Урок по окружающему миру во 2 классе
«Правила вежливости. День рождения!»
(УМК «Школа России»)
Урок проведен 17 марта 2010 года в рамках единого методического дня.
Цели урока:
1. Формирование представлений о правилах поведения в гостях.
2. Учить анализировать и оценивать речь, поведение людей; отличать истинную вежливость от показной.
3. Воспитание толерантности.
4. Расширение словарного запаса и кругозора учащихся.
5. Осуществление межпредметных связей с литературой.
6. Формирование первоначальных навыков исследовательской работы и развитие детского творческого потенциала.
Обоснование выбора темы: интеграция предметов, приводящая к новым знаниям.
Оборудование:
1. Интерактивная доска. Материал для работы с ИД.
2. Учебник. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учеб. Для 2 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 2/ А.А.Плешаков. – М.: просвещение, 2008.
3. Раздаточный материал для учащихся.
4. (Возможно: мультфильм «Винни – Пух и день забот»)
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя:
Ребята, посмотрите на доску. Кто изображён? Из какого произведения пришли к нам в гости эти герои? Кто автор произведения? (На доске изображения Винни-Пуха, ослика Иа-иа.
«Винни-Пух и все-все-все» А.А. Милн. Пересказал с английского повесть-сказку Борис Заходер)
Почему сегодня у нас на уроке Винни-Пух и ослик Иа-Иа, вы сейчас догадаетесь сами. (Учитель читает отрывок из шестой главы повести-сказки или показывает соответствующий отрывок из мультфильма)
«… - Да что такое случилось? – спросил Пух.
- А разве что-нибудь случилось?
- Нет, но у тебя такой грустный вид.
- Грустный? Отчего это мне быть грустным? Сегодня же мой день рождения. Самый лучший день в году!
- Твой день рождения? – спросил Пух, ужасно удивлённый…»
Ребята, а когда у вас день рождения, вы тоже грустите? Какие чувства испытываете вы? А почему же грустит ослик? Вы помните сказку? (К ослику не пришли гости. Никто его не поздравил, не подарил подарки.)
Что так удивило Винни-Пуха? Почему же гости не пришли? Возможно, ослик не пригласил гостей. Кто догадался, что на уроке будем изучать? О каких правилах поведения вспомним? Высказывания детей. На доске появляется запись: «Правила вежливости. День рождения». Сегодня, мы узнаем как надо приглашать в гости, как выбирать подарок другу, как можно развлечь гостей.
2. Элементы исследовательской деятельности учащихся на уроке.
Думаю, что Иа-Иа знал, что нужно позвать гостей на день рождения. Но может он сделал что-то не так? Вот какое приглашение ослик отправил своим друзьям. (Работа с ИД).
Милый друг! У меня в пятницу день рождения! Приходи! Почему друзья не пришли? Каким образом надо пригласить друзей на праздник? (Работа с ИД. Найдите ошибки. Объясните свои действия. (Как пригласить? Что сообщить?
-пригласить лично
-по телефону -что подарить
-пригласить через друзей -дата
- вручить приглашение - время
-за один день до праздника -место
-дать объявление -подпись
-за неделю до праздника - форма одежды)
А теперь давайте вернёмся к приглашению ослика и исправим приглашение так, чтобы гости смогли к нему прийти. (Работа с ИД. Исправления наносятся стилосом прямо поверх текста): Милый друг Винни! У меня 17 марта день рождения! Я жду тебя на лесной поляне в 15.00. Ослик Иа.
А если вы приглашаете в гости друзей, как можно к ним обратиться? А если пригласить взрослых? Высказывания детей. После того, как вы получили приглашение, что надо ответить? Что делать, если не сможешь прийти? Ответы детей. (Благодарят; не спрашивают, кто будет еще; если не смогут прийти, сообщают заранее) (Учитель читает: … - Хватит и того, - сказал Иа-Иа, чуть не плача, - хватит и того, что я самый несчастный – без подарков и без именинного пирога, …
Этого Винни-Пух уже не вынес.
- Постой тут! – крикнул он и со всех ног помчался домой. Он почувствовал, что должен немедленно преподнести бедному ослику хоть что-нибудь…)
3. Физкультминутка.
Пока медвежонок бежит домой за подарком, давайте и мы немного отдохнем.
4. ^ Учитель читает:
… Горшочек оказался на месте, и Пух снял его с полки.
- Я его отнесу Иа, - объяснил он. – В подарок. А ты что ему думаешь подарить?
- А можно, я тоже его подарю? – спросил Пятачок. – как будто от нас обоих.
- Нет, - сказал Пух. – Это ты плохо придумал.
- Ну, тогда ладно. Я подарю Иа воздушный шарик. У меня остался один от праздника…
Правильно ли Пятачок и Винни-Пух выбрали подарок для ослика? Как нужно выбирать подарки? Высказывания детей. А знаете ли вы кому и что можно дарить? Дети выполняют задание на ИД. (В центре мальчик и девочка. Подарки надо соотнести с человечками).
Действия свои дети объясняют.
Как правильно вручить подарок? Что сказать? Что ответить? Давайте посмотрим сценки, которые приготовили для нас ребята. Обсуждение сценок. Как понимаете смысл пословицы: Дорог не подарок, дорого внимание.
5. Работа с учебником.
А чем же занять гостей? Поможет наш учебник. Откроем страницу 59, рассмотрим рисунок, ответим на вопрос. (Рисунок показывается и на доске).
6. Повторение знаний.
У вас на партах лежат листочки. На них написаны правила вежливости. Прочитайте. Узнали что-то новое? Ответы детей.
7. Домашнее задание.
стр. 58 – 61 отвечать на вопросы, ТПО стр. 25 *самостоятельно перечитать главу, в которой Винни-Пух пошел в гости, а попал в безвыходную ситуацию. ** найти «Вредные советы» Г. Остера о правилах поведения в гостях, инсценировать. -
Итог урока.
… Но Иа-Иа ничего не слышал. Ему было не до того: он то клал свой шар в горшок, то вынимал его обратно, и видно было, что он совершенно счастлив!
Ребята, а какие чувства испытали вы сегодня на уроке? Что узнали, запомнили?
|