Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Условия оптимизации межгруппового взаимодействия. Ослабление предубеждений.






В настоящее время изучение способов оптимизации межгр-го взаимодействия проводится по 3 осн. направлениям: анализ гипотезы контакта, изучение условий изменения стереотипов и проверка когнитивных моделей межгрупповых отношений (моделей декатегоризации, категоризации и рекатегоризации).

1) Гипотеза контакта, предложенная Г. Олпортом, гласит, что контакт между членами разных соц. групп способствует снижению враждебности в их отношениях. Она основана на предположении, что негативные стереотипы относительно членов аутгруппы возникают из-за недостатка контакта с ними, поскольку точность их восприятия членами ингруппы прямо пропорционально зависит от интенсивности межличностного взаимодействия между члена ми разных соц-х групп. Формирование неточных и, как правило, негативных стереотипов членов аутгруппы приводит к появлению аутгрупповой дискриминации по отношению к ним со стороны носителей этих стереотипов. Повторные контакты между членами разных групп приводят к формированию ими > полного представления друг о друге. Чем > сложными будут представления членов социальных групп о своих оппонентах, тем < негативными будут суждения о них, тем < вероятность возникновения межгр-го конфликта. Т.о. в рамках этого направления сущ-ет интерес как к когнитивной, так и к поведенческой составляющим межгр-го взаимодействия.

2) изучение условий изменения стереотипов - проведенные в Зап. Европе, США и Канаде исследования демонстрируют наличие 3 групп факторов, которые спос-ют изменению сложившихся гетеростереотипов с пом. ознакомления их носителей с новой контрстереотипной информацией о поведении членов аутгруппы: 1) особ-ти вновь поступившей инф-и о поведении членов аутгруппы; 2) хар-ки носителей стереотипов; 3) хар-ки самих стереотипов.

Но стереотипы изменяются в том случае, если:

• контрстереотипная (т.е. противоречащая стереотипам) инф-я о поведении объекта восприятия соотносится с типичным по остальным параметрам членом стереотипизированной группы. Например, типичный по внешнему виду и образу жизни член аутгруппы демонстрирует дружелюбие, противоречащее стереотипному представлению о нем. Если демонстрирующий контрстереотипное поведение человек будет нетипичен сразу по нескольким пар-рам, носитель стереотипа не будет рассматривать его как члена стереотипизированной группы и переносить продемонстрированные им контрстереотипные качества на других ее членов;

• противоречащая стереотипам инф-я о поведении соотносится не с одним, а с неск-ми типичными представителями стереотипизированной группы. В противном случае демонстрирующий контрстереотипное поведение член аутгруппы будет рассм-ся как исключение из правила, не имеющее отношения к группе в целом;

• из сообщения следует, что причиной контрстереотипного поведения члена аутгруппы являются его индивидуальные хар-ки, а не особ-ти ситуации. В противном случае носитель стереотипа объяснит его поведение воздействием внешних сил, не имеющих отношения к особ-тям членов аутгруппы;

• инф-я связана с событиями, которые носят экстремальный характер, сказываются на жизни носителей стереотипов и интенсивно описываются в СМИ;

• носитель стереотипов не уверен в их правильности;

• носитель стереотипов когнитивно лабилен;

• изменение стереотипов созвучно целям их носителя;

• носитель стереотипов идентифицирует себя с опр. группой. В этом случае общение с другими членами ингруппы способствует тому, что он изменяет свои стереотипы в сторону их соответствия представлениям одногруппников;

• носитель стереотипов знает, что его мнение противоречит мнению других людей;

• стереотипные черты соотв-ют определенному поведению. Для изменения стереотипа необходимо, чтобы его носитель мог сопоставить данные особенности с определенным поведением, например, экстравертированность с разговорчивостью. В этом случае указание на то, что большинство типичных членов группы — объекта стереотипа — не отличаются разговорчивостью, действительно приведет к изменению существующих представлений об их экстравертированности;

• кол-во контрстереотипных поступков, требующихся для изменения стереотипа, относительно невелико. Если для опровержения наличия у объекта стереотипа той или иной черты необходимо много примеров, оно может не произойти из-за их недостатка;

• ситуации, в которых объект стереотипа может совершить контрстереотипное поведение, встречаются часто. В противном случае изменение стереотипов станет невозможным из-за недостатка соответствующих примеров.

3) когнитивные модели оптимизации межгруппового взаимодействия:

А) модель де категоризации - у человека есть два вида идентичности — личная и соц-ная — актуализация одной из них ведет к подавлению другой. Чтобы межгр-вой контакт был позитивен, его участники должны принять личную идентичность, т.е. воспринимать себя прежде всего как индивидуальность, а не как члена опр. Группы

Б) Согласно модели ре категориазции, основой позитивного межгруппового контакта является не отрицание его участниками своего группового членства вообще, а принятие членами ингруппы общего группового членства и общей социальной идентичности с членами аутгруппы. Принятие общей соц. идентичности приводит к уменьшению выраженности ингруппового фаворитизма и аутгрупповой дискриминации со стороны всех участников взаимодействия. Кроме того, повышается вероятность того, что эта тенденция сохранится в дальнейшем.

В ) модель категоризации - уменьшению межгр-вой дифференциации ведет не лишение человека уник-го группового членства, а, наоборот, его подчеркивание. Это означачает, что для уменьшения межгр-вой дифференциации имеет смысл выделять достоинства как ингруппы, так и аутгруппы, позволив субъекту восприятия сохранить свою соц. идентичность позитивной, подчеркнув, однако, что члены др. группы также обладают рядом достоинств.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.