Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальная стереотипизация и ее особенности. Функции социальных стереотипов






Социальный стереотип – упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный устойчивый образ какой-либо социальной группы, с легкостью распространяемый на всех ее представителей. При определении соц. стереотипа подчеркивается его оценочный характер, ошибочность, неустойчивость, ригидность, консерватизм. 1922 г. – Липпман ввел понятие «стереотип». С точки зрения анализа стереотипа как единицы соц. познания наиб. удачным является определение стереотипа как «относительно устойчивого и упрощенного образа социального объекта (группы, человека, события, явления и т.п.), складывающегося в усл\х дефицита информации как рез-т обобщения личного опыта индивида и нередко предвзятых представлений, принятых в общ-ве» (Ярошевский, Петровский). Стереотипы усваиваются благодаря соц.окр-ю и соц.опыту. Стереотипы формир-я в рез-те восприним. характерности фиксируемых отличий или особенностей. Стереотипы сложно изменить (одно из условий изменения – столкновение с их опровержением на собственном опыте). Струкура: формируется в результате воспринимаемой характерности фиксируемых отличий или особенностей (интерпретационный фрейм). Как бы принуждают на поиск дополнительной информации, подтверждающей их. Сложно изменить (т.к. форм-ся на собств.опыте). Основные свойства социальных стереотипов:эмоционально-оценочный характер. Эмоциональные аспекты стереотипов понимаются как ряд предпочтений, оценок и настроений. Эмоционально окрашенными являются и сами воспринимаемые характеристики. – устойчивость. Но устойчивость стереотипов все-таки относительна: при изменении отношений между группами или при поступлении новой информации их содержание и даже направленность могут изменяться. – согласованность, или консенсус. Социальными стереотипами можно считать лишь представления, разделяемые достаточно большим числом индивидов в пределах социальных общностей. А также (из конспекта) еще одни св-ва: валентность, сложность, точность. Функции: 1) Когнитивная (влияние на оценку воспринимаемой информации). 2) Демонстрация принадлежности к группе, формирование положительного группового образа. 3) Влияют на поведение их носителей. 4) Влияют на поведение объекта стереотипа (т.е. людей, в отношении которых они были сформированы). 5) Позволяет резко сократить время реагиров-я на изменяющуюся реальность. 6) Ускоряет пр-сс познания 7) Предоставляет первичное основание для ориентировки в происходящем 8) Позволяют поддерживать самооценку у их обладателей 9) Познавательная (экономят познавательные ресурсы) 10) Помогают организовать коммуникацию структур.межгруп.отнош-я. 13. ПОДХОД ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНЫХ РЕПРЕЗЕНТАЦИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Э. Дюркгейм ввел понятие «коллективные репрезентации» – представления, широко разделяемые членами общ-ва, соц. по происхождению и относящ. к общ-ву. Именно от этого понятия С. Московичи отталкивался в своей теории.

1961 г. – С. Московичи «Психоанализ. Его образ и публика».

1979 г. – 1-ый международный симпозиум по соц. представлениям.

С.Р. – когнитивные системы, обладающие собственной логикой и языком. Они являются не просто представлениями о чем-либо, образами, а теориями или областями знаний со своими собственными правами для открытия и организации реальности. Идеи, мысли, образы и знания, разделяемые людьми и формирующиеся в процессе соц. взаимодействия». (С. Московичи.)

Социальное представление – продукт группы, связан с соц. контекстом, в котором реализуется. (С. Московичи)

С. Московичи разработал трехкомпонентную модель социальных репрезентаций:

– информация (суммы знаний об объекте представления),

– установки (эмоциональное отношение к объекту представления)

– поле представления (внутренняя организация элементов представления).

Иерархическое строение поля представления:

а) Центр. ядро (устойчивая часть) образуется несколькими эл-ми соц.репрезентации, служит для организации внутреннего строения и придания смысла всей репрезентации

б) Периферия (менее уст. часть) состоит из скриптов, схем, стереотипов, запускает быстрые поведенческие реакции, не требующие длительного процесса принятия решения. Защищает центр. ядро от деформации.

Стр-ра каждой репр-и имеет два лица: образ/смысл. Т.е. любому образу соотв-ет один смысл и наоборот.

Свойства соц. представлений (Жодле):

1. Представление об объекте способно заменить объект.

2. Образный характер.

3. Единство чувственного и рационального.

4. Конструктивный характер. Способность конструировать соц. реальность.

5. Автономность и креативность.

Ф-ции соц. репрезентаций:

– конструирование и формировании реальности;

– структурирование и координация коммуникаций;

– демаркация и консолидация групп;

– создание направления социализации;

– способность делать незнакомое знакомым.

Процессы социальных репрезентаций:

– якорение – процесс, с помощью которого незнакомые объекты и события вступают в нашу социальную реальность, делающий их значимыми и важными в наших социальных связях. Включает два подпроцесса:

1) Классификация - включает сравнение незнакомого объекта с прототипами, представляющими данный класс. Происходит либо генерализацией ( подчеркивание сходства классом), либо партикуляризацией (подчеркивание различий, аномальности)

2) называние не только обозначает объект, но и определяет систему связей с др. объектами и событиями. Оно помещает объект в комплексную с-му взаимосв-х слов, => объект 1. приобретает хар-тики в соотв. со связями, 2. становится отличным от др. объектов, 3. становится конвенциональным.

– объектификация – процесс, с помощью которого абстрактные понятия, свойства или взаимосвязи трансформируются и замещаются конкретными образами или предметами.

Якорение делает незнакомое значимым, а объектификация трансформирует непостижимое во что-то реальное, привычное для следующих поколений.

Подходы:

Наиб. развиты англ. и фр. школы.

Дуаз - изучение влияния соц. стр-ры на выработку соц. представлений.

Жеделе- изучение роли представлений в регуляции соц. взаимодействия.

Др. иссл-ли: Абрик, Экс-ан-Прованс.

Российские предст-ли: Донцова, Емельянова.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.