Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






I. Психолого-педагогические основы реформирования университетского образования в Монголии






 

Одна из причин кризиса традиционной образовательной системы состоит в глубоко укоренившейся в сознании педагогов и студентов субъектно-объектной парадигме обучения, родоначальником которой был немецкий педагог И.Ф. Гербарт (1776-1841). С точки зрения этой концепции образования с её четырьмя формальными этапами процесса познания - ясность, ассоциация, систематизирование и метод - преподаватель всегда учит, он является источником знаний и ведущим звеном системы педагогического процесса. Студент же всегда учится, очень редко самостоятельно, чаще под руководством преподавателя. Преподаватель всегда является субъектом учебно-воспитательного процесса: именно он определяет цели и задачи обучения, его содержание, использует те или иные

tt9_999_671.7,

принципы, методы, средства и формы обучения. Студент выступает как объект учебно-воспитательного процесса, Его роль чаще всего пассивна и сводится к пониманию, запоминанию и своевременному использованию заученной информации. В результате такого подхода либо воспитывается конформизм (вынужденное сознательное или подсознательное согласие с социально-культурными нормами, доставшимися в наследство от предыдущих поколений), либо прививаются навыки антисоциального поведения. Студент, имеющий свою собственную точку зрения, отличающуюся от общепринятой, отторгается, не принимается такой системой обучения.

По мнению инициатора реформирования педагогического процесса МГУНТ проф. Д. Бадарча, субъект-объектная концепция обучения является культурно-социальной основой тоталитаризма.

Противоположную точку зрения в педагогике обосновал американский педагог Д. Дьюи (1859-1952), Согласно подходу Д. Дьюи к процессу образования, студент сам решает, чему и как ему следует учиться. Развитие студента в этом случае является основным мерилом процесса обучения и (с. 9) воспитания. Преподаватель лишь внимательно наблюлает за студетами и направляет их активность в ту или иную строну. Преподаватель и студент становятся равноправными субъектами образовательного процесса. Такая концепции обучении получила название субъект-субъектной.

Для традиционной субъект-объектной концепции обучения характерны следующие особенности:

 

-разрыв между знаниями, умениями и навыками учащихся и быстро меняющимися требованиями реальной жизни. На практике образование в основном направлено в прошлое, а не в будущее;

-закономерное отставание темпов преобразования социальной надстройки от темпов развитии экономического базиса;

-психологическая устойчивость (инерционность) стереотипов императивной педагогики.

Для того чтобы цели образования соответствовали социальному заказу, необходимо перейти от утилитарно-прагматическою подхода в обучении к обучению и воспитанию творческой личности, способной к полноценной социальной и профессиональной адаптации, самоопределению и самореализации. Дли решения этой задачи требуется осуществить переход от привычной и удобной для педагога субъект-объектной парадигмы процесса обучения и воспитания к новой субъект-субьектной парадигме образования. Чтобы изменить глубоко укоренившуюся в сознании педагогической общественности императивную парадигму обучения и воспитания необходимо создать условия, при которых станет возможным переход обучающегося с пассивной позиции объекта педагогического (с. 10) руководства на активную позицию субъекта самоуправления.

 

tt9_999_671.8,

В рамках разработки педагогической основы реформы образовательного процесса университетского образования Монголии было сделано, а впоследствии и практически подтверждено предположение о том, что необходимым элементом субъект-субъектной концепции образования является стимулирующая балльная система оценки учебной деятельности в сочетании с прогрессивными принципами педагогического менеджмента.

В качестве основных принципов педагогического менеджмента были выделены следующие:

 

-точно поставленные идеалы и цели образования;

-педагогическое проектирование учебно-воспитательного процесса;

-компетентная консультация;

-нормализация условий труда;

-нормирование;

-быстрый, надежный (объективный), полный, точный и постоянный учет;

-дисциплина;

-справедливое отношение к студентам;

-вознаграждение (в баллах и/или с использованием моральных средств подкрепления мотивации к учению) за высокую производительность и своевременность выполнения заданий;

-наличие у преподавателей и студентов известных им чётко отработанных стандартных инструкций, строгое их соблюдение, что способствует повышению качества обслуживания студентов преподавателями, объективности взаимного контроля преподавателей и студентов, предсказуемости оценок, получаемых студентом.

В процессе перестройки организации учебного процесса МГУНТ активно использовались факторы, позволяющие реализовать внутренние резервы педагогической системы (с. 11):

 

1. Мотивация и стимулирование. На основе предложенной проф. Бадарчем авторской концепции основные идеи мотивации и стимулирования в учебном процессе были реализованы в виде балльной системы оценки знаний. Этот метод заключается в том, что успешность изучения отдельных дисциплин оценивается суммой набранных баллов (из 100 возможных), а успеваемость студента в целом - по " Общему среднему показателю" (ОСП). Система балльной оценки является основным инструментом оценивания работы студента в процессе изучения дисциплины и уровня её освоения на выходе; ОСП - инструментом интегрированного оценивания студентов по всем изученным дисциплинам на отдельных этапах обучения. (1, 2, 3-й семестр и т.д.) и в финале. Как показала практика, данный метод обеспечивает объективность оценки знаний, не допуская возможности возникновения домыслов и субъективных суждений, неизбежно возникавших ранее в период экзаменационной сессии. Отличительной особенностью реализованного подхода является то, что студенты сами выбирают, каким из перечисленных

tt9_999_671.9,

в рейтинговом регламенте способов набирать баллы, и сами могут определять для себя достаточное с их точки зрения количество баллов по всем видам занятий, а следовательно, и соответствующую рейтинговую отметку. Это позволяет им рационально распределить силы и время с тем, чтобы в итоге оставаться в той категории студентов, к которой они себя относят (отличники, хорошо успевающие и т.д.), и при этом уделять максимальное внимание только тем предметам, которые, с их точки зрения, наиболее важны для будущей профессиональной деятельности.

2. Развивающий подход. С целью перехода от парадигмы субъект-объектного воздействия к парадигме субъект-субъектного взаимодействия необходимо шире внедрять в учебный процесс элементы методологии развивающего обучения, так как применения одной лишь балльной системы оценки учебной деятельности недостаточно для достижения главной (с. 12) цели – всестороннего развития личности, для которой творчество является стилем деятельности.

3. Фактор системности. В рамках рассматриваемой концепции управления педагогической системой для достижения её целей необходим системный подход, придающий новой педагогической системе качество целостности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.