Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






МикроэкономИка






Часть 2

 

МикроэкономИка

 

 

ОМСК 2006

 

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Омский государственный университет путей сообщения

_________________________

 

 

И. В. Морозов, Т. Б. Суржикова

 

Методические указания

к семинарским и практическим занятиям

при изучении курса «экономика»

 

Часть 2

 

микроэкономИка

 

Утверждено редакционно-издательским советом университета

 

Омск 2006

 

УДК 330.1(075)

ББК 65.01.Я73

М80

 

 

Методические указания к семинарским и практическим занятиям при изучении курса «Экономика». Часть 2. Микроэкономика / И. В. Мо-розов, Т. Б. Суржикова; Омский гос. ун-т путей сообщения. Омск, 2006. 31 с.

 

Издание является продолжением методических указаний, опубликован-ных в первой части, и включает в себя практические задания, контрольные вопросы по темам, темы рефератов и список литературы для выполнения заданий и изучения раздела «Микроэкономика» по курсу «Экономика». Практические задания имеют целью ориентировать студентов на эффективную организацию самостоятельной работы.

Предназначены для студентов неэкономических специальностей очной и заочной форм обучения.

 

Библиогр.: 32 назв. Табл. 10.

 

Рецензенты: канд. экон. наук, доцент Т. А. Еременко;

канд. экон. наук, доцент А. Ю. Панычев.

 

__________________________

© Омский гос. университет

путей сообщения, 2006

Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...  
Тема 1. Предмет, методы и направления экономической теории…..….…  
Тема 2. Рыночные основы функционирования экономики………….…….  
Тема 3. Теория потребительского поведения ……………………….……..  
Тема 4. Конкуренция и производство в фирмах…………………………...  
Тема 5. Издержки производства в фирмах……………………………........  
Тема 6. Экономическая эффективность в условиях совершенной конкуренции……………………………………………………………………........  
Тема 7. Рынки несовершенной конкуренции……………............................  
Тема 8. Рынки факторов производства……………………………………..  
Библиографический список………………………………………………….  

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современный курс экономической теории является базовой фундаментальной гуманитарной дисциплиной по изучению студентами рыночных основ функционирования той среды их жизнедеятельности, в которой они каждодневно и постоянно участвуют как активные хозяйствующие субъекты. Принципы рациональности логики поведения любого человека в качестве экономического агента, а также цели рациональных действий в виде максимизации собственной выгоды с неизбежностью формируют через столкновения интересов агентов потребность в рынке и рыночных отношениях. Именно в связи с этим экономическая теория анализирует возникающие между агентами функциональные рыночные связи и образующиеся на их основе рыночные структуры.

С момента образования рынка он постепенно становится отдельным самостоятельным механизмом управления хозяйством и самими агентами. Выстраивая логику своего экономического поведения, люди вынуждены поэтому собственные планы и расчеты сверять с результатами и корректировать исходя из реакции рынка, причем не только на свои действия, но и на действия других людей, не обязательно информирующих остальных о своих планах и действиях.

В силу таких обстоятельств агентам оказывается мало познания теоретических закономерностей об условиях опосредованности любых их действий рынком, необходимо и умение наглядно представлять механизм действия функциональных рыночных связей во всех их разнообразных проявлениях. На это и направлено дополнение теоретического курса комплексом задач, разъясняющих особенности действия функциональных связей в системе и позволяющих закрепить теоретическое освоение материала, в нашем случае – о рыночной модели экономики.

Представляемые к рассмотрению студентов задания для самостоятельной работы охватывают тесты и задачи, основное содержание которых посвящено микроэкономическому разделу курса. В них анализируется рыночная деятельность отдельных хозяйствующих субъектов – фирм и домохозяйств, а также их поведение на рынках и формируемые в результате этого различные рыночные состояния.

 

Тема 1. ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

 

Задания для самостоятельной работы

 

1. Поставьте между словами «теория» и «факты» две противоположно направленные стрелки и соотнесите данные стрелки с методами дедукции и индукции.

2. Выберите ответ, характеризующий альтернативные издержки обучения студента А в университете, если он не только не платит за обучение, но и получает стипендию за отличную учебу:

а) затраты родителей на содержание студента;

б) затраты государства (частного вуза) на обучение студента;

в) затраты студента на покупку необходимых ему благ;

г) максимальный доход, который мог бы получать студент, если бы он прекратил обучение и занялся бы чем-нибудь другим;

д) размер стипендии.

3. Определите, где нормативные, а где позитивные суждения:

а) низкие цены на бензин приводят к большему потреблению бензина;

б) цены на хлеб необходимо снизить;

в) бедные не должны платить налоги, так как не могут их платить;

г) для роста прибыльности отечественных автозаводов желательно повысить таможенные пошлины на иностранные автомобили;

д) ограничение ввоза иностранных автомобилей позволит повысить зарплату на отечественных автозаводах;

е) следует уменьшить дефицит платежного баланса;

ж) снижение процентных ставок зависит от уменьшения дефицита госбюджета.

4. Разграничьте утверждения, относящиеся к микро- и макроэкономике:

а) правительство осуществляет политику либерализации цен;

б) отсутствие дождей в Сибири вызвало падение урожайности зерновых;

в) средством снижения уровня инфляции является уменьшение бюджетного дефицита;

г) снижение налоговых ставок оживляет деловую активность в стране;

д) размер стипендии студента зависит от среднедушевого дохода его семьи или личного дохода студента.

5. Предприятие Б по ремонту локомотивов имеет в своем составе четыре помещения. На каждом из них может быть размещено оборудование по ремонту либо электровозов, либо тепловозов. Количественные сочетания ремонта электровозов и тепловозов, которые могут быть осуществлены за год, представлены в табл. 1.

 

Т а б л и ц а 1

Варианты распределения помещений и работы по ремонту локомотивов

Количество помещений под ремонт электровозов Число отремонтированных электровозов Число отремонтированных тепловозов
     
     
     
     
     

 

а) Начертите кривую производственных возможностей для предприятия Б.

б) Объясните, что характеризует данная кривая?

в) Каковы альтернативные издержки ремонта тепловозов, выраженные в ремонте электровозов, если для ремонта тепловозов используется только одно помещение?

г) Дайте определение альтернативных издержек.

д) Что означает ситуация, когда при занятых ремонтом электровозов двух помещениях ремонтируется 60 электровозов и 60 тепловозов?

е) Определите альтернативные издержки ремонта электровозов при занятии ремонтом электровозов третьего помещения.

ж) Будет ли отличаться от предыдущего ответ, если вместо «третьего» написать «трех»? Если «да», то каким будет ответ? Если «нет», то почему «нет»?

Контрольные вопросы

 

1. Сформулируйте определение предмета экономической теории, раскройте понятия микро- и макроэкономики.

2. Перечислите известные вам методы экономического анализа.

3. Дайте трактовку следующим категориям: собственность, эффективность, альтернативная ценность.

4. Назовите три основные модели экономических систем и расшифруйте термин «смешанная экономика».

5. Какие направления развития экономической теории вы знаете?

6. Объясните разницу между нормативными и позитивными экономичес-кими суждениями.

 

Темы рефератов

 

1. Экономический империализм (чикагская школа) и ее расширительные трактовки предмета экономической теории.

2. Взгляды отечественных и зарубежных ученых на экономическую систему в СССР.

Литература

 

[1; 2; 4; 14; 15; 18; 21; 23; 24].

 

 

Тема 2. РЫНОЧНЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

ЭКОНОМИКИ

 

Задания для самостоятельной работы

 

1. Петр и Елена продают всю выращенную клубнику оптом. Петр продает в день по 10 кг по цене не ниже 20 р./кг, а Елена – по 12 кг по цене не ниже 30 р./кг. Петр найдет возможности для продажи 18 кг в день при цене не ниже 40 р./кг, а Елена – те же возможности, что и Петр, при цене не ниже 50 р./кг. Постройте кривую суммарного предложения (принять при построении P и Q одну клетку за две единицы).

2. Функция спроса Сергея Q1 = 6 – 3Р, функция спроса Ольги Q2 = 4 – 0, 5Р. Постройте кривую суммарного спроса.

3. Предположим, есть два рынка товара А. На первом рынке функция спроса D1 = 25 – Р, предложения S1 = –11 + 2Р; на втором, соответственно, D2 = 60 – 2Р, S2 = –20 + 2Р.

а) Определите равновесные объемы продаж и цены на каждом из рынков.

б) Как изменятся равновесные цена и объем продаж, если эти рынки объединятся?

в) Что произойдет на каждом из рынков при их раздельном существовании и на объединенном рынке, если государство установит единую цену продажи Pг=13?

4. Заполните табл. 2, поставив «галочки» в тех колонках, которые характеризуют изменения под влиянием указанного фактора с образованием новой равновесной цены.

 

Т а б л и ц а 2

Влияние факторов на кривые спроса и предложения

Фактор влияния (при прочих равных условиях) Сдвиг кривой спроса Движение вдоль по кривой спроса Сдвиг кривой предложения Движение вдоль по кривой предложения
Изменение цены товара-заменителя        
Внедрение новой технологии        
Изменение моды на товар        
Изменение доходов потребителей        
Изменение цен на сырье        

 

5. Кривая спроса на карандаши сдвинулась вправо. Определите событие, повлиявшее на это движение:

а) изменение цены товара-заменителя;

б) изменение цены дополняющего товара (по отношению к карандашу);

в) изменение цены на сырье;

г) снижение косвенного налога (акциза) на карандаши.

 

Контрольные вопросы

 

1. Перечислите функции рынка. Какие из них и в чем можно относить к микро- или к макроэкономике?

2. Охарактеризуйте структуру рынка по объектам рыночных сделок. До какого уровня можно подразделять структуру рынка по объектам?

3. Сформулируйте законы и детерминанты спроса и предложения. Почему среди детерминант как неценовых факторов присутствуют цены?

4. Что понимается под равновесной ценой и как она меняется при сдвигах кривых спроса и предложения?

5. С помощью чего и как предприниматели могут определять прямую эластичность спроса по цене?

6. Какие из видов эластичности спроса и как характеризуют товарную массу?

7. Что такое общественные блага и каковы их свойства?

8. Дайте понятие экстерналий.

9. Перечислите типы и варианты фиаско рынка и функций государства в экономике, определите границы участия государства в регулировании рынка.

10. Расшифруйте содержание термина «индикативное планирование».

 

Темы рефератов

 

1. Практическое значение теории эластичности спроса и предложения.

2. Эволюция рынка и формирование рыночной экономики.

 

Литература

[3; 7; 9; 10; 13; 14; 17; 20; 26; 32].

 

 

Тема 3. ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

Задания для самостоятельной работы

 

1. Выберите верный вариант ответа.

Общая полезность растет, когда предельная полезность

а) уменьшается;

б) увеличивается;

в) является положительной величиной;

г) является отрицательной величиной.

2. Допустим, что товары А и Б имеют цены 50 и 80 р. соответственно. На свой доход потребитель может приобрести пять единиц товара А и восемь единиц товара Б. Предельные полезности пятой единицы товара А и восьмой единицы товара Б равны. Какое решение примет рациональный потребитель по отношению к указанному возможному набору покупки:

а) купить меньше А и больше Б;

б) купить больше А и меньше Б;

в) купить меньше обоих благ;

г) купить больше обоих благ;

д) купить указанный набор?

3. Врач убежден, что при простуде шесть ложек меда на стакан горячего молока помогают так же, как и три ложки меда на два стакана молока. Тогда предельная норма замещения меда молоком равна: а) 3/2; б) 1/3; в) 2/3; г) 3.

4. Одинакова ли предельная полезность купюры в 5 тыс. р. для преподавателя с твердым окладом жалования в государственном вузе и для молодого миллионера из коммерческой структуры? Обоснуйте ответ.

5. Студент читает журналы и слушает музыку, записанную на кассеты. Табл. 3 показывает полезность, которую он получает от потребления различного количества журналов и кассет. Цена журнала – 1, 5 р., кассеты – 7, 5 р. Предположим, что обычно студент покупает две кассеты и десять журналов. Тогда:

а) Сколько денег тратит студент на покупку этого количества кассет и журналов?

б) Какую полезность он получает от потребления такой комбинации товаров?

в) Рассчитайте предельную полезность, которую он получает от потребления кассет и журналов.

г) Постройте кривую предельной полезности кассет.

д) Можете ли вы установить на данном этапе, максимизирует ли студент полезность? Если «да», то при какой комбинации товаров, а если «нет», то почему?

е) Какую полезность получит студент, если весь свой бюджет будет тратить на покупку кассет?

ж) Рассчитайте отношение предельной полезности к цене для каждого из товаров.

з) Можно ли теперь установить, при какой комбинации товаров полезность окажется максимальной? Если «да», то выберите эту комбинацию, а если «нет», то почему?

 

Т а б л и ц а 3

Взаимосвязь получаемой от потребления совокупной полезности

по видам благ в зависимости от количества потребляемого блага

 

Количество блага (шт.)                    
Количество совокупной полезности по виду блага (ютил) журналы                    
кассеты                    

 

6. Функция полезности Ux=12x – x2, где х – количество потребляемых огурцов. Используя определение предельной полезности, определите, начиная с какого огурца общая полезность начнет уменьшаться?

7. Выберите верный вариант ответа.

Бюджетная линия останется на месте, если

а) цена товара А снизится на столько же процентов, что и цена товара В;

б) цена товара А возрастет на столько же процентов, на сколько упадет цена товара В;

в) как цены, так и доход изменятся в одинаковой пропорции;

г) цены упадут, а доход в той же пропорции возрастет.

8. Какой из следующих вариантов динамики общей полезности иллюстрирует принцип убывания предельной полезности:

а) 300, 400, 500, 600;

б) 300, 550, 850, 1200;

в) 300, 500, 1700, 9700;

г) 300, 350, 370, 380;

д) 300, 450, 550, 700?

 

Контрольные вопросы

 

1. Назовите виды полезности и дайте их определение. Какой из видов полезности стремится максимизировать потребитель?

2. Что общего и чем различаются два основных подхода к полезности в теории маржинализма?

3. Сформулируйте правило потребительского поведения. Почему оно называется ситуацией потребительского равновесия?

4. Дайте развернутые и краткие определения бюджетной линии и кривой безразличия и охарактеризуйте их свойства.

5. Раскройте формулу предельной нормы замещения благ через имеющиеся в ней соотношения. Как эта норма связана с правилом потребительского поведения?

6. Растет ли ценность блага для потребителя с уменьшением запаса данного блага? Как это проявляется в динамике предельной нормы замены при движении вдоль по кривой безразличия? Как изменится объяснение ответа на предыдущий вопрос, если поменять местами числитель и знаменатель в исходном определении предельной нормы замены благ?

7. Что понимается под потребительским излишком?

Темы рефератов

 

1. Различие марксизма и маржинализма в трактовке полезности и ее значения в экономической теории.

2. Теория потребительского поведения сквозь призму попыток проверки ее утверждений на практике.

 

Литература

 

[3; 5; 6; 8; 11; 18; 19; 21; 28; 29].

 

 

Тема 4. КОНКУРЕНЦИЯ И ПРОИЗВОДСТВО В ФИРМАХ

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.