Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Закон и юридические вузы






 

1. Состояние проблемы. В последние годы (конец XX - начало XXI вв.) все больше внимания уделяется нормативно-правовому регулированию профессионального образования, включая юридическое. Это относится к доступу в учебные заведения, использованию результатов единого государственного экзамена, процедуре сдачи экзаменов и принятию решений о зачислении, условиям обучения, включая материальную базу, образовательным стандартам, обязанностям обучающих и обучаемых, оплате за обучение и материальному обеспечению обучаемых, ответственности студентов и учебных заведений. Указанные проблемы на нормативно-правовом уровне решаются в рамках образовательной системы и на местах - усилиями отдельных вузов. При всех сложностях сейчас можно утверждать, что во всяком случае права студентов на получение образования, соответствующего государственным стандартам, защищены достаточно жестко.

2. Виды нормативных актов, в которых содержатся предписания о юридических вузах и юридической подготовке. Их число достаточно велико.

Конституция РФ. Она является законом прямого действия, т.е. непосредственно на нее можно ссылаться, выясняя и отстаивая свои права, решая различные проблемы, требующие обращения к закону. Статья 43 Конституции РФ предусматривает, в частности, в п. 3: " Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии", а в п. 5: " Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования".

Эти предписания порождают право граждан России, имеющих соответствующее образование, претендовать на допуск в государственные и муниципальные вузы, по результатам которого обеспечивается получение бесплатного образования. Соответственно упомянутые вузы обязаны обеспечить распространение информации об объявлении конкурса, его условиях, времени и месте сдачи вступительных экзаменов. Государственные и муниципальные вузы, финансируемые налогоплательщиками, обязаны предоставить равенство шансов в процессе проведения конкурсов и соблюсти определенную прозрачность своей деятельности, связанной с проведением конкурса и принятием решений о зачислении или незачислении в вуз.

Конституционные предписания также устанавливают единство высшего образования в России, поскольку оно определяется федеральными государственными образовательными стандартами, должно соответствовать этим стандартам. Обучающийся в вузе вправе претендовать на соответствующий уровень образования, в частности на то, чтобы вуз обеспечил преподавание всех дисциплин, предусмотренных стандартами, а в рамках дисциплин изложение материала, предусмотренного стандартами.

Закон РФ " Об образовании" (в ред. от 13 января 1996 г.)*(220). Здесь развиваются и конкретизируются положения Конституции РФ применительно к высшему юридическому образованию, в частности регламентируются обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование; создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации; определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области. Этот Закон распространяется на государственные, муниципальные и частные вузы, независимо от того, ведут ли они платное или бесплатное обучение. Иные законы о высшем образовании должны приниматься в соответствии со ст. 3 Конституции РФ.

Федеральный закон от 12 августа 1996 г. N 125-ФЗ " О высшем и послевузовском профессиональном образовании" *(221). Он осуществляет правовое регулирование отношений в области высшего и послевузовского образования, устанавливая, что государственная политика в этой области основывается на принципах, определенных Законом РФ " Об образовании" и на принципах, им регламентируемых. В этом Законе устанавливается крайне важное положение о содержании автономии высшего учебного заведения и об академических свободах, регулируется система высшего и послевузовского профессионального образования, в частности государственные стандарты и программы, ступени, сроки и формы получения высшего образования, документы о высшем образовании, положение вуза, его структура, а также решаются многие другие вопросы.

Конкретно ряд положений двух этих Законов будет рассмотрен особо.

Нормативные акты федеральных государственных органов по вопросам управления образованием и контроля за ним. Например, Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования был утвержден постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. в соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 10 августа 1993 г.; постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 26 июня 1993 г. также утверждено Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации.

На этой основе был принят Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, устанавливающий требования к минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по юриспруденции (второй уровень высшего профессионального образования), которые действовали в качестве временных требований до введения стандарта с 1 сентября 1997 г. и были утверждены Госкомвузом России 30 декабря 1993 г. Ранее действовал Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования " Государственные требования к минимуму содержания и уровня подготовки специалиста по специальности 021100 " Юриспруденция", утвержденный 14 марта 2000 г. и введенный в Российской Федерации в действие с этого же момента. Ныне он утратил силу в связи с принятием Правил разработки, утверждения и введения в действие государственных образовательных стандартов начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования постановлением Правительства РФ от 21 января 2005 г. N 36*(222).

Все нормативные акты органов исполнительной власти должны соответствовать Конституции РФ, Закону РФ " Об образовании" и иным законам, регулирующим отношения в области образования, поскольку законы обладают высшей юридической силой.

Законы и нормативные акты субъектов Федерации. Они не должны противоречить федеральным законам в области образования и не могут ограничивать права физических и юридических лиц по сравнению с законодательством Российской Федерации в области образования, включая высшее.

Это значит, что, например, Москва может принимать только такие нормативные акты, которые не ущемляют законные права и интересы граждан Российской Федерации, не зарегистрированных в Москве по постоянному месту жительства.

Особое значение для поступающих на юридические факультеты, в иные вузы, дающие высшее юридическое образование, имеют требования к юристам, претендующим на должности судей, прокуроров, адвокатов, нотариусов и некоторые другие. Как известно, Федеральный закон " О прокуратуре Российской Федерации", Закон РФ " О статусе судей" и ряд других не только устанавливают необходимость получения высшего юридического образования для занятия соответствующих должностей, но считают высшим юридическим образованием пятилетнее обучение в вузах с получением традиционного государственного диплома.

3. Практическое использование правовых нормативных актов о высшем юридическом образовании. Законы и иные нормативные правовые акты, относящиеся к высшему юридическому образованию, являются реально действующими и способны обеспечить широко понимаемые права абитуриента, студента, преподавателя, защитить интересы государства.

Реализация содержащихся в них правовых предписаний требует:

а) уяснения содержания массива нормативных-правовых актов;

б) установления того, как регламентируется то или иное право, которое основательно или неосновательно считается нарушенным;

в) обращения к компетентному должностному лицу или органу для решения соответствующего вопроса.

Массив нормативных правовых актов, относящихся к профессиональному юридическому образованию, очень велик. Поэтому дадим перечень вопросов, на которые можно и нужно искать разъяснения.

Содержащиеся в актах предписания - это:

- правовое положение вузов, их права и обязанности перед государством в лице управленческих и контролирующих органов, перед лицами, желающими получить высшее профессиональное образование, т.е. перед абитуриентами и их законными представителями;

- порядок, правила и условия поступления в вузы и получения соответствующего образования;

- порядок осуществления управления системой образования;

- гарантии реализации права граждан на доступ к высшему профессиональному образованию;

- экономические отношения между обучающимся и вузом;

- ответственность вузов за качество и результаты образования и т.д.

Во всяком случае можно посоветовать прежде всего особо тщательно уяснить свои права и обязанности по отношению к вузу, равно как и права и обязанности вуза по отношению к поступающему лицу и студенту. Многие права поступающего и студента могут быть защищены, при этом не только в административном порядке или путем переговоров с работниками вузов, но и в суде, если речь идет о незаконных действиях должностных лиц, ущемляющих права граждан, либо об имущественных отношениях между вузом и физическими лицами. Практика рассмотрения судами дел такого рода уже имеется. Права и обязанности можно конкретизировать применительно к поступлению в вуз, процессу получения образования, получению диплома и права на работу на должностях, требующих высшего образования.

4. Правовые отношения при поступлении в вуз. В процессе поступления в вуз между вузом и абитуриентом устанавливаются правовые отношения, порождающие права и обязанности, определенные законом. Эти отношения различаются в зависимости от правового положения вуза, т.е. от того, является ли он государственным или негосударственным, от платности или бесплатности образования и некоторых других особенностей. Но во всяком случае в правоотношениях участвуют: государство (государственные органы), абитуриент (студент), вуз.

5. Общие гарантии при поступлении. В соответствии с п. 3 ст. 43 Конституции РФ п. 1 ч. 2 ст. 5 Закона РФ " Об образовании" предусмотрены " ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости", которые могут быть установлены только законом. По остальным признакам ограничения прав на профессиональное образование не допускаются.

В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона " О высшем и послевузовском профессиональном образовании" условия конкурса (там, где он проводится) должны гарантировать соблюдение прав граждан в области образования и обеспечивать зачисление граждан, наиболее способных и подготовленных.

В настоящее время отсутствует специальный закон о юридическом образовании, хотя его и следовало бы принять. Это значит, что вуз не может сослаться на закон, отказывая в приеме, например, по признаку судимости, поскольку он препятствует далеко не всем видам правовой работы. В последнее время даже вузы системы МВД РФ и другие вузы, ранее устанавливавшие ограничения для женщин, сняли их.

Сам абитуриент, строя расчеты на будущее, должен учитывать ограничения по признакам здоровья, наличия судимости и некоторым другим, которые могут быть установлены законами, регламентирующими требования к личности юриста, претендующего на определенную должность. Такого рода ограничения являются вполне законными.

6. Государственные вузы. Общий порядок поступления в любой вуз. Как правило, - это конкурсные экзамены, по результатам которых государственные вузы, за исключением предусмотренных законом случаев, принимают решение о зачислении абитуриента. Не урегулированная Федеральным законом " О высшем и послевузовском профессиональном образовании" процедура приема граждан в высшие учебные заведения определяется учредителями этих заведений (п. 1 ст. 11).

Этим определяются права и обязанности как абитуриента, так и вуза.

Абитуриент имеет право:

а) свободно получать информацию о вузах, осуществляющих профессиональное юридическое образование и объявивших о проведении конкурсного приема, а также об условиях и порядке проведения конкурса, включая порядок сдачи документов и их перечень, количество и виды экзаменов, порядок зачисления. Это право опирается на п. 2 ст. 50 Закона РФ " Об образовании", который гласит: " Совершеннолетние граждане Российской Федерации имеют право на выбор образовательного учреждения и формы получения образования". Несомненно, что отказ от предоставления финансируемым из бюджета вузом соответствующей информации ущемляет право абитуриента на выбор и должен порождать ответственность;

б) иметь доступ к участию в конкурсе; при этом граждане РФ на территории Российской Федерации имеют право получить высшее профессиональное образование бесплатно, иностранцы и лица без гражданства - на платной основе;

в) в установленных законом случаях иметь льготы (на зачисление без экзаменов, вне конкурса и на преимущественное зачисление среди лиц, получивших конкурсный проходной балл). Право на зачисление без экзаменов имеют граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного срока пребывания на военной службе, по состоянию здоровья, по сокращению штатов, если они имеют незаконченное или законченное высшее образование (ст. 19 Закона РФ " О статусе военнослужащих").

Право на зачисление вне конкурса на все формы обучения имеют: военнослужащие, уволенные в запас и имеющие свидетельство о праве на льготы; дети - круглые сироты; инвалиды I, II групп, если по заключению ВТЭК им не противопоказано обучение в вузе; лица, пострадавшие от катастрофы на Чернобыльской АЭС, при предъявлении специального удостоверения; лица, уволенные с военной службы, поступающие по рекомендации командиров (начальников) воинских частей при условии получения положительных оценок на вступительных экзаменах.

Преимущественным правом на зачисление среди лиц, получивших проходной балл, пользуются и иные граждане, уволенные с военной службы.

7. Обязанности вуза. Вуз, осуществляющий прием, обязан сообщить о себе необходимые сведения и предоставить всем желающим возможность получить их. Эта информация должна содержать:

а) сведения о вузе, включая правовое положение и основные направления его деятельности, указания на принадлежность к государственным высшим учебным заведениям, осуществляющим формы подготовки юристов (очная, вечерняя, заочная, экстернат, первое высшее образование, второе высшее образование, переподготовка и пр.);

б) сведения о содержании и порядке профессиональной подготовки;

в) сроки подготовки, вид вручаемого диплома.

Вуз обязан определить и объявить порядок и условия сдачи вступительных экзаменов, установив гарантии их объективности, сроки приема заявлений, порядок зачисления, определить права и обязанности приемной комиссии, порядок обжалования принимаемых решений. Вуз устанавливает перечень вступительных экзаменов, определяет особые условия приема, связанные с возможностью сдавать лишь один экзамен либо ограниченное количество экзаменов.

Поэтому абитуриент, принимая решение о поступлении, должен изучить конкретные условия приема в каждый вуз.

Таким образом, в целом вуз обязан:

- сообщить необходимую информацию для принятия решения о поступлении;

- обеспечить равенство всех участников конкурса, за исключением случаев, прямо предусмотренных либо разрешенных законом;

- создать надлежащие условия проведения конкурса, обеспечивающие выявление знаний в пределах, предусмотренных законом, и объективность при оценке результатов экзамена;

- установить законные процедуры зачисления студентов и обжалования принимаемых решений.

Работая на средства налогоплательщика и являясь учреждениями, финансируемыми для реализации конституционных прав граждан на получение высшего профессионального образования, вузы несут ответственность за невыполнение возложенных на них обязанностей. Их действия могут быть обжалованы как в порядке подчиненности, т.е. в органы, осуществляющие контроль за деятельностью вуза, так и в суд, если имеют место незаконные решения и действия должностных лиц.

8. Негосударственные вузы. Здесь, как и в государственных вузах, существует определенный порядок поступления, при котором возникают взаимные права и обязанности вуза и поступающего лица. Вместе с тем многие отношения строятся иначе.

Негосударственные вузы вправе вести профессиональную подготовку в основном на платной основе, определять условия оплаты в зависимости от качества и содержания подготовки и связанных с этим расходов. Эти вузы могут определять условия поступления, отказываясь от конкурсных экзаменов и ограничиваясь собеседованием.

Они обязаны:

а) предоставить информацию о своей организационно-правовой форме, учредителях, наличии лицензии либо аккредитации, если успели ее получить, а также о формах профессиональной подготовки, учебном плане, что предполагает предоставление сведений о перечне дисциплин, изучаемых в данном вузе;

б) указать срок обучения по различным программам и сообщить, какие дипломы (государственного образца или нет, на каком основании) могут быть выданы студентам, успешно завершившим обучение;

в) сообщить данные о преподавательском составе учебного заведения, его квалификации;

г) объявить условия и порядок сдачи вступительных экзаменов и зачисления в вуз;

д) обеспечить соответствие порядка и правил зачисления действующему законодательству, реализовать льготы по зачислению, а затем и по оплате обучения, если они установлены законом и в качестве дополнительных объявлены вузом.

Кроме того, вузы, осуществляющие платное образование, должны заключить с поступившим на обучение студентом договор, в котором в соответствии с гражданским законодательством предусматриваются права и обязанности вуза и студента.

В статье 779 ГК РФ дается определение возмездного оказания услуг и устанавливается, что правила гл. 39 " Возмездное оказание услуг" применяются, в частности, к договорам оказания услуг по обучению. Из этого вытекает ответственность сторон (как вуза, так и студента) по договору о получении высшего профессионального образования.

9. Правовое положение вузов. Эта проблема возникла также в связи с появлением новых негосударственных вузов. Поступающий в вуз студент, организация, которая направляет его учиться или оплачивает его учебу, должны знать, с каким учебным заведением они имеют дело в каждом конкретном случае.

К сожалению, возможны случаи обмана, когда группа людей, создав некоторые организационно-технические условия, но не имея лицензии, не собрав коллектив квалифицированных преподавателей, объявляет себя вузом и начинает неправомерно вести обучение людей, заплативших за это деньги, но фактически не ставших студентами.

Закон РФ " Об образовании" в п. 3 ст. 12 устанавливает, что образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными и негосударственными (частными), учрежденными общественными и религиозными объединениями. Данное положение полностью распространяется на учреждения, дающие высшее профессиональное образование и послевузовское профессиональное образование.

Это означает, что негосударственные вузы признаны законом, подчиняются ему и их существование и деятельность не могут быть объявлены незаконными, за исключением случаев, когда они не получили лицензии на преподавание или она у них отобрана. Более того, все они при аккредитации по ст. 12 Закона РФ " Об образовании" юридически приобретают государственный статус. Это как будто бы противоречивое утверждение " негосударственный вуз с государственным статусом" в сущности верно и означает, что все вузы в своей деятельности подчинены единым правилам, выдают документы государственного образца (после аккредитации), находятся под контролем государства и оно обязуется признавать результат их деятельности.

Именно поэтому в Законе РФ " Об образовании" прямо указывается, что он распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации, независимо от их организационно-правовой формы и подчиненности. Это значит, что все вузы страны составляют единую систему и живут по одним и тем же законам, с различиями, вытекающими из специфики вуза.

10. Правовое положение государственных и муниципальных вузов. О нем есть смысл спрашивать, когда абитуриент имеет дело с непрофильными вузами, недавно начавшими подготовку юристов с высшим образованием. Здесь негосударственный вуз с платным обучением может находиться как бы " под крышей" государственного вуза.

По п. 5 ст. 12 Закона РФ " Об образовании" деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями о них, утверждаемыми Правительством РФ и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений. Именно в уставе образовательного учреждения содержится важнейшая информация о вузе. При этом важно обратить внимание на характер и правовые последствия военной подготовки, которая проводится в гражданских общеобразовательных учреждениях.

Традиционные юридические гражданские вузы. К ним относятся: университеты, имевшие правовой статус университета до начала реформ в системе высшего образования и действительно объединяющие традиционные гуманитарные и естественнонаучные факультеты (юридический, исторический, филологический, механико-математический, биологический и пр.); специализированные гражданские учебные заведения, созданные для подготовки юристов (ранее они именовались юридическими институтами, ныне многие из них называются академиями); юридические факультеты учебных заведений широкого гуманитарного профиля.

Традиционные ведомственные вузы. Это юридические академии и институты МВД РФ, учебные заведения ФСБ России, Министерства обороны РФ, в которых можно получить высшее юридическое образование. Их правовое положение определяется Законом РФ " Об образовании" и соответствующими нормативными актами министерств и ведомств, которым они подчинены.

11. Правовое положение негосударственных вузов. В сущности, они могут, действуя законно, иметь два вида правового статуса: только лицензию и аккредитацию. Основное различие между этими статусами состоит в том, что именно с момента получения аккредитации они могут выдавать дипломы о высшем образовании государственного образца (ст. 27 Закона РФ " Об образовании", п. 5 ст. 10 Федерального закона " О высшем и послевузовском профессиональном образовании").

12. Управление негосударственным вузом. По статье 36 Закона РФ " Об образовании" руководство негосударственным образовательным учреждением осуществляет непосредственно его учредитель или по его поручению попечительский совет. Закон указывает, что правомочия попечительского совета, схема внутреннего управления, процедура назначения или выбора руководства определяются учредителем по согласованию с педагогическим коллективом и фиксируются в уставе. Жалобы и различные проблемы, возникающие в связи с поступлением и обучением, в первую очередь должны решаться в самом вузе.

Приведенные положения законодательства соблюдаются почти всеми негосударственными высшими образовательными учреждениями, ведущими подготовку юристов. Это означает:

- образовательное заведение, объявляющее о приеме студентов-юристов, имеет (должно иметь) лицензию;

- диплом государственного образца может давать только вуз, имеющий аккредитацию;

- образование юристов ведется (должно вестись) по единым государственным стандартам высшего юридического образования, т.е. расписание занятий в каждом вузе охватывает (должно охватывать) примерно одинаковый набор дисциплин и во всяком случае все важнейшие дисциплины;

- читают лекции и проводят групповые занятия опытные профессора, доценты, доктора и кандидаты юридических и других наук либо способные преподаватели, обладающие необходимой квалификацией;

- студент получает необходимые места в аудитории, по мере возможности обеспечивается библиотекой, учебной техникой и пр.

При всех этих требованиях негосударственные учебные заведения различаются направленностью на определенную специализацию, реальными возможностями, уровнем учебного процесса, вниманием к студентам. Различна и их организация.

Можно выделить группу вновь образованных высших учебных заведений, которые предлагают подготовку юристов в сфере экономики, бизнеса, юристов-международников и пр.

Однако абитуриенту следует выяснить, чем подтверждено такое предложение. Здесь возможны дополнительные экономические курсы, усиленное изучение иностранного языка, проведение стажировок в различных бизнес-структурах, чтение лекций видными специалистами в области объявленной специализации и иные особенности. Если же этого нет, данное предложение серьезным считать нельзя.

 

Содержание юридического образования

 

1. Нормативно-правовое регулирование содержания обучения. Законодательство РФ определяет содержание, виды и формы высшего юридического образования, устанавливает общие и специальные требования к содержанию образования, к его качеству, осуществляет через систему органов, управляющих образованием, контроль за содержанием и качеством образования во всех вузах страны.

Каждый абитуриент и студент должен знать, какую форму обучения он вправе избрать, как должен вуз организовать обучение и на какие знания он вправе претендовать.

2. Образовательные уровни. Они установлены Законом РФ " Об образовании". Применительно к получению профессии юриста эти уровни таковы: среднее профессиональное образование (ст. 23); высшее профессиональное образование (ст. 24); после вузовское образование, которое может быть получено в аспирантуре, ординатуре и адъюнктуре, создаваемых в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях (ст. 25).

При этом высшее образование может быть первичным и повторным. Граждане имеют право на бесплатное первичное, но не повторное высшее профессиональное образование.

Традиционные юридические вузы объявляют о подготовке специалистов с квалификацией " юрист" по специальности " юриспруденция", не выделяя уровней бакалавра и магистра. Надо полагать, что на практике и с точки зрения требований, предъявляемых в суде, прокуратуре, адвокатуре, нотариате, банках и других учреждениях, высшим юридическим образованием является получение квалификации " юрист" после завершения полной (не разделенной на бакалавриат и магистратуру) образовательной подготовки со сдачей государственных экзаменов и получением государственного диплома.

При этом получение второго высшего профессионального образования имеет некоторые особенности по срокам и содержанию, которые также без разделения на бакалавра и магистра устанавливаются вузами в соответствии с законодательством РФ.

3. Формы получения образования. Статья 10 Закона РФ " Об образовании", ст. 6 и 8 Федерального закона " О высшем и после вузовском профессиональном образовании" предусматривают следующие формы получения образования: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная. Допускается экстернат. Однако здесь же указано, что перечни профессий и специальностей, получение которых не допускается в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната, устанавливаются Правительством РФ (в пределах его компетенции). Это значит, что для получения высшего юридического образования допустимы все формы, если они прямо не запрещены Правительством РФ.

На практике широко распространены очная, очно-заочная (вечерняя) и заочная формы. Практикуется получение высшего профессионального образования в форме экстерната, но обычно это ограничено особыми условиями (наличие первого высшего образования, предварительное обучение и пр.).

4. Направления высшего юридического образования. Они должны соответствовать общим требованиям и содержанию образования, установленным ст. 14, 15 Закона РФ " Об образовании". На практике выделяются несколько направлений юридической подготовки в вузах:

а) общая подготовка юристов широкого профиля, которую можно условно назвать университетско-академической;

б) подготовка юристов широкого профиля, сориентированных на специфические области профессиональной деятельности, в частности сферу международных отношений, экономику, управление;

в) ведомственная подготовка юристов, также предполагающая получение солидного юридического образования, но сориентированного на работу в органах внутренних дел, других правоохранительных системах.

Во всем мире, и в России также, постоянно ведутся споры о том, какой путь подготовки юристов является более предпочтительным. Эта проблема нерешаема, ибо по существу каждое направление имеет свои достоинства и недостатки.

Юристы широкого профиля в начале обладают недостаточными практическими навыками, тратят определенное время на адаптацию к условиям работы, но вполне способны работать творчески, предлагать нестандартные решения, весьма полезные для обеспечения эффективности деятельности юриста, могут достаточно легко менять область профессионального труда.

Юристы, получившие подготовку для работы в определенной сфере, глубже знают ее, лучше владеют иностранными языками, добиваются больших успехов, но труднее адаптируются к новым задачам. Иногда их ожидания оказываются завышенными из-за сложной ситуации на рынке труда в избранной ими области.

Юристы, получившие образование в ведомственном вузе, как правило, хорошо подготовлены к работе в этом ведомстве, имеют разнообразные навыки практического характера, включая обращение с оружием, навыки самообороны. Им дают неплохую физическую закалку, готовят к преодолению трудностей. В то же время они могут хуже ориентироваться в иных сферах работы, не столь хорошо подготовлены к смене характера труда.

Справедливость этих оценок различных направлений профессиональной подготовки юриста зависит от самого студента (курсанта, слушателя).

В целом все юридические вузы осуществляют подготовку: по основным дисциплинам, т.е. основному курсу, содержание которого должен усвоить любой человек, претендующий на диплом юриста; по дисциплинам специализации, которые включают в себя спецкурсы, спецсеминары, иные способы преподавания, на основе которых происходит углубление и дополнение знаний, входящих в основной курс (наиболее распространены специализации по гражданско-правовому, уголовно-правовому и государственно-правовому циклам, иногда по предпринимательско-правовому, международно-правовому и др.); по фундаментальным дисциплинам, в частности философии, психологии, социологии, экономике и др., владение которыми необходимо каждому юристу.

В специализированную профессиональную подготовку юристов включаются дополнительные дисциплины, отражающие специфику будущей сферы деятельности, например цикл дисциплин, в которых изучается административная и оперативно-розыскная деятельность милиции, психология работы с отдельными группами населения (например, с лицами, отбывающими уголовное наказание, и пр.), либо дисциплины, посвященные экономике зарубежных государств, зарубежному праву и др.

Таким образом, повторяем еще раз: каждый соответствующий государственным требованиям юридический вуз в принципе дает подготовку, необходимую юристу и достаточную для того, чтобы он после получения государственного диплома мог работать в суде, прокуратуре, органах внутренних дел, различных следственных аппаратах, нотариате, адвокатуре, правовых фирмах, юридических отделах предприятий и учреждений, в органах государственного аппарата и во всех структурах, где используются профессиональные юридические знания.

Различия между направлениями профессионального юридического образования фиксируются главным образом по таким результатам подготовки:

а) больше теоретической глубины и эрудиции - больше практических навыков (идеал состоит в сочетании этих качеств, но достижим он не всегда);

б) равная подготовка к различным видам работы и соответственно к работе на различных должностях - углубленная подготовка к какой-либо одной работе (юрист на фирме, следователь и пр.);

в) ориентация на деятельность юриста в государственных органах - ориентация на деятельность в негосударственных органах, коммерческих или некоммерческих;

г) увлечение общетеоретическими гуманитарными дисциплинами - интерес к отраслевым юридическим дисциплинам, преимущественно чисто практической направленности;

д) ориентация на научную либо преподавательскую деятельность в сфере права - ориентация на практическую работу.

Разумеется, преподаватели юридического вуза стремятся обеспечить наиболее оптимальное сочетание приведенных противоречивых целей. Но никогда нельзя достичь положения, при котором все цели образования будут достигнуты в одинаковой степени.

Отсюда противоречие между студентами, преподавателями и практиками. Студенты считают обычно, что они перегружены ненужной информацией; преподаватели полагают, что студенты усваивают мало совершенно необходимой теоретической информации; практики (часто вместе со студентами) жалуются на отрыв юридического образования от практических потребностей и на неподготовленность к практической работе.

Это вечные проблемы. Они обсуждаются едва ли не в каждой стране, где есть высшее юридическое образование или то, что считается высшим юридическим образованием в России.

5. Сведения о перечне дисциплин, изучаемых в вузе. Этот перечень определяется государственным образовательным стандартом, а учебный план представляет собой перечень дисциплин, изучаемых в юридическом вузе, содержит в себе виды занятий и количество часов. Учебные планы основываются на государственных общеобразовательных программах (ст. 9 Закона РФ " Об образовании") и стандартах (ст. 7), которые, собственно говоря, и устанавливают содержание программ.

Но именно учебные планы определяют содержание подготовки юристов. Дело в том, что государственный общеобразовательный стандарт устанавливает обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы по направлению " юриспруденция", а для этого вводит распределение изучаемых дисциплин по нескольким циклам: общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин; общепрофессиональных обязательных дисциплин; специальных дисциплин, устанавливаемых вузом по выбору студента; специальных дисциплин, устанавливаемых вузом, а также дополнительные виды подготовки (военное дело и т.п.); факультативные, т.е. необязательные дисциплины.

Государственный общеобразовательный стандарт дает перечень только первого и второго циклов. Перечень дисциплин остальных циклов определяется юридическим вузом.

В любом юридическом вузе изучаются следующие группы дисциплин:

- теория государства и права, в которой излагаются основные сведения о государстве и праве, необходимые для понимания последующих дисциплин. Из данного фундаментального курса студент узнает, что такое государство с позиций права, что такое государственная власть и государственный аппарат, что такое право, каковы его функции в обществе, каковы его источники, что такое система права и каковы ее структурные элементы и ряд других проблем; дисциплина " теория государства и права" вооружает как вводными сведениями, так и навыками правового подхода к различным социальным явлениям; если медик привыкает видеть здоровых и нездоровых людей, то студент-юрист - влияние права и правовые формы, которые принимает социальная жизнь;

- история государства и права России; история государства и права зарубежных стран; история политических и правовых идей (учений); римское право, которое по существу является и исторической дисциплиной, и введением в гражданское право;

- дисциплины публично-правового цикла. В них ведущими являются конституционное и административное право. С этими основными дисциплинами связаны более специализированные, в частности финансовое, земельное, экологическое право. В рамках этого цикла возможно и преподавание иных дисциплин, например строительного, налогового права и др. Цикл публично-правовых дисциплин является основой профессиональной деятельности юриста в управлении, экономике, в сфере борьбы с преступностью и пр.;

- процессуальные дисциплины, включающие изучение следующих предметов: судоустройство (либо судебная власть) или правоохранительные органы, уголовный, гражданский и арбитражный процессы. Они также конкретизируются и развиваются в таких специализированных дисциплинах, как криминалистика, судебная медицина, судебная психиатрия, судебная бухгалтерия и т.д. Эти дисциплины дают юристу профессиональные знания, необходимые для осуществления самых различных функций при расследовании и разрешении уголовных дел, для участия в гражданском и арбитражном производствах, а также для использования возможностей судебной экспертизы;

- частноправовые и экономико-правовые дисциплины охватывают: гражданское право, предпринимательское или коммерческое (хозяйственное) право, трудовое право, право социального обеспечения, международное частное право. Эти курсы находят продолжение в специальных дисциплинах типа банковского, корпоративного, вексельного, наследственного права и др., которые предлагаются в зависимости от специфики обучения и наличия подготовленных преподавателей. Эта группа дисциплин заслуженно пользуется большой популярностью, поскольку дает знания, необходимые для высокооплачиваемой и интересной профессиональной юридической деятельности. Следует помнить, что применение знаний, полученных при изучении этих дисциплин, немыслимо без усвоения публичного права;

- дисциплины уголовно-правового цикла, которые охватывают: уголовное право, криминологию, уголовно-исполнительное право, а также специальные дисциплины типа уголовной политики, оперативно-розыскной деятельности и др. Дисциплины этого цикла дают знания, которые пока пользуются наибольшим спросом на рынке труда. Стране до сих пор нужно много следователей, работников оперативных служб, прокурорских и других работников, активно применяющих знания уголовно-правового цикла.

Студент должен в итоге знать, что в процессе обучения ему придется освоить группу ведущих дисциплин, т.е. теорию государства и права, конституционное и административное право, гражданское право и гражданский процесс, уголовное право и уголовный процесс, трудовое и хозяйственное право. Это - основа юридического образования. И это должен знать каждый студент. Остальные дисциплины - развитие названных, а оценка их самостоятельности и автономности для процесса юридического образования значения не имеет.

6. О выборе специализации. Эта проблема осложняется перспективой будущего поиска места работы, соответствующего интересам и возможностям юриста. Сейчас во многих вузах, особенно новых, рекламируются различные экзотические специализации. Действительно реальными, т.е. имеющими разработанную научно-методическую основу, все-таки следует считать традиционные специализации: государственно-правовую, международно-правовую, уголовно-правовую, гражданско-правовую. На их основе возможна еще более узкая специализация, например направленная на подготовку специалистов по ценным бумагам, банковскому праву, корпоративному праву, будущих нотариусов, адвокатов и т.п. Широко распространена в вузах системы МВД подготовка следователей, экспертов-криминалистов, оперативных работников. В последнее время особо ведется подготовка профессионалов для борьбы с организованной преступностью. Выбирая специализацию, студенты должны понимать, что чем уже специализация, тем сложнее реализовать ее на рынке труда. Правда, работодатели могут специализацию просто проигнорировать и оценивать подготовку по основным курсам (наряду, разумеется, с личностью юриста).

7. Содержание обучения на юридических факультетах университетов ФРГ. Справка об этом позволит студентам и практикующим юристам сравнить юридическое образование в России и ФРГ, где ему придается весьма серьезное значение.

Сначала об усредненном учебном плане.

В первом семестре изучаются: гражданское право; публичное право (ч. I. Государственное устройство или государственная организация)*(223); основы истории права и конституции; учение о народном хозяйстве (практическая экономика) для юристов.

Второй семестр: гражданское право (продолжение - обязательственное право), публичное право (продолжение - основные права); уголовное право (часть Общая); история государства и права и Конституции Германии (продолжение); конституционное процессуальное право - до 25 часов в неделю.

Третий семестр: гражданское право (внедоговорные обязательства, вещное право); публичное право (общая часть административного права); уголовное право (Особенная часть); введение в правовую информатику; история римского права - до 28 часов в неделю).

Четвертый семестр: гражданское право (отдельные виды договоров, наследственное право); торговое право; гражданский процесс, включая судоустройство; публичное право (особенная часть административного права, полицейское и коммунальное право); уголовный процесс, включая судоустройство (эти дисциплины читаются до 21 часа в неделю).

Пятый семестр: гражданское право (семейное право); принудительное исполнительное производство; публичное право (особенная часть административного права - строительное право). На пятом семестре юристы начинают изучение дисциплин по выбору. К таким дисциплинам относятся: философия права, социология права, общая теория государства (но не права. - А.Ж.), церковное право; корпоративное право и право ценных бумаг; право конкуренции на рынке; налоговое право; социальное право; экологическое право; хозяйственно-административное право; право публичной службы; компьютерное право; криминология; молодежное уголовное право; международное и европейское право. Суммарно по обязательным предметам и по выбору это составляет 15 часов в неделю.

Шестой семестр: корпоративное право; трудовое право; основы международного частного права; углубленный курс гражданского права, а также изучаются дисциплины по выбору. Общий объем нагрузки по обязательным предметам составляет 12 часов в неделю.

Седьмой семестр: углубленные курсы гражданского, публичного, уголовного и смежных областей гражданского права, а также дисциплины по выбору (до 22 часов в неделю по обязательным предметам).

Восьмой семестр: углубленное повторение (репетиториум) гражданского, уголовного и публичного права (до 21 часа в неделю по обязательным предметам).

На этом обучение в стенах университета в ФРГ заканчивается. Студенты сдают первый университетский государственный экзамен (до этого официально экзаменов нет, а есть зачеты и оценки по письменным работам и семинарским занятиям)*(224).

Таким образом, можно сделать некоторые выводы:

- содержание образования юриста в России и ФРГ по кругу дисциплин практически одинаковое; наиболее существенное различие состоит в том, что коренные дисциплины занимают в германских университетах основное место в учебном плане и на них отводится больше всего часов;

- никаких сверхновых специализаций, в отличие от вводимых в ряде новых российских вузов, соответственно, не предлагается;

- преимущественным вниманием те или иные специализации в университетах Германии, например гражданско-правовая, не пользуются;

- будущий юрист в ФРГ обязан знать все традиционные, основные, коренные и наиболее разработанные дисциплины. Разумеется, это не позволяет студенту поверхностно изучать иные дисциплины, например, налоговое или медицинское право.

При этом надо отметить, что полное изучение в университете даже основных дисциплин не предполагается. Например, в уголовном праве не всегда изучается так называемое смежное, т.е. некодифицированное, уголовное законодательство. Им студент должен овладеть на следующем этапе обучения, либо будучи на практической работе. Это значит, что университет жестко определяет тот объем знаний, которые можно усвоить основательно, а студент должен понимать, что процесс обучения не заканчивается с получением диплома.

Более существенны содержательная и методологические характеристики обучения. Студенты юридических факультетов университетов ФРГ обязаны посещать лекции и семинары, должны перерабатывать сравнительно большой объем информации, выполнять пространные письменные работы, к которым предъявляются весьма жесткие требования, сдавать экзамены, оценки по которым в большей части определяются не профессорами Университета, а специалистами Министерства юстиции. Факультет не несет ответственности за результаты обучения. Это дело студента. Он должен сам контролировать себя, правда, такому самоконтролю способствует обилие специальных пособий. В итоге подавляющее большинство студентов-юристов готовится к экзаменам (как к первому, так и второму) с помощью репетиторов.

8. Смысл изучения студентом учебного плана. Достаточно полное представление об учебном плане, его содержании и принятой в вузе последовательности преподавания учебных дисциплин поможет студенту правильно воспринимать цели и содержание каждой дисциплины, ее значение для профессиональной подготовки и возможности ее использования на рынке труда.

Существенно важным для ориентации студентов было бы обязательное чтение вводного курса на подобие такого, который предложен в данном учебном пособии.

В конечном счете это поможет целеустремленно готовить себя к трудной, но привлекательной профессии юриста.

 

Библиография

 

Алекссев А.И., Ястребов В.Б. Профессия - прокурор (Введение в юридическую специальность). М.: Юристъ, 1998.

Айзенберг А.М. Введение в юридическую специальность. М.: ВЮЗИ, 1982.

Анализ коррупциогенности законодательства: Памятка эксперту по первичному анализу коррупциогенности законодательного акта / под ред. В.Н. Южакова. М.: Статут, 2004.

Бернам У., Решетникова И.В., Прошляков А.Д. Судебная адвокатура. СПб.: СПб ун-т, 1996.

Буков В.А. От российского суда присяжных к пролетарскому правосудию: у истоков тоталитаризма. М.: Археографический центр, 1997.

Введение в специальность / под ред. А.П. Коренева. М.: ВШ МВД России, 1992.

Гармаев Ю.П. Незаконная деятельность адвокатов в уголовном судопроизводстве. М.: Экзамен, 2005.

Губаева Т.В. Язык и право. Искусство владения словом в профессиональной юридической деятельности. М.: Норма, 2003.

Доклад комиссии по реформированию доступа к праву и к правосудию. М.: Посольство Франции в России, 2004.

Ермошин Г.Т. Статус судьи Российской Федерации: учебно-практ. пособие. М.: РАП, 2004.

Жалинский А.Э. Социально-правовое мышление: проблемы борьбы с преступностью. М.: Наука, 1989.

Ивакина Н.Н. Культура судебной речи: учеб пособие. М.: Бек, 1995.

Иванов В.Н. Профессия - юрист. Справочник для абитуриентов и студентов учебных заведений юридического профиля. М.: Ось-89, 1998.

Игнатов В.Г., Белолипецкий В.К. Профессиональная культура и профессионализм государственной службы: контекст истории и современности: учеб. пособие. Ростов н/Д: " МарТ", 2000.

Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория: учеб. / под общ. ред. А.А. Аузана. М.: Инфра-М., 2005.

История русской адвокатуры. т. 1. Гессен И.В. Адвокатура, общество и государство (1864-1914) / сост. С.Н. Гаврилов. М.: Юристъ, 1997.

Колганова Н.В. Введение в юридическую специальность. М.: ЗАО " Финстатинформ", 1999.

Карнозова Л.М. Возрожденный суд присяжных. Замысел и проблемы становления. М.: NOTA BENE, 2000.

Карпец И.И. Сыск (записки начальника уголовного розыска). М.: Наука, 1994.

Карташов В.Н. Юридическая деятельность: понятие, структура, ценность. Саратов: Саратовский ун-т, 1989.

Ковлер А.И. Антропология права: учеб. для вузов. М.: Норма, 2002.

Кругликов Л.Л., Спиридонова О.Е. Юридические конструкции и символы в уголовном праве. СПб.: Изд-во Р. Асланова " Юридический центр Пресс", 2005.

Кудрявцев В.Н. Стратегии борьбы с преступностью. 2-е изд. М.: Наука, 2005.

Кудрявцев В., Трусов А. Политическая юстиция в СССР. М.: Наука, 2000.

Кузьминов Я.И., Бендукидзе К.А., Юдкевич М.М. Курс институциональной экономики: институты, сети, трансакционные издержки, контракты: учебник. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2006.

Кузьминов Я.И., Радаев В.В., Яковлев А.А., Ясин Е.Г. Институты: от заимствования к выращиванию. Опыт российских реформ и возможности культивирования институциональных изменений. М.: ГУ-ВШЭ, 2005.

Кучерена А.Г. Адвокатура. М.: Юристъ, 2004.

Ларин А.М. Государственные преступления. Россия. ХIХ век. (Взгляд через столетие). Тула: Автограф, 2000.

Лебедев К.К. Правовое обслуживание бизнеса (корпоративный юрист): учеб.-практ. пособие. М.: Юристъ, 2001.

Леви Э. Введение в правовое мышление / пер. с англ. М.: Наука, 1995.

Мизес, Людвиг фон. Человеческая деятельность: трактат по экономической теории. Челябинск: Социум, 2005.

Морщакова Т.Г. Российское правосудие в контексте судебной реформы. М.: Р. Валенд, 2004.

Мулукаев Р.С., Малыгин А.Я., Епифанов А.Е. История отечественных органов внутренних дел. М.: NOTA BENE, 2005.

Нуреев Р.М. Теория общественного выбора: Курс лекций. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2005.

Овчинников А.И. Правовое мышление в герменевтической парадигме. Ростов н/Д: РГУ, 2002.

Познер Ричард А. Экономический анализ права. В 2 т. / пер. с англ. под ред. В.Л. Тамбовцева. СПб.: Институт " Экономическая школа", Санкт-Петербургский институт экономики и финансов, М.: ГУ-ВШЭ, 2004. т. 1, 2.

Профессия юриста в сегодняшней России: взгляд с Запада и Востока. Лёвен (Бельгия): ТАСИС, 1996.

Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов: учеб. пособие / под ред. А.В. Опалева и Г.В. Дубова. М.: " Щит-М", 1998.

Профессиональные навыки юриста: Опыт практического обучения. М.: Дело, 2001.

Пугинский Б.И., Неверов О.Г. Правовая работа: учеб. М.: " Зерцало-М", 2004.

Радаев В.В. Экономическая социология: учеб. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ. 2005.

Свон Р.Д. Эффективность правоохранительной деятельности и ее кадровое обеспечение в США и России / под общей ред. В.П. Сальникова. СПб.: Алетейя, 2000.

Соколов Н.Я. Профессиональное сознание юристов. М.: Наука, 1988.

Солодухина А.О., Солодухин О.А. Юридический диалог. Теория и практика, круг проблем. М.: " Экспертное бюро-М", 1998.

Соломон П. Советская юстиция при Сталине / пер. с англ. М.: РОССПЭН, 1998.

Спрос на право в сфере корпоративного управления: экономические аспекты / под ред. А. Яковлева. М.: ГУ-ВШЭ, 2004.

Старков О.В., Упоров И.В. Юриспруденция. Введение в специальность: учеб.-метод. пособие. М.: Экзамен, 2005.

Судебная власть / под ред. И.Л. Петрухина. М.: Проспект, 2003.

Тихонов Д.Н. Правовая работа на 100%: эффективное юридическое сопровождение бизнеса. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.

Топорнин Б.Н. Высшее юридическое образование в России: проблемы развития. М.: ИГП РАН, 1996.

Уортман Р.С. Властители и судьи: Развитие правового сознания в императорской России. М.: Новое литературное обозрение, 2004.

Упоров И.В. Профессия - юрист. Ростов н/Д: Феникс, 1999.

Филд Артур Н. Правовые заключения в деловом обороте / пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.

Халдеев Л.С. Судья в уголовном процессе: практ. пособие. М.: Юрайт, 2000.

Чарльз М.Т. Профессиональная подготовка сотрудников полиции (милиции) США и России / под общ. ред. В.П. Сальникова. СПб: Алетейя, 2000.

Экономическая социология: Новые подходы к институциональному и сетевому анализу / сост. и науч. ред. В. В. Радаев. М.: РОССПЭН, 2002.

Юридическая клиника: опыт практического обучения юристов: учеб.-метод. пособие. СПб.: " Равенна", 1999.

Юридическая конфликтология / отв. ред. В.Н. Кудрявцев. М.: Центр конфликтологических исследований РАН, 1995.

Юридический конфликт: сферы и механизмы / отв. ред. В.Н. Кудрявцев. М.: Центр конфликтологических исследований РАН, 1994.

Ясин Е.Г. Российская экономика. Истоки и панорама рыночных реформ. Курс лекций. М.: ГУ-ВШЭ. 2002.

Glanvillew W. Learning the Law. 12 ed. London: Sweet/Maxwell, 2002.

Friedman D. Der ikonomische Code. 2 Aufl. Menchen-Zerich: Piper, 2004.

Haft F. Einfuhrung in das juristische Lernen Unternemen Jurastudium, 6 Aufl. Bielefeld: Gieseking, 1997.

Horn N. Einfuhrung in der Rechtswissenschaft und Rechsphilosophie. 2 Aufl., Heidelberg: C. F. Muller, 2001

Hirte H. Der Zugang zu Rechtsquellen und Rechtsliteratur. Kцln, Munchen: C.Heymann, 1991.

Hoffmann-Riem W. Modernisierung von Recht und Justiz. Frankfurt am Main: Surkamp, 2001.

Juristische Vorlesungen und Prufungen in Europa. Stuttgart, Munchen ua.: Richard Boorberg Verlag, 2002.

Niedostadek A., Lorenz J.-C. Der Erfolgreiche Berufseinstieg fur Juristen. Frankfurt am Main: Bund - Verlag, 2004.

Kennz P. H Studing Law. 5 ed. Butterworths: LexisNexis, 2002.

Kleinheyer G., Schroder J. (Hrsg.). Deutsche und Eurоpдische Juristen aus neun Jahrhunderten. 4 Aufl., Heidelberg: C. F Muller, 1996.

Kroschel T., Meyer-Gosner L. Urteile in Strafsahen. 26 Aufl. Munchen: Vahlen, 1994.

Kotz H, Schдfer H.-B. Judex Oeconomicus. Tubingen: Mohr Siebeck, 2003.

Mastronardi F. Juristisches Dencken. Bern, Stuttgart, Wien: Paul Haupt Verlag, 2001.

Rincken A. Einfuhrung un das Juristishe Studium, 2 Aufl., Munchen: C.H-Beck, 1991.

Romermann V., Paulus Ch. Slussellqalifikationen fur Jurastudium, Examen und Beruf. Munchen: C. H. Beck, 2003.

Sattelmacher P., Sirp W., Schuschke W. Bericht, Gutachten und Urteil. 32 Aufl., Munchen: Vahlen, 1994.

Tettinger P. Einfuhrung in die Juristische Arbeitstechnik. 2 Aufl., Munchen: C. H. Beck, 1992.

 

Жалинский А.Э.

 

─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─

*(1) Спрос на право в сфере корпоративного управления: экономические аспекты / под ред. А. Яковлева. М.: ГУ-ВШЭ, 2004.

*(2) Российская юстиция. 2005. N 1-2. С. 10.

*(3) Кудрявцев В.Н. Право и поведение. М.: Наука, 1978. С. 14.

*(4) См.: Орзих. М.Ф. Право и личность. Киев: Вища школа, 1978. С. 127.

*(5) Пугинский Б.И. Гражданско-правовые средства в хозяйственных отношениях. М.: МГУ., 1978. С. 17. См. также: Пугинский Б.И., Сафиуллин Д.Н. Правовая экономика: проблемы становления. М., 1991.

*(6) См.: Карташов В.Н. Юридическая деятельность: понятие, структура, ценность. Саратов: Сарат. гос. ун-т, 1989. С. 31.

*(7) См.: Вершинин А.П. Содержание гражданских процессуальных правовых отношений. Автореф. дис. канд. юрид. наук. Л., 1986.

*(8) См.: Уголовный процесс / под ред. П.А. Лупинской. М., 1995. С. 7.

*(9) См.: Ясин Е.Г., Яковлев А.А. Конкурентоспособность и модернизация российской экономики: начало проекта. М.: ГУ-ВШЭ. 2004. С. 33.

*(10) См.: Правовая система социализма: в 2 т. Том 1. М.: Юридическая литература, 1986. С. 39.

*(11) Материал, который здесь излагается, основан, кроме личного опыта, на свидетельствах, содержащихся во многих биографических публикациях российских юристов и исторических трудах. Среди таковых см. - Мулукаев Р.С., Малыгин А.Я., Епифанов А.Е. История отечественных органов внутренних дел. М.: Nota Bene, 2005; Алексеев А.И., Морщакова Т.Г. Российское правосудие в контексте судебной реформы. М., 2004; Алексеев А.И., Ястребов В.В. Профессия - прокурор. М.: Юристъ, 1998; Пугинский Б.Н., Неверов О.Г. Правовая работа. М.: Зерцало, 2000; Упоров Н.В. Профессия - юрист. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999; Соколов А.Я. Профессиональное сознание юристов. М.: Наука, 198; Петрухин Н.Л. Человек и власть. М.: Юристъ, 1999; Халдеев Л.С. Судья в уголовном процессе. М.: Юрайт, 2000; Карпец И.И. Сыск, записки начальника уголовного розыска. М.: Наука. 1994; Теребилов В.Н. Записки юриста. М.: Глобус, 1993; Савицкий В.М. Точка зрения. Сб. статей, опубликованных в периодической печати в 1995-1999 гг. М.: Российская академия адвокатуры, 2001. Каминская А.Д. Записки адвоката. Харьков: Фолио, 2000; Леви А.В. Дороги судьбы, как я остался жив. М.: РАСПАС, 2000 и др. Особое место занимают сборники документов, и в частности: Судебная власть в России. История. Документы / под ред. О.Е. Кутафина, В.М. Лебедева, Г.Ю. Семигина М.: Мысль, 2005.

*(12) См.: Ковлер А.И. Антропология права. М.: Норма. 2002. С. 7.

*(13) См., например: Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Курс лекций. М.: Юристъ, 1997; Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах / отв. ред. М.Н. Марченко. М.: Зерцало-М, 2002; Овчинников А.Н., Овчинникова С.Н. Евразийское правовое мышление Н.Н. Алексеева, Ростов-на-Дону: Феникс, 2002; Розин В.М. Генезис права: методологический и культурологический анализ. М.: NOTA BENE, 2003 и др.

*(14) Институциональная экономика: учебник / под ред. А. А. Аузана. М.: Инфра-М, 2005. С. 35.

*(15) Интересны и полезны среди многих работы: Кудрявцев В., Трусов А. Политическая юстиция в СССР. 2-е изд. М.: Наука, 2003; Буков В.А. От российского суда присяжных к пролетарскому правосудию: у истоков тоталитаризма. М.: Минюст РФ, 1997; Анисимов Е. Дыба и кнут. М.: НЛО, 1999; Ларин А.М. Государственные преступления. Россия XIX век. Тула: Автограф, 2001; Уортман Р.С. Властители и судьи. Развитие правового сознания в императорской России. М.: НЛО, 2004; Соломон П. Советская юстиция при Сталине. М.: РОССПЭН, 1998; Фельдштейн Г.С. Главные течения в истории уголовного права в России. М.: Зерцало, 2003 и многие другие. См. также многочисленные работы по истории прокуратуры, адвокатуры, суда (А.Г. Звягинцев, Ю.И. Орлов, Ю.Н. Стецовский, И.В. Гессен, Н.А. Троицкий, Е.А. Скрипилев и др.).

*(16) О стиле юристов пишет, не раскрывая его, М. Райнштайн. См. его книгу: Введение в сравнительное право. 2-е изд. Мюнхен: Бек, 1987 (на нем. яз.). См. также: Рейман М. Введение в американское частное право. Мюнхен: Бек, 2004. С. 1 и след. (на нем. яз.).

*(17) Мордовцев А.Ю. Национальный правовой менталитет. Введение в проблему. Ростов-на-Дону: СКНЦ, 2002. С. 43. См. также: Мизес фон Л. Человеческая деятельность. Челябинск: Социум, 2005. С. 48; Радаев В.В. Экономическая социология. М.: ГУ-ВШЭ, 2005.

*(18) Клеандров М.Н. О совершенствовании механизма отбора кандидатов в судьи и наделении их судейскими полномочиями // Государство и право. 2005. N 5. С. 86.

*(19) См., например, Дюрягин И.Я. // Проблемы теории государства и права / под ред. С.С. Алексеева М.: Юрид. лит., 1987. С. 370 и след.; Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Курс лекций. М.: Юристъ, 1997 и др. работы.

*(20) Потребность в этом уже отразилась в предложениях о развитии так называемой юридической деонтологии, которую, по нашему мнению, следует рассматривать как часть теории и практики профессиональной деятельности юриста. Деонтология - это раздел этики, рассматривающий проблемы долга и должного, а юридическая деонтология - учение о юридических профессиональных обязанностях, правилах поведения юриста.

*(21) Российская юстиция. 2005. N 1-2. С. 5.

*(22) В сущности, даже в рамках организационной структуры любое действие или решение юриста возникает как индивидуальное, даже если они представляют собой подчинение чужой воле.

*(23) См., например: Деятельность: теория, методология, проблемы. М.: Наука, 1990.

*(24) Подробно об этом будет сказано позже, а сейчас отметим, что проблема нехватки кадров, т.е. недостатка труда, всегда существовала не только в России. Напротив, чем богаче страна, тем экономнее она расходует труд. Так, газета " Welt am Sonntag" от 23 января 1994 г., т.е. в лучшие времена, чем сейчас, жаловалась на то, что в Ганновере - столице Нижней Саксонии - городе с населением 506 тысяч человек - всего 26 служащих службы, ответственной за меры предупреждения и штрафы при нарушении правил дорожного движения, должны были в 1993 г. обработать 283 тыс. материалов о неправильной парковке, 110 тыс. материалов полиции о превышении скорости, проезде на красный свет, злоупотреблении алкоголем, 11 тыс. материалов о штрафах по несчастным случаям. Газета считает, что 26 служащих обработали свыше 400 тыс. материалов, т.е. в среднем по 15, 4 тыс. на одного работника, или по 70 случаев в день, и делает вывод, что это не позволяет соблюдать права водителей.

*(25) См. например: Кузьминов Я.И., Бендукидзе К.А., Юдкевич М.М. Курс институциональной экономики. М.: ГУ-ВШЭ, 2006. С. 204 и след.

*(26) См., например: Филд Артур Н. Правовые заключения в деловом обороте. М.: Альпина Бизнес Букс. 2005.

*(27) См.: Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. М.: Норма, 2002. С. 47.

*(28) См.: Большой толковый социологический словарь (сост. Дэвид Джери, Джулия Джери). т. 2. М.: Вече. Аст, 1999. С. 105.

*(29) См.: Профессиональная культура и профессионализм государственной службы. Ростов-на-Дону: Издательский центр Март, 2000. С. 31.

*(30) См.: Возрожденный суд присяжных. Замысел и проблемы становления. М.: Нота Бене, 2000. С. 59.

*(31) Об этом много писали и сами деятели судебной реформы, и наши современники. Хорошо написал об этом со стороны, например, американский историк Р.С. Уортман: " История российских юридических институтов и юридической профессии во многом была историей судебной реформы 1864 года... Она вызвала к жизни основанную на специальном образовании профессию юриста, способную привести в действие новую судебную систему". (См.: Уортман Р.С. Указ. соч. С. 9).

*(32) Отсутствие суда присяжных в ряде стран, например в ФРГ, свидетельствует о том, что этот выбор не является бесспорным, а его последствия - всегда положительными.

*(33) См.: Инженерная психология. Киев: Вища школа, 1976. С. 164.

*(34) См.: Ринкен А. Введение в юридическое обучение. Мюнхен: Бек, 1991. С. 49 (на нем. яз.).

*(35) См.: Парсонс Т., Сторер Н. Научная дисциплина и дифференциация науки // Научная деятельность: структура и институты. М., 1980. С. 28-29.

*(36) См.: Лебедев К.К. Правовое обслуживание бизнеса (корпоративный юрист). М., Юристъ. 2001. С. 12.

*(37) См.: Правовая система социализма: в 2 томах. т. 2. Функционирование и развитие. М., 1987. С. 167.

*(38) См.: Уортман Р.С. Властители и судии. Развитие правового сознания в императорской России. М.: Новое литературное обозрение, 2004. С. 390. Далее, автор дает очень хвалебную характеристику сложившейся группы, показывая, что вера в нравственное благородство своей миссии, убеждение в основном интеллектуальном качестве признания и пр. обеспечило впоследствии успех судебной реформы в России. Строки, которые приятно читать.

*(39) Об этом см. подробнее гл. VII " Правовое мышление".

*(40) См.: Петрухин И.Л. Вам нужен адвокат. М.: Изд. группа " Прогресс". " Универс", 1993. Кучерена А.Г. Адвокат. М.: Юристъ, 2004 и ряд других работ.

*(41) Так, в Федеративной Республике Германия сочли необходимым ввести в § 5а абз. 3 предл. 1 Закона о судьях понятия ключевых квалификаций, отнеся к ним, в частности, практику заключения договоров, ведение переговоров, осуществление речевой функц






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.