Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И дистанционные образовательные технологии






 

19 сентября 2003 г. в Берлине на конференции европейских министров образования глава Минобрнауки России Владимир Филиппов подписал Декларацию о создании общеевропейского пространства высшего образования (Болонья, 19 июня 1999 г.) (далее также — Болонская декларация), включив тем самым российские институты, университеты в состав Единой Европейской системы высшей школы. С этого момента Россия вступила в общеевропейский процесс создания единого образовательного пространства. Россия стала первой из стран СНГ, присоединившейся к этому документу.

Изначально этот документ был подписан в итальянском городе Болонья в 1999 г. для развития принятой годом ранее Францией, Германией, Италией и Великобританией Сорбонской декларации «О гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования». Соответствующая деятельность стран и стала называться «Болонским процессом». В 1999 г. в эту систему вошли 29 европейских государств. Цель данной Декларации — создание единых стандартов высшего образования, основанных на двух уровнях — бакалавр и магистр, выработка общих критериев оценки качества преподавания в вузах стран-участниц, введение так называемых образовательных кредитов.

Подписание этого документа дает возможность российским студентам свободно переводиться в европейские учебные заведения. Для облегчения процесса перевода из одного вуза в другой, по примеру европейских государств, в России будет введена система «кредитов» (credit system — единая система учета трудоемкости учебной работы или «количества» образования, измеряемого в так называемых кредитах). Она будет способствовать росту академической мобильности и свободному передвижению жителей Европы на общеевропейском пространстве.

Также подписание этого документа повышает так называемую «утечку мозгов» из нашей страны, так как переведенные в зарубежные вузы студенты часто после этого не возвращаются на родину.

Модернизация системы высшего образования разворачивается в условиях трансформации всех сфер общественной жизни России и осложняется значительным несовпадением российской модели
с болонским образцом в части продолжительности обучения, квалификационной структуры, направлений и содержания профессиональной подготовки, организации учебного процесса.

На сегодняшний день в России существуют три степени образования — бакалавры, магистры и специалисты (в европейской практике такого понятия, как «специалист», нет). Ожидается, что Россия полностью войдет в Единое европейское пространство высшего образования. Российские студенты будут получать понятные
в 46 странах континента дипломы бакалавров, магистров и докторов философии (российский «кандидат наук» теперь приравнен
к «доктору философии» в европейской системе образования), полноправно участвовать в программах академической мобильности. Выпускники российских вузов станут обладателями Европейских приложений к диплому единого образца, утвержденного Советом Европы, Европейской Комиссией и ЮНЕСКО.

Гармонизация архитектуры высшего образования в рамках Болонской декларации сделает полученное российским студентом образование понятным и приемлемым для работодателей по всей Европе, а также для иностранных менеджеров на территории России; студенты получат возможность в течение семестра или года учиться по программам мобильности в зарубежных вузах; они смогут скорректировать выбор профессии или вуза при переходе
с уровня на уровень — из бакалавриата в магистратуру или из магистратуры в докторантуру; студенты смогут накапливать академические кредиты и использовать их для получения, например, второго высшего образования и вообще для образования в течение жизни; появятся новые возможности для глубокого изучения иностранных языков как в родном вузе, так и в странах, где на этих языках говорят.

Вероятно, возникнет проблема с финансовым обеспечением всех этих процедур и переходов, так как стипендий студентов не хватает даже на проживание у себя на родине, что уж тут говорить о Европе.

Традиционно российская система высшего профессионального образования была одноуровневой и осуществляла непрерывную подготовку дипломированных специалистов, срок обучения которых, как правило, составлял пять лет. Структура профессиональной образовательной программы строилась с использованием дисциплинарного подхода. Единицей измерения объема работы студентов и преподавателей в России был академический час.

В соответствии с положениями Болонской декларации в дополнение к ранее существующей одноуровневой структуре специалитета введена двухуровневая квалификационная структура (бакалавриат / магистратура). Бакалавров сегодня готовят больше половины российских вузов. Вместе с тем еще не полностью разработаны концепции профессиональных образовательных программ подготовки бакалавров и магистров, существуют сложности практического признания этих образовательных степеней отечественным рынком труда.

Распространение Болонского процесса в России имеет целый ряд особенностей и ограничений. Они связаны в первую очередь
с уникальностью российского рынка труда, потребности которого определяют социальный заказ к системе профессионального образования.

Преимуществами российской системы образования традиционно считаются высокое качество, фундаментальность и системность обучения. Потерю этих характеристик российские оппоненты Болонского процесса связывают с сокращением нормативных сроков обучения, переходом к системе зачетных единиц.

Известно, что образование играет особую роль в утверждении национального самосознания и культурной самобытности каждого народа, его самоидентификации. Российское образование базируется на культурных и педагогических национальных традициях и приоритетах, имеет глубокие исторические корни и формируется с учетом российской ментальности.

Поэтому развернувшиеся в европейской системе образования интеграционные процессы должны развиваться на принципах взаимообогащения национальных образовательных систем, обязательного сохранения их культурной самобытности, гарантией чего является добрая воля всех стран — участниц Болонского процесса.

Самым главным отличием учебного процесса европейского стандарта от нашей еще советской классической системы образования является наличие «электронного образования», или, как принято называть в России, дистанционных образовательных технологий.

«Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном
с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника» (см. приказ Минобрнауки Pоссии от 06.05.2005 № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий»).

Эксперимент по введению дистанционных образовательных технологий проводится в России с июля 1997 г. За этот период, по данным Минобрнауки России, удалось уточнить направления развития и методы дистанционного образования в Российской Федерации и получить поддержку в среде научно-педагогической общественности.

Дистанционное обучение — это способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между педагогическим работником и обучающимся.

Среди преимуществ дистанционного обучения отмечают: возможность заниматься в удобное время, в удобном месте и в собственном темпе; одновременное обращение ко многим источникам учебной информации (электронные библиотеки, базы данных и т. д.) большого количества обучающихся; эффективное использование учебных площадей, технических средств, концентрированное представление учебной информации снижает затраты на подготовку специалистов; равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, материального положения обучающегося.

Однако очевидным недостатком такого типа обучения является объективная оценка его результатов, поскольку точная идентификация дистанционно экзаменуемого пока невозможна.

Правовые основы дистанционного обучения содержатся в Законе об образовании. Порядок использования дистанционных образовательных технологий утвержден приказом «Об использовании дистанционных образовательных технологий».

В соответствии с п. 2 ст. 32 Закона об образовании образовательное учреждение самостоятельно в использовании и совершенствовании методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий.

Традиционно дистанционные образовательные технологии применяются на уровне профессионального образования как при реализации основных профессиональных программ, так и дополнительных (курсы, повышение квалификации, переподготовка и др.).

Дистанционные образовательные технологии могут быть также использованы образовательными учреждениями при реализации основных и дополнительных образовательных программ общего образования (п. 1 названного Приказа).

Образовательное учреждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии не только при реализации образовательных программ любого уровня, но и при всех формах получения образования или при их сочетании, а также при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, практик (за исключением производственной практики), текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся (п. 4 приказа «Об использовании дистанционных образовательных технологий»).

Вне зависимости от формы обучения и формы организации образовательного процесса итоговая аттестация завершается выдачей документа об образовании (документ об образовании государственного образца — для образовательных учреждений, имеющих государственную аккредитацию).

При этом необходимо учитывать, что в конце оборотной стороны приложения к диплому для выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования, освоивших образовательную программу с использованием дистанционного обучения в полном объеме, делается запись: «Образовательная программа освоена посредством дистанционных образовательных технологий». В дипломах о высшем профессиональном образовании проставление такой записи не предусмотрено.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.