Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личность как объект социально-психологического анализа.






Хар-ка соц. типа личн-ти как специфического образования, продукта соц. обстоятельств, ее структ-ры, совок-ти ролевых функ-ций, из влияния на обществ. жизнь. Задачи иссл-я личн-ти: соц. детерминация психич. склада, соц. мотивация ее повед-я и деят-ти в различных общ-историч. и соц.-псих. условиях, классовые, профес., нац. особ-ти, форм-е и проявл-е обществен-й акт-ти, пути и ср-ва ее повыш-я, пр-мы внутрен. противоречивости личн-ти и пути ее преодол-я, самовосп-е личн-ти. Соц. псих-я, пользуясь опред-ем личн-ти, выясняет в каких конкретных группах личность усваивает соц. Влияние (через какую сис-му деят-ти) и в каких конкретных группах реализует свою соц. сущность. Отличие такого подх-да от социологического состоит в том, что соц. псих-я выявляет каким образом сформировались социально-типические черты, а не каким образом они представлены в личн-ти. Здесь делается акцент на микросреду форм-я личн-ти, вся сис-ма межличностных отношений. Соц. псих-я рассм-ет поведе-е и деят-ть социально детерминированной личн-ти в конкретных соц. группах, индивид. вклад каждой лич-ти в деят-ть группы причины, от котор. зависит величина этого вклада в общую деят-ть.

Общая проблематика лич-ти в соц псих-ии по Андреевой: 1) выявление тех закономер-ей, котор. подчиняется повед-е и деят-ть лич-ти, включ. в опред. соц. группу. 2) изуч-е конкретного жизнен. пути лич-ти, ячеек микро-и макросреды, через которые проходит путь ее разв-я (пр-ма социализации). 3) рез-т активного освоения личностью всей сис-мы соц. связей (пр-ма соц. установки). Западная соц.псих-я акцентирует вним-е на ситуативном аспекте повед-я личн-ти (пси-я личности акцентирует вним-е на личн-ти, а соц. псих-я на ситуации, однако эти две области тесно взаимосвязаны между собой).

Сегодня новый контекст рассм-я проб-мы выдвигает след-е обл-ти соц.-псих. изуч-я лич-ти: самость, соц.-познават.акт-ть, направл-я на постиж-е окруж-го мира; соц.объяснение как нах-е причинных истоков происходящего и их осмысление, соц. мышл-е, направл-е на углубление представлений о себе в мире и мире для себя; просоциальное повед-е, соц. предубеждения, соц.экология. Переосмысление традиционных областей соц-псих. анализа личн-ти предполагает замену суб-объекь. парадигмы на суб-суб., монологического хар-ра акт-ти личн-ти на диалогический, номотетической ориентации на идиографическую, монокультурную на кросс-культурную.

В обозримой перспективе раз-е иссл-ий лич-ти будет связано с дополнением традиционной диады личность-ситуация третьим эл-ом – активностью (деятельностью, поведением), что соотносится с принципом взаимного детерминизма А.Бандуры, подчеркивающего взаимозавис-ть лич-ти, сит-ции, акт-ти. Соц. психология начинается там, где начинают изучать личность в соц. связях. Проблематика личности в соц. псих-ии: 1) выявление тех закономреностей, которым подчиняются поведение и деят-ть личности, вкл. в опр. соц. группу; 2) Изучение конкретного жизненного пути личности, проблема социализации; 3) рез-т активного осовения личностью всей системы соц. связей, т.е. проблема соц. установок.

Модели личности: 1. Модель рациональной/ последовательной личности. Человек стремится к конструированию последовательной, связанной и непротиворечивой с-мы представлений об окружающем мире и о себе. Любое нарушение такого баланса приводит к росту напряженности. К данной модели относятся теории баланса Хайдера, соответствия Ньюкомба и Танненбаума, когнитивного диссонанса Фестингера. 2. Модель человека как наивного ученого (Ф. Хайдер, С. Аш). Люди способны создавать связанные представления о ком-либо, начиная с самых разнообразных единиц инф-ции. В результате формируются последовательные сис-мы людских представлений о себе и о других. Эти сис-мы основываются на рациональных суждениях и на верификации собственных мини-теорий. Компоненты теории С. Аша: А) Возможность формирования целостного образа на основе фрагментов инф-ции о чел-ке. Б) Существует центральная черта вокруг которой организуется вся информация о чел-ке. В) Эффект первичности. 3. Модель человека как обрабатывающего данные лаборанта (Андерсон). Сопоставляя различную информацию и оценивая её с т.зр. уровня значимости по отношению к решаемой задаче чел-к выдвигает гипотезы, тщательно проверяет их и приходит к определённому выводу. 4. Модель чел-ка как когнитивного скупца (Л. Росс и Л. Нисбетт). Провозглашается принцип экономии сил: в познании чел-к действует путем быстрого и экономичного анализа и сравнений, используя «домашние заготовки». 5. Мотивированный тактик или социальный агент (Фиске и Тейлор). Думающий чел-к, имеет в своем распоряжении различные стратегии и возможности выбора в соответствии со своими потребностями, мотивами и целями.

Представленные модели отражают эволюцию исследовательских метафор, сформировавшихся в когнитивной традиции.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.