Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальное объяснение как область социально-психологических исследований






В своей социальной жизни человек постоянно сталкивается с необходимостью поиска, конструирования и объяснения происходящего. Мы стремимся к пониманию собственного мира и мира вокруг нас делая его упорядоченным и означенным. И мы же чувствуем себя дискомфортно, когда сталкиваемся с непонятным, непредсказуемым, не вписывающимся в наши объяснительные схемы. Мы выстраиваем объяснения почему люди вокруг нас ведут себя именно таким образом, а не каким либо иным и в этом смысле становимся наивными психологами. Выстраивание объяснений является чрезвычайно полезным потому, что создает возможность ориентировки в происходящем и прогнозировании его развития, что, в свою очередь, предоставляет возможность контроля.

Анализ особенностей процесса социального объяснения в современной социальной психологии связывается, прежде всего, с понятием атрибутирования, определяемого, как правдоподобное объяснение человеком самому себе причинности происходящего.

Разработка основ теории атрибуции начинается в 1950-е годы и связана в основном со следующими авторами и их теоретическими конструкциями: 1. Heider (1958) теория наивного ученого. Наивный анализ поведения. Конечный результат – определение степени ответственности за поведение. Ч-к стремиться сформировать логически обоснованный взгляд на мир, чтобы прогнозировать. Выдялял 1) намеренные и ненамеренные действия. 2)личностные и средовые атрибуции. 2. Jones и Davis (1965) теория корреспондирующего выведения. Соответ-е поведения и диспозиции осущ-ся в 2 этапа: 1) атрибуция намерения (знание о последствиях. На сколько ч-к обладал свободой выбора). 2) вывод о диспозициях лежащих в основе поведения (уверенный коресп-й вывод ч-к может сделать, если действие приаело к уникальным нетипичным результатам). Более уверенные кореспонд-е выводы, если поведение поведение приводит к значимым для нас последствиям (гедонистическое соответствие). 3. Kelley (1967) ковариационная модель. Исп-ся если у ч-ка им-ся инф-я чтобы сделать вывод. Инф-я о 1) согласованности (степени уникальности действий с т. зр. общепринятых норм. Согласованность будет выше, если другие мыслят также. 2) стабильность ( будет высокой, если прошлые действия были такими же). 3) Различия (степень уникальности данного действия по отношению к данному объекту. Будет высоким если действие применимо к опред. Объекту). По Келли сущ-т 3 вида атрибуции: 1) личностная (низкая согласованность, высокая стабильность, низкая степень различия). 2) обстоятельственная (низкая согласованность, низкая стабильность, высокая степень различия). 3) объектная (стимульная) (высокая согласованность, высокая стабильность, высокая степень различия). 4. Schachter (1964) теория эмоциональной лабильности. 5. Bem (1967, 1972) теория самовосприятия. 6. Weiner (1979, 1985) теория атрибуции. Рассм. стабильность, контролируемость и локус. Схема: событие – эмоц-я р-я, обусл-я рез-м --- каузальная атрибуция (ч-к объясн. себе почему так произошло) --- психологич. последствия (эмоц-е переживание, будущие ожидания) --- поведение. 7. Abrahamson (1982) индекс глобальности.

Фундаментальная Ошибка Атрибуции - (шт fundamental attribution error) - тенденция придавать большее значение личностным (диспозиционным) факторам и игнорировать ситуационные влияния при описании людей и их поведения, а также интерпретации причин поведения.

Мотивационные ошибки – различные защиты, пристрастия, которые субъект атрибутивного пр-са включает в свои действия.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.