Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Умный Тревор






Кто не развивает в себе предусмотри­тельность, облегчает задачу своим про­тивникам и наверняка будет захвачен.

Сунь Цзы

М

ой друг «Умный Тревор» как-то сказал: «Когда выдаю­щийся, достигший успеха в своей области специалист ут­верждает, что то или это возможно, он почти всегда оказывает­ся прав. Когда же он утверждает, что то или это невозможно, он обычно ошибается».

Очень часто блестящие идеи с ходу отвергаются, так как ка­жутся нереальными. И это те самые идеи, которые впоследствии кажутся столь очевидными — даже специалистам.

Сколько клавиш у пианино, столько рассказов о специалистах, не при­давших значения новым идеям. Филип Рейс, немецкий изобретатель, в 1861 году сконструировал аппарат, который мог передавать музыку, и был очень близок к созданию аппарата для передачи речи. Но спе­циалисты объяснили Рейсу, что в таком аппарате нет никакой необхо­димости, поскольку «вполне достаточно и телеграфа». Рейс забросил эту работу, а пятнадцатью годами позже Александр Грэхем Белл запа­тентовал свой телефон.

Бытует мнение, что чем больших высот как специалист вы Достигаете в своей области, тем труднее вам даются новаторские идеи — даже не самые сложные. Это происходит потому, что, ста­новясь высококлассным специалистом, вы склонны сужать, ог­раничивать рамки мышления. Специализация подобна чистке только одного зуба. При этом вы, конечно, изучите зуб в мельчай­ших подробностях, но зато от вашего внимания ускользнут все остальные.


230 □ Часть 2. Линейные игры для ума

Ограничивая круг интересов рамками осуществляемой дея­тельности, специалисты ищут идеи лишь в границах своей про­фессиональной компетенции. Это можно проиллюстрировать с помощью следующего изображения двух серых площадей. Пло­щадь справа кажется светлее левой.

Но если вы закроете карандашом границу между площадями, то увидите, что они не различаются по цвету. Иллюзия яркости создается самой границей.

То же происходит и с мышлением специалистов. Предметы или события они ограничивают рамками, которые создают иллю­зию правильности или неправильности, хотя на самом деле такие определения просто неправомерны. Сужая круг исследований, специалисты ограничивают и свои возможности.

У неспециалистов же недостаточно профессиональных знаний для возведения подобных границ. В результате они повсюду вы­искивают идеи. Именно поэтому крупные идеи обычно выдвига­ются неспециалистами.

Возведение ограничений помешало «специалистам» из «Юни-вак» увидеть огромный рынок сбыта компьютеров. Компьютеры, говорили они, созданы для науки, а не для бизнеса. Аналогичные рассуждения привели к организации в 1905 году грандиозной кампании против использования новокаина дантистами. Как главный аргумент звучало утверждение, что фармацевты разрабо­тали новокаин для врачей, а не для дантистов. Ограниченностью мышления объясняется и то, почему «специалисты» по доставке почты единодушно объявили ущербной концепцию экспресс-почты Фреда Смита. Они мотивировали это тем, что столь высо­кую цену никто не заплатит даже за необычайную скорость и на­дежность доставки.

Сэр Клайв Синклер, английский изобретатель микрокальку­лятора и телевизора с плоским экраном, отдавал себе отчет в осо-


Глава 21. Умный Тревор □ 231

бенностях мышления специалистов. Синклер говорил, что, ос­ваивая новый материал, он читает ровно столько, чтобы узнать основы и необходимые термины данной области. «Излишняя ин­формация, — утверждал изобретатель, — лишь ограничивает мышление».

Излюбленная история «Умного Тревора» о таких специалистах повествует о ксероксе. Честер Карлсон изобрел ксерографию в 1938 году, но в течение двадцати лет ведущие американские кор­порации, включая «IBM» и «Кодак», проявляли, по словам Карл­сона, «завидное отсутствие интереса» к его системе ксерокопиро­вания. Ни упомянутые корпорации, ни специалисты по офисному оборудованию не видели рынка сбыта для ксероксов: «Да и кто будет покупать копировальные машины при таком изобилии и дешевизне копировальной бумаги?»

Итак, хотите получить свежие идеи — общайтесь с людьми (не специалистами) из других областей науки, техники и т. д.

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ

1. Поговорите с представителем иной сферы деятельности, нежели ваша.
Причем случайность вашего выбора повышает шансы на то, что этот человек
подарит вам уникальную идею. Если вы ищете способ, как увеличить товаро­
оборот, спросите об этом священника, учителя, врача, бармена или девочку
из отряда скаутов.

Франку Пердью, утверждавшему, что «для того чтобы вырастить неж­ного цыпленка, нужен крутой парень», специалисты по птицеводству говорили: мол, цыпленок — это всего лишь цыпленок, и покупают его только из-за дешевизны. Пердью устроился на работу в супермаркет и переговорил о цыплятах с сотнями приходящих туда домохозяек. Он открыл то, что ускользнуло от внимания специалистов, занимающихся изучением рынка, а именно: для покупателей цвет и неощипанные перья цыпленка гораздо важнее его стоимости.

Недавно один гинеколог представил новый прибор для оказания помо­щи при родах. Принцип работы прибора был придуман им во время раз­говора с дантистом перед осмотром зубов. Как только гинеколог изло­жил свою проблему, дантист тут же предложил ему нестандартный вариант устройства прибора.

2. Окружайте себя людьми, с легкостью воспринимающими все новое. Окру­
жайте себя людьми, которые приветствуют оригинальные идеи и используют
их в жизни. Эти люди будут разжигать ваше творческое воображение. Уга­
дайте, какое лицо на рисунке принадлежит «человеку с идеями»?


232 □ Часть 2. Линейные игры для ума

Итак, окружайте себя людьми:

а всегда готовыми к творчеству — теми, кто способен предла­гать альтернативные варианты решения и высказывать новые мысли обо всех и обо всем;

Q живо интересующимися жизнью, стремящимися жить «на полную катушку»;

Q некомпетентными в вашем деле, но такими, которых нельзя назвать ни невеждами, ни глупцами;

Q остроумными и способными увидеть абсурдность вещей;

□ с иной, нежели у вас, системой ценностей;

а часто путешествующими и уделяющими внимание всему, что встречается на пути;

а ненасытными в чтении.

Составьте список друзей, соседей, родственников — всех тех, кто стимулирует ваше творческое воображение, и постарайтесь проводить с ними больше времени. Обсуждайте с ними свои про­блемы и спрашивайте их мнение.

Руководитель одной сталелитейной компании обнаружил, что ему ста­новится все труднее набирать людей для работы на заводе. Он обсудил


Глава 21. Умный Тревор □ 233

это со своим священником, который предложил подбирать работников через местные церковные приходы. Для поиска прихожан, обладаю­щих необходимой квалификацией, была сформирована «сеть» из трех церквей. Что любопытно, все направленные священниками кандидаты были приняты на работу. Руководитель был потрясен таким результа­том. «Священники прислали отличных работников, — сказал он. — Слу­жители церкви отсеивают лодырей, бездельников и никчемных бродяг, направляя к нам только законопослушных граждан с крепкими семьями и знающих, что такое рабочая этика».

3. Используйте творческое воображение случайных собеседников. У каждого
человека имеется как минимум одна полезная для вас идея. X. Д. Лоусон
свою поистине революционную идею применения приводной цепи для вело­
сипеда почерпнул у одного из официантов своего любимого ресторана.

Некий владелец крупной сети мотелей случайно разговорился о своих делах с мусорщиком и услышал от него следующее: «Я бы на вашем месте продавал в своих мотелях пиццу. Вы не поверите, сколько коро­бок от пиццы мы видим в отходах из отелей». Едва мусорщик произнес слово «пицца», бизнесмен тут же представил себе рынок, упущенный им из виду. Наш бизнесмен установил во всех своих заведениях печи для пиццы, и результат был поразительным.

4. Прислушивайтесь. Джозеф Кеннеди, наслушавшись уличных разговоров
(включая сетования чистильщика обуви), касающихся опасности биржевых
спекуляций, успел изъять свои средства из оборота Фондовой биржи до ее
знаменитого краха в 1929 году. А тем временем специалисты, вместе с веду­
щим йельским экономистом Ирвингом Фишером, упорно твердили, что биржа
находится в состоянии «высокой стабильности».

Вот, например, Фрида Каплан умеет слушать. Она является основа­тельницей и председателем «Фрида'з фанест» — компании известной и процветающей. В сферу, где господствовала национальная продукция и отсутствовали новаторские идеи, она внесла свежую струю и убедила миллионы американцев покупать фрукты и овощи, о которых наши со­граждане слыхом не слыхивали. Каким образом? Каплан внимательно слушала окружающих. Главное ее правило: всегда держите дверь от­крытой, всегда выслушивайте любого человека, что бы он вам ни рас­сказывал.

Однажды Фрида Каплан разговаривала с незнакомцем, который спро­сил, слышала ли она о так называемом китайском крыжовнике. Каплан не встречала ничего подобного, но пообещала при первой возможности взглянуть на этот крыжовник. Через полгода, совершенно случайно, один брокер предложил ей партию китайского крыжовника. Это были


234 □ Часть 2. Линейные игры для ума

небольшие, покрытые ворсинками, с виду совершенно непривлекатель­ные фрукты зеленого цвета.

Но если что и нуждалось в хорошей рекламе, так именно они. Фрида Каплан дала им новое имя «киви», которое ей тоже подсказал незнако­мец (название связано с известной новозеландской птичкой), и убедила владельца ближайшего ресторана включить в меню десерт из экзотиче­ского китайского фрукта. В то же время Каплан напечатала рекламные листки, объясняющие покупателям, что такое киви и с чем его едят. Так благодаря умению слушать Фрида изменила американский стол.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.