Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Почему Маковское?






Маковское - мать сибирских городов

Стартовая // Наши путешествия / Маковское - мать сибирских городов

 


Кататься на байках мы начали лет пять назад, чтобы стать здоровее: " в мире нету толще ногов, чем у " Грязных носорогов". Потом стали понимать в горных велосипедах больше и увлеклись их совершенствованием и испытаниями. С помощью вело забирались в места, куда пешком не пойдешь и на машине не заедешь. А после техника как-то незаметно отошла на второй план. Главным стали романтика путешествий, встречи с людьми, посещение музеев, изучение родного края, желание рассказать об увиденном. Так появилось увлечение фотографией, публикации в газетах и журналах, а на сайте велоклуба - серия очерков о наших походах. Одна из поездок подвигла на установление памятного креста сибирскому святому Даниилу Ачинскому.

Почему Маковское?

Освоение русскими Центральной Сибири шло поэтапно. Сначала вслед за поморами по Таз-Туруханскому волоку казаки вышли на притоки Енисея и построили Мангазею. Через год появился Кетский острог, по Кеть-Касовскому волоку служилые вышли на Енисей и дошли аж до Качи. Через 15 лет обустроили Маковский волок и построили острог Енисейский. И уже отсюда стали заселяться землепроходцами верховья Енисея и нижнее Приангарье.

Первый этап мы пока пропустили - в тех местах на велосипеде делать нечего. Кеть-Касовскую часть исследовали полтора года назад. Это было почти авантюрное путешествие по давно сгнившему " баронскому тракту" вдоль Обь-Енисейского канала (он строился в 1883-1892 гг.). Вот тогда и появилась задумка побывать в с. Маковском.

Когда стали готовиться к путешествию, то неожиданно столкнулись с вопросом: как так получилось, что искушенные в поисках наикратчайших и удобнейших путей казаки проложили такой труднопроходимый волок? Путь до Енисейска получился более 100 верст по тайге, болотам, ручьям и рекам. " Противо Намака с Кети реки на волок, до Тыи реки, пешему человеку нести на себе 2 пуда, итить 2 дни, а зимним путем на нартах итить два ж дни, и на Тые делать струги или зырянские каюки страдные, и от тово волоку от Тыи Тыею речкою на большую реку Кемь полднища, (а рекою Кемью) плыти на Енисею день и, выплыв на Енисею, по Енисею в верх до Тунгуски реки неоплошно итить день ходу". Неужели не было более короткого и удобного пути? " А по всему волоку зело грязно: и для того везде по нем великие мосты построены для ради множества грязей и болот и речек".

Макоцкий (Намацкий) острожек поставили осенью 1618 г. как промежуточное укрепленное место зимовки отряда сына боярского Петра Албычева, будущего строителя Енисейска. Место, где расположено село, выбрали удачное. Не зря здесь до прихода русских было родовое стойбище остяцкого князца Намака. Сухой песчаный берег, сосновый бор. Возможно, существовала отсюда более-менее хоженая тропа - ведь как-то сообщался с православным миром инок Тимофей (Иванов), келья которого располагалась на месте будущего Спасо-Преображенского Енисейского монастыря еще в 1592 г.

Однако почему кетские казаки пошли все же таким длинным и сложным путем, а не проторенным Кеть-Касовским волоком? Где перетаскивать лодки всего-то было версту. Течение по Кети, Ломоватой и Язевой медленное, легко ходили здесь на веслах, шестах, а то и на бичеве. Потом короткий волок в Малый Кас и сплав по нему прямо в Енисей. И по расстоянию, и по времени экономия большая. Этот волок был популярен у местных жителей еще с древних времен (строители канала неоднократно находили на нем следы прежних цивилизаций. Была здесь когда-то даже тунгусская караульная застава).

Судя по архивным документам, казакам Кетского острога не удалось утвердить свое право на сбор ясака с приенисейских остяков. Их опередили мангазейцы. Пишут, что у русских то ли спор, то ли даже драка получилась между собой из-за этого. Да и сами остяки не против были платить в Мангазею - по 5 соболей " с лука", а не по 10, как установили кетские казаки. Поэтому и ходить на Енисей через Кас стало вроде бы незачем.

Другая причина возникла позднее из-за потребности государства в освоении Верхней Тунгуски (Ангары) и через нее - " братских" земель Забайкалья. А от Каса до устья Ангары против быстрого енисейского течения 300 км. Да и воинственные тунгусы бродят рядом. Кетский же путь был более спокоен и безопасен.

Через Маковскую пристань в период освоения Сибири шел основной грузопоток Ангаро-Кетского пути. В течение 120 лет волок был единственной транспортной " артерией", связывавшей Восточную Сибирь, Забайкалье и Дальний Восток с Россией. Именно в этот период всего за восемьдесят лет и была присоединена к России восьмая часть планеты. А потому значение волока среди всех других дорог, по которым осваивалась Сибирь, самое важное.

Село Маковское, одно из первых русских поселений на Енисее (старше него только Мангазея и Туруханское зимовье), стало " матерью" для 16 самых крупных сибирских городов. Волок полностью обеспечивал их хлебом, солью, деньгами, одеждой, оружием и инструментами. И люди, и лошади, и даже собаки пришли в Сибирь этим путем.

Маковский волок активно функционировал еще в начале Х1Х века. Но уже тогда на его значение покушались проекты строительства Обь-Енисейского канала и Кеть-Сымовского волока, более активного использования водного пути по Чулыму. Реально же свое значение волок стал терять с появлением в 1740-х годах Московско-Сибирского почтового тракта и, позднее, со строительством железной дороги. Именно по ним и пошла основная колонизация Сибири.

По Маковскому волоку зимой 1662 г. везли в ссылку неистового протопопа Аввакума Петрова. В 1675 г. с посольством в Китай здесь ехал ученый Николай Спафарий Милеску: " а от Маковского острогу поехали через волок в Енисей. А тот волок держит верст с 5 летнею порой, а зимним путем сказывают, что с 50 верст: Везде на нем великие мосты построены. Потом елани. Там деревня небольшая, а недалеко деревня большая, в которой острог и церковь - Елань". В 1734 г. волоком проезжал Герард Фридерик Миллер, первый исследователь Сибири.

В 1923 г. через Маковский волок на Кеть ехал отбывавший енисейскую ссылку удивительный человек ХХ века епископ Лука Ташкентский (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий), профессор медицины и хирург с мировым именем. В те же годы в с. Маковском отбывал ссылку ленинградский священник Евгений Бобовский. За то, что тайно крестил и отпевал, он был выслан вскоре и отсюда в еще более отдаленные деревни низовьев Енисея.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.