Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принцип коллективности воспитания






Становление ребенка как личности требует организации специальных пе­дагогических условий, в которых он получил бы возможность осваивать соци­альные нормы и правила поведения, социальные роли и функции, строить ре­альные отношения с людьми — в первую очередь, в среде ровесников.

Этот принцип неверно считать «атавизмом» системы коммунистического воспитания. Коллективизм в культуре человеческой цивилизации обозначал­ся по-разному (община, братство, общность, соборность, солидарность), но означал одно — духовную основу для реализации потребности в объединении и солидарности. Кроме того, в жизни человеку всегда приходится соотносить личные потребности и социальные. Научиться этому ребенок не может вне реальной коллективной практики отношений.

Принцип коллективности подчеркивает особое значение организации кол­лективной общности участников процесса воспитания:

□ коллектив является реальной микросредой, отражает модель отношений, существующих в обществе, и поэтому обеспечивает естественное вхож­дение ребенка в социум;

□ в коллективе ребенок в полной мере удовлетворяет свои потребности в общении и совместной деятельности, приобретает опыт «быть личностью»;

□ коллективное сообщество создает возможности для развития субъектности ребенка, его активной позиции в общей деятельности, демократи­ческого опыта самоуправления.

Принцип «параллельного педагогического действия»

Авторство этого принципа и само его необычное название принадлежат А. С. Макаренко. Смысл этого принципа в утверждении парадоксальной при­роды воспитания: не стоит преувеличивать значение целенаправленных, зара­нее обдуманных и специально организованных воспитательных воздействий — они не всегда срабатывают! Кроме прямого целенаправленного действия, «па­раллельно» воспитывает буквально все: случайные встречи и разговоры, теле­визор и книги, весь образ жизни взрослых и детей. В ситуации «параллельного педагогического действия» ребенок не чувствует, что его воспитывают, что он для кого-то из взрослых — объект воспитания. Вот почему в процессе воспита­ния ведущим должно быть не прямое педагогическое воздействие, а опосредо­ванное («параллельное») преломление воспитательного прикосновения к ре­бенку через его жизненные интересы и потребности.

Этот принцип прямо подчеркивает единство процессов индивидуализации и социализации, которые специально направляются воспитанием.

Принципы воспитания имеют обыкновение в живой воспитательной прак­тике конкретизироваться и существовать как «правила», как своеобразные «за­поведи» воспитателя. Бесспорно, они в таком виде не сообщаются публично и не помешаются на стенде в учительской, а скорее проявляются в реальной де­ятельности воспитателя.

Несколько лет назад газета для учителей «Первое сентября» провела среди своих читателей конкурс «Золотой кодекс», где требовалось сформулировать 10 «золотых» правил своей педагогической деятельности. Это был редкий слу­чай заглянуть в тайны личной философии воспитателей.

Вот, например как выглядел свод «золотых» правил Н. А. Кисиной (с. Шевыревка, Саратовская обл.):

Пять «да»:

1. Удивляй — удивление порождает интерес.

2. Сдерживайся и прощай — это поможет и тебе, и детям.

3. Будь уверенным и смелым — ты сам себе высший суд.

4. Умей пошутить — но не над детьми.

5. Будь образцом, но не эталоном!

Пять «нет»:

1. Не относись к уроку как к простой работе.

2. Не задавай глупых вопросов детям.

3. Не говори о детях плохое, если не можешь сказать хорошее.

4. Не делай из родителей пугало — сделай палочку-выручалочку,

5. Не вмешивайся в дрязги и конфликты — ты выше этого!

 

В «Золотом кодексе» других учителей встречались правила: «Берегись со­блазна из учителя превратиться в Учителя; всегда оставайся в учениках»; «Про­явившиеся таланты учеников себе не приписывай: в лучшем случае ты помог им раскрыться, в худшем — не задавил»; «Никогда не говори себе: „От меня ничего не зависит в их судьбе”». Это самое опасное заблуждение».

Такие заповеди дают представление не только о том, на какие фундаменталь­ные идеи педагогической науки ориентируется воспитатель, в контексте какой парадигмы осознает свои профессиональные функции, какую стратегию своей деятельности выбирает, но и о том, каков он сам как человек и личность.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.