Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






І.л.М.Х.І.І.О 2 страница






К сожалению, заключенная в ее жизненном сценарии сила была такова, что она не смогла ее преодолеть. Однако по мере того, как мы беседовали, и жизнь, полная смысла и волнений, разворачивалась перед ней, Нэнси все сильнее волновалась. Возможность отступить от сценария в поисках своего подлинного „я" была выше ее сил. Она настаивала на том, чтобы остаться при своем „третьесортном" муже в „третьесортном" жилище и делать „третьесортную" работу. К сожалению, я, со всеми своими вариантами и наводящими вопросами, не был частью ее сценария. Вскоре Нэнси перестала приходить ко мне. Я потерпел с ней поражение, а она потерпела поражение сама с собой. Она и сегодня ведет „спокойную" жизнь в своем мирке, ограниченном и крохотном. Ее цель в жизни, как она ее понимает, быть человеком „третьего сорта". Боюсь, что сценарий будет держать ее в своих оковах до конца жизни. Я не хотел бы таким же образом упустить вас, а также не хочу, чтобы вы подобным образом упустили себя.

Страх перемен, даже позитивных, — мощный сдерживающий фактор. Мысль отклониться от проторенных предубеждений и „спокойного" сценария для некоторых людей может быть невыносимой.

В той местности, где я вырос, за нашим домом был огромный пустырь. Ребенком десяти или одиннадцати лет я часто пропадал там с друзьями, мы гоняли на велосипедах, устраивали войны, бросаясь комьями земли, и тому подобное. Глубокий овраг пересекал пустырь из конца в конец, он был около двух метров шириной и метр в глубину.

Типичным нашим развлечением было перескочить эту канаву, которую мы называли Долиной смерти, разогнавшись на полной скорости на велосипеде через узкий мостик в виде бруса шириной около шестидесяти сантиметров. И вот что я усвоил еще в раннем детстве: если кто-то пытался подъехать к этому мостику с мыслью о неудаче, например, о возможности соскользнуть с бруса или не попасть на него, это обязательно случалось. Но стоило настроиться на его стремительное и удачное преодоление, как ты мгновенно оказывался на другой стороне, цел и невредим.

Как будто вызывая в своем сознании соответствующий образ, ты настраивал свои мысли и реакции, которые справлялись с велосипедом и успешно переправляли его и тебя через канаву. Поэтому, подъезжая к мостику, я всегда старался сконцентрироваться на конкретной точке — его дальнем конце. Я старался отключиться от любой другой „информации", считая, что она может сбросить меня в канаву.

Этим я хочу сказать, что концентрация на достойной цели — дело хорошее. Но представьте себе, что канавы нет, доска лежит на земле. Когда люди принимают на веру предубеждения, они фиксируются на какой-то жизненной точке, думая, что у них нет выбора. Они по-прежнему сосредоточены на дальнем конце доски, хотя под ней уже нет никакой канавы. Они не хотят отвлечься от предубеждения, поскольку думают, что им это не дано. Даже если доску теперь можно спокойно объехать по прекрасной дороге, они предпочитают придерживаться маршрута и сценария потому, что он им кажется надежнее и безопаснее. А разве вы не стараетесь идти „по канату", когда можно спокойно пройти рядом? В детстве я мчался на велосипеде по „канату" через Долину смерти просто ради смеха. Если вы делаете то же в своей взрослой жизни, это уже не смешно.

Я вспоминаю группу адвокатов из штата Джорджия, которые приехали к нам в офис, чтобы обсудить стратегию поведения на крупном и сложном судебном процессе, который вскоре должен был начаться. По нашему обыкновению мы заказали для них роскошную гостиницу, снабженную всевозможными удобствами, какие только можно представить. Номера там огромные, в них много места для работы и проведения совещаний, гостиничная прислуга работает круглые сутки, кроме того, само место тихое и уютное. Когда наутро мы послали за адвокатами машину, водитель нигде их не нашел, а портье сказал, что они выехали из гостиницы.

Спустя какое-то время вся группа появилась у нас в зале заседаний, причем выглядели они так, как будто провели всю ночь в собачьей конуре, причем вместе с собакой! Когда стих шум, мы спросили, почему они покинули гостиницу. Оказалось, что они переехали в другую, которая вряд ли прошла бы „аттестацию" на армейский барак. Кондиционеры там работали в лучшем случае половину суток, вдобавок она была расположена рядом с шоссе. И вот результат: адвокатам пришлось спать с открытыми окнами под грохот транспорта и шум ветра. Номера были такими маленькими, что они были вынуждены оставить большую часть одежды и документов во взятой напрокат автомашине.

Однако по мере рассказа выяснилось, что эти люди чувствовали себя гораздо удобнее в прокуренной ночлежке с видом на луну, чем в роскошной гостинице, за которую им не надо было платить ни цента. Суть их объяснений состояла в том, что они не могли оставаться среди роскоши, так как там было „слишком просторно и слишком тихо". Вывод: они чувствовали себя „не на месте" в любой обстановке, которая превосходила их личный опыт. Предубеждения и сценарий жизни просто не предусматривали первоклассного обращения, а для них невыносимо было прожить вне сценария хотя бы короткое время.

А как вы подходите к своей жизни? Не являются ли „барабанным боем" вашего внутреннего диалога вот такие фразы:

Это меньше, чем можно было ожидать, но это „меньше, чем" меня вполне устраивает.

Я не в состоянии это сделать.

Мне никогда не добиться того, что есть у него.

Я не заслуживаю того, что есть у них.

Я знаю, что меня здесь „надувают", но мне хватит и того, что я имею. Нет смысла жаловаться.

В этой „игре" я всегда на вторых ролях, я только помощник; пусть кто-то другой принимает решения. Я готов их выполнять, у меня нет „руководящей жилки".

Дело в том, что самые прочные предубеждения — всегда ограничители: самая „святая" вера человека в себя — вера негативная, поэтому мы постоянно говорим себе: „не сможем", „не заслуживаем", „не годимся" и „не умеем".

Как и в случае с Нэнси, убеждения-ограничители накладывают на нас такое тяжкое бремя, что сама мысль о свободе, о возможности выбраться из колеи монотонной жизни, представляется опасной. Совпадают ли ваши предубеждения с указанными выше или они другие, все равно, любая мысль, подрывающая их основу, кажется опасной. Просто поразительно, до чего люди любят ограничивать себя.

Человек заранее представляет свою жизнь, не важно, какие проблемы она в себе таит и какой физический дискомфорт предвещает. По своему сценарию мы выбираем „среду обитания". Сценарий пишется исходя из предположений человека о его доходах, взаимоотношениях и определенном образе жизни, поэтому, хотя мы часто говорим, что хотим большего, любые шаги в сторону перемен пугают нас. Поразительно, но многие предпочитают повторить чью-то известную жизнь во всей ее серости, чем выбрать незнакомый вариант, несмотря на его очевидные преимущества.

Не забывайте также, что вы не один в своей жизни опираетесь на набор предубеждений. Окружающие могут действовать так же, исходя из сценария или ряда ожиданий того, как вы должны себя вести, что делать и говорить. Поэтому когда вы принимаете решение „выйти из роли", они также ощущают опасность и угрозу.

В качестве примера я хочу привести описание ряда упражнений, которые мы часто предлагаем слушателям в конце наших семинаров. Эти упражнения направлены на то, чтобы люди могли определить и преодолеть собственные предубеждения. Мы пытаемся вовлечь их в игру, призванную расширить пределы их возможностей и попробовать поменять роли, по которым они живут.

Например, в конце семинара мы можем попросить какого- нибудь угрюмого, замкнутого бухгалтера выйти на сцену и сыграть роль, например, Тины Тернер или Элвиса Пресли (поверьте мне, на это стоит посмотреть!). И вот он начинает петь фальцетом, прыгая по сцене и тряся париком, в то время как вся остальная группа танцует под музыку и кричит: „Он сумасшедший! " После этого все слушатели семинара отправляются домой, совершено изменив представление о себе. А жены тех, кто был у нас на семинаре, звонят мне потом и с удивлением спрашивают:

— Что вы сделали с моим мужем?

Я задаю обычно встречный вопрос:

— А что, собственно, случилось?

— Понимаете, Дэйв уже две недели дома, он возится с детьми, поет и разговаривает с ними. Что такого вы с ним сделали?

Другими словами, перемены в Дэйве оказались столь разительными, что жена почувствовала себя неуютно. Ее позиция такова: „Мне это не нравится. Пусть даже это положительные перемены, пусть даже они конструктивные — я этого не хочу".

Стоит мне спросить:

— А что конкретно вам не нравится? — ответ звучит примерно следующим образом:

— Дело в том, что он так изменился. Он с ума сошел, или что?

— Он делает что-нибудь плохое?

— Нет.

— Он обижает вас или детей?

— Нет.

— Он стал добрее и щедрее?

— Да.

— Он выглядит счастливым и умиротворенным?

— Да, пожалуй, именно так.

— Он совершил какую-нибудь глупость, например, сбежал от вас с домработницей?

— Нет.

— А вы бы сами не хотели посетить наш семинар в следующем месяце?

— Да нет, что вы! То есть, я не знаю, я вам перезвоню. Спасибо за все. До свидания.

Проблема заключается в том, что Дэйв отошел от своих предубеждений относительно самого себя, а его жена — нет. В ее понимании того, как „все должно быть", Дэйву следует продолжать играть роль вялого, унылого „сожителя", не проявляющего инициативы, но и не возражающего. Такое происходит довольно часто. Чем больше освобождается человек от своих предубеждений на наших семинарах, тем чаще нам звонит его супруга. Урок, который из этого можно извлечь, прост: далеко не всегда ваши решения покончить с предубеждениями будут встречаться „на ура" другими участниками вашей жизни, поскольку перемены, скорее всего, поставят под сомнение их предубеждения относительно вас. Перемены часто болезненны, даже если это перемены к лучшему.

Если бы кто-то спросил вас сегодня: „Какую роль вы играете в своей жизни? " — что бы вы ответили? Вы бы сказали: „Я мать семейства"? „Я — хороший отец своим детям"?, 3ерная жена" или „Уважаемый муж"? „Преуспевающий профессионал"? „Финансовый король"?

Если же вы обозначите себя по своему горькому наследию: „Я дочь Джона и Мэри Смит", это значит, что вы решили жить по семейному сценарию.

 

КАК РАСПОЗНАТЬ СВОИ СТАРЫЕ ПЛЕНКИ

В начале этой главы вы узнали, что наши старые пленки настолько заучены нами, что воспроизводятся в сознании с быстротой молнии. Хорошая новость заключается в том, что их можно замедлить до такой скорости, которая позволит нам услышать их и проанализировать. Мы будем слушать их сознательно и задавать себе вопросы по поводу того, во что мы верили в различные периоды своей жизни. Какие же пленки в ней звучат?

Будьте особенно терпеливы и внимательны, когда станете их слушать. Возьмите паузу и сделайте глубокий вдох, прежде чем высказать свои соображения. Уделите достаточно времени тому, чтобы основательно „допросить" себя и все необходимое записать. Выполнение приведенных ниже упражнений может потребовать нескольких дней „прислушивания" к себе, анализа и записи (при выполнении упражнений используйте свой личный дневник).

УПРАЖНЕНИЕ 1

Представьте себе, что вам предстоит встреча с кем-то, кого вы чрезвычайно уважаете, возможно, со знаменитостью, богатым и влиятельным человеком, кем-то, чьи ценности и убеждения вам но душе. Это может быть кго-то, кем вы восхищаетесь. Обычно перед такой встречей вы не будете задавать себе никаких вопросов, вы просто пойдете на нее. Возможно, вы будете чувствовать некоторую неловкость, возможно — нет, но вы просто примите решение. На этот раз, по мере того как вы готовитесь к воображаемой встрече, я хочу, чтобы вы очень тщательно себя „допросили". Важно быть абсолютно честным с самим собой. Если вы чувствуете, что боитесь, не стесняйтесь признаться в этом. Если вы боитесь онеметь от волнения или растеряться, так и скажите себе.

В ожидании такой встречи что конкретно вы говорите себе? Не жалейте времени, обдумайте и подробно запишите, какие чувства и эмоции вы испытываете по мере того, как приближается встреча. То, что вы запишете, очень важно для понимания содержания своих пленок о себе, самодостаточности и самоценности.

 

УПРАЖНЕНИЕ 2

Каждый день всю следующую неделю, просыпаясь утром, обдумывайте и записывайте собственные ощущения и ожидания предстоящего дня. Полны ли вы оптимизма? Вас гнетут страх и волнения? Вы измучены и обижены?

Ваши записи могут быть примерно такими: „Мне постоянно не хватает энергии. Я никак не могу разобраться в ситуации. Мне кажется, как раз сегодня я узнаю, в чем причина". Помните при этом, что я не имею в виду ваш постоянный внутренний диалог, который может включать в себя сознательную взбадривающую беседу, идущую одновременно с гораздо менее оптимистичной пленкой. Помните, что пленки предсказывают определенный результат. Поэтому я прошу вас внедриться в сознание конкретного дня и спросить себя, чего вы ждете от него.

 

УПРАЖНЕНИЕ 3

Представьте себе, что ваш начальник направил вам сообщение о том, что ждет вас сегодня у себя ровно в 16: 00 (если у вас нет прямого начальника, это может быть любой другой человек, в некотором смысле обладающий над вами властью, например, землевладелец, министр или начальник вашей жены).

Как и раньше, это упражнение нужно проделать четыре раза, всякий раз используя другой набор обстоятельств, которые можно охарактеризовать следующими фразами:

Вы знаете, что совершили ошибку.

Вы знаете, что сокращение неизбежно, или грядет другая подобная неприятность.

У вас нет ни малейшего представления, о чем будет разговор.

Вы знаете, что будет сделан анализ вашей деятельности.

Теперь я попрошу вас выполнить аналогичное упражнение, но на этот раз в ситуации будет участвовать кто-то близкий вам. Представьте себе, что супруг или супруга, родственник, близкий друг или ребенок попросили вас о встрече.

Опять же, проделайте это упражнение четыре раза, каждый раз меняя набор обстоятельств:

Возникла проблема во взаимоотношениях.

Только что произошло что-то плохое, трагическое или несправедливое.

У вас нет ни малейшего представления, о чем пойдет речь.

Вы долгое время не разговаривали, по крайней мере откровенно, с этим человеком.

Запишите все свои мысли, которые только можете обнаружить под уровнем своего сознательного внутреннего диалога, то есть, любые мысли, которые приходят вам в голову, когда вы начинаете задавать эти вопросы и пытаетесь предвидеть ответы.

 

ОЦЕНИВАЕМ СВОИ ПЛЕНКИ

Оглядываясь назад, на свои пленки, видите ли вы в них какие- либо подобия или типовые модели? Есть ли конкретные сценарии, которые можно связать с негативным внутренним диалогом? Например, говорится ли в них о каких-либо столкновениях по работе? Есть ли в них упоминания о конкретных членах семьи или знакомых?

Может оказаться, что вам легче выявить пленки, когда вы начинаете думать о конкретной части дня, так бывает с нашими первыми мыслями утром о том, что произойдет в этот день. Возможно, пленки приходят вам на ум в контексте конкретного задания, например, когда вам предстоит подготовить речь. Используя записи из своего дневника, определите, каковы эти общие тенденции или модели.

 

ОЦЕНКА СЦЕНАРИЯ

Теперь давайте приступим к оценке сценария вашей жизни и зафиксированных в нем предубеждений.

 

УПРАЖНЕНИЕ 1

Уделите нужное время рассмотрению всех сценариев, по которым разворачивалась ваша жизнь. Их может быть довольно много: это могут быть роли друга, работника, любящего родителя, „души компании", танцора, преподавателя, спортсмена, супруга, инвалида, сына или дочери таких-то (вставьте имена родителей) и т. д.

Не забывайте, что сценарий руководит всем, что мы говорим и делаем; он также содержит ожидания или роли для других людей. Поэтому, думая о своем сценарии, постарайтесь сначала вспомнить те роли, которые непосредственно повлияли на полученный результат. Вспомните те „сцены" и обстоятельства, в которых исполняемая вами роль воздействовала на реакцию и взаимоотношения с другими людьми. В сценарии наверняка найдется место и для других внутренних факторов, которые мы обсуждали. Например, вы наверняка найдете в нем целый букет ярлыков, локус контроля, который расцвечивает события, а также пленки, которые наполняют сценарий автоматическим содержанием.

Используйте эти концепции, чтобы подробно охарактеризовать сценарий. Для этой работы вам снова понадобится ваш дневник.

Для начала просто обозначьте сценарий, внеся в заголовок ту роль, которую сыграли (мать, жена мужа-пьяницы, неряха, дурачок).

Затем опишите в простых словах поступки или поведение, которые требовались от вас по сценарию. Здесь задача состоит в том, чтобы вспомнить, что вы действительно делали в результате исполнения этой роли.

Далее в одном-двух абзацах опишите, как люди отвечали или реагировали на вас в связи с этой ролью. Чего эта роль потребовала от других персонажей „пьесы"?

Проделав это упражнение для одной роли, обратитесь к другой и опишите по очереди все свои роли, руководствуясь одними и теми же принципами.

 

УПРАЖНЕНИЕ 2

Сейчас, после того, как вы описали несколько сценариев, по которым жили, вернитесь к своим записям и выполните следующее:

1. Обведите кружком названия тех ролей, в которых вы чувствовали наибольшую цельность с тем, чего вы хотите добиться в жизни. Если бы вы рассказывали о себе другому человеку, какими ролями вы гордились бы больше всего? Какие роли вам самому по душе? Отметьте их.

2. Если бы вы рассказывали о себе другому человеку, за какие роли вам было бы очень стыдно? Поставьте кре

стики возле тех ролей, которые вам противно играть.

3. По каждому определенному вами сценарию, положительному или отрицательному, запишите, кто был в вашей жизни той фигурой, которая сильнее всего навязана вам конкретным сценарием. Укажите также, почему, по вашему мнению, этот человек определил вам такую роль и что он от этого выгадал.

e-puzzle.ru

 

СОЕДИНЯЕМ ВСЕ ВМЕСТЕ

Как мы делали в предыдущих главах, сейчас ваша задача состоит в том, чтобы оценить эти группы ролей и сценарии и решить, какие между ними существуют значимые связи. Вам нужно узнать, каким образом они соединились, определив вашу личность, и сколько каждый из них прибавляет или убавляет от вашего подлинного „я". Очень важно выяснить, какие роли совпадают с этим „я", а какие противоречат ему. В этом смысле можно полагаться на вашу эмоциональную реакцию на каж

дую из этих ролей.

У меня есть приятель, чья главная роль в жизни и чей сценарий заключался в том, что он спортсмен. Особенно он преуспел в футболе. Он играл в младших классах школы, в старших, в колледже и, наконец, в профессиональной лиге. К сожалению, что совершенно неизбежно, очень быстро прошло его время и он вынужден был повесить бутсы на гвоздь. Однажды, когда он жаловался мне на усталость, старость и болезни, я попросил его мысленно вернуться к тем дням, когда он был в форме и великолепно играл. Я попросил его „отмотать" сценарий назад до того момента, когда он был абсолютно счастлив.

Я с удивлением наблюдал, как он меняется прямо на глазах. К нему вернулась энергия, глаза заблестели, он выпрямился. Его голос стал звонким. Было видно, что он испытывает прежние ощущения из той роли, которую он так беззаветно любит. Буквально в течение нескольких секунд испытанные в этой роли эмоции преобразили его.

Я хочу сказать, что эмоции, связанные с теми ролями, которые мы исполняем, обладают колоссальной силой. Но они могут быть положительными, как в случае с моим приятелем, или отрицательными, когда роль, которую мы вспоминаем, вызывает боль. Важно определить, какие роли какие эмоции вызывают. Вот как это можно сделать:

Положив перед собой список своих ролей, попробуйте теперь заново „войти" в каждую из них, произнеся в этой роли хотя бы несколько фраз. Говорите то, что вы обычно говорили, играя эту роль, причем обязательно говорите вслух. Например, если по сценарию у вас роль „матери", представьте себе, что вы воспитываете кого-нибудь, и скажите вслух то, что обычно говорили тогда. Например, вы можете сказать: „А сейчас как следует застегнись, потому что я не хочу, чтобы ты простудился. Помни, мама любит тебя и хочет тебе добра. Поэтому застегнись и иди гулять. Только будь осторожен. Стой, ты делаешь это не так, давай я тебя застегну. Примерно каждый час показывайся домой, чтобы я была спокойна".

Я не утверждаю, что эта первая роль, которую вы взялись анализировать, или любая другая, сама по себе хороша или плоха. Но к каждой роли „привязаны" определенные эмоции, чувства, и я хочу, чтобы вы обратили внимание именно на них. Поэтому вам нужно произносить свою роль так долго, пока вы что-то не почувствуете. Эмоции могут быть положительными и успокаивающими, но они также могут вызывать раздражение и неприятные чувства, и я хочу, чтобы именно это вы отметили. Запишите любую значимую эмоцию, вызванную каждой из ваших ролей.

Наконец, напишите как можно больше деталей такого сценария жизни, который вы хотели бы написать для себя, если

бы вас совершенно ничто не сдерживало. Не пытайтесь угодить кому-нибудь, даже не думайте, возможен ли такой сценарий вообще. Давайте помечтаем. Какую жизнь вы бы выбрали для себя, если бы были способны на все? Какие эмоции переполняли бы вас и с кем вы хотели бы ими поделиться? Это упражнение требует глубокого внимания и полной сосредоточенности. Не пожалейте времени на этот „сценарий мечты", напрягите все свои творческие способности, только тогда он сможет принести реальную пользу (кстати: если при выполнении этого упражнения вы не испытываете удовольствия, отложите его. Сделайте паузу и начните сначала).

Ну вот, в данный момент, я надеюсь, вы честно и обстоятельно исследуете тот сценарий, который для себя написали, и изучаете роль, которую вам предстоит сыграть. Надеюсь также, что вы поняли, каково чувствовать себя, когда сердце — ваш настоящий друг. Ваш сценарий может и не стать „хитом", он может не угадать того, чего ждут „зрители". Но это самый лучший сценарий для звезды — для вас.

Теперь вам самому решать, что делать дальше с этим сценарием.

 

ВВЕДЕНИЕ В ПЯТИЭТАПНЫЙ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ

В пилотировании небрежность и самоуверенность обычно гораздо опаснее, чем решение намеренно идти на риск.

УИЛБЕР РАЙТ, из ПИСЬМА к ОТЦУ, ДОТИРОВАННОГО СЕНТЯБРЕМ 1950 ГОДА[7].

 

Ранее я предложил вам считать свою жизнь цепочкой, которая состоит, как и принято, из отдельных звеньев, соединенных друг с другом. Мы с вами уже много поработали, чтобы разобраться с наиболее важными звеньями. Сейчас самое время обобщить всю эту колоссальную работу, оценить, что она для вас значит, и наметить план дальнейших действий.

Мой отец работал на нефтедобыче в штатах Техас, Оклахома и Колорадо, и я хорошо помню, как впервые в жизни увидел цепи, которые использовались в буровых установках. Огромные, все в черной смазке. Некоторых звенья были такие большие, что каждое было трудно даже поднять. Работа с такими цепями была очень тяжелым и опасным способом зарабатывать себе на жизнь. Когда в детстве я слышал рассказы о каторжниках, закованных в цепи и упрятанных в темницы, я представлял себе, как эти огромные, мерзкие цепи охватывают шею и лодыжки какого-нибудь бедолаги.

 

Цепи представлялись мне очень крепкой удерживающей силой. Они связывают человека и лишают его свободы. Полагаю, это описание говорит о том, как я представляю вашу личную жизненную цепь. Я думаю, что слишком часто то, что мы делаем в жизни, является результатом негативного импульса, продуктом той жизненной цепи, которая соединяет наше прошлое с настоящим и тянется в будущее.

Наше мнение о самих себе, истинное или ложное, является продуктом этой связи. Она может быть положительной или отрицательной, но то что она есть — бесспорно. Разговор о том, как эта цепочка куется и „вплетается" в то, кем человек становится, является темой этой книги. Создание или воссоздание точно такой цепочки и точно такого подлинного „я", какое вы хотите иметь, будет темой этой и следующей глав.

Для начала я попросил вас „порыться" в своей прошлой жизни, так как считаю, что прошлое — лучший предсказатель будущего. Для большинства людей это означает, что если в прошлом была неразбериха, скорее всего, эта неразбериха ждет их в будущем. Но у вас так не должно быть. Теперь в ваших руках есть средства изменить свой импульс, разбить старую цепь и выковать новую. Как только вы решили, какие звенья из вашего прошлого определяют то, что вы испытываете сегодня, считайте, что вам известно, на что направить свою энергию. Если история вашей жизни предопределяет будущее, а вы хотите себе новое и лучшее будущее, значит, нужно создать новую историю.

Возможно, сначала это будет один день новой истории, затем одна неделя, один месяц, один год. Скоро у вас будет целая новая история, предвещающая новое будущее. Если вы на протяжении многих лет ежедневно напивались или переедали, то самым точным пророчеством будет то, что и в этом году вы будете поступать так же. Но стоит вам повести себя по-друго- му хотя бы один день, ваш мозг сразу настораживается („Эй, это что-то новенькое? ") и делает новое предсказание. По мере накопления дней „нового поведения", новый прогноз становится все сильнее и точнее. Теперь ваша задача порвать со старым и привыкнуть к новому. Мы потратили так много времени на старое для того, чтобы у вас с глаз упали шоры и чтобы вы точно знали, какие конкретные части вашего прошлого с какими конкретными частями настоящего связаны. Теперь вы знаете это.

Ваш внешний жизненный опыт и ваши внутренние реакции на него, „выковали" такое представление о себе, которое вело вас по всей жизни. Точно как у кузнеца, который на наковальне придает раскаленному металлу нужную форму, у вас формировалось мнение о себе. Вы „лепили" себя через внутреннее восприятие и внутренний диалог, и вас также „лепили" своим поведением и реакциями те, кого вы встречали на своем жизненном пути. Определяющие моменты, критические решения и „ключевые" люди были теми „молотами", которые „ковали" вас.

Очень может быть, что существенная часть этого „производственного процесса", или даже он целиком, протекали без вашего ведома. Оглядываясь назад, вы можете чувствовать, как ваша цепочка жизни „обмотала" вашу шею еще до того, как вы научились говорить. Очень может быть, что ваша цепочка слегка „придушила" вас, лишила активности и свободы. Как я уже сказал, вы не можете изменить то, что не признаете. Но верно и обратное: что признано как сущее, может быть изменено. Взгляните реально на звенья своей жизненной цепочки, найдите и разбейте те, которые вам мешают, и выпустите на волю свое подлинное „я".

Я хочу предложить вам новый и смелый план. Самое время стать кузнецом своей собственной жизни. Перестаньте пассивно наблюдать за тем, как вас „лепят" внутренние и внешние обстоятельства, которые вы „пустили" в свою жизнь. Начните сознательно и активно оспаривать и направлять все эти силы. Сделав это, вы уведете представление о себе прочь от вымышленного края нашей шкалы самооценки, поближе к тому краю, где находится подлинное „я".

Сейчас самое время начать движение в новом направлении, исток которого — в энергичном „здесь и сейчас", отвергнув все старые пути, уходящие корнями в усталое, отжившее и неуместное прошлое. Вы можете создать новый импульс, который позволит вам делать то, чего вы действительно хотите.

Для того, чтобы изменить свою жизнь и представление о себе, вам нужно сделать две вещи. Во-первых, вам нужно освоить ряд очень специфических умений. Во-вторых, вы должны быть полностью честны в оценке и применении всей той информации, которую накопили до сих пор. Часть из того, что вы узнали о себе — неприятные сведения, и теперь самое время с этим что-то сделать. Проникнуть в суть без действия еще хуже чем оставаться слепым. По крайней мере, тогда можно цепляться за старый аргумент „незнание — счастье". Проделать тяжелую работу по постижению собственной жизни, ответить на все эти „почему" и „зачем", чтобы затем продолжать стагнацию или даже вернуться назад к прежней рутине — это нехорошо.

Чтобы эффективно распорядиться неприкрашенной правдой и сделать важные изменения, вам нужно проявить ответственность и активность. Сделать меньше — значит потратить время зря.

Я хочу сказать, что, если вы желаете улучшить качество своей жизни и вырваться из ловушек, в которых до сих пор прозябали, вам нужно найти в себе мужество продолжать правдиво смотреть на вещи и проявить активность в перемене образа жизни как внутренне, так и внешне. Никаких „против", никаких оправданий, никакого перекладывания ответственности на других за выбор, который вы сделали. Вам следует решить, какие элементы представления о себе для вас ценны и поэтому хотите их сохранить, а от каких нужно избавиться. Сейчас самое время „отмыть" от налипшей грязи свою правду, чтобы начать жить в согласии с подлинным „я". Как я уже говорил, это потребует недюжинного мужества на этапе исследования и, безусловно, не меньшего мужества на этапе реализации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.