Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И коммерческие банки






 

 

ПРОГРАММА

 

Сущность работы предприятия с коммерческими банками. Две стороны оперативной финансовой работы с коммерческими банками. Выбор коммерческого банка. Операционная активность клиента. Понятие о рейтинге коммерческих банков.

организация и выполнение расчетов через коммерческий банк. Основные направления оперативной работы с банком. Понятие о финансовых операциях, связанных с привлечением в оборот денежных средств. Сущность финансовых операций, связанных с расходованием денежных средств. Виды учетно-кассовых операций.

Оценка финансовой эффективности договорных отношений с банком. Оценка договора банковского счета. Оценка кредитных договоров. Оценка финансирования под уступку денежного требования (факторинга). Оценка организации других услуг банков: форфетирования, лизинга, трастовых операций. Оценка фьючерсных контрактов и опционов.

Организация платежно-расчетных отношений предприятия с покупателями и поставщиками. Финансовая оценка договоров купли-продажи, поставки товаров, аренды, подряда, комиссии и других.

Денежные и неденежные формы расчетов. Оценка финансовой эффективности расчетов платежными поручениями и платежными требованиями-поручениями. Финансовая эффективность аккредитивной формы расчетов. Оценка эффективности бартера, зачетов взаимной задолженности, расчетов ценными бумагами.

Оперативный контроль за осуществлением безналичных расчетов. Очередность списания денежных средств со счета предприятия. Проблемы рациональной организации и пути совершенствования безналичных расчетов. Способ платежа путем передачи долгов. Внедрение вексельного обращения. Безакцептное списание как форма расчетов. Электронная система расчетов.

Порядок проведения расчетов наличными деньгами. Расчеты с помощью пластиковых карточек. Финансовая эффективность современных способов расчетов.

Ответственность банков за нарушения при расчетах. Ответственность банков при нарушении договора банковского счета. Ответственность банков при расчете платежными требованиями. Ответственность банков при расчете аккредитивами. Ответственность банков при осуществлении инкассовых операций.

Организация кредитных взаимоотношений предприятия с коммерческим банком. Виды и формы банковских кредитов. Управление кредитными рисками. Привлечение кредитных ресурсов и кредитная политика банка.

Критерии кредитования предприятий. Кредитные документы и решения по кредитным вопросам. Рассмотрение вопроса о предоставлении кредита.

Обеспечение исполнения кредитных обязательств предприятия. Документы для оформления залога в банке. Нетрадиционные способы обеспечения возврата кредита и оценка их эффективности. Удержание имущества должника. Взыскание средств должника с его зарубежных счетов.

Погашение кредита и ответственность за неисполнение кредитных обязательств. Погашение кредита. Ответственность заемщика за неисполнение кредитных обязательств.

 

 

Основные вопросы

5.1. Содержание оперативной финансовой работы с коммерческими банками.

5.2. Оценка финансовой эффективности договорных отношений с банком.

5.3. Организация платежно-расчетных отношений с покупателями и поставщиками.

5.4. Денежные и неденежные формы расчетов и оценка их эффективности.

5.5. Оперативный контроль за осуществлением безналичных расчетов.

5.6. Порядок проведения расчетов наличными деньгами. Расчеты с помощью пластиковых карточек.

5.7. Ответственность банков за нарушения при расчетах.

5.8. Организация кредитных взаимоотношений предприятия с коммерческим банком.

5.9. Кредитные документы и решения по кредитным вопросам.

5.10.Обеспечение исполнения кредитных обязательств предприятия.

5.11.Погашение кредита и ответственность за неисполнение кредитных обязательств.

 

 

Методические указания

Содержание оперативной финансовой работы с коммерческими банками. Основная часть оперативной финансовой работы связана с банками. Все расчетно-денежные операции, кредитные операции проводятся в основном через банки. Поэтому выбор коммерческого банка для предприятия не может быть случайным. Банк, во-первых, призван обеспечивать надежное текущее расчетно-кассовое обслуживание предприятия и удовлетворять запросы клиента на перспективы развития. Во-вторых, банк за счет временно свободных финансовых средств обеспечивает предприятия кредитными ресурсами.

Выбирая для обслуживания коммерческий банк, важно оценить соотношение его величины, положения на рынке и реальных возможностей обеспечения деловой активности с размером бизнеса, основными целями и задачами финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В большинстве своём коммерческие банки осуществляют расчетно-кассовое обслуживание клиентов и занимаются их кредитованием. Однако есть банки, сочетающие кредитный и валютный аспекты получения операционных доходов. Имеются отдельные крупные кредитные учреждения с хорошо развитыми фондовыми и валютными операциями, кредитующие ограниченный контингент клиентов.

Проверяя финансовые отношения обследуемого предприятия с банком, сделайте оценку правильности выбора вашим предприятием коммерческого банка, соответствует ли он по объему и параметрам деятельности запросам обследуемого предприятия. Следует выяснить рейтинги своего банка, наличие у него генеральной лицензии, его членство в российском и других банковских союзах, на валютных биржах, статусы дилерства и агентства по различным операциям, наличие корреспондентских счетов банка в других российских и зарубежных банках, участие в системе межрегиональных расчетов, наличие депозитария, счетов депо для операций с ценными бумагами в других депозитариях, вкладов населения, инкассационных возможностей и др. Выясните, как развиваются новые направления в деятельности банка, в какой степени им используются новые схемы и инструменты зарабатывания денежных средств и воздействия на повышение эффективности хозяйственных структур.

Оценка финансовой эффективности договорных отношений с банком. Работа с банком начинается с открытия расчетного счета, который называют банковским. Банковский счет является необходимым средством организации и осуществления расчетов, включая кредитные операции. Договор банковского счета, или, как его ещё принято называть, договор на расчетно-кассовое обслуживание счета, предполагает обязательства перед клиентом по зачислению и выдаче со счета соответствующих распоряжениям клиента денежных сумм и проведению других операций по счету. При этом банку предоставляется право использовать для своих целей находящиеся на счете клиента средства, гарантируя последнему возможность беспрепятственного распоряжения этими средствами.

Предприятию важно предусмотреть в договоре уплату процента банком за пользование денежными средствами. Однако и при отсутствии такого условия договора коммерческий банк обязан платить предприятию за использование его средств на счете в размере, обычно уплачиваемом банком по вкладам до востребования. Прямо предусматривать в договоре безвозмездный характер использования банком средств клиента предприятию не следует.

Вместе с тем предприятие также обязано оплачивать услуги коммерческого банка по совершению соответствующих операций, если это предусмотрено данным договором. При этом могут возникнуть взаимные однородные требования банка к клиенту и клиента к банку, которые погашаются производимым банком зачетом.

Банк обязан совершать для клиента любые банковские операции, предусмотренные для счетов соответствующего вида законом, банковскими правилами и обычаями делового оборота. Поэтому в договоре банковского счета не следует делать исключение отдельных видов банковских операций по предложению банка.

В соответствии с действующим законодательством списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента. Без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом.

По списанию средств со счетов клиентов банками допускаются ошибки, когда банки по поручению предприятия списывают деньги со счета, но не отправляют их по назначению. Финансовым работникам предприятия важно проверить не только своевременность и полноту списания, но и правильность отправления списанных со счета средств по назначению. Оперативно это устанавливают по отметке корреспондирующих счетов в выписке банка с расчетного счета. В последующем - методом сверки расчетов с получателями денег. По этой причине выписку банка по операциям своего счета следует получать и проверять ежедневно.

Банком могут быть просто ошибочно списаны с расчетного счета предприятия деньги, или списаны неправомерно в нарушение действующего законодательства по распоряжению какого-либо органа. Может быть нарушена очередность списания в ущерб экономической выгоде предприятия. Поэтому и необходим систематический ежедневный контроль правильности операций по расчетному счету.

Нарушение порядка проведения операций по расчетному счету со стороны банка может привести к разорению предприятия, поскольку на расчетный счет должны зачисляться: вся выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг, свои доходы от внереализационных операций, суммы полученных кредитов и иных поступлений. С банковского счета осуществляются расчеты с поставщиками, бюджетом по налогам, с рабочими и служащими по зарплате, с банками по полученным кредитам и процентам по ним, а также платежи по решениям судов, арбитражей и других органов, имеющих право принимать решения о взыскании средств со счетов юридических лиц в бесспорном порядке. Таким образом, в основном все денежные потоки проходят через расчетные счета. Поэтому в договоре банковского счета должна быть предусмотрена строгая ответственность сторон.

Обследуя операции по расчетному счету своего предприятия установите, уплачивает ли банк проценты на суммы, необоснованно списанные с расчетного счета, штраф за несвоевременное начисление и выплату в срок процентов, платит ли предприятие банку за расчетно-кассовое обслуживание счета, часто ли банк меняет в одностороннем порядке тарифы за платные услуги.

Банки обычно не платят предприятиям за хранение денег на расчетном счете. При соответствующем накоплении средства предприятия не дают прибыли, " омертвляются". Чтобы обеспечить доходность капитала, предприятия заключает с банком договор банковского вклада и перечисляет свои свободные деньги на депозитный счет под договорный процент на определенный срок. Уменьшение банком согласованного размера процентов допускается лишь по вкладам до востребования и только в случае, когда запрет таких действий не предусмотрен договором. Однако и в этом случае новый размер процентов по общему правилу может применяться к вкладам лишь через месяц со дня извещения об этом вкладчиков. С целью рассеивания риска срочные вклады делают не в один банк, а в несколько.

Ввиду значительного уровня и низкой платы банками за хранение денег, делать вклады даже срочные в отечественной валюте стало невыгодно. Уровень инфляции зачастую превышал начисляемый банком процент по вкладу. Поэтому вошло в практику хранение денег на депозитных счетах в банках в свободно конвертируемых валютах, не подверженных влиянию инфляции. В таких условиях годовой доход составляет не менее 4 %.

С целью повышения уровня доходности капитала финансовые менеджеры производят поиски более доходных направлений вложения денег, развивая, прежде всего, свой бизнес, приобретая акции высокодоходных компаний, осуществляя финансовые операции на фондовом рынке.

Организация платежно-расчетных отношений с покупателями и поставщиками. Действующий порядок расчетов предприятий с покупателями и заказчиками, с поставщиками и подрядчиками регламентируется:

- нормативными документами Центрального банка Российской Федерации, а также указаниями и разъяснениями его органов - главных управлений и управлений по административно-территориальным единицам, а также расчетно-кассовых центров;

- договорами на расчетно-кассовое обслуживание предприятий, заключенных с коммерческими банками.

Финансовые службы осуществляют систематический контроль финансовых отношений с поставщиками и покупателями посредством учета расчетных операций. Порядок отражения в учете расчетных операций финансово-хозяйственной деятельности определяет Департамент методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России.

Действующий порядок учета, организации и регулирования платежно-расчетных отношений в хозяйстве предоставляет возможность предприятиям самостоятельно выбирать и отражать в хозяйственных договорах особенности проведения конкретных расчетов. Важно при этом соблюдать основной принцип финансовых отношений с поставщиками и покупателями: " пооперационное проведение платежей посредством линейно-позиционного способа учета и контроля". При соблюдении этого принципа становится возможным своевременно рассчитываться с поставщиками и своевременно получать платежи от покупателей.

На финансовые службы предприятий возложено проведение мероприятий по внедрению наиболее целесообразных форм расчетов с покупателями и поставщиками, обеспечивающие своевременность платежей и ускорение оборачиваемости средств. Для оперативной финансовой деятельности предприятия это особенно важно, поскольку средства в расчетах относятся к ненормируемым фондам обращения в составе оборотных средств, которые временно отвлекаются из хозяйственного оборота. Поэтому оборачиваемость средств в расчетах не поддается контролю посредством нормативного метода.

Оперативная финансовая работа должна быть направлена на сокращение отвлечений оборотных средств в дебиторскую задолженность. При этом важно соблюдать ряд правил работы с задолженностью: " долг платежом красен", " платить следует своевременно", " не будь в долгах как в шелках, иначе потеряешь имидж", " проведи реструктуризацию задолженности заранее", " не рискуй больше, чем имеешь средств" и т.д.

Следует помнить, что в составе дебиторской задолженности находится не только стоимость, авансированная в денежной форме в оборотные производственные фонды и фонды обращения, но зачастую и прибыль предприятия.

Кредиторская задолженность предприятия - один из источников формирования оборотных средств. Для любого предприятия выгодно увеличивать размер и длительность коммерческого кредита, предоставляемого поставщиком. Однако кредиторская задолженность за товары, материала не должна быть больше половины величины краткосрочных активов, иначе происходит потеря платежеспособности предприятия. Кроме того важно, чтобы доля заемных средств в краткосрочных активах не превышала долю собственных средств. В противном случае происходит потеря финансовой устойчивости предприятия.

Денежные и неденежные формы расчетов и оценка их эффективности. В процессе расчетов не следует смешивать два понятия - форму расчетов и форму платежа. Это объясняется существованием безналичных и наличных расчетов. Форма расчетов - это порядок документального оформления и прохождения платежей. Она обычно связана с безналичным документооборотом. Форма платежа зависит от выбора для расчетов безналичного или наличноденежного оборота.

Порядок платежа определяет оплату по времени её осуществления, т.е. предварительную по факту отгрузки или по получении товара. Организация безналичных расчетов регулируется Положением Банка России " О безналичных расчетах в Российской Федерации" от 8 сентября 2000 г. № 120-П. Указанным Положением предусматриваются следующие формы расчетов: расчеты платежными поручениями, расчеты по аккредитиву, расчеты чеками, расчеты по инкассо. Кроме того, применяется вексельная форма расчетов, которая регламентируется особой законодательно-нормативной базой. Формы безналичных расчетов избираются клиентами банков самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых ими со своими контрагентами.

В рамках форм безналичных расчетов в качестве участников расчетов рассматриваются плательщики и получатели средств, а также обслуживающие их банки и банки-корреспонденты. Банки не вмешиваются в договорные отношения клиентов. Взаимные претензии по расчетам между плательщиком и получателем средств, кроме возникших по вине банков, решаются в установленном законодательством порядке без участия банков. Для безналичных расчетов допускается использование платежных поручений, аккредитивов, чеков, платежных требований, инкассовых поручений.

Организация безналичных расчетов строится на следующих принципах:

1. При всем многообразии форм собственности и деятельности за предприятиями остается право свободного выбора форм расчетов и закрепления их в договорах. Ограничение свободы выбора со стороны коммерческого банка не допускается;

2. Перечисления по счетам предприятий осуществляются с согласия (акцепта) плательщика и по его поручению. Безакцептное списание средств допускается в отдельных установленных законодательством случаях;

3. все платежи со счетов предприятия осуществляются в очередности, определяемой руководителем предприятия, если иное не предусмотрено законом.

Осуществление безналичных расчетов должно соответствовать следующим основным требованиям:

- способствовать кругообороту средств, обеспечению бесперебойного процесса реализации товаров;

- обеспечивать своевременное перечисление денежных средств по всем обязательствам;

- плательщик за несвоевременные платежи должен нести ответственность (штрафы, пени);

- создавать условия для контроля за соблюдением договоров или соглашений о поставках продукции, товаров, работ, услуг и за соблюдением платежной дисциплины;

- обеспечивать возможность банковского контроля за соблюдением действующих правил безналичных расчетов;

- содействовать сближению моментов получения покупателем товарно-материальных ценностей и совершения платежей с тем, чтобы не допускать образования взаимной денежно-кредитной задолженности.

По мере развития и совершенствования хозяйственного механизма меняются и требования, которым должны отвечать расчеты. В зависимости от способа организации платежа, под которым понимается порядок, принимаемый при расчетах, различают следующие безналичные расчеты:

- расчет путем зачета взаимных требований;

- плановые расчеты, т.е. перечисление денег со счета покупателя на счет продавца, исходя из плановой величины стоимости поступивших товаров или оказанных услуг;

- факторинговые операции, т.е. передача долговых обязательств предприятий факторинговым учреждениям;

- лизинговые операции, т.е. услуги по аренде с правом последующего выкупа;

- расчеты в полной сумме, указанной в расчетном документе (глобальный платеж), и расчеты в сумме сальдо взаимных требований плательщиков и получателей;

- расчеты с гарантированным платежом, т.е. с предварительным депонированием средств на отдельных счетах в банке по месту нахождения плательщика и с последующим их списанием со счета после зачисления денег на счет получателя, и расчеты без создания специального депозита в банке по месту нахождения плательщика.

Выбирая ту или иную форму расчетов, способ их проведения, следует принимать во внимание территориальное размещение продавца и покупателя, способы доставки товаров, периодичность и равномерность поставок. При выборе формы расчетов продавцу (поставщику) важно иметь в виду не только то, насколько быстро она обеспечит получение платежей, но гарантируется ли своевременное поступление денег. Покупатель же заинтересован в такой форме расчетов, которая не допускает отвлечение средств из хозяйственного оборота. Отсюда вытекает, что одним из показателей эффективности расчетов является время, в течение которого они совершаются, то есть оборачиваемость средств в расчетах.

Оборачиваемость средств в расчетах показывает, за какой период времени совершится кругооборот средств предприятия или организации от отгрузки товаров до получения платежа за неё. Этот показатель определяется как отношение средств, находящихся в расчетах, к однодневному обороту по их реализации и исчисляется по формуле:

 

 

где ОР - оборачиваемость средств в расчетах за изучаемый период;

СР - средний остаток средств за изучаемый период;

Р - сумма реализации за изучаемый период;

Д - число дней в периоде.

Средняя сумма остатков в расчетах (СР) определяется по формуле средней хронологической для динамического ряда.

Вторым показателем эффективности расчетов является величина высвобождаемых из оборота собственных средств в товарах, которые направляются на другие цели для получения дополнительного дохода (прибыли).

Третьим показателем эффективности расчетов является величина экономии затрат на оплату кредита, потребность в котором сокращена ввиду ускорения оборачиваемости средств в расчетах.

Четвертым показателем эффективности расчетов может выступать величина экономии затрат на документирование и проведение расчетных операций за счет их укрупнения и компьютеризации на предприятии и в банках.

Повышению эффективности расчетов способствует создание системы действенного контроля через применение права для воздействия на контрагента, не исполняющего свои обязательства, в том числе, через материальную ответственность за задержку оплаты счетов, за безтоварность расчетных документов, за завышение объемов и стоимости выполненных работ, за необоснованный отказ от акцепта и т.п.

Наряду с безналичными расчетами в нашей стране получили распространение расчеты между предприятиями наличными деньгами, ограниченные размерами платежей, а также до последнего времени имел место бартер, который теперь законодательно запрещен.

Безналичные расчеты имеют для экономики значительные преимущества, которые заключаются в следующем:

1) безналичные расчеты способствуют концентрации денежных ресурсов в банках, направляемых в значительной части для кредитования развития отраслей экономики;

2) безналичные расчеты способствуют нормальному кругообороту средств в народном хозяйстве;

3) безналичные расчеты способствуют усилению контроля банков за экономической целесообразностью платежей;

4) развитие безналичных расчетов приводит к сокращению потребности в наличных деньгах и к экономии издержек обращения;

5) расширение сферы безналичного оборота позволяет более точно планировать денежное обращение и точнее определять размер изъятия наличных денег из обращения.

Оперативный контроль за осуществлением безналичных расчетов. Форма безналичных расчетов между плательщиком и получателем средств определяется ими самими в хозяйственных договорах. Взаимные претензии по расчетам между плательщиком и получателем платежа рассматриваются обеими сторонами без участия банковских учреждений. Спорные вопросы решаются в суде, третейском суде, арбитраже.

Принципиально важно соблюдать правило, чтобы платежи совершались вслед за отпуском товарно-материальных ценностей, предоставлением услуг, поскольку поставщики товаров и услуг обычно экономически мощнее, чем покупатели. Такой подход активизирует хозяйственные связи и способствует быстрому развитию экономики.

Действующее законодательство основательно защищает права плательщика как более экономически уязвимой стороны. Согласно законодательству списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента. Вместе с тем имеется ряд платежей, которые могут производиться без согласия плательщика. В соответствии со статьей 854 Гражданского кодекса РФ без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором. К ним относятся платежи:

- на основании исполнительных листов судов, приказов арбитража, исполнительных надписей, учиненных нотариусом;

- на основании распоряжений финансовых и налоговых органов о взимании недоимок, пени, штрафов по платежам в бюджет;

- платежи за ряд коммунальных услуг потребителей - юридических лиц (кроме жилищно-коммунальных предприятий и бюджетных организаций), а именно: платежи за услуги связи, за отпускаемую электроэнергию и тепловую энергию, услуги водоснабжения и водоотведения;

- платежи, совершаемые в безакцептном порядке со счета клиента в случаях, предусмотренных договором банковского счета. Например, платежи банку за расчетно-кассовое обслуживание клиента, платежи в погашение банковских кредитов и процентов по нему и другие платежи по требованиям кредиторов.

Принудительное списание средств со счета плательщика производится на основании распоряжений взыскателей платежей, либо инкассовых поручений получателей платежей.

Финансовым работникам предприятия-плательщика важно контролировать наступление сроков платежей по календарю платежей и графикам оплаты, поскольку при несвоевременной или неполной оплате они несут материальную ответственность. Изучите по материалам обследуемого предприятия, в каких случаях применяются расчеты платежными требованиями, платежными поручениями, применяются ли аккредитивы, чековая форма расчетов и векселя для ускорения денежного оборота предприятий, применяются ли иски в случаях нарушения сроков и порядка платежей.

Порядок проведения расчетов наличными деньгами. между юридическими лицами разрешены наличноденежные расчеты в ограниченном размере - для производственно-коммерческих структур 10 тыс. руб. платежа по сделке в сутки. Для предприятий и организаций потребительской кооперации, осуществляющих заготовку, переработку и реализацию продукции, порог наличных платежей установлен в 15 тыс. руб. По размерам наличноденежных платежей физических лиц в оплату продукции, товаров, работ и услуг предприятий и организаций ограничений не установлено.

Государство ограничивает оплату наличными посредством установления налогов. Так, при расчетах наличными по оплате товаров, работ, услуг оптом и в розницу за наличный расчет установлена ставка налога с продаж до 5%.

Если покупатель - физическое лицо поручает юридическому лицу произвести в оплату товаров безналичное перечисление третьему лицу, то налог с продаж подлежит взиманию. расчеты наличными за реализованные товары, работы, услуги производятся с населением при наличии контрольно-кассовых машин согласно действующему законодательству.

Электронные платежи. С развитием автоматизации банковских операций стала применяться система электронных платежей, используемых для кредитных и платежных операций и контроля за состоянием банковских счетов посредством передачи электронных сигналов (без участия бумажных носителей информации). Электронные платежи способствуют ускорению денежного оборота, улучшению кредитно-банковского обслуживания, уменьшают издержки, связанные с выполнением платежных операций.

В электронной системе денежных переводов действуют банковские автоматы, позволяющие клиенту банка самостоятельно подключаться к банковской ЭВМ и осуществлять наиболее распространенные операции: получение наличных денег со счета, внесение вклада, перевод средств по счетам и др. Некоторые банковские автоматы служат только для выдачи наличных денег. Ключом к банковскому автомату обычно служит пластиковая дебетовая карточка, на специальной магнитной полосе которой записаны необходимые реквизиты владельца банковского счета, вид выполняемых операций по данному счету.

Разработанный Центральным банком РФ план создания электронной платежной системы быстро претворяется в жизнь и Россия выходит на уровень стран с самой совершенной системой электронных банковских расчетов в мире. Внедрение системы межрегиональных электронных расчетов позволяет сократить время прохождения платежей с 10-12 до 1-2 дней, что значительно экономит потребность в оборотных средствах и позволяет повысить эффективность оборотного капитала всех экономических структур.

Расчеты с помощью пластиковых карточек. В последние годы для расчетов широко применяются пластиковые карточки, позволяющие оплачивать покупки и услуги по безналичному расчету, брать в кредит небольшие суммы, звонить по телефону, оплачивать проезд на метро и другом транспорте. Это значительно облегчает взаиморасчеты и освобождает людей от необходимости носить с собой крупные суммы денег.

Вначале использовались простые магнитные карты. Теперь получили распространение интеллектуальные карты с вмонтированной специальной микросхемой. Внешне такие карты представляют собой пластмассовую карточку размером с карманный календарик. Такие карты обладают высокой надежностью, что делает их применение более перспективным по сравнению с магнитными картами. Перед продажей интеллектуальной карты в неё должен быть занесен идентификационный код и текущая стоимость карты. При применении карты в системе безналичной оплаты код используется для разрешения доступа пользователя к системе, а текущая стоимость - для оплаты предоставленных услуг.

Развитие сети магазинов-клиентов банка, участвующих в системе электронных расчетов посредством пластиковых карт, позволяет в значительной мере задержать средства вкладчиков в банке: средства вкладчиков не уходят в виде наличных из банка, а перечисляются на расчетный счет торгующей организации в банке. Пластиковые карточки резко расширяют состав участников фондового рынка, поскольку с их помощью купить или продать акции в любом месте, где находится необходимое оборудование. Посредством пластиковых карточек повышается уровень сервисных услуг, активнее используются деньги населения в развитии экономики.

Ответственность банков за нарушения при расчетах. Банк, допустивший нарушение своих обязательств по договору банковского счета, обязан возместить клиенту убытки, вызванные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств.

Под убытком понимаются расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.

Законодательством не предусмотрено каких-либо ограничений ответственности банков за убытки, причиненные вследствие нарушения порядка и сроков расчетов. Однако ограничение размера убытков может быть установлено договором сторон. Банк может сделать такое ограничение в форме условия об исключительной неустойке, при которой взимание убытков исключено или в форме условия о суммовом пределе ответственности, к примеру, в размере перечисляемой суммы и т.п.

Ответственность банков за нарушение обязательств по договору банковского счета наступает на общих основаниях. Банк как субъект предпринимательской деятельности несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение его обязательств по договору банковского счета оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов банка либо отсутствие у него денежных средств.

Банк возмещает не только прямой ущерб, возникший по его вине, но и потери возможных доходов от использования потерянных средств в размере, исчисленном на основе процентной ставки Банка России за пользование централизованными ресурсами. Для возложения ответственности на банк, допустивший нарушения, необходимо установить причинную связь между противоправным поведением нарушителя и возникшими убытками. Причинной является связь между явлениями, при которой одно явление (причина) предшествует другому явлению (следствие) и порождает его. Предприятия нередко получают отказ в удовлетворении иска ввиду недоказанности причинной связи и несут двойные потери.

При расчетах платежными требованиями банк плательщика несёт ответственность за несвоевременное или неправильное списание средств со счета владельца, давшего банку поручение о перечислении средств. Банк плательщика может допустить и другие нарушения при проведении расчетных операций, к примеру, направить средства не по назначению, использовать другой способ передачи, чем требовал клиент (почтой вместо телеграфа) и т.д. такие случаи зачастую приводили к разорению как поставщика (получателя средств), так и покупателя (плательщика). Поэтому подобные нарушения со стороны банка дают основания плательщику предъявить банку требования о возмещении убытков, причиненных нарушением.

Если нарушения, повлекшие причинение убытков плательщику, были допущены другими банками, которые проводили расчеты по поручению банка плательщика, ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей несет обслуживающий банк. Законодательство исходит из того, что начинавший операцию по перечислению средств банк несет ответственность за свою операцию.

Если осуществление расчетной операции было задержано банком получателя средств после перечисления денег на его корреспондентский счет, получатель средств вправе предъявить к нему требование о возмещении убытков, причиненных просрочкой или иным нарушением порядка расчетов. В данном случае банк получателя несет ответственность перед получателем средств как сторона в договоре банковского счета. Двойственное положение банка получателя средств, выступающего в качестве представителя двух сторон, дает основания для вывода о возможности предъявления к нему требования о возмещении причиненных его нарушениями убытков как получателем средств, так и направляющим банком, возместившим убытки плательщику, в зависимости от того, в чьей сфере имели место убытки.

При расчетах аккредитивами происходит отвлечение значительных средств плательщика до момента поступления товарно-материальных ценностей на довольно большой срок. Чтобы уменьшить размер отвлекаемых из оборота средств, плательщику следует заключать договор с поставщиком на поставку не одной большой, а нескольких мелких партий товарно-материальных ценностей по графику и, соответственно, применять револьверную (восполняющую) форму аккредитива. Такой подход позволит уменьшить отвлечение оборотных средств плательщика в несколько раз.

Банки не связаны ни с какими спорами, которые возникают между поставщиком и покупателем в ходе исполнения договора и не отвечают за соответствие товаров, услуг условиям договора. Банк не вправе отказаться от исполнения данного ему поручения об открытии отзывного аккредитива. В случае уклонения от этой договорной обязанности банк несет перед клиентом ответственность и обязан возместить причинённые нарушением договора банковского счета убытки. Обязанность банка выплачивать денежные средства не возникает, если поставщик не представит исполняющему банку предусмотренные условиями аккредитива документы. Эти документы должны быть представлены поставщиком банку до истечения срока аккредитива и подтверждать выполнение всех условий аккредитива.

При выплате по аккредитиву исполняющий банк обязан проверить правильность оформления реестра счетов, соответствие подписей и печати поставщика на нем заявленным образцам. Расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке, является инкассовое поручение.

Инкассовое поручение применяется:

- в случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции;

- для взыскания по исполнительным документам;

- в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

В соответствии с действующим порядком по согласованию между предприятиями могут проводиться зачеты взаимной задолженности, минуя банки. В этом случае для урегулирования расчетов в банк представляется поручение или расчетный чек на не зачтенную сумму. При расчетах платежными поручениями банк обязан своевременно выполнить распоряжение клиента о перечислении денежных средств. В случае, когда клиент дал указание банку о перечислении средств на счет другого предприятия, но последнему эти средства не поступили, клиент вправе требовать от этого банка возмещение убытка, понесенного им из-за несвоевременного поступления средств другому предприятию.

Организация кредитных взаимоотношений предприятия скоммерческим банком. В части кредитных взаимоотношений финансовые службы осуществляют оперативную финансовую работу с коммерческим банком по следующим направлениям:

- организуют привлечение в оборот денежных средств через оформление краткосрочных и долгосрочных ссуд, использование вексельного кредита обслуживающего банка, привлечение других банковских и корпоративных векселей, договоры репо и др.;

- проводят финансовые операции, связанные с расходованием денежных средств на обслуживание кредитных заимствований и погашение основных сумм долгов, а также с размещением временно свободных средств в депозиты банка.

Без обеспечения банки, как правило, не выдают краткосрочные и долгосрочные кредиты. Финансовому менеджеру следует изучить содержание меморандума своего банка о кредитной политике:

1. Цели и задачи кредитной политики.

2. Содержание кредитного механизма:

- сфера кредитных отношений (кредитование в рублях и иностранной валюте юридических лиц резидентов, нерезидентов);

- принципы (платность, срочность, целевое использование, обеспеченность, возвратность, дифференцированный подход) и формы кредитования (кредитный договор, кредитная линия, овердрафт по счету, синдикация);

- кредитное планирование (размер, целевое назначение перераспределяемых на условиях возвратности ресурсов и соответствующих источников);

- управление кредитным процессом (мониторинг действующего кредитного портфеля, лимитирование кредитов, процентная политика, контроль за платежной дисциплиной по процентам и основному долгу).

3. Критерии формирования кредитного портфеля.

4. Организация кредитного процесса и полномочия должностных лиц на принятие решения о кредитовании.

Работникам финансовой службы следует изучить основополагающие документы кредитной политики обслуживающего банка. Это целесообразно для обеспечения правильной ориентации в вопросах кредитования. Банк может посчитать нецелесообразным кредитование нерентабельных предприятий или предприятий с признаками неплатежеспособности даже при достаточном обеспечении.

Предприятию как и банку важно знать стоимость кредита. Цена заемного капитала (КЗ) находится как относительная величина, выраженная в процентах:

 

 

К издержкам по привлечению кредитов относят в первую очередь проценты по кредитам, которые предприятие в соответствии с договором должно выплачивать кредитной организации, выдавшей кредит. При этом цена различных видов заемных средств должна определяться с учетом налогообложения выплачиваемых сумм по оплате процентов.

 

 

где КН - номинальная ставка кредита;

Т - ставка налога на прибыль;

Δ К - разница фактической ставки и ставки, принимаемой в целях налогообложения.

Следует проверить, выгодно ли для предприятия получение кредита, не будет ли потери собственных средств предприятия. Для этого сопоставляют рентабельность активов с реальной ценой заемного капитала. Если рентабельность активов выше, чем реальная цена заемного капитала, то возникает положительный эффект финансового рычага (ЭФР).

Эффект финансового рычага измеряется дополнительной рентабельностью собственного капитала, получению за счет использования кредитов по сравнению с рентабельностью капитала финансово-независимого предприятия:

 

 

где - плечо рычага (заемные средства /собственные средства);

R-K - дифференциал рычага;

R - рентабельность активов, рассчитанная как (ЧП+% за кредит) /Активы;

К - ставка процентов по кредиту;

(1-Т) - налоговый щит.

Если ЭФР - положительная величина, то происходит прирост собственных средств за счет привлечения кредитов, то есть повышается уровень рентабельности собственных средств за счет использования заемных.

Кредитные документы и решения по кредитным вопросам. Для получения кредитов и выяснения действующего порядка кредитования финансовый менеджер изучает содержание кредитных документов банка:

- типовые формы договоров, сопровождающих процесс кредитования;

- Положение о предоставлении кредитов и гарантий;

- Положение о порядке оценки, оформления и мониторинга залога и других форм обеспечения (с учетом особенностей филиалов);

- методики, используемые при анализе и подготовке заключения на возможность выдачи кредита (оценка финансово-хозяйственной деятельности заемщика, рисков, бизнеса, определение лимитов кредитования, оценка залогового и другого обеспечения).

Для рассмотрения вопроса о предоставлении кредита предприятие предоставляет в отдел по кредитованию следующие документы:

- нотариально заверенное свидетельство о регистрации предприятия и учредительные документы в соответствии с действующим законодательством;

- развернутое технико-экономическое обоснование (ТЭО) использования кредита;

- договоры и контракты, расчетные и платежные документы, подтверждающие целевое использование кредита;

- документы, подтверждающие полномочия на заключение кредитного договора и договора, предусматривающего обеспечение исполнения обязательств;

- годовой отчет в полном объеме;

- поквартальные балансы по основной деятельности за последний год и баланс на последнюю отчетную дату, заверенные налоговой инспекцией;

- расшифровки к балансам;

- документы, подтверждающие право собственности на предмет залога.

 

Обеспечение исполнения кредитных обязательств предприятия. Основными видами обеспечения (залога) могут быть:

- государственные ценные бумаги;

- высоколиквидные корпоративные ценные бумаги, ордерные ценные бумаги;

- драгоценные металлы, камни и ювелирные изделия;

- товарно-материальные ценности на складе или в обороте (по согласованию сторон);

- основные средства, недвижимость;

- залог имущества третьих лиц;

- гарантии крупных банков;

- поручительства;

- имущественные права (требования).

Стоимость обеспечения оценивается в зависимости от степени ликвидности предмета залога. Подтверждение права собственности предприятия на предмет залога дифференцируется в зависимости от его вида.

По государственным ценным бумагам, находящимся в бездокументарной форме, в банк представляются: выписка по счету депо; расшифровка номенклатуры ценных бумаг - количество, серия, номер, срок погашения.

По корпоративным ценным бумагам в зависимости от их формы обращения (документарной или бездокументарной) в банк для залога представляются сами ценные бумаги или выписка по счету депо из депозитария по месту их хранения. При отсутствии бумажного носителя ценных бумаг - выписка из реестра, выданная держателем реестра, либо выписка по счету депо, выданная депозитарием в случае учета прав на ценные бумаги в депозитарии.

По ордерным ценным бумагам, к которым относятся векселя, чеки, коносаменты, варранты (двойные складские свидетельства), залогу подлежат подлинные бумаги. Если держатель ценной бумаги не является первым её владельцем, его право на эту бумагу должно быть подтверждено непрерывным рядом передаточных надписей (индоссаментов). На иностранные ценные бумаги, обращающиеся на территории России, должно быть соответствующее разрешение. Иностранные ценные бумаги, выпускающиеся с грифом " не подлежат продаже", не могут быть предметом залогового обеспечения.

При представлении в залог драгоценных металлов, камней, ювелирных изделий в банк обязательно предъявляются документы, подтверждающие принадлежность предмета залога залогодателю: договоры купли, мены, дарения, платежные документы, накладные и т.п. Кроме того, непременным условием оформления залога являются: сертификат соответствия, лицензия на производство, использование, обращение предметов залога, либо в соответствующих случаях на скупку у населения ювелирных изделий и их реализацию.

При залоге товарно-материальных ценностей представляется их перечень к залогу с указанием места нахождения, количества, балансовой стоимости, точного наименования и иных индивидуальных признаков, которые позволяют отличить предлагаемые в залог товарно-материальные ценности от однородного имущества. Это могут быть заводские номера, штампы и другие характеристики. При залоге товаров в обороте вместо индивидуальных признаков указывается вид закладываемых товаров и обязательно такие характеристики, как марка, модель, размер, вес и т.п. Кроме того, представляется складская справка о наличии у залогодателя соответствующего имущества на дату заявки. Справка должна иметь подпись руководителя и главного бухгалтера и оттиск печати юридического лица. Необходимо также представить документы, подтверждающие право собственности, а также договор аренды помещений или договор хранения передаваемого в залог имущества при использовании помещений, не принадлежащих залогодателю.

При залоге основных средств в банк представляются документы, подтверждающие право собственности на имущество (договоры, платежные и таможенные документы, акты приема-передачи), справка о процентах износа к применяемой норме амортизации закладываемого имущества.

Погашение кредита и ответственность за неисполнение кредитных обязательств. Применяются следующие способы погашения кредитов и платы за пользование ими:

- добровольное погашение долга заемщиком по истечении срока пользования кредитом или досрочно, если это предусмотрено договором;

- списанные суммы долга с банковского счета заемщика на основании срочного обязательства-поручения банком-кредитором согласно договору с заемщиком;

- осуществление зачета взаимных требований;

- уступка (цессия) требований;

- другие способы расчетов, осуществляемых по поводу кредитных отношений банка и заемщика.

В первом случае заемщик сам перечисляет сумму кредита и проценты за пользование им на корреспондентский счет банка-кредитора, представляя в банк платежное поручение на бланке установленной формы.

Заемщик может возложить свою обязанность погасить полученный в банке кредит и выплатить проценты по нему на своего должника (дебитора). Последний сам оформляет платежное поручение с указанием, что сумма направляется им в счет погашения задолженности по кредитному договору, заключенному между этим банком-кредитором и заемщиком. Во втором случае документом для списания средств со счета должника служит срочное обязательство-поручение на погашение кредита в соответствии с установленными сроками или кредитный договор в той его части, в которой говорится о праве банка на бесспорное (безакцептное) списание средств со счета заемщика.

Договор о зачете взаимных требований допускается, если банк является должником заемщика по депозитному договору, а заемщик - должником банка по кредитному договору при условии, что сроки возврата кредита и депозита наступят перед проведением зачета. За нарушение заемщиком взятых обязательств в ходе выполнения договора банк в качестве санкций может приостанавливать дальнейшую выдачу кредита или предъявлять к досрочному взысканию уже выданные средства.

Кредитор отвечает за предоставление кредита в объемах и сроки, предусмотренные в договоре, ежемесячное начисление процентов за предоставленный кредит и т.д. Заемщик может потребовать от банка возмещения убытков, возникающих вследствие непредоставления или предоставления в неполном объеме предусмотренного по договору кредита.

Кредитор и заемщик в случае нарушений сторонами обязательств, взятых по кредитному договору, вправе расторгнуть договор. Согласно кредитному договору банку может быть предоставлено право проводить проверку использования кредита и финансового состояния заемщика. Заемщик не обязан использовать кредит строго на цели, предусмотренные в договоре, своевременно представлять баланс и другие документы, необходимые банку для осуществления контроля за ссудой, предоставлять кредитору доступ к первичным отчетным и бухгалтерским документам по его требованию по вопросам, касающимся выданного кредита.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.