Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование и развитие самости.






Через способность ставить себя на место человека, с которым осущ. общение, индивиды развивают «самость» — способность людей представлять себя в качестве объектов своей собственной мысли, что обеспечивает превращение внешнего социального контроля в самоконтроль.

Мид различает два аспекта формирования самости:

1. 1. Я (I) — это то, что я думаю о других и о себе, это мой внутренний мир.

2. 2. Мне (Me) — это то, что, по моему мнению, обо мне думают другие, это моя внешняя социальная оболочка, как я её себе представляю.

Индивид, развивает самосознание в момент, когда он видит себя так, как его видят другие. Понятие самости не является врожденным, его происхождение целиком социально.

Например, Вы хотите задать вопрос профе–у, и думаете: «Если я задам вопрос профессору, он сочтет меня тупицей. Лучше уж промолчать», то есть вы воображаете отношение профессора к студентам. При этом вы как бы берете на себя роль профессора и смотрите на самого себя как на объект, или «меня» (Me). Именно вы, действуя в качестве субъекта, или «я» (I), решаете, что задавать вопрос не стоит.

Стадии социализации в раннем возрасте:

1. Стадия имитации, на которой ребенок повторяет (копирует) отдельные действия, присущие той или иной роли, например, укладывает куклу или прикладывает к ней стетоскоп.

2. Игровая стадия (стадия индивидуального играния роли) (play stage), на которой ребенок играет целостную роль, но в «социальной группе» своих игрушек (папа, мама, врач, и т. д.). На этой стадии и происходит «принятие роли другого».

3. Стадия игры (коллективного играния ролей) (game stage), где ребенок вместе с другими начинает осуществлять упорядоченное взаимодействие между различными действующими лицами, например, когда группа детей 5-8 лет распределяет какие-либо роли: «дочки-матери», «казаки-разбойники», «Штирлиц-Мюллер» и т. д.

О.Кернберг считает, что наиболее значимым объектом при формировании самости у ребенка выступает мать. На основе общения ребенка с матерью начинает формироваться самость. Ребенок начинает рассматривать себя как хорошего или плохого в зависимости от дифференциации эмоц. Переживаний.

Х.Кохут подробно изучал нарциссизм, и связывал его с самостью. Считал, что ядро психоанализа это изучение самости, а конкретно изучение дефектов самости. Для новорожденных характерна слабая дифференциация репрезентаций – стадия фрагментаризованной самости. На втором году жизни начинает развиваться ядерная самость. Она зависит от отношения ребенка к родителю, к образу родителя у ребенка. Если воспитатель не эмпатичен, и не ориентирован на потребности ребенка, а больше на свои, то формируется дефект самости, и ребенок может вырасти с заниженной самооценкой, отчаенной потребностью быть принятым, обожаемым.

Дж.Келли считал, важным личностные конструкты при форм. Самости. Это наши отношения, с помощью которых мы создаем свой личный опыт переживания о мире.Например, к привлекательный–не привлекательный, добавляется конструкт высокомерный–не высокомерный. Так у нас приобретается тенденция считать красивых людей высокомерными.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ Я-КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ. СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

Рассмотрение Я-концепции как всеобщности мыслей и чувств индивида по отношению к самому себе, как объекту, предполагает вычленение следующих конституирующих: (1) компонентов, (2) структур, (3) измерений, (4) фокусов внимания, (5) областей, (6) планов и (7) мотивов. Компонентами Я-концепции являются части, элементы или единства, составляющие ее. В первую очередь они представлены именами существительными (белорус, мужчина, студент и т.п.) и прилагательными (интеллигентный, чувствительный, добропорядочный и т.п.). Категория " структура" отражает взаимоотношения между элементами. Для расположения частей друг относительно друга важным является способ их упорядочения. Не все компоненты равноположны. Некоторые являются основополагающими, другие - периферическими. Измерения отражают некоторые абстрактные качества, характеризующие особые компоненты Я-концепции или самости как всеобщности. Примерами измерений являются самооценка, стабильность Я-концепции, самоуверенность и самокристаллизованность. Фокусы внимания относятся к сфере центральности Я-концепции в поле сознания индивида применительно к тем или иным ситуациям. Они позволяют выявить место, которое занимает Я-концепция в сознании человека: сосредоточенно ли его внимание преимущественно на себе или на внешнем мире, озабочен ли он своими внутренними качествами или особенностями своей самопрезентации и т.п. Фокусы внимания ассоциируются с такими категориями как " само-осведомленность", " само-направляемое внимание" и " самро-фокусирование". Области Я-концепции включают ее широкие пласты или сферы к которым относят " телесное" и " социальное"; " внутреннее" и " внешнее"; " сознательное" и " бессознательное"; " аутентичное" и " неаутентичное"; " эго" и " эго-протяженность" и т.п. Под плоскостями Я-концепции обычно понимают уровни ее осмысленности. Люди склонны рассматривать себя такими, какими они являются в реальности, какими они могли бы быть в идеале, в динамике, в глазах других людей и т.д. Наряду с этим Я-концепция включает в себя плоскости реального, возможного, фантазии, морали, исполнения и т.п. Мотивы или импульсы, побуждающие человека действовать в интересах Я-концепции столь же многообразны. Люди предпочитают высокую самооценку низкой, ясное представление о себе - размытому, стабильную Я-концепцию - изменчивой, ощущение высокой самоэффективности низкому и т.п. Многими авторами в качестве ведущих мотивов Я-концепции называют мотивы самоуважения и самосоответствия.

Социальная идентичность. – хар-ка человеческого мышления, направленного на классификацию частей реальности, которые существуют в виде категорий. Именно эти категории составляют социальную идентичность индивида - что означает группы, статус или категории, к которым он социально признано принадлежит. Можно выделить 6 категорий социальной идентичности, заслуживающих внимания: социальный статус (пол возраст), группу членства (субкультура); наименование (" labels") (проститутка, алкоголик); приоритетный статус (прошлым); тип (интересы, аттитюды, привычки) и личностную идентичность (глубинные мысли, желания).

9. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ: ПОНЯТИЕ, ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ, ЭТАПЫ, МЕХАНИЗМЫ И ИНСТИТУТЫ.

Социализация – процесс, посредством которого люди приобретают правила поведения и системы представлений и аттитюдов, обеспечивающие им возможность эффективного функционирования в качестве членов конкретного общества. Подходы: психодинамический – социализация происходит в результате подавления и дисциплинирования со стороны общества своего нового члена, принятия ими общественно признанных конвенций. Когнитивный подход – развитие познаватлеьной сферы, как усваивает получаемую информацию (Пиаже, Баллон,). Гендерный подход. Бихевиористкий подход – расширение репертуара поведения путем научения. Гуманистичсекий подход – личностный рост, самоакт. Деятельностный подход – Блонсикй, Выготский, Леонтьев. Включения в различные виды деятельности. Этапы (Андреенко): 1) Адаптации. Детство. Вхождение в мир людей: овладение знаковыми системами, усвоение правил, соц. ролей. 2) Индивидуализация. Создание чего-то нового. 3) Интеграция. Усваивает субъект-объектные отношения с социумом. Механизмы: 1) идентификация – отождествление индивида с некоторыми людьми или группами, позволяющее усваивать разнообразные нормы, отношения и формы поведения, которые свойственны окружающим. Примером идентификации является полоролевая типизация – процесс приобретения индивидом психических особенностей и поведения, характерных для представителей определенного пола; 2) подражание – сознательное или бессознательное воспроизведение индивидом модели поведения, опыта других людей (в частности, манер, движений, поступков и т.д.); 3) внушение – воздействие на поведение и психику человека, предполагающее некритическое восприятие им особенностей информации. Внушение – процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он общается; 4) фасилитация – стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других, в результате которого их деятельность протекает свободнее и интенсивнее (“фасилитация” означает “облегчение”); 5) конформность – осознание расхождения во мнениях с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, реализуемое в поведении (Немов, 1994). Ряд авторов выделяют четыре психологических механизма социализации – такие, как: 1) имитация – осознанное стремление ребенка копировать определенную модель поведения; 2) стыд – переживание разоблачения и позора, связанное с реакцией других людей; 3) чувство вины – переживание разоблачения и позора, связанное с наказанием самого себя, вне зависимости от других людей. Институты: семья, школа, производственная. 10. ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ. КОГНИТИВНЫЕ МОДЕЛИ ЛИЧНОСТИ

В когнит. подходе биология чел-ка рассматривается как «железо», а познавательная активность как программное обеспечение. Проблема сводится к тому, как сохраняется, перерабатывается и воспроизводится информация. Отсюда – доминирование рациональных теоретических моделей.

1. Модель рациональной/ последовательной личности. Человек стремится к конструированию последовательной, связанной и непротиворечивой с-мы представлений об окружающем мире и о себе. Любое нарушение такого баланса приводит к росту напряженности. К данной модели относятся теории баланса Хайдера, соответствия Ньюкомба и Танненбаума, когнитивного диссонанса Фестингера.

2. Модель человека как наивного ученого (Ф. Хайдер, С. Аш). Люди способны создавать связанные представления о ком-либо, начиная с самых разнообразных единиц инф-ции. В результате формируются последовательные сис-мы людских представлений о себе и о других. Эти сис-мы основываются на рациональных суждениях и на верификации собственных мини-теорий. Компоненты теории С. Аша: А. Возможность формирования целостного образа на основе фрагментов инф-ции о чел-ке. Б.Существует центральная черта вокруг которой организуется вся информация о чел-ке. В. Эффект первичности.

3. Модель человека как обрабатывающего данные лаборанта (Андерсон). Сопоставляя различную информацию и оценивая её с т.зр. уровня значимости по отношению к решаемой задаче чел-к выдвигает гипотезы, тщательно проверяет их и приходит к определённому выводу.

4. Модель чел-ка как когнитивного скупца (скряги) (Л. Росс и Л. Нисбетт). Провозглашается принцип экономии сил: в познании чел-к действует путем быстрого и экономичного анализа и сравнений, используя «домашние заготовки».

5. Мотивированный тактик или социальный агент (Фиске и Тейлор). Думающий чел-к, имеет в своем распоряжении различные стратегии и возможности выбора в соответствии со своими потребностями, мотивами и целями.

Представленные модели отражают эволюцию исследовательских метафор, сформировавшихся в когнитивной традиции.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.