Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Позиции партнеров в контакте




На скамье парка, развернув газету, сидит человек. К нему подсаживается другой, он утирает платком вспотевшее лицо. Некоторое время все это выглядит так, как если бы оба находи­лись на разных скамьях: поведение одного ни на йоту не связа­но с поведением другого. Может быть, так оно и есть: утирав­ший лицо перевел дух и пошел своим путем. Но если он сидит на скамье хотя бы минуту, то изолированность наших персона­жей друг от друга только кажущаяся.

Субъект А, читающий газету, замечает, что некто задержи­вается у скамьи и собирается присесть; Б, ищущий места на ска­мье, видит, что некто сидит на ней, развернув газету (фаза взаи­монаправленности). А, поглядывая на незнакомца из-за своего укрытия, убеждается, что тот не имеет настораживающих при­мет внешности или недружественных намерений; к сходному выводу приходит Б (фаза взаимоотражения). Скамья длинная, так что Б опускается на нее, не помешав А; теперь оба, бегло встретившись взглядами, придают своим лицам выражение, гла­сящее: «Я не мешаю вам, а вы — мне» (фаза взаимоинформиро­вания). После этого А погружается в чтение фельетона. Б — в свои размышления (фаза взаимоотключения). Таковы четыре фазы при минимальном контакте: когда ничего не произошло и не было сказано.

Чуть усложним пример. Наш А до такой степени отключил­ся от присутствия Б рядом, на скамье, что громко хохотнул в каком-то месте фельетона. Это побудило Б повернуться к нему, что не ускользает от внимания А (контакт возобновился; фаза взаимонаправленности). Б, взглянув на А, схватывает, почему именно тот смеется, — ясно, например, что не над ним, Б, а над чем-то в газете; А, уловив взгляд Б, догадывается, что невольно привлек внимание незнакомца вырвавшимся смехом, а не чем-нибудь другим (фаза взаимоотражения). Далее А, не желая вторжения постороннего в свой отдых, «стирает» улыбку с лица и подчеркнуто вперяет взор в газету; это должно означать: «Мой смех не был обращен к вам»; Б, скажем, игнорирует эти знаки и продолжает заинтересованно смотреть на А; тот, явно контро­лируя ситуацию, не поддается на безмолвный призыв к диалогу (фаза взаимоинформирования сводится здесь к тому, что А про­информировал незнакомца о своей нерасположенности к бесе­де). Далее А и Б вновь забывают один о другом (фаза взаимоот­ключения).

Но, допустим, Б не поверил в действительную закрытость А. Наш Б из фазы взаимоинформирования возвращается в преды­дущую фазу и предпринимает уточняющее отражение партнера в своем сознании. При этом он решает: А скорее актерствует, ему требуется, видимо, загладить невольно вызванное у соседа впечатление несдержанности, и он усиленно демонстрирует неназойливость. На самом же деле, как думается Б, этому че­ловеку очень хочется поделиться с кем-нибудь своим весель­ем. «И похоже, — заключает Б, — я кажусь ему подходящим для этого партнером». И поскольку он и сам не прочь чем-ни­будь развлечься, он решается на вопрос к А. По-разному может звучать этот вопрос, но суть его одна: «Что же там такого пи­шут?» Партнер А, со своей стороны, возвращается к отражению Б в своем сознании, чтобы уточнить: не подал ли он незнакомцу повод к бесцеремонности? И тот ли это слушатель, с которым приятно будет разделить веселье? «Нет, не тот», — подумалось А. Он отвечает сдержанно: «Да, так...» — и заслоняется газе­той. Взаимоинформирование, кажется, окончено. Но произош­ло ли взаимоотключение?..



«Я ошибся, — думает теперь Б. — Не за того его принял. Или это я сам дал маху, интонацию выбрал неправильно?» Он чуть обескуражен и мысленно корит себя за обращение к незнакомо­му человеку. И от А это не ускользает: ведь он все-таки продол­жает наблюдать за соседом. Теперь А чувствует себя неловко: «Человек-то не нахальный, а я его грубо отталкиваю. Почему бы мне с ним не поделиться?» Тут наш А, чуть опустив газету, гово­рит: «Нет, вы только послушайте!..» И читает вслух понравив­шуюся фразу из фельетона. Так взаимоинформирование начи­нается снова.

Обратим внимание: фазы во всех примерах формально одни и те же. Но в последнем примере фаза повторного отражения партнера стала богаче и тоньше по содержанию. Это справедли­во как для Б, который глубже проникает в душевное состояние А, так и для А, который тоже начинает лучше видеть и чувство­вать своего партнера. Оба выходят на уровень общения, кото­рый мы будем называть конвенциональным. (Словом «конвен­ция», или согласие, в психологии обозначают свод правил пове­дения, большей частью неписаных, но все же передаваемых из поколения в поколение, потому что в этих правилах закреплен уговор людей друг с другом относительно того, какие формы поведения, согласно коллективному опыту, наиболее приемле­мы и для субъекта, и для общества). Но об этом — ниже.



В первую очередь бросается в глаза вот что: каждый из парт­неров может занимать в контакте одну из четырех ролевых по­зиций. Первую назовем «позицией неучастия». Вас не замети­ли и не услышали. Точнее, притворились, что не замечают и не слышат. Ведь знаки, которые мы намеренно подаем, занимая такую позицию, тоже есть коммуникативные «посылы».

Три остальные позиции четко осмыслены известным теоре­тиком театра П. М. Ершовым (он определил их, размышляя о феноменах взаимодействия актеров на сцене). Это «пристрой­ка сверху», «пристройка снизу» и «пристройка рядом».

«Пристройка сверху» иногда угадывается в самой «позиции неучастия». Партнер А, скажем, не просто углубился в газету, но игрой мимической мускулатуры еще и дал понять партнеру Б: ходят тут, дескать, всякие, мешают отдыхать... Партнер Б пристройку сверху продемонстрировал бы так (мимикой, взгля­дом): рассядутся, мол, некоторые, а другим места нет...

«Пристройка снизу» со стороны партнера А могла бы выгля­деть так: пугливо-заискивающий взгляд на садящегося незна­комца, суетливо-предупредительное отодвигание своих расстав­ленных колен и растопыренных рук, держащих газету... Со сто­роны же партнера Б это может иметь следующий вид: мимикой и всем телом он показывает сидящему с газетой: «Не извольте беспокоиться, я так, на минутку, я с краешку посижу».

Если партнеры пристраиваются друг к другу «рядом», то А без какого-либо специального выражения лица (стандартная вежливость, приветливость) чуть подвинется, а Б со сходной миной, не пытаясь развалиться на скамье, займет имеющееся место.

Будь у нас возможность скрытой камерой тысячекратно снять подобную ситуацию (А читает, Б подсаживается), мы, на­верное, убедились бы, до какой степени избираемая ролевая по­зиция, или «пристройка», свидетельствует об особенностях ха­рактера человека. Многое здесь происходит бессознательно, не контролируется субъектом. Кто-то и бровью не поведет, чтобы садящемуся было удобнее расположиться... Кто-то, усаживаясь, с маху плюхнется на скамью, и видно: его нимало не беспокоит, стеснил ли он другого... Потому-то и заинтересовали П. М. Ер­шова «пристройки», что за ними просвечивает характер, вопло­щаемый актером на сцене:

Иначе, но довольно похоже подошел к позициям контакта американский психотерапевт Э. Берне. С его точки зрения, в каждом человеке существует три «Я»: Дитя (зависимое, подчи­няемое и безответственное существо); Родитель (напротив, не­зависимый, неподчиняемый и берущий ответственность на себя) и Взрослый (умеющий считаться с ситуацией, понимать интересы других и распределять ответственность между собой и ими).

И вот, выступая в позиции Дитяти, человек выглядит подчи­няемым и неуверенным в себе («пристройка снизу», по Ершову); в позиции Родителя — самоуверенно-агрессивным («сверху»); в позиции Взрослого — корректным и сдержанным («рядом»). Тогда различие в характерах, о чем только что говорилось, мож­но в первом приближении описать и так: кому в какой позиции больше свойственно выступать — в детской, родительской или взрослой?

Как видим, ролевая позиция, занимаемая одним из партне­ров контакта, в высшей степени информативна для другого. Может, еще ничего не было произнесено, а процесс «соизменений» поведения уже начался.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал