Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приложение №2.






Дед Мороз. Мифологический образ

В нашей стране Дед Мороз как персонаж рождественских праздников появился в конце XIX - начале XX века. В привычном нам словосочетании «Дед Мороз» объединены два образа: Дед и Мороз, каждый из которых имеет свое значение и свое происхождение.

У славян Дедами называли прародителей, духов предков, которые охраняли благополучие рода и его представителей – в первую очередь, детей – повсюду: дома, в поле, в лесу, на воде.

Задолго до появления Санта-Клауса в славянской мифологии существовал и Мороз (Морозка; Мороз, Красный нос; Мороз Воевода) персонаж сказок и обрядового фольклора.

В соответствии со сказочной мифологией у Мороза есть дочка (по иным преданиям – внучка) – Снегурочка. Она добрая и не такого крутого нрава, как Мороз. Иногда летом она живет у людей и помогает им.

Мифы, сказки, легенды и предания, а также обряды, чаще всего в закодированной форме, связаны с реальными историческими событиями прошлого. Зачастую корни их позабыты, как почти позабыты ныне боги, некогда почитавшиеся на Руси. К сожалению, разобраться с составом языческих богов и в особенности с их родственными связями достаточно трудно, так как после принятия христианства уничтожалось все, что было связано с язычеством.

Здесь приведен всего лишь вариант на основе «Велесовой книги».

Мать Деда Мороза – Буря Яга, превратившаяся позднее в Бабу-Ягу. Изначально Баба – одна из берегинь, положительное божество славянского пантеона, хранительница и, если необходимо, защитница рода и его традиций. Слово «Яга» происходит от некогда жившего на земле и исчезнувшего прародителя всего живого – Ящура. Отсюда и понятное нам – пращур. Постепенно прародительница, берегиня превратилась в представительницу нечистой силы, в демона, которым пугают детей.

Баба-Яга, известная нам, это ведьма, волшебница, ведунья – то есть осведомленная, можно сказать, «ученый-практик». Живет она в лесу, в избушке на курьих ножках, вокруг которой забор из человеческих костей. Одна нога у Бабы-Яги костяная, зрение плохое и еще более плохой характер: склочница, похитительница, пожирательница людей. К тому же она – мать змеев, повелительница мира мертвых. Однако, к чести Бабы-Яги, она иногда помогает героям и даже чем-то одаривает их. Когда в новогодних спектаклях для детей Баба-Яга творит всякие пакости и козни Деду Морозу и Снегурочке, надо иметь в виду, что это семейные неурядицы, так как Баба-Яга – мать Деда Мороза и бабушка Снегурочке.

Женой Деда Мороза и матерью Снегурочки была Снежная Царица, которая одновременно являлась внучкой и правнучкой Рода – прародителя многих богов, в том числе отца Снежной Царицы Чернобога и ее деда Сварога.

Сварог – бог небесного огня, научил людей ковать железо, разжигал вдохновение в сердцах и душах мастеров, но имел капризный характер. Женой Сварога и, соответственно, бабушкой Снежной Царицы была богиня любви Лада. Она покровительствовала бракам и охраняла домашний очаг, являлась воплощением плодородия, юности и красоты. Лада – сама женственность, нежная, певучая, русоволосая. Снегурочка уродилась похожей на свою прабабку, но имела холодное сердце, возможно от бабушки Марены и дедушки Чернобога.

Чернобог – злой бог. Славяне верили, что всякое несчастье исходит от него.

Имя Чернобога почти неизвестно современному читателю, однако другое его имя известно всем – Кащей Бессмертный. Слово «кащей» заимствовано из тюркского языка и означает «пленник». Такое прозвище он получил потому, что был заключен Велесом в темницу. Кащей был однолюб, из женщин его интересовала только одна Марена (в сказках – Марья), которую он постоянно умыкал у законного мужа. От их связи родилась Снежная Царица – мать Снегурочки – и ее тетки: Медуза и сестры-лихоманки, насылавшие на людей болезни, - Трясея, Огнея, Глядея, Храпуша, Пухлея, Желтея, Немея, Глухея, Каркуша, Хрипуша, Ломея, Дряхлея, Дремлея, Ветрея, Смутница, Зябуха.

В языческой мифологии мать Снежной Царицы и бабушка Снегурочки Марена являлась новым воплощением великой матери. Она имела довольно мерзкий характер. В верованиях славян она представлялась воплощением смерти, сезонного умирания и возрождения природы.

Однако же вернемся к Морозу и Снегурочке. В России их превращение из персонажей фольклора в персонажи рождественских и новогодних праздников происходило с конца XIX до середины XX века. Мороз видоизменился в Деда Мороза в первую очередь под влиянием «рождественского деда», пришедшего к нам вместе с западноевропейскими традициями празднования Рождества. В святочном рассказе Л. Мальского «В рождественскую ночь» (1907г.) подарки приносит «рождественский дед», а у В.В. Маяковского в стихотворении «Хвои» (1916 г.) – просто «дед». Окончательное формирование привычного нам Деда Мороза произошло только в конце 30-х – начале 40-х годов XX, одновременно с возобновлением в стране детских праздников елки. Однако даже в 1941 году, когда Дед Мороз повсеместно приобрел свой современный облик, Борис Пастернак в стихотворении «Иней» по-прежнему называет его «святочным дедом».

В период борьбы с праздниками Рождества и Нового года Дед Мороз в основном был персонажем политических карикатур и сатирических стихотворений: приносил на Рождество зарубежным пролетариям, да и нашим советским людям, одни неприятности.

В 1935 году одновременно с реабилитацией елки вернул свои позиции и Дед Мороз, но уже на новогоднем празднике. Коммунисты боролись с христианством, к которому Дед Мороз почти никакого отношения не имел. Он – всего лишь сказочный персонаж, не мешающий антирелигиозной пропаганде.

В наши дни у старшего поколения Новый год ассоциируется с елкой, боем часов на Спасской башне Кремля, шампанским и застольем. Где-то в этом списке, ближе к концу, находится и Дед Мороз. Отношение к нему, точнее к исполнителям его роли сложилось снисходительно-ироничное. Однако взрослые никогда не забывают, что когда-то были детьми, верили в Деда Мороза и ждали его.

Снегурочка вплоть до конца 30-х – начала 40-х годов XX века никакого отношения к праздникам Нового года и Рождества не имела. В поэзии обыгрывалось холодное сердце Снегурочки или ее неотвратимый конец с наступлением весны. Зачастую Снегурочка – рукотворное чудо из снега.

Персонажем новогодних праздников Снегурочку сделали авторы советских «елочных» представлений. Впрочем, это напрашивалось само собой – если в детском празднике участвует Дед Мороз, то почему в нем не участвует его дочка?

На формирование образа Деда Мороза большое влияние оказали поздравительные открытки с его изображением. С помощью открыток, издававшихся массовыми тиражами в Германии, Австрии и Франции, население России знакомилось с западным прототипом Деда Мороза.

До революции изображения Деда Мороза встречаются главным образом на рождественских поздравительных открытках. Чаще всего он одиноко бредет в лесу, в поле или по улице и несет мешок с подарками или подарки без мешка, елку и держит в руках посох – древний символ власти над стадом, паствой, семьей или родом. Именно от посоха ведут происхождение скипетры монархов, жезлы военачальников и посохи иерархов католической церкви. Вместе с тем посох олицетворяет магическую силу, путешествия и паломничество. Редко можно увидеть Деда Мороза в помещении и с детьми, с ангелами или оленями, но никогда – со Снегурочкой. Он может курить трубку, лететь на воздушном шаре, ехать на поезде или автомобиле и, конечно же, на санях, запряженных лошадьми или оленями. Одним из самых необходимых атрибутов Деда Мороза является большая белая борода, которая с древнейших времен символизировала мудрость, волшебство и чудодейственную силу. Она также соотносилась с понятиями жизни и времени, символизировала верховную светскую и божественную власть.

На дореволюционных открытках можно увидеть, что именно Дед Мороз нес в подарок нашим прабабушкам и прадедушкам: кукол, а также щелкунчиков, пиноккио и петрушек, книги, мячи, сладости, горны, барабаны, гармони, сабли, пушки, коней, медведей, зайцев и слонов. Иногда встречаются необычные подарки, например, живой младенец или верстовой столб.

Советский Дед Мороз сохранил лишь некоторые черты своих предшественников, но все же обладает значительным своеобразием. Несколько больше в нем сохранилось от русского Деда Мороза, меньше – от иностранного. Главное, его изображают уже не на рождественских, а на новогодних поздравительных открытках. У Деда Мороза объявилась напарница – Снегурочка, но вместе с тем он постепенно становился все более и более одиноким. Дед Мороз решительно отказался от сапог и ботинок в пользу валенок, но иногда по-прежнему носит на голове колпак, что, видимо, подчеркивает его сказочность.

На открытках советский Дед Мороз активно участвовал в общественной и производственной жизни советского народа: он железнодорожник на БАМе, летает в космос, плавит металл, работает на ЭВМ, развозит почту, катается на карусели и пр. Руки у него постоянно заняты делом, возможно, поэтому Дед Мороз значительно реже несет мешок с подарками. У советского Деда Мороза практически исчез из рук волшебный посох – то ли потому, что руки заняты другим, то ли потому, что все чудеса советский народ творил собственными руками.

Постепенно происходила дальнейшая мифологизация Деда Мороза, то есть из почти реально существующего новогоднего персонажа он все более и более уходил в нереальность: вроде бы и есть, но увидеть невозможно. Конечно, каждый может увидеть десятки Дедов Морозов на улице, по телевидению или на праздничном представлении, но все они «ненастоящие», «с бородой из ваты». Тем не менее, в «настоящего» верят дети и, похоже, взрослые.

 

Использованная литература:

  1. Иванов Е.В. Новый год и рождество в открытках /Е.В. Иванов. – СПб: Искусство-СПб, 2000. – С.42-73.
  2. Вологодская область: Адм.-террит. устройство на 1 января 2000г.: офиц. справочник / Администрация Вологодской области. – Вологда: Арника, 2001. – С.105.
  3. Вологодская область: Вологда – Череповец – Кириллов-Феропонтово – Белозерск – Тотьма - Великий Устюг: путеводитель /[авт.-сост. А.Г. Хропов; ред. Е. В. Филатова]. – М.: Издательский дом СИМОН-ПРЕСС, 2003. – С.84.
  4. Культура, события, время. 1996-2006 годы / Н.С. Серова. – Вологда: ПФ «Полиграфист», 2006. – 32 с.
  5. Судаков Г. Когда родился Дед Мороз? // Русский Север. – 2001. – 14-20 июля. – С.20.
  6. Владимирова Л. Где живет Дед Мороз? / Л. Владимирова // Семья и школа. – 2002. – №1-2. – С.58-59.
  7. Дзюба О. Великий утешитель / О.Дзюба // Смена. – 2002. – №12. – С.14-21.
  8. Свириденко О. Дед-армигер: [Описание и изображение герба Деда Мороза] // Русский Север. – 2003. – 1-7 января. – С.6.
  9. Романов В. Дед Мороз ждет гостей // Красный Север. – 2005. – 8 ноября. – С.1.
  10. Нижегородская К. С днем рождения! // Вологодская неделя. – 2005. – 24 ноября. – С.1, 2
  11. День рождения Дед Мороз празднует с размахом! // Красный Север. – 2006. – 23 ноября. – С.14.
  12. Теплая встреча Дедов Морозов // Город Во. – 2006. – 23 ноября. – С.5.
  13. Чернова М. Малая земля // Премьер. – 2007. – 2-8 октября. – С.1, 21.
  14. Коновалов А. Российский Дед Мороз на свой день рождения получит в подарок 11-метровый вязаный кушак // Премьер. – 2007. – 16-22 октября. – С.4.
  15. Светлова А. С днем рождения, Дед Мороз! // Красный Север. – 2007. – 22 ноября. – С.27.
  16. Колосова Н. Клевые бабки. И дедки // Премьер. – 2007. – 20-26 ноября. – С.22.
  17. Контуев М. Баба-Яга поздравила Деда Мороза с днем рождения // Комсомольская правда. – 2007. – 20 ноября. – С.6.
  18. Романов В. День рождения зимнего волшебника // Красный Север. – 2008. – 18 ноября. – С.1.
  19. Давыдов П. Депутат от партии добра: В государственной Думе с успехом прошла выставка-презентация проекта «Великий Устюг – родина Деда Мороза» // Красный Север. – 2008. – 11 декабря. – С.1, 7.
  20. Елков И.Новогодняя елка: от запрета до расцвета: История / // Российская газета. – 2008. – 25 декабря. – С.8-9.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.