Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






и развитие современной российской науки

Осипова Е.А.

Г. Москва

Связи с общественностью

и развитие современной российской науки

 

В июле 2010 года более двух тысяч российских ученых обратились с Открытым письмом к Президенту Российской Федерации Д.А.Медведеву. В письме, раскрывающем основные проблемы современной российской науки, в частности говорилось: «Одним из серьезнейших препятствий для развития нашей страны является недопонимание российским обществом роли и места науки в современном мире. Многие граждане России и представители правящей элиты полагают, что полезна только наука сугубо практической ориентации, направленная на конкретные разработки. Тогда как фундаментальные научные исследования, направленные на получение новых знаний, являются чем-то вроде роскоши, которую могут позволить себе лишь богатые страны».

Об общественном «недопонимании» важности науки, недостаточном ее финансировании, деградации научной инфраструктуры, «утечке мозгов» мы слышим в последнее время все чаще. С каждым годом ученые все с большей тревогой говорят о растущем научном отставании России, уменьшении вклада работающих в стране ученых в мировую науку, потерю престижа и социального статуса научной деятельности. Статистические исследования показывают снижение авторитета науки в глазах общества, поскольку «авторитет науки взаимосвязан с такими характеристиками как её финансовое благосостояние, общественная и государственная поддержка, значимость для общества имен её представителей и т.п.». [3]

Очевидно, что такие масштабные и актуальнейшие проблемы могут быть решены только комплексно, а приоритетный уровень решения - государственный.

Тем не менее, в этом комплексе довольно значимую позитивную роль могут сыграть связи с общественностью, поскольку улучшение общественного восприятия отечественной науки, повышение ее статуса и престижа, создание условий для привлечения молодых ученых, средств для финансирования исследовательских проектов, поддержки научных организаций и т.д. во многом зависит от того, насколько эффективно выстроены коммуникации между научными учреждениями и властью, средствами массовой информации, потенциальными инвесторами и самой широкой общественностью.

Одной из актуальнейших задач является создание информационной среды, обеспечивающей рост общественного понимания важности научного развития для будущего страны. Но такое понимание может возникнуть только на основе знания. Сегодня мы знаем, что перед наукой стоит множество проблем, которые в существующих условиях не могут решаться или решаются плохо. Но для понимания значимости науки нужна другая, а именно содержательная позитивная информация, которая будет формировать представление о науке как о важнейшей части культуры, вызывать интерес к различным научным направлениям, повышать уважение к людям, которые в науке работают.

В советское время интерес и уважение к науке культивировались и стимулировались. Миллионными тиражами выходили научно-популярные издания, «тираж журнала " Наука и жизнь" превышал три миллиона, журнала " Знание - сила" - миллион. Журнал для относительно небольшого слоя " продвинутых" школьников " Квант" имел тираж 315 тыс. экземпляров, узкоспециализированный журнал " Химия в школе" выходил тиражом 180 тыс.». [1]

Множество художественных фильмов рассказывали о знаменитых и молодых ученых, романтизировали образы физиков, химиков, геологов, медиков и т.д. Постоянно транслировались научно-популярные телепрограммы и радиопередачи для разных возрастных категорий. Сегодня процентное содержание такой информации в СМИ резко сократилось, а особенно мало информации позитивного характера, рассказывающей о замечательных ученых, о научных проектах, работающих на ближайшие перспективы и на далекое будущее, о том, как различные научные направления могут повлиять на жизнь настоящего и будущих поколений. Работа PR-специалистов может помочь развивать разные формы сотрудничества научных организаций и СМИ, обеспечивать их информацией не только для новостных выпусков, но и устанавливать связи ученых и средств массовой информации для создания научно-познавательных программ, образовательных проектов, документальных фильмов и т.д.

Широкой аудитории хорошо знаком проект «Академия» телеканала «Культура», продолжающего традицию Академии наук «устно и публично обучать русскую молодежь» [4, С.6.], которая ведет начало с 1726 года. Именно тогда, когда замечательные ученые рассказывают миллионам зрителей об истории нашей науки и о современных исследованиях, у многих рождается чувство гордости за страну и отечественную науку, появляется уважение к людям науки и озабоченность ее судьбой. Это происходит потому, что лекторы проекта сами вызывают глубочайшее уважение необыкновенной эрудицией и увлеченностью.

Интересные познавательные проекты для школьников организуют сегодня многие музеи, образовательные и исследовательские учреждения. Но для развития интереса к науке необходимо, чтобы круг этих проектов постоянно расширялся, чтобы они охватывали все большее коммуникативное пространство и активно осваивали уже освоенное молодежью Интернет-пространство. А для этого нужны специалисты, которые владеют современными коммуникативными технологиями, умеют творчески взаимодействовать с разными аудиториями.

Поскольку высокую престижность наука может обрести только благодаря великим ученым и великим проектам, которые в нашей стране уже есть и будут появляться и развиваться, важной коммуникативной задачей становится работа по созданию их широкой известности.

Существенную помощь может оказать деятельность по связям с общественностью и для привлечения средств в научную сферу.

Исследования показывают, что на сегодняшний день конкретную информацию о том, сколько науке нужно средств и для чего именно они необходимы, раздобыть сложно. Сайты научных организаций такой информации не содержат, поэтому если даже кто-то из потенциальных благотворителей задумает перечислить деньги на нужды науки, ему придется много потрудиться для того, чтобы понять, куда именно и каким образом эти средства можно направить. А ситуация сегодня отнюдь не такая, чтобы все владельцы компаний мечтали остаться в памяти Отечества великими меценатами. Для возрождения традиций меценатства, которая формировалась в нашей стране с основания Академии наук в 1724 году более ста с лишним лет, нужна постоянная и кропотливая работа.

Тем не менее, социальная ответственность бизнеса в силу разных причин растет. Все больше организаций, не только крупных, но и средних и совсем небольших задумывается о создании образа социальной ответственности. Больше всего помогают детям в больницах, детских домах, но, вероятно, многие согласились бы не только покупать лекарства и одежду, но и поддержать исследования, направленные на предотвращение заболеваний или повышение эффективности лечения, на разработку новых материалов и т.д.

Потенциальному современному меценату необходима информация о конкретных нуждах науки, о том, каким направлениям, учреждениям, проектам, ученым и т.д. нужна поддержка, о том, в каких формах она может быть оказана. Сегодня широкой общественности, пожалуй, известен только один фонд, поддерживающий науку – это фонд «Династия», основанный Дмитрием Зиминым. А для того, чтобы такие фонды становились значимыми субъектами гражданского общества, нужна структурированная информация для крупного бизнеса и небольших компаний, которые желали бы поддерживать и развивать российскую науку. Важна также разработка разных моделей социального партнерства: для компаний, перспективы которых зависят от научного знания; для тех, кто хочет жить в обществе с развитой наукой; для тех, кого интересуют или могут заинтересовать определенные научные направления.

Уже сегодня накоплен опыт привлечения компаний, которые не располагают большими средствами, но могут участвовать совместно с другими в учреждении стипендий, оплате актуальных научных стажировок, научных конкурсов, олимпиад, поддержке специальных школ, в том числе сезонных, виртуальных т т.д., создании совместных фондов, продуктовых и социальных брендов, отчисления от которых могут быть направлены на поддержку научных изданий, покупку оборудования, модернизацию научных музеев и т.д. Распространение и развитие этого опыта может стать заботой PR-специалистов.

В открытом письме к Президенту, российские ученые справедливо утверждают, что «высокий уровень научных исследований непосредственно влияет на качество специалистов, которые завтра будут разрабатывать ядерные реакторы и самолеты, проектировать гидроэлектростанции и мосты, создавать новые лекарства и выводить новые сорта растений». Определение научного уровня ученых и научных институтов является, несомненно, прерогативой научного сообщества, но общественная поддержка тех, кто научным сообществом признан, важна не только для самих ученых и учреждений, она важна для самой общественности, для развития гражданственности и патриотичности.

Важно заметить, что проводить мероприятия по повышению социального статуса ученого, информированию общественности о состоянии, перспективах и проблемах развития науки необходимо на языке, который понятен широкой общественности. Работа такого рода требует определенных знаний и способностей. Вузы, которые в настоящее время готовят специалистов по связям с общественностью, дают своим студентам мощную гуманитарную подготовку и обучают практике установления связей со СМИ, властью, партнерами, клиентами, инвесторами, всеми сегментами общественности. Студенты изучают теории социальной ответственности бизнеса и стандарты социальной отчетности, исследуют практику социального партнерства и социального проектирования. Это создает хорошую базу для работы по связям науки и общественности.

Кроме того, к связям с общественностью в научной сфере могут быть привлечены именно те, кто с самого начала обучения проявляет интерес в своих исследованиях по связям с общественностью именно к науке. Уже на начальных курсах появляются студенты, которых интересует PR образовательных учреждений и разных научных направлений. Таких студентов не так много, но именно они за годы обучения раскапывают множество документов, вторичной информации как исторической, так и актуальной, анализируют ее, описывают в курсовых и выпускных квалификационных работах и т.д. и становятся обладателями большого массива информации в этой области. Появляются и первые диссертационные исследования – социологические, психологические, философские и др. о различных аспектах связей с общественностью в образовательной и научной деятельности, которые создают научную базу для практической работы в этой сфере. Кафедры, выпускающие специалистов по связям с общественностью, открыты для сотрудничества со всеми научными учреждениями.

Сегодня не только наука, но и страна находится в кризисе. Однако, «в кризисные периоды развития цивилизации внимание к проблемам науки и образования всегда возрастало, а колоссальные финансовые, кадровые, материально-технические и другие ресурсы в интеллектуальную сферу вкладывали не только процветающие страны, но и те, которые к такому социальному состоянию стремятся». [2, С.21]

А поэтому для развития отечественной науки необходимо задействовать все возможные ресурсы. Связи с общественностью являются одним из стратегических ресурсов, который с одной стороны, может содействовать обретению наукой высокого социального статуса и престижа, а с другой, способствовать консолидации общества вокруг решения важнейшей социальной задачи – научного развития страны.

 

Список используемой литературы

1. Ваганов А. Нужна ли наука для популяризации науки? // Наука и жизнь. 2007, № 7.

2. Жуков В.И. Социальное образование и социальная сплоченность российского общества в условиях глобального кризиса. М.: РГСУ, 2009.

3. Романович Н.А. Авторитет науки как следствие финансовой политики власти. // Материалы Всероссийской научной конференции. М., 2009.

4. Смагина Г.И. Санкт-Петербургская Академия наук и просвещение в России XVIII века: образование и распространение знаний. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук. М., 2007.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Итак, каждая кризисная ситуация уникальна, и требует специфического подхода | Введение. (научно-методическое пособие)




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.