Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-психологческие аспекты командообразования.






«Команда» больше, чем просто «группа», предполагает наивысший уровень функционирования малой группы. Каждая команда есть группа, но не каждая группа — команда. Если суммировать существующие уточнения термина «команда», то это: 1) спорт- под командой понимается группа, созданная для обеспечения совместной победы; 2) объединение людей, предполагающее взаимную кооперацию и взаимопомощь; 3) любая группа совместно работающих людей; 4) группа управленцев в организации; 5) особый уровень диадического взаимодействия в дружбе или супружестве. Командообразование — острая проблема в областях, где необходимо эффективное групповое участие (в бизнесе, политике, спорте), но ее создание представляет сложный творческий процесс, требующий огромных интеллектуальных усилий. Роль руководителя - помочь подчиненным выработать единую систему ценностей как, поставить вдохновляющие цели, воодушевить на получение выдающихся результатов, создав необходимые условия и обеспечив средствами достижения. Признаки Команды (Кричевский-Дубовская): 1) - общее видение - позволяет снять противоречия за счет объективации позиций каждого в отнош-ии функционир-я команды. 2) способность быстро реагировать на изменения - большая гибкость, адаптивность и стремление к инновациям 3) «понимание друг друга с полуслова» - выработка общего поля смыслов как в содержательном плане, так и в способах коммуникации 4) сработанность (согласованность, сыгранность) коллектива, определяемая как эффект сочетания и взаимодействия индивидов при максимально возможной продуктивности 5) упоминается способность мотивировать членов команды к совершению определенных действий. За счет команды можно стимулировать качественную работу и включить работников в групповую активность.

Т.о, понятия «команда» и «малая группа» не являются полными синонимами - Команда есть группа высокого уровня развития, т.е. речь идет о формировании коллективного субъекта деятельности для достижения общих групповых целей. Признаки (Уманский): интегрированность (характеризует степень взаимосвязанности и взаимозависимости членов коллектива); структурированность (конкретность взаимного распределения функций, определенность его структуры), организованность (подчиненность определенному порядку выполнения совместной деятельности), мотивированность. Стадии командообразования: 1) формирование, 2) возмущение (или смятение, конфликт), 3) упорядочение (или нормирование), 4) выполнение (или решение задачи) и 5) прекращение деятельности (или расформирование группы). 31. ДЕТЕРМИНАНТЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ МАЛОЙ ГРУППЫ.

Двухфакторная модель развития группы Б. Такмена.

Психологические причины вхождения в определенную социальную группу-стремление индивидов к удовлетворению потребностей, связанных со сферой человеческого общения. В этом случае малая группа - микросреда общения, в которой индивид находит источники удовлетворения соответствующих потребностей. Неформальные – общение, аффилиативная потребности — потребности быть с другими, в группе. Официальные - заработать себе на жизнь, обрести безопасность, быть с другими, завоевать признание, самореализоваться.

К числу таких источников М. Шоу (1981) относит, межличностную аттракцию и групповое членство.

3 функции: 1) м.группа служит средой достижения индивидами личных целей, чем усиливает стремление войти в нее и сохранять свое членство 2), м.г. выполняет инструментальную функцию: благодаря пребыванию в данной группе индивид получает доступ к интересующим его целям, лежащим за пределами интересов группы. 3) рыночная конъюнктура - выбор людьми определенных профессиональных групп, нередко в ущерб многим полезным, казалось бы социально значимым, но малооплачиваемым в нашей стране видам деятельности. 2 стадии: 1) процесс детерминирован предписаниями организационной структуры и не зависит от входящих в группу индивидов 2) наполнение группы конкретными индивидами, (этот вариант зависит от личных побуждений входящих в группу индивидов).

Двухмерная, модель Б. Такмена. Он описывает динамику группового процесса, исходя из учета условий, в которых формируется группа; наличия двух сфер групповой активности. Б. Такмен описывает динамику группового процесса, исходя из учета условий, в которых формируется группа, а именно: наличия двух сфер, или измерений, групповой активности — деловой (решение групповой задачи) и межличностной (развитие групповой структуры), а также положения группы в гипотетической последовательности развития, т.е. в соответствующей стадии. Согласно модели, в каждой из указанных сфер предполагается прохождение группой четырех последовательно сменяющих друг друга этапов (стадий). В сфере межличностной активности (именно с нее начинает анализ группообразования Б. Такмен) к ним относятся: 1) стадия «проверки и зависимости», предполагающая ориентировку членов группы в характере действий друг друга и поиск взаимоприемлемого межличностного поведения в группе; 2) стадия «внутреннего конфликта», основная особенность которой — нарушение взаимодействия и отсутствие единства между членами группы; 3) стадия «развития групповой сплоченности», достигаемая посредством постепенной гармонизации отношений, исчезновения межличностных конфликтов; 4) стадия «функционально-ролевой соотнесенности», в основном связанная с образованием ролевой структуры группы, являющейся «своеобразным резонатором», посредством которого «проигрывается» групповая задача».

В сфере деловой активности Б. Такмен выделяет: 1) стадию «ориентировки в задаче», т.е. поиск членами группы оптимального способа решения задачи; 2) стадию «эмоционального ответа на требования задачи», состоящую в противодействии членов группы требованиям, предъявляемым им содержанием задачи вследствие несовпадения личных намерений индивидов с предписаниями последней; 3) стадию «открытого обмена релевантными интерпретациями», понимаемую автором как этап групповой жизни, на котором имеет место максимальный информационный обмен, позволяющий партнерам глубже проникнуть в намерения друг друга и предложить альтернативную трактовку информации; 4) стадию «принятия решений» — этап, характеризующийся конструктивными попытками успешного решения задачи. Б. Такмен обращает внимание на связь между обеими сферами групповой активности, не раскрывая, к сожалению, конкретно, в чем содержательно состоит эта связь. Не получает конкретизации и другой важный авторский тезис — о взаимовлиянии сфер. По мнению автора, их развитие идет параллельно друг другу: изменение в одной из сфер сопровождается изменением в другой. Но как реально соотносятся обе сферы, какая из них генетически является первичной, основной? Ответ на этот вопрос у Б. Такмена отсутствует.

Стенфорд и А. Роарк – 7 стадий развития (на примере школьного класса): 1 – ориентац тенденция 2 - формир-е групп норм 3 – стадия конфликта 4 – переходная от конфликта к балансу 5 – интеграция групповой и индивидуальной целей – чувство «МЫ» 6 – возрастает роль тесных, эмоциональ. отношений, переоценка групп норм 7 – актуализация (Единодушие - единственный признаваемый путь принятия решений, и расхождение во взглядах до тех пор, пока нет общей точки зрения на проблему).

Модель развит-я группы в экстремаль. деят-ти – Харрисон, Коннорс, Новиков, Сенкевич – стрессовые условия, огранич-ть перемещений и др. 3 стадии: 1.ознакомление – ориентировочные и исследовательские реакции членов, 2.дисскусии – (неск-ко дней – недель) 3. интенсив общение, прояснение взглядов др др. – результат – функционально – ролевая дифференциация, появл-е коалиций, ролевая ориентация – группа – целостная сис-ма. 32. МЕХАНИЗМЫ ГРУППОВОЙ ДИНАМИКИ

Групповая динамика – в шир смысле – любые коллективные взаимодействия, имеющие место в группе. В спец-ом значении – изучение динамических процессов в группе, проявл-е таких внутригруп-х процессах как власть, изменение власти, лидерство, формирование группы и т.п., взаимоотношения группы с другими группами, групповая сплоченность, групповое принятие решений и др.

Кричевский и Дубовская выделяют 3 мех-ма групповой динамики+ 2 Янчук: 1) разрешение внутригрупповых противоречий, 2) «идиосинкразический кредит» и 3) психологический обмен, 4 влиян-е меньшинства 5) адаптпция к измен-ям в соц. окруж-и

1. Разреш. противоречий – противоречия возник, во-первых, между возрастанием потенциальных возможностей группы и ее актуальной деятельностью и, во-вторых, между растущим стремлением членов группы к самореализации и тенденциями интеграции ее с группой. Переход группы с одного уровня развития на другой происходит скачкообразно в результате обострения противоречий и их последующего разрешения (Кирпичник). Ф. Шамбо - рассогласования поведения лидера с ожиданиями, которые связывают с его действиями последователи. Это приводит к конфликту. Разрешение конфликта заканчивается наступлением «фазы гармонии», характеризующейся стабилизацией отношений.

2. Идиосинкразич. Кредит» - разрешение группы на девиантное поведение (идиосинкразическое) лидера. Члену группы может быть позволено отклонение от групповых норм пропорционально его прошлому вкладу в достижение групповых целей. Считается, что лидер, гораздо сильнее других членов ориентирован на группу, обладает наибольшей компетентностью в групповой задаче и вносит значительный вклад в ее решение, ему в большей мере, чем низкостатусному субъекту, позволено отклоняться от групповых норм, если это способствует лучшему достижению целей группы. Е. Холландер - одно из условий внедрения в жизнь группы элементов инновационности.

3) психологический обмен - члены группы обмениваются друг с другом своим опытом, достижениями, ценностями и т.п., что приводит к изменениям друг в друге и в группе в целом. В случае продуктивности - группа развивается, в противном случае – деградирует и прекращает свое существование. Примером ценностного обмена служат отношения партнеров по группе в феномене лидерства. Следует заметить, что обмен имеет место не только внутри группы, но и с ее внешним окружением.

4 ) влиян-е меньшинства - Московичи выделил три модальности социального влияния в ситуации конфликта: 1. Конформность – влияние большинства, при котором воздействует на меньшинство с целью навязывания ему своей точки зрения. 2. Нормализация – взаимный компромисс, приводящий к конвергенции идей. 3. Инновация – создание ситуации конфликта меньшинством с целью убеждения большинства в необходимости принятия его точки зрения. Меньшинство акцент на внимании причинах конфликта, влияние меньшинства – мех-м разв-я группы.

5) адаптация к измен в соц. окр - внутригрупповые процессы не могут рассматриваться вне их связи с изменениями в ее непосредственном и опосредованном социальном окружении. Изменения в соц. окружении стимулируют изменения в самой группе. 33. СТРУКТУРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МАЛОЙ ГРУППЫ: УРОВНИ, ИЗМЕРЕНИЯ И МОДЕЛИ ГРУППОВОЙ СТРУКТУРЫ

Уровни: 1. модель многоуровневой структуры межличностных отношений - Стратометрическая концепция Петровкого: «стратометрическая концепция» (1 страта – непосредственные отношения между людьми (симпатия) 2 – межличностные отношения, которые связаны непосредственно с деятельностью 3 – отношение членов группы к предмету деятельности (к задачам, целям). Единство проявляется тогда, когда присутствуют все 3 страты. Также он выделял: 1) диффузные группы (нет совместной деятельности, продукта деятельности). Она основана на предположении, что динамика межличностных отношений в социальных группах может быть проинтерпретирована адекватно лишь при рассмотрении многоуровневой структуры групповых процессов и определении характеристик уровней интрагрупповой активности. Группы высокого уровня развития, в частности коллективы, имеют значительно более поуровнево дифференцированные взаимоотношения, чем менее развитые общности, например диффузные группы. В основе, на которой выстраиваются все страты коллектива, лежит групповая деятельность, смысл которой определяется ее содержательными, общественно–экономическими аспектами. На уровне первой, мотивационной страты организованы отношения членов группы к целям, задачам, ценностям совместной деятельности. На уровне второй страты организованы взаимоотношения, возникающие по поводу содержания совместной деятельности. Наконец, на уровне третьей, поверхностной страты формируются эмоциональные отношения, в которых не отражаются показатели достижения целей группой. О эффективности групп свидетельствуют прежде всего показатели развития отношений первой и второй страт. По мнению Кричевского, ведущий - принцип престижности заним. индивидами позиций в системах внутригруп. отношений.

2. Многомерный анализ групповой структуры. Другой ракурс рассмотрения групповой структуры связан с пониманием ее как многомерного образования. За основу анализа берется фактор престижности занимаемых индивидами позиций в официальных и неофициальных внутригрупповых отношений. В любой из них можно выделить разные по степени престижности (т.е. по величине статуса) позиции.

Измерения: РОЛЕВОЕ ИЗМЕР-Е - по отношению к позиции, занимаемой индивидом существуют социальные ожидания (ролевые представ-ления), выступающ в качестве регуляторов взаимодействия. Реальное поведение - компромисс между социальными ожиданиями и собственными представлениями. СТАТУСНОЕ - Различия в статусе могут оказывать влияние и на отношение из вне и на самоотношение человека (определяют и возможности самореализации). Людей с высоким статусом часто оценивают гораздо более позитивно, нежели низкостатусных, приписывают больше деловитости и в то же время властности. Статус определяется двумя источниками: 1. Специфическими харак-ми статуса – характеристиками, определяемыми соответствием способностей групповым задачам (например, атлетизмом в спортивной команде). 2. Диффузными статусными хар-ми, кот не связаны с групп задачами, но позитивно оцениваемы в обществе. СОЦИОМЕТРИЧЕСКОЕ-характеризующее субординированность позиций индивидов в системе внутригрупповых межлич предпочтений. Роли: лидера, новичка и «козла отпущения». ИЗМЕРЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ВЛАСТИ - означает влияние, оказываемое одним из членов группы на другого (5 типов: вознаграждающая, принуждающая, легитимная (один субъект имеет узаконенное право предписывать поведение другого субъекта), референтная (в ее основе лежат эмоционального предпочтения), экспертная (базируется на превосходстве другого лица в специальных знаниях). ЛИДЕРСТВО- «процесс межличн влияния, направленный на достижение стоящих перед группой целей», а лидер –член группы, обладающий наибольшим ценностным потенциалом». ИЗМЕРЕНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СЕТЕЙ - обладание информацией связано с величиной статуса, высокостатусным членам группы адресуется больше сообщений и они носят более благоприятный характер. Централизованных (когда информация, касающаяся группы, концентрируется главным образом в руках одного человека — лидера или руководителя) и децентрализованных (когда аналогичная информация рассредоточена, распределена между членами группы).

Модели: Модель Хоманса - группов-е, первоначально генерируемое необходимостью решения проблем внешней среды, порождает новый тип поведения, ориентированный на собственные проблемы группы. Лежащие в его основе элементы (индивидуальные действия, взаимодействий, чувства) составляют внутреннюю систему, взаимосвязи, изменения в одном из них приводят к аналогичным изменениям в других. Внешняя и внутрен среда жизнедеятельности группы. Модель Р. Бейлса - акцент на взаимодействии делового (решению задачи) и межличностного аспектов. Наиболее эффективная для реш-я задачи, может оказаться неудовлетворит в межличностном плане - необходима сбалансированность этих измерений. Модель Кеттела (синтальности, т.е. группы, действующей как целое) - индивид, вступая в группу, привносит в нее энергию для развертывания групповой активности. Общее количество энергии в группе - синергия. Часть ее расходуется на сохранение группы в целостности, а оставшееся - направляет активность группы вовне. 34. НОРМАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ГРУППЕ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ. КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРУППОВЫХ НОРМ М. ШЕРИФА И С. АША.

Групповые (социальные) нормы явл-ся. стандартом поведения в группе, регулятором отношений. Груп-е нормы - это опред-е правила, выработанные группой, принятые ее большинством и регулирующие взаимоотн-я между чл-ми группы. Для соблюдения этих норм всеми членами группы выраба-тся также сист-ма. санкций. Санкции могут иметь поощрительный или запретительный хар-р. При поощр-м хар-е группа поощряет тех членов, которые выполняют требования группы (растет статус, повышаетсяся уровень их эмоц-го принятия) При запретительномм хар-ре гр-па наказывает тех членов гр-пы, повед-е которых не соотв-ет нормам (псих. методы возд-вия, снижение общения с «провинившимися», понижение их статуса внутри групповых связей. Хар-ки функционир-я норм: 1) групп-е нормы явл-ся. продуктом соц-го взаимодействия людей и возн. в проц. жизнедеятельности гр-пы. 2) гр. формир. только относительно действий и ситуаций, имеющих опред. значимость для гр-пы; 3)нормы различ. по степени принятия их гр-й. 5) нормы отличаются также по диапазону применяемых санкций (от неодобр-я поступка чел-ка до искл-я его из гр-пы). Социальные нормы выполняют функции ориентации поведения, её оценки и контроля за ней.

Социальные нормы поддерживают стабильность существования. Варианты принятия/непринятия норм группы индивидом: 1) сознат-е, своб-е принятие норм и ценностей гр-пы; 2) вынужд. принятие под угрозой санкций группы; 3) демонстрация антагонизма по отношению к группе (по принципу «белой вороны»); 4) осознанное, свободное отвержение групповых норм и ценностей с учетом возможных последствий (вплоть до ухода из группы). Эти вар-ты дают возм-ть чел-у опред-ся, найти «свое место в гр-пе или в рядах «законопослушных», или в рядах «местных бунтарей». В классических экспериментах М. Шерифа (1937) исследовался процесс формирования групповых норм. В ходе иссл-я с исп-ем автокинетического феномена (иллюзии движения неподвижного источника света в темноте). Шериф обнаружил тенденцию к усреднению, согласованности индивидуальных оценок в группе и их последующее закрепление и воспроизв-е в индивид-х оценках испыт-х. Дальнейшие исследования влияния группы на протекание псих. явлений и повед-я индивида связывали с изуч-ем феномена конформизма (от лат. Conformis— подобный) Явл-е конформизма было открыто амер-м псих-м С. Ашем в 1951 г (задача сравнения и оценки длины линий, изображенных на предъявляемых карточках давл-е, кот. оказ-т мнение большинства группы). 35. ИССЛЕДОВАНИЕ НОРМАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ ГРУППОВОГО БОЛЬШИНСТВА. КОНФОРМНОСТЬ.

Вынужд-е принятие чел-м норм и цен-й гр-пы под угрозой потери группы или своего положения в ней получил названиее конформизма. Начало экспериментов по изуч-ю этого феномена положил С. Аш. Конформизм - это подчинение суждения или действия индивида групповому давл-ю, возникающему из конфликта между его собственным мнением и мнением гр-пы. Т.е. чел. демонстрирует конформное поведение в ситуации, когда предпоч. выбирать мнение гр-пы в ущерб своему. Конформизм может означать три разные явления: 1) отсутствие у чел-ка собств-х взглядов и убеждений. 2) проявл-е одинаковости в поведении, согласие с точкой зрения большинства окружающих; 3) результат давления групповых норм на индивида, в рез-те чего он начинает думать как остальные члены гр-пы. Ситонное повед-е индивида в усл-ях конкр-го гр-го давл-я наз-ся конформное поведение. Степень конформности чел-ка зависит: 1. от значимости для него высказ-го. 2. от авторитета тех, кто высказывает те или иные взгляды в гр-пе. 3. от кол-ва лиц, высказываемых ту или иную позицию 4. степень конформности опред-ся возрастом и полом человека (женщины более конформны, чем мужчины, а дети - чем взрослые). Различают два вар-та повед-я индивида: - рационалистический (мнение измен-ся в рез-те убежд-я индивида в чем-то; мотивированный - если он демонстр-т измен-я. Конф. повед-е чел-а можно рассм-ть как негативное, рабское, бездумное следование групповому давлению. Зарубеж. иссл-ли: Л.Фестингер, М.Дойч, и Г.Жерард выделяют два типа конформного поведения: - внешнее подчинение (сознат-е приспособ-и к мнению группы. - Внутр-е подчин-е (часть индивидов воспр-т мнение гр-пы как свое собственное. Виды внутр. подчинения: 1) бездумное принятие-«большинство всегда право»; 2) принятие мнения гр-пы посредством выработки собственной логики объяснения сделанного выбора. След-е некоторым стандартам поведения иногда необходимо для эффективных групп-х действий. Конформность - важный психол. механизм поддерж-я внутр однородности и целостности гр-пы и служит поддержанию группового постоянства. Одновременно он может быть и препятствием развития личности и социальных групп.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.