Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теории атрибуции и их прикладное значение






Аттрибуция – приписывание соц. объектам св-в, недоступных чувственному восприятию.

I Наивный анализ действий Хайдера. Наивный анализ поведения. Конечный результат – определение степени ответственности за поведение. Ч-к стремиться сформировать логически обоснованный взгляд на мир, чтобы прогнозировать. Выдялял 1) намеренные и ненамеренные действия. 2)личностные и средовые атрибуции. Хайдер основывался на 3 принципах:

Так как люди рассматривают свое поведение как мотивированное, они пытаются выявить мотивы других людей, рассматривая причины и основания их поведения. Процесс выведения причинности аналогичен тому, который имеет место у ученого, выводящего причинные объяснения природы и значения жизни. 2) В силу того, что мы конструируем теории причинности с целью предсказания и контроля окружения, мы стремимся ориентироваться на устойчивые характеристики окружающего, т.е. черты личности и их способности, а так же стабильные характеристики ситуации, в которой реализуется поведение и которые воздействуют на него. 3)Атрибутируя причинность поведения мы дифференцируем личностные факторы (например, качества, способности) и ситуативные факторы (например, своеобразие ситуации, социальное давление). В первом случае речь идет о внутреннем (или диспозиционном) атрибутировании, во втором - о внешнем (или ситуативном) атрибутировании. Хайдер считал, что т.к. внутренние причины или интенции скрыты в нас самих, то мы можем только предполагать их и то только в случае, если нет явных внешних причин. В то же время мы проявляем высокую готовность приписывать стабильные личностные особенности других людей в качестве причин их поведения.

II Теория корреспондирующего вывода Джонса и Дэвиса. Соответ-е поведения и диспозиции осущ-ся в 2 этапа: 1) атрибуция намерения (знание о последствиях. На сколько ч-к обладал свободой выбора). 2) вывод о диспозициях лежащих в основе поведения (уверенный коресп-й вывод ч-к может сделать, если действие приаело к уникальным нетипичным результатам). Более уверенные кореспонд-е выводы, если поведение поведение приводит к значимым для нас последствиям (гедонистическое соответствие).

III Ковариционная модель Келли.. Исп-ся если у ч-ка им-ся инф-я чтобы сделать вывод. Инф-я о 1) согласованности (степени уникальности действий с т. зр. общепринятых норм. Согласованность будет выше, если другие мыслят также. 2) стабильность ( будет высокой, если прошлые действия были такими же). 3) Различия (степень уникальности данного действия по отношению к данному объекту. Будет высоким если действие применимо к опред. Объекту). По Келли сущ-т 3 вида атрибуции: 1) личностная (низкая согласованность, высокая стабильность, низкая степень различия). 2) обстоятельственная (низкая согласованность, низкая стабильность, высокая степень различия). 3) объектная (стимульная) (высокая согласованность, высокая стабильность, высокая степень различия).

IV Атрибутивная теория мотивации и эмоций Вайнера. Он интерес-ся причинами и следствиями атрибутирования успешности и не успешности собственных действий. В его логике предполагается рассмотрение трех измерений достижений.1. Локус - является ли исполнение обусловленным самим действующим (внутренним) или ситуацией (внешним)? 2. Стабильность - являются ли внутренние или внешние причины стабильными или не стабильными? 3. Контролируемость - в какой степени решение предстоящей задачи находится под контролем исполнителя?

Событие (неудача на экзамене) → эмоциональная реакция на результат → каузальная атрибуция → психологические последствия (будущие ожидания, эмоциональные состояния) → поведение.

V Теория самовосприятия Бема. внешнее атрибутирование и самоатрибутирование Эффект сверхоправдания достаточно распространен в практике обыденной жизни. Любое превышение внешнего стимулирования сверх субъективно соответствующего характеру и сложности задачи приводит к снижению мотивации исполнения и снижению результатов и удовлетворенности ими с наказанием за них.

Еще есть: Schachter (1964) теория эмоциональной лабильности. Abrahamson (1982) индекс глобальности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.