Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И информационного общества Российской Федерации






 

 

16 августа 2007 г. Правительством РФ была утверждена Концепция формирования электронного правительства, согласно которой под электронным правительством понимается новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения ИКТ качественно новый уровень оперативности и удобства получения гражданами и организациями государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов.

В соответствии со Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации целями формирования и развития информационного общества в Российской Федерации являются: повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий. Таким образом, создание информационного общества рассматривается как платформа для решения задач более высокого уровня — модернизации экономики и общественных отношений, обеспечения конституционных прав граждан и высвобождения ресурсов для личностного развития.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р, определяет в качестве целей государственной политики в области развития информационных технологий создание и развитие информационного общества, повышение качества жизни граждан, развитие экономической, социально-политической и культурной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления, обеспечение конкурентоспособности продукции и услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий. Для достижения поставленных целей в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1663-р утверждены Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 г. и перечень проектов по реализации указанных направлений, в том числе проекты в области построения информационного общества, модернизации информационных процессов и качественного развития средств массовых коммуникаций.

Электронное правительство — это способ предоставления информации и оказания уже сформировавшегося набора государственных услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям государственной власти и государственным чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально возможно используются информационные технологии[28].

Целями формирования в Российской Федерации электронного правительства являются: повышение качества и доступности предоставляемых гражданам и организациям государственных услуг, упрощение процедуры и сокращение сроков их оказания, снижение административных издержек со стороны граждан и организаций, связанных с их получением, внедрение единых стандартов обслуживания граждан; открытости информации о деятельности органов государственной власти, расширение возможности доступа к ней
и непосредственного участия граждан, организаций и институтов гражданского общества в процедурах формирования и экспертизы решений, принимаемых на всех уровнях государственного управления; качества административно-управленческих процессов, совершенствование системы информационно-аналитического обеспечения принимаемых решений на всех уровнях государственного управления, обеспечение оперативности и полноты контроля за результативностью деятельности органов государственной власти, обеспечение требуемого уровня информационной безопасности электронного правительства при его функционировании.

Однако электронное правительство в Российской Федерации не работает на необходимом уровне, о чем 12 февраля 2009 г., выступая на первом заседании Совета по развитию информационного общества в России, сообщил Президент РФ Д.  А. Медведев. Он подверг критике недопустимо низкий уровень применения информационных технологий в деятельности органов государственной власти. В частности, было отмечено следующее:

- по индексу развития так называемого электронного правительства Россия достигла 92-го места;

- внутренний документооборот как велся, так и ведется на бумаге, а компьютеры в основном используются, по сути, как пишущие машинки;

- только на рассылку нормативных документов по ведомствам ежемесячно уходят тонны бумаги;

- не внедрены электронные государственные услуги для граждан. За редким исключением, нет вообще возможности отправить
с личного компьютера никакого заявления или проследить за прохождением своей бумаги в том или ином ведомстве, получить электронную справку по системе электронного единого окна;

- не создан единый портал государственных и муниципальных услуг, на котором граждане могли бы в полном объеме получить информацию по всем услугам федеральных, региональных и муниципальных структур власти;

- нужны программы цифровизации крупных архивов, библиотечных, музейных фондов.

Подводя итоги своего выступления, Президент РФ во вступительном слове на заседании Совета по развитию информационного общества в России 12 февраля 2009 г. отметил: «Несмотря на кризисные сложности, мы должны в ближайшие два года создать и информационные, и институциональные предпосылки для интеграции в глобальное информационное общество».

В ответ на критику Президента РФ 20 октября 2010 г. утверждена государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы)», которая пришла на смену федеральной целевой программе «Электронная Россия» и позволит
в процессе своей реализации существенно продвинуться во внедрении технологий электронного правительства.

Цель названной Программы — получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий за счет обеспечения равного доступа к информационным ресурсам, развития цифрового контента, применения инновационных технологий, радикального повышения эффективности государственного управления при обеспечении безопасности в информационном обществе.

Задачи Программы — повышение качества жизни граждан
и улучшение условий развития бизнеса в информационном обществе, в том числе развитие сервисов для упрощения процедур взаимодействия общества и государства с использованием информационных и телекоммуникационных технологий; перевод государственных и муниципальных услуг в электронный вид; развитие инфра-
структуры доступа к сервисам электронного государства; повышение открытости деятельности органов государственной власти; создание и развитие электронных сервисов в области здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, образования и науки, культуры и спорта.

Принимая во внимание актуальность поставленных задач, необходимо продолжать поиск путей решения, уделяя особое внимание практическим вопросам перехода к электронному документообороту в органах государственной власти, а также специальным аспектам внедрения электронного документооборота и архива, таких как: создание электронных архивов, фондов и библиотек, порталов государственных услуг; включая электронный документооборот в электронной медицине и электронном судопроизводстве. Особое внимание следует уделить вопросам организации защищенного электронного документооборота. Актуальными на сегодняшний день являются также рассмотрение и анализ лучших примеров мирового опыта внедрения электронного правительства.

Распоряжением Правительства РФ, утвердившим данную Программу, предусмотрено в соответствии с постановлением Правительства РФ «О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов» ежегодно по результатам проведения оценки документов, используемых при планировании мероприятий по информатизации государственных органов, представлять предложения о внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы)»
в части финансирования мероприятий, выполняемых за счет средств, предусмотренных федеральным бюджетом на соответствующий финансовый год и плановый период на реализацию целевых программ и содержание государственных органов.

Основными подпрограммами названной Программы выбраны следующие:

- качество жизни граждан и условия развития бизнеса в информационном обществе;

- электронное государство и эффективность государственного управления;

- российский рынок информационных и телекоммуникационных технологий;

- базовая инфраструктура информационного общества;

- безопасность в информационном обществе;

- цифровой контент и культурное наследие.

Построение электронного правительства и повышение эффективности государственного управления предусматривают в том числе: формирование единого пространства юридически значимого электронного взаимодействия; создание и развитие государственных межведомственных информационных систем, предназначенных для принятия решений в реальном времени; создание справочников и классификаторов, используемых в государственных (муниципальных) информационных системах; повышение эффективности внедрения информационных и телекоммуникационных технологий на уровне субъектов РФ и муниципальных образований; создание инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации; развитие системы учета результатов научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ, выполненных в рамках государственного заказа; обеспечение перевода в электронный вид государственной учетной деятельности; создание и развитие специальных информационных и информационно-технологических систем обеспечения деятельности органов государственной власти, в том числе защищенного сегмента сети Интернет и системы межведомственного электронного документооборота.

Развитие российского рынка информационных и телекоммуникационных технологий, обеспечение перехода к экономике, осуществляемой с помощью информационных технологий, предусматривает в том числе: стимулирование отечественных разработок в сфере информационных и телекоммуникационных технологий; подготовку квалифицированных кадров; развитие экономики и финансовой сферы; формирование социально-экономической статистики развития информационного общества; развитие технопарков.

Преодоление высокого уровня различия в использовании информационных технологий регионами, различными слоями общества и создание базовой инфраструктуры информационного общества предусматривают также: развитие телерадиовещания, базовой инфраструктуры информационного общества; популяризацию возможностей и преимуществ информационного общества; повышение готовности населения и бизнеса к возможностям информационного общества, в том числе обучение использованию современных информационных и телекоммуникационных технологий.

Обеспечение безопасности в информационном обществе предусматривает в том числе: противодействие использованию потенциала информационных и телекоммуникационных технологий в целях угрозы национальным интересам Российской Федерации; обеспечение технологической независимости Российской Федерации в отрасли информационных и телекоммуникационных технологий; развитие технологий защиты информации, обеспечивающих непри-
косновенность частной жизни, личной и семейной тайны, а также безопасность информации ограниченного доступа; обеспечение развития законодательства РФ и совершенствование правоприменительной практики в области использования информационных и телекоммуникационных технологий.

Развитие цифрового контента и сохранение культурного наследия предусматривает: оцифровку объектов культурного наследия, включая архивные фонды; развитие средств обработки и предоставления удаленного доступа к цифровому контенту.

В государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы)» указывается, что существенным препятствием ускоренному развитию информационного общества в России является отсутствие массового интерактивного взаимодействия граждан и организаций с государственными органами власти при оказании последними государственных услуг. При этом следует отметить, что до настоящего времени в России законодательно не утвержден даже перечень государственных и муниципальных услуг, оказываемых в электронном виде органами государственной власти и органами местного самоуправления. Не решен вопрос о признании на законодательном уровне электронного документа эквивалентом бумажного документа.

Отсутствует необходимая нормативная правовая база, а также стандарты и регламенты предоставления органами государственной власти требуемой информации населению, организациям и другим органам государственной власти, не сформирована инфраструктура, обеспечивающая информационную безопасность электронных форм взаимодействия органов государственной власти между собой, а также с населением и организациями. Для электронных форм взаимодействия не реализованы такие услуги, как нотариальные услуги в электронном виде, официальная публикация электронных документов и другие услуги, аналогичные услугам при традиционных формах взаимодействия на основе использования бумажных документов.

В указанной Программе отмечены возрастающие угрозы безопасности в информационном обществе, в том числе:

- увеличилось количество компьютерных преступлений, возросла их корыстная направленность, а также наносимый материальный ущерб, увеличилось количество преступлений, в том числе трансграничных компьютерных преступлений, совершенных группами лиц;

- информационные технологии все чаще используются для совершения традиционных преступлений, в частности хищений, вымогательств, мошенничества и террористической деятельности;

- сохраняются угрозы национальной безопасности, связанные с активным использованием террористами сети Интернет и мобильной телефонии для организации скрытых каналов связи и пропаганды своей деятельности, продолжают функционировать и создаваться новые сайты экстремистской и иной противоправной направленности.

Все большую актуальность приобретают вопросы обеспечения безопасности национального сегмента сети Интернет.

Построение электронного правительства и повышение эффективности государственного управления предусматривает:

- формирование единого пространства электронного взаимодействия;

- создание и развитие государственных межведомственных информационных систем, предназначенных для принятия решений в реальном времени;

- создание справочников и классификаторов, используемых
в государственных и муниципальных информационных системах;

- повышение эффективности внедрения информационных технологий на уровне субъектов РФ и муниципальных образований;

- создание инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации;

- развитие системы учета результатов научно-исследователь-
ских и опытно-конструкторских работ, выполненных в рамках государственного заказа;

- обеспечение перевода в электронный вид государственной учетной деятельности;

- создание и развитие специальных информационных и информационно-технологических систем обеспечения деятельности органов государственной власти, в том числе защищенного сегмента сети Интернет и системы межведомственного электронного документооборота.

Обеспечение безопасности в информационном обществе предусматривает:

- противодействие использованию потенциала информационных технологий в целях угрозы национальным интересам Российской Федерации;

- обеспечение технологической независимости Российской Федерации в отрасли информационных технологий;

- развитие технологий защиты информации, обеспечивающих неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны,
а также безопасность информации ограниченного доступа;

- обеспечение развития законодательства РФ и совершенствование правоприменительной практики в сфере информационных технологий.

Совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере будет обеспечиваться постоянным мониторингом законодательства РФ, актуализацией нормативных правовых актов, приведением их в соответствие с требованиями текущих потребностей информационного общества и международными нормами права.

Следующим значимым результатом названной Программы станет повышение эффективности государственного управления
и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг, а также снижение стоимости обеспечения государственного управления.

Реализация мероприятий по развитию государственной системы правовой информации позволит создать оптимальные условия максимально полного удовлетворения информационных потребностей государственных и общественных структур, предприятий, организаций, учреждений и граждан в использовании правовых актов на основе эффективной организации и использования информационно-правовых ресурсов с применением современных информационных технологий.

Предполагается сократить дефицит квалифицированных пользователей информационных технологий, обеспечить обучение работников навыкам использования информационных технологий
и повысить уровень компьютерной грамотности государственных
и муниципальных служащих.

Мероприятия государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы)» обеспечат профилактику ряда угроз интересам России за счет обеспечения безопасности использования национального сегмента сети Интернет, снижения уязвимости системы управления национальным доменом, сокращения возможностей нарушения доступа к российским информационным ресурсам в сети Интернет и развязывания
в сети Интернет информационного противоборства.

В результате выполнения мероприятий данной Программы любому гражданину, например, для того чтобы получить государственную услугу, достаточно будет один раз дистанционно заполнить форму запроса, а через определенное время получить необходимый документ в свой почтовый ящик или проверить наличие изменений о своей персоне в соответствующей базе данных; чтобы собрать ученика в школу, достаточно будет скачать комплект учебников и сопутствующих материалов с регионального образовательного портала и сохранить их в электронной книге; чтобы сдать налоговую отчетность, не нужно будет посещать налоговую инспекцию; чтобы подобрать литературу по интересующей тематике, достаточно будет воспользоваться электронным каталогом любой библиотеки на всей территории страны; чтобы приступить к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности, не нужно будет тратить время на дорогу, достаточно будет включить компьютер и войти в корпоративную сеть; чтобы заключить договор с партнером из другого региона, не нужно будет командировать к нему своего представителя, достаточно будет удостоверить документы электронной цифровой подписью.

Подпрограмма «Качество жизни граждан и условия развития бизнеса в информационном обществе» предусматривает:

- развитие электронных сервисов для повышения качества оказания услуг в области образования и науки, в том числе создание
и сопровождение федеральной системы исключения доступа образовательных учреждений на территории РФ к Интернет-ресурсам, не совместимым с задачами образования и воспитания обучающихся; развитие электронных образовательных Интернет-ресурсов нового поколения, включая культурно-познавательные сервисы, системы дистанционного общего и профессионального обучения, в том числе для использования людьми с ограниченными возможностями;

- совершенствование градостроительной деятельности, осуществления контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизация предоставления государственных услуг в области градостроительной деятельности за счет использования информационных технологий, в том числе создание федеральной государ-
ственной географической информационной системы территориального планирования; опубликование на официальных сайтах в сети Интернет 100 % информации о наличии земель и земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, права на которые зарегистрированы; предоставление
в электронном виде услуг на стадиях экспертизы проектной документации, получения разрешения на строительство, на ввод объектов в эксплуатацию.

Подпрограмма «Электронное государство и эффективность государственного управления» предусматривает:

- формирование единого пространства доверия электронной цифровой подписи;

- развитие системы межведомственного электронного взаимодействия;

- методическое и организационное обеспечение создания единой системы справочников и классификаторов, используемых в государственных (муниципальных) информационных системах;

- создание единой системы учета записей актов гражданского состояния;

- развитие защищенной системы межведомственного электронного документооборота;

- развитие защищенного сегмента сети Интернет для органов государственной власти субъектов РФ в федеральных округах
и субъектах РФ;

- создание организационно-технологической инфраструктуры для осуществления электронных платежей за государственные услуги;

- развитие единой системы учета результатов научно-исследо-
вательских и опытно-конструкторских работ;

- развитие государственной автоматизированной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения.

Подпрограмма «Базовая инфраструктура информационного общества» предусматривает:

- создание системы подготовки высококвалифицированных кадров в области суперкомпьютерных технологий и специализированного программного обеспечения;

- внедрение информационной системы непрерывного дистанционного обучения и справочно-методической поддержки учителей общеобразовательных учреждений по использованию информационных технологий и электронных образовательных ресурсов в учебном процессе при обмене опытом и лучшими практиками в этой сфере;

- финансирование региональных мероприятий, направленных на развитие информационного общества с целью ликвидации «цифрового разрыва» (ежегодные конкурсы, проводимые под управлением Минкомсвязи России и Минэкономразвития России).

Условием перехода общества в состояние развитого информационного общества является обеспечение необходимого и достаточного уровня информационной безопасности. Выявление угроз, обеспечение надежного противостояния атакам злоумышленников в информационной сфере, ликвидация неблагоприятных последствий нарушений защиты информационных ресурсов, регулярная оценка защищенности компонентов инфраструктуры, своевременная модернизация систем защиты реализуются с помощью систем обеспечения информационной безопасности.

При формировании и корректировке плана реализации государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы)» по мере выявления или возникновения неурегулированных вопросов нормативно-правового характера ответственный исполнитель формирует проекты соответствующих нормативных правовых актов и выносит их на обсуждение Правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.