Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Управление отраслью






Х озяйственный механизм всякого государства, подобно организму человека, имеет управляющую голову и исполняющие органы тела, каждый из которых отвечает за порученную ему функцию. Тем более это было так в социалистической экономике, где хозяйственная самостоятельность предприятий стремилась к нулю, а все решения принимались централизованно, на самом верху пирамиды, и затем разверстывались по предприятиям через Госплан и систему министерств.

Каждое министерство отвечало за конкретную отрасль хозяйства страны, будь то добыча угля, обучение детей или железнодорожный транспорт. Министерствам подчинялись крупные тресты и главки (головные конторы), ведавшие отдельными направлениями в пределах отрасли (допустим, азотной промышленностью в рамках общей химической) или же крупными территориальными подразделениями (добыча газа на Ямале). Иногда эти тресты и главки управляли целой кучей других, помельче, а тем уже подчинялись конкретные предприятия, выпускавшие продукцию.

С другой стороны, всякое предприятие находилось на территории какого-либо города или области и потому зависело еще от местных территориальных властей. Бывало, что на одном заводе сходились интересы сразу нескольких министерств или регионов, однако это не приводило к разрушительным конфликтам, потому что ими всеми в конечном счете руководила партия. Повздорив между собой, министры, управляющие и секретари обкомов ехали разбираться в Москву, где вопрос так или иначе оперативно решался, и можно было работать дальше.

Изо всех отраслей народного хозяйства страны строительство оставалось, пожалуй, самым аморфным и наименее централизованным. Объяснялось это главным образом тем, что строители отчаянно требовались в каждой отрасли и каждом регионе. Страна бурно строилась, никто из руководителей не желал поминутно клянчить помощи у соседа, и каждый норовил в пределах своего министерства или области учредить собственные монтажные управления и проектные институты. Отсюда вытекала организационная мешанина и путаница, в которой нелегко разобраться.

Формально все строительные организации подчинялись Госстрою, который иногда был министерством, а иногда - приравненным к нему государственным комитетом. Госстрой обеспечивал законодательную базу строительства, выпуская общеобязательные нормы и правила для проектировщиков и прорабов; он принимал решения о строительстве объектов государственного значения; наконец, ему напрямую подчинялись некоторые крупнейшие монтажные и проектные организации.

Сферой деятельности Госстроя было в основном промышленное строительство, тогда как гражданским ведал подотчетный ему Госгражданстрой, где тон задавали архитекторы. Тем не менее подавляющее большинство строительных организаций смотрело на этих двух сеньоров, как англичане на свою королеву, т.е. на словах признавало их главенство, но фактически подчинялось совсем другим инстанциям. Этими инстанциями были их реальные хозяева - отраслевые министерства и территориальные власти.

В функциональном смысле строительные организации делились на три принципиальные категории: проектные, которые разрабатывали чертежи зданий, монтажные, воплощавшие их в жизнь, и заводы стройматериалов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.