Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Природосообразность воспитания






Эту закономерность как определяющее начало воспитания выделяли еще великие педагоги прошлого:

 


Демокрит утверждал, что «природа и воспитание подобны»;

Аристотель разработал первую в истории природосообразную периоди­зацию воспитания человека от рождения до 21 года;

Я. А. Коменский построил всю свою педагогическую систему на идее «Че­ловек часть природы», а воспитание считал «культурой природных да­рований»;

Ж.-Ж. Руссо понимал воспитание как «следование за естественной при­родой ребенка»;

И. Г. Песталоцци рассматривал воспитание как педагогическую помощь природному саморазвитию ребенка.

 

При определенной разнице в понимании взаимосвязи природы ребенка и его воспитания, все классики европейской педагогики сходились в одном: вос­питание должно относиться к ребенку, в первую очередь, как к существу природ­ному. Какие устойчивые тенденции в воспитании как педагогическом процес­се определяет эта закономерность?

Важнейшей ценностью для воспитателя является жизнь и здоровье ребен­ка. Ничего не стоит презентация любого спортивного, художественного или интеллектуального достижения, если оно состоится за счет его детской жизни и здоровья.

Воспитание призвано создавать социально-педагогические условия, способ­ствующие развитию природных предпосылок индивидуальности ребенка.

Воспитание всегда опирается на уже достигнутый ребенком уровень разви­тия (физического, сенсорного, умственного, социального). Воспитательное отношение просто не возникает, если уровень личностной позиции недосту­пен для ребенка.

Воспитание закономерно носит неравномерный характер, так как в самой природе ребенка сенсорные, двигательные, интеллектуальные процессы – формируются не одновременно. Вот почему воспитание должно серьезно учи­тывать сензитивные (от лат. sensus — чувства, ощущения), то есть особо чувствительные, оптимальные периоды детского развития. Исследования психологии деятельности личности (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. -Леонтьев, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин) отмечают, что деятельность всегда складывается в соответствии с потребностями развития ребенка, и поэтому в каждом возрастном периоде доминируют определен­ные виды деятельности: в дошкольном — игра, в младшем школьном — уче­ние, в подростковом — общение, в старшем школьном возрасте — произво­дительный труд.

Поэтому в практике воспитания детей определенного возраста и в воспита­нии конкретных детей всегда выделяются своеобразные «магистральные» направления воспитательной работы: у старших дошкольников — усвоение со­циальных навыков в игре, в младшем школьном возрасте — воспитание куль­туры поведения, в подростковом возрасте — воспитание дружбы и товарище­ства, отношений между мальчиками и девочками; в возрасте ранней юности воспитание больше обращено к проблемам выбора профессии и жизненного самоопределения.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.