догадался, что сжатый пар может двигать повозки; но эта догадка так и останется дремать в архивных подвалах и не окажет никакого влияния на реальную жизнь людей, пока другой человек, также по-своему талантливый, получив принципиальную идею со стороны и опираясь на нее, не разработает удобную и надежную конструкцию парового котла. Это - вторая ступень творчества, называемая в законодательстве изобретением.

Но теперь, когда паровой котел уже сконструирован, испытан и доказал свои преимущества, открываются возможности его конкретного применения - в автомобилях, паровозах, пароходах, заводских станках. Автомобили, пароходы и станки также бывают разными; в результате паровой котел, не изменяясь по существу, приспосабливается в тысячах вариаций для каждого конкретного случая. Это уже компетенция наиболее талантливых инженеров. Исходя из имеющейся принципиальной модели, они разрабатывают котлы всевозможных типов, дополнительно снабжая их бесчисленными мелкими усовершенствованиями. Это - третья ступень творчества, называемая в законодательстве рационализаторским предложением.

Нетрудно заметить, что эти три стадии, составляющие Единый Акт Творчества, в духовном смысле (по Сведенборгу) являются его тремя раздельными степенями: Целью, Причиной и Действием. В самом деле, Открытие есть лишь чистая идея, общий замысел чего-либо, смутная догадка о некоторой новой возможности. Изобретение подхватывает эту идею и указывает принципиальный путь ее материального воплощения. Тогда как на долю Рацпредложения остается лишь приспособление и подгонка исходного образца для тех или иных конкретных потребностей, до самой последней и несущественной мелочи. В итоге Рацпредложение выдает уже готовый к употреблению продукт, который остается бездумно штамповать на заводах и употреблять с удовольствием. Поэтому в нем всякое Творчество опокоивается как в своем Последнем.

Когда паровой котел создан и разработан до мелочей, начинается его массовое коммерческое изготовление по всей номенклатуре, т.е. всех необходимых в хозяйстве типов, форм и размеров. Ученые ушли, за ними потянулись инженеры. В цехах остались рабочие (мастеровые, ремесленники), оснащенные всей совокупностью чертежей и незыблемых правил работы, самочинное уклонение от которых сурово наказывается. Ибо эпоха свободного творчества кончилась. Наступил черед бездумного исполнения (рутины). Уже ничего не приходится изобретать и решать, нужно лишь проворнее работать руками и получать прибыль.

Когда на смену паровому котлу тем же порядком является двигатель внутреннего сгорания, первый мало-помалу теряет хозяйственное значение, снимается с производства и уходит в историю. Его идея завершила свой цикл - от создания, через массовое использование, к отрицанию и забвению. Ибо всякая идея, словно живой организм, рождается, достигает зрелости, старится и умирает.

Творчество каждой личности и каждой цивилизации развивается подобно росту грибницы луговых опят, которая из центральной точки распространяется во все стороны, образуя непрестанно растущий в диаметре круг. Но рост идет только в направлении от центра, а более старые части грибницы со временем отмирают. Словно волна прокатывается по лугу: линия фронта уходит все дальше, а за ее спиной остается мертвое, отслужившее свой век и забытое прошлое.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.