Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы совершения брака в Древней Церкви






В первом веке новой эры христиане, как римские граждане, вступа­ли в брак по гражданским законам греко-римского государства. По рим­скому праву для действительности брака требовалось лишь взаимное со­гласие на него. По форме это согласие могло быть устным, письменным (в виде договора) или выражено совершившимся делом — переходом не­весты в дом жениха. Браку предшествовал «сговор», или обручение. На нем родные или опекуны жениха и невесты договаривались о материаль­ном обеспечении семьи, уточняли размер приданого, которое невеста при­носила в дом жениха.

Свое отношение к заключению браков по римскому праву Церковь приводила в соответствие с новозаветным учением о Браке. Церковь ус­матривала в браке не только основание семьи и ячейку общества, но и образ союза Христа и Церкви. Христиане с их более глубоким и духов­ным представлением о браке считали, что вступление в брак должно быть не по страсти, а с мыслью о Боге, о Его нравственном законе и во славу Его. Поэтому, вступая в брак по гражданским законам, они предвари­тельно испрашивали на него благословение своего епископа. И о намере­нии вступить в брак объявлялось в Церкви до заключения гражданского договора. Святой Игнатий Богоносец в Послании к Поликарпу Смирнскому пишет: «А те, которые женятся и выходят замуж, должны всту­пать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господе, а не по по­хоти».219 Браки, не объявленные в церковной общине, по свидетельству Тертуллиана (ск. 160—после 220), приравнивались к блуду. Тертуллиан писал, что истинный брак совершался перед лицом Церкви, освящался молитвой и скреплялся Евхаристией.220

Таким образом, христиане вступали в брак и через церковное бла­гословение, и через принятый в римском государстве договор.

Когда предположенный и возвещенный Церкви брак получал ее одобрение, то привод невесты в дом жениха мог быть совершен без осо­бого благословения. Но нравственный дух христиан требовал и здесь ос­вящающего участия Церкви. В африканской Церкви, по описанию Тер­туллиана, совершение брака происходило в общем богослужебном собра­нии с приношением бескровной Жертвы и торжественным благословением новобрачных. Но более распространенным был обычай приглашать свя­щеннослужителя на дом для благословения жениха и невесты и соедине­ния их рук в знак заключенного между ними супружеского союза.

Церковное благословение христианского брака иерархия уже тогда признавала безусловно необходимым для сообщения супругам освящаю­щей и укрепляющей благодати Христовой. Так, святитель Иоанн Златоуст в одной из бесед говорит: «Нужно... самым началом брака укреплять в девице чувство стыда, призывать священников и их молитвами и благо­словением утверждать брачное согласие, дабы и любовь жениха постоян­но возрастала и целомудренность невесты возвышалась. В таком случае... супруги приятно будут проводить жизнь, охраняемые в своем союзе си­лой Божией».

В дальнейшем Церковь настаивала на необходимости освящать браки своим благословением, но она признавала и действительность таких браков между христианами, которые были заключены без ее благослове­ния в гражданском порядке.

Около 895 года император Лев Мудрый (886—912) 89-й новел­лой предписал заключать брак не иначе как с церковного благословения. Но закон этот не распространялся на рабов, он касался только свободных лиц. В 1095 году император Алексей Комнин распространил обязанность церковного благословения браков и на рабов.

В XII веке значение брака как Таинства становится уже в прямую зависимость от церковных священнодействий браковенчания. Такое свя­щеннодействие, которое священник совершает, а врачующиеся приемлют, признается Таинством Брака. Об этом говорит канонист XII века — Федор Вальсамон.

Император Андроник Палеолог (1282—1328) и Константинополь­ский патриарх Афанасий (1303—1309) окончательно запретили за­ключение брака без ведома и благословения приходского священника. Само совершение христианского брака перешло в исключительное ведение Церкви.

В XIV веке святой Симеон Солунский вполне определенно выска­зывает каноническое положение о браке: «Брак составляется не словес­ным соглашением, а священным молитвословием». Отсюда следовало: кто начал супружеское сожитие без благословения Церкви, тот состоит не в браке, а в любодейной связи.

Таким образом, христианский брак есть Таинство, для совершения которого необходимы два фактора: воля самих брачующихся лиц, которая дает реальное бытие браку с необходимым сакраментальным характером, отображающим всегда присущую христианам благодать Крещения, и воля Церкви, которая своим благословением утверждает брак и сообщает ему живую и действенную благодать Божию.221

Церковь издавна участвовала и в самом обручении, придавая обручению нравственно-обязательную силу. До тех пор, пока венчание не стало обязательным для всех христиан, церковное обручение, за которым следовало реальное начало брачных отношений, рассматривалось как дей­ствительное заключение брака.

Установления Православной Церкви и законы византийских импер­аторов о совершении обручения и брака перешли на Русь после ее Кре­щения. Но здесь они не сразу привились в народной жизни. Из кано­нических ответов митрополита Киевскою Иоанна II (1080—1089) видно, что народ, считая венчание принадлежностью браков князей и бояр, дер­жался при вступлении в брак языческих обычаев умыкания и купли не­вест.

 

 

Основные элементы чинопоследования таинства Брака.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.