Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Материалы






Назначение декора — повысить.эффект, производи­мый цветом материала и его формой, так как материал, форма и декор при правильном сочетании определяют эстетические качества изделий. Однако декор не должен «подавлять» ценные свойства окраски материала изде­лий, особенно белого цвета.

Эффект декорирования в наибольшей мере прояв­ляется при умелом сочетании декора и формы изделия, так как декор тем лучше выполняет свою роль, чем больше он согласуется с формой. Это, однако, не значит, что он не имеет самостоятельной значимости. ■

Декорируют изделия керамическими красками, пре­паратами жидкого и порошкообразного золота, серебра, платины, деколью, люстрами, ангобами и цветными гла­зурями.

Керамические краски состоят из красящих пигментов, флюсов и различных вспомогательных компонентов, вводимых для повышения тона, лучшего закрепления на черепке изделий, регулирования реологических свойств красок.

Пигменты в своей основе состоят из оксидов метал­лов или их соединений—'алюминатов шпинельноготипа, гранатов, виллемитов, вольфрамов и других твердых растворов или химических соединений. Хромофорами, или носителями цвета в пигментах, являются естест­венно окрашенные оксиды В, Bi, Al, Fe, Со, Cd, Мп, Си и др.

Флюсы — легкоплавкие свинцовые и щелочные бес­свинцовые силикатные легкоплавкие стекла, придаю­щие краскам блеск. Они должны быть хорошо проплав­лены, однородны, не содержать кварцевых зерен и дру­гих включений. Гранула флюса должна иметь размер не более 8 мм, а тонкомолотый флюс должен иметь остаток на сите № 0056 (10 085 отв/смг) не более 0, 5%. Влаго-емкость флюса не более 1 %.

По назначению керамические краски разделяются на подглазурные и надглазурные. Подглазурные краски изготовляют из жаростойких минеральных пигментов с добавлением флюсующих материалов (полевой шпат, фритта или глазурь). Они подразделяются на краски для фарфора, обжигаемые при 1350—1410° С, и краски для фаянса, обжигаемые при 1050—1280° С. Высокотем­пературные краски представлены ограниченной цветовой палитрой, в основном соединениями кобальта.

Приготовляют подглазурные краски путем смеши­вания и помола мокрым способом пигментов с глазурью в шаровой мельнице. К краскам добавляют глину, по­левой шпат, декстрин, глицерин, сахар и другие компо­ненты для регулирования свойств краски, оттенка и температуры обжига. Готовую краску пропускают через сито № 0085 (4450 отв/см2) и хранят в герметически закрывающемся сосуде. Краска для декорирования по высушенному черепку должна иметь влажность 38— 40%.

К числу подглазурных красок относят также краски-растворы, полученные растворением в воде солей цвет­ных металлов при нагревании. Содержание соли в раст­воре колеблется в широких пределах: никель азотнокис­лый (коричневый) —600 г/л; кобальт сернокислый (тем­но-синий) — 800 г/л; хромпик (светло-зеленый) — 100 г/л; препарат золота (вишнево-красный) — 1, 2%. Для увеличения клейкости в растворы добавляют дек­стрин, глицерин или сахар.

Наносят подглазурный декор на высушенные или обожженные на утель изделия. Подглазурные краски должны быть стойкими против действия высоких темпе­ратур и глазури, а также восстановительной атмосферы при обжиге фарфора. Это ограничивает цветовую гамму подглазурных красок в основном оксидами и соединения­ми кобальта и реже хрома, марганца, железа, урана, ни­келя. В производстве фаянсовых изделий, обжигаемых при температуре ниже 1300° С, подглазурным декором украшают около 60% всех изделий.

Подглазурный декор долговечен, так как прикрыт глазурным покровом, и экономически выгоден, потому что исключается дополнительный обжиг для закрепле­ния декора.

Надглазурные краски представляют собой смесь ми­неральных пигментов с легкоплавкими стеклами (флю­сами). Пигменты изготовляют на основе оксидов и сое­динений Со, Cr, Fe, Mn, А1 и др.

В зависимости от температуры обжига надглазурные краски делят на три группы, обжигаемые соответственно при температурах 775+15, 805±15, 815±10°С.

По кислотостойкости краски подразделяют на четы­ре группы. Краска, приготовленная из пигментов, флю­сов и добавок, должна иметь остаток на сите № 0056 (10085 отв/см2) не более 0, 2%.

Готовят краски путем растирания компонентов с 6— 7%-ным водным раствором декстрина или скипидара в фарфоровых барабанах или краскотерках (вальцах). Соотношение М: Ш: В равно 1: 1, 2: 0, 5. Влажность го­товых красок 30—33%. Процессы приготовления и ме­тоды нанесения подглазурных и надглазурных красок в основном одинаковы. Надглазурные краски обладают более богатой цветовой гаммой и яркостью цвета, так как обжигаются при более низких температурах в окис­лительной газовой среде в муфельных или электриче­ских печах. Надглазурный декор менее прочно закреп­ляется на поверхности глазурного покрова и быстрее разрушается в процессе эксплуатации.

Люстры — соединения и оксиды разных металлов, растворенных в эфирных маслах. Люстры придают из­делиям металлический блеск, переливающийся всеми цветами радуги, поэтому дополнительного декорирова­ния не требуется. Люстры бывают бесцветные, напри­мер висмутовые и цинковые; окрашенные, например урановые и хромовые; смешанные и металлические, со­держащие золото, серебро и платину. В состав люстров входят металлические резинаты (смоляно-кислые соли), скипидар, нитробензол и другие компоненты. Темпера­тура обжига люстров 540—610° С.

Препараты благородных металлов, особенно золото, широко используются для декорирования. Из золота приготовляют препарат «жидкого» и порошкового золо­та. Препарат «жидкого» золота — раствор терпенсуль-фидов золота и родия, резинатов висмута и хрома в органических растворителях со смолами — содержит 0, 02—0, 03% родия, 0, 035—0, 06% оксида (III) хрома и 0, 4—0, 5% оксида (III) висмута и 10 или 12% золота. Препарат порошкового золота получают растворением металлического золота в царской водке с последующим восстановлением железным купоросом в виде порошка.

В качестве флюса используют азотно-кислый висмут, а разбавителем служит оксид ртути. Для получения жел­товатого оттенка к препарату добавляют порошковое серебро. Препарат содержит 52, 62 и 72% металличе­ского золота. В промышленности обычно используют препарат «жидкого» золота.

Все керамические краски поступают на производст­во в виде тонкодисперсных порошков. Перед использо­ванием их тщательно перемешивают и растирают со связующим материалом — декстрином, глюкозой, глице­рином и др.

Деколь — переводные картинки — изготовляют на гуммированной бумаге обычно полиграфическим спосо­бом с использованием керамических красок, литографи­ческих камней или металлических пластин на плоскопе­чатных или офсетных машинах. Листы деколи хранят при температуре 18—20°С в сухих помещениях не более 6 мес.

В последние годы освоено производство сдвижной деколи. Ее изготовляют методом литографской или шелкотрафаретной печати на гуммированной бумаге, которую до и после печатания рисунков покрывают по-либутилметакрилатовым лаком (смесь ацетилена, син­тетических смол и других компонентов). После высыха­ния слой лака образует прочную эластичную пленку, легко сдвигающуюся вместе с рисунком с бумажной подкладки при размачивании ее водой.

Исследования по дальнейшему совершенствованию деколи ведут в двух направлениях: разрабатывают оп­тимальные составы водорастворимых клеящих и защит­ных пленок главным образом для подглазурного деко­рирования и предварительной обработки поверхности изделий и составы термопластичных пленок, позволяю­щих избавиться от мокрого переноса рисунка (лепка) на изделие, что значительно упростит процесс декори­рования и создаст условия для его автоматизации. В ФРГ предложен новый тип деколи — накладной. На полностью сгораемую подложку наносят рисунок, а по­верх него — скрепляющий слой. После увлажнения ле-пок наносят на изделие и обжигают. Ведут также ра­боты по изготовлению деколи с использованием красок на термопластической связке.

Цветные массы, ангобы и глазури используют для изменения или скрытия природной окраски изделий.

Использование окрашенных масс менее выгодно, чем цветных ангобов и глазурей, из-за большого расхода дорогостоящих красителей. Декорирование глазурями бывает цветным, потечным, кристаллическим.

Цветные глазури обычно используют в производстве фаянсовых изделий. Их приготовляют путем предвари­тельного сплавления цветных фритт с прозрачными гла­зурями. Компоненты глазури загружают в шаровую мельницу (соотношение Ш: М=1: 1), заливают воду из расчета влажности суспензии краски 57—58% и разма­лывают в течение 3—4 ч до остатка на сите № 0056 (10 858 отв/см2) не более 0, 02—0, 03%. Готовую суспен­зию сливают в сборник-мешалку, пропуская через сито № 01 (3906 отв/см2), и хранят при постоянном переме­шивании до проверки на огневую пробу. Наносят гла­зурь обычными способами.

Потечные цветные глазури имеют более низкую тем­пературу розлива, чем основная глазурь. При нагрева­нии потечные глазури как более легкоплавкие образуют на поверхности основного глазурного покройа натеки.

Матовые глазури получают при расстекловывании основной глазури в процессе охлаждения изделий после политого обжига.

Кристаллические глазури выделяют на поверхности при медленном охлаждении кристаллы, придающие из­делиям красивый вид.

Вспомогательные материалы. Декстрин в виде 4— 6%-ного водного раствора повышает адгезионные свой­ства краски.

Глицерин используется как пластифицирующая до­бавка.

Глюкоза вводится в краску для улучшения ее рео­логических свойств.

Гуммиарабик используется как клеящее вещество.

Скипидар придает надглазурным краскам требуе­мую текучесть, кроме того он применяется для снятия уже нанесенной краски, исправления помарок, для мытья кистей, инструмента.

Скипидарное масло употребляется при растирании красок и для придания им большей вязкости.

При подглазурном декорировании в качестве связую­щих добавок используют глицерин или раствор декстри­на, при надглазурном декорировании — скипидар и ка­нифольно-скипидарную мастику (50—65% канифоли и 30—35% скипидара).

Канифоль служит растворимой добавкой к скипида­ру для повышения вязкости красок и приготовления мастик, необходимых при переводе деколи на изделия.

Бальзамы придают краскам жирность, вязкость, эла­стичность.

Гвоздичное масло способствует длительному сохра­нению свойств краски, легко размягчает сухой слой краски.

Лавандовое масло стабилизирует подвижность и эластичность краски.

Анисовое масло действует аналогично скипидару, но действие его сильнее.

Бензол и бензин используются (редко) в качестве растворителей краски.

Применяемые для приготовления мастик, лаков, свя­зующих растворов в красках материалы должны выго­рать при температуре 220—400° С, не обугливаясь и без остатка, так как углерод может способствовать восста­новлению металла краски и ее разрушению.

 

Вопросы для самопроверки

Назначение декора.

Особенности керамических красок для подглазурного и надгла-зурного декорирования изделий.

Керамические краски — растворы, люстры и препараты золота, их характеристика и назначение.

Декоративные глазури, их особенности и назначение.

Краткая характеристика вспомогательных материалов и их на­значение.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.