Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические указания. При изучении первого вопроса важно понять исторически закономерную логику движения общества от свободной конкуренции до современной несовершенной конкуренции






 

При изучении первого вопроса важно понять исторически закономерную логику движения общества от свободной конкуренции до современной несовершенной конкуренции. Следует показать роль НТП в становлении крупного производства, уяснив при этом, почему данный процесс создает как необхо-димость, так и возможность образования монополий.

Обратите внимание на то, что увеличение масштабов производства в процессе концентрации и централизации осуществляется по следующим направлениям: горизонтальная, вертикальная интеграция, диверсификация. Рассмотрите организационные формы монополий: картель, синдикат, трест, концерн, конгломерат, консорциум. Особо следует выделить ситуацию так называемой ес-тественной монополии, объяснить причины ее существования.

Для того чтобы понять рыночное поведение фирмы-монополиста, необходимо уяснить, что в случае несовершенной конкуренции монополист обладает определенной властью над ценой. Степень монопольной власти определяется с помощью индекса Лернера. При этом важно показать, что власть над ценой у монополиста не абсолютна. Следует понять, что монополия, максимизирующая прибыль, стремится произвести меньший объем продукции и установить более высокую цену на свой товар по сравнению с совершенной конкуренцией.

 

Во втором вопросе прежде всего следует дать определение термина «олигополия», показать причины, лежащие в основе развития олигополии. Концентрацию рынка и степень власти над ценой в условиях олигополии, как и при монополии, можно измерить с помощью индекса Герфиндаля.

Обратите внимание на то, что ключевым признаком олигополии является взаимозависимость фирм, распространяющаяся на все сферы конкуренции: цену, объем продаж, долю рынка, инновационную деятельность, рекламу, услуги покупателям и т. д. Процесс принятия подобных решений целесообразно рассмотреть на примере модели Курно.

Необходимо уяснить, что ценообразование в условиях олигополии отличается разнообразием. Для этого проанализируйте основные типы (модели) олигополистического поведения.

В третьем вопросе предлагается анализ рынка монополистической конкуренции с дифференциацией продукта. Важно понять, что цена в условиях дифференциации продукта не является единственным методом конкуренции. Особенно важны издержки сбыта, а наиболее характерная форма затрат на сбыт и его стимулирование – реклама. Следует заметить, что на практике предприниматель, действующий в условиях монополистической конкуренции, стремится к такой особой комбинации цены, продукта и стимулирующей сбыт деятельности, которая будет максимизировать прибыль.

В четвертом вопросе необходимо проанализировать потери от несовершенной конкуренции, которые несет общество в связи с монополизацией хозяйственной жизни. В конечном счете проблема монополизации сводится к власти над ценой. Объясните, опираясь на гипотезу Шумпетера, почему несовершенная конкуренция несет обществу определенный выигрыш.

Заслуживает внимания анализ факторов, противодействующих монополизации рынка, как экономических, так и административных. Государство берет на себя ответственность за создание условий эффективного функционирования рынка. Следует проанализировать основные направления и проблемы антимонопольной политики в России.

 

Литература

 

[2; 3; 5; 7; 8; 10; 16; 22; 26; 32].

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.