Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






EPICLESIS (Призывание)






1 вариант:

Иоанн Златоуст: За анамнесисом следует эпиклесис (призывание благодатного действия Божия), представляющий собой усердную молитву о ниспослании Святого Духа на людей (Тело Христово церковное) и на дары (Тело Христово евхаристическое), являющемся прямым действием Бога Отца: «И сотвори убо хлеб сей честное Тело Христа Твоего. Аминь. А еже в чаши сей честную Кровь Христа Твоего. Аминь. Преложив Духом Твоим Святым. Аминь, аминь, аминь».

Василий Великий: За анамнесисом следует эпиклесис (молитвенное призывание Святого Духа, силою Которого должно совершиться преложение даров), введением к которому служат примечательные слова: «Сего ради (…) и мы грешнии (…), дерзающе приступати святому Твоему жертвеннику и предложше вместообразная Святаго Тела и Крове Христа…». Предлагаемое «вместообразное» (греч. «antitypa») это, во-первых, хлеб и вино, а во-вторых вся история спасения во Христе, которая здесь, в земной Литургии, предлагается в приношение Отцу. Святому Духу надлежит снизойти на предлежащие дары, «благословити я, и освятити, и показати: хлеб убо сей самое честное Тело Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа; чашу же сию самую честную Кровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, излиянную за живот мира». Эпиклесис дополняется особым молением о достойном Причащении и соединении всех причащающихся «во единаго Духа Святаго причастие», чтобы они были сопричислены к праведникам.

2 вариант:

У свт. Иоанна epiclesis (призыв) начинается с указания на приношение «словесной (духовной) и бескровной службы» и содержит прошения о том, чтобы Бог Отец освятил «нас» и «предлежащие» хлеб и вино, преложив их Своим Св. Духом (действует Сам Отец через Своего Духа); У свт. Василия epiclesis начинается с упоминания о священнослужащих и указания на приношение хлеба и вина, обозначенных здесь термином «вместообразы», – эта часть текста по содержанию относится к анамнесису, но по литургическому построению обращена уже к эпиклезе; далее следует само призывание – обращение к Богу Отцу прошения о том, чтобы Сам «Св. Дух пришел на Церковь и на дары и… показал хлеб – Телом… а чашу – Кровью» Христовыми (Св. Дух действует самостоятельно). После призывания Св. Духа у святителей разные тайносовершительные молитвына Литургии Иоанна Златоуста: «И сотвори убо Хлеб Сей…», «А еже в Чаши сей…», «Преложив Духом Твоим Святым»; на Литургии Василия Великого: «Хлеб убо Сей – Самое Честное Тело…», «Чашу же сию – Самую Честную Кровь…», «Излиянную за живот мира», «Преложив Духом Твоим Святым» (является позднейшей вставкой из Литургии свт. Иоанна). После того как освящены Св. Дары на Литургии Иоанна Златоуста «Якоже быти причащающимся…»; на Литургии Василия Великого: «Нас же всех, от единаго Хлеба и Чаши причащающихся…». У свт. Иоанна – это молитва об освящении причастников, у свт. Василия – это прошение о соединении Церкви воедино и об освящении причастников так, чтобы они обрели благодать со всеми святыми.

Далее на Литургии Иоанна Златоуста с поминовения святых, еще до возглашения «Изрядно…», начинается среднее по продолжительности INTERSESSIO (ходатайство, ходатайственная молитва): «Еще приносим Ти словесную сию службу…»; на Литургии Василия Великого эта часть Анафоры очень продолжительная и отличается особенной полнотой и трогательностью содержания, она начинается непосредственно с возглашения «Изрядно…». На Литургии свт. Иоанна после «Изрядно…» поется «Достойно есть…» или задостойник; на Литургии свт. Василия, вместо «Достойно есть…» поется: «О тебе радуется …» или другие задостойники. Окончание Литургии Василия Великого такое же, как и у Иоанна Злато­уста, но на отпусте поминается Василий Великий.

INTERSESSIO (Ходатайство) (2 вариант)

Иоанн Златоуст: Следующая часть Анафоры представляет собой ходатайственные молитвы, продолжающие «приношение» («Еще приносим о иже в вере почивших…»): об усопших праведниках (перечисляются чины святых), особенно о Богородице, о святом Иоанне Предтече, об апостолах (вторично), о святом, память которого совершается в этот день, всех святых; затем вновь поминаются прежде усопшие, а также живые; продолжается «приношение» о вселенной (имелась в виду Римская империя), о священноначалии, клире, мирянах, мирских властях, о городе, стране и ее жителях и, наконец, обо всех нуждающихся в милости Божией.

Василий Великий: Перечислением чинов святых и поминовением усопших осуществляется переход к ходатайственным молитвам о всей Церкви, «юже от конец даже до конец вселенныя»; о храме, в котором совершается нынешняя Литургия; о принесших дары на Проскомидию (для древней Церкви это означало всех участников Литургии) и тех, кто на ней поминался; об оказывающих помощь церквам; о монашествующих; о мирских властях («Даруй им глубокий и неотъемлемый мир; возглаголи в сердцах их благая о Церкви Твоей…» власти могли быть и нехристианскими, и еретическими). Особенно подробным является перечисление различных категорий людей, нуждающихся в помощи Божией, включая тех, кого забыли помянуть. Только после этого следует молитвенное прошение об иерархии, прошение священника о себе самом и обо всем духовенстве. Ходатайственные молитвы дополняются прошениями о благоприятной погоде, об умирении всевозможных раздоров, включая церковные. Завершающее прошение: «Всех нас приими в Царство Твое, сыны света и сыны дне показавый, Твой мир и Твою любовь даруй нам…».

ОКОНЧАНИЕ АНАФОРЫ

Анафора завершается заключительным славословием, представляющим собой моление о единстве, в котором верующие будут восхвалять имя в Троице единого Бога: «И даждь нам едиными усты и единем сердцем славити и воспевати пречестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

С течением веков в текст Анафор Иоанна Златоуста и Василия Великого вторгались некоторые интерполяции, наиболее обширная из которых запечатлелась начиная с 16 в. в Служебниках Русской Православной Церкви и ряда других Церквей, испытавших ее влияние, это вставленный в середину эпиклесиса текст тропаря Третьего Часа, повторяемого троекратно.

45. Место тропаря третьего часа, история и причины его появления в составе Евхаристического канона.

Уже в глубокой древности, много столетий назад, неизвестно где и как, еще в рукописной традиции появилась так называемая интерполяция, т.е. вставка. Вставка тропаря третьего часа. После молитвы-эпиклезы вставляется тропарь: «Господи, Иже Пресвятого Твоего Духа в третий час Апостолом Твоим низпославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящих Ти ся».

В течение многих последних веков православные священники и епископы на этом месте читают трижды тропарь третьего часа, который, по существу, является тем же призыванием Святого Духа, т. е. усилением эпиклезы.

Интерполяция эта – явление довольно печальное, хотя она и вошла в обиход и традицию очень прочно. И сейчас ни один священник, ни один епископ не дерзает эту молитву опускать, хотя в новом издании «Служебника» эта молитва поставлена в скобки. Уже довольно давно греки обнаружили, что в древности этого тропаря не было, что это позднейшая вставка, которая искажает древний текст анафоры, и убрали молитву третьего часа. Ни в греческой, ни в других восточных Церквах молитву третьего часа не произносят. Действительно, во-первых, в древности в литургии ее не было. Во-вторых, вся анафора есть обращение к Богу-Отцу. «И сотвори убо Хлеб сей Честное Тело Христа Твоего», – это обращение к Богу-Отцу; «…низпосли Духа Твоего Святого на ны…» – к Богу-Отцу и «Сотвори убо Хлеб сей…» – к Богу-Отцу. А в середине этой непрерывной молитвы вставлена молитва третьего часа, которая обращена к Богу-Сыну, ко Второму Лицу Святой Троицы. Единая молитва искусственно разрывается. И вполне понятно, что греки, обнаружив такую несогласованность, упразднили ее. На Руси мы до сих пор не можем от этой ошибки освободиться.

Конечно, молитва третьего часа не мешает литургии, но нарушается некая стройность, цельность, красота древней анафоры. Особенно грустно это бывает тогда, когда происходит совместное служение с греками.

Интерполяция эта происходит из борьбы католического понимания сакраментальной формулы и православного понимания. Борьбы во многом надуманной, потому что следовало бы просто сказать, что в православии никакой тайносовершительной формулы не было и не будет. Вся анафора Василия Великого и Иоанна Златоустого есть целиком совершительная. Таинство есть тайна, в таинстве совершается чудо, и бесполезно и безнадежно говорить о том, в какой момент, какими словами юридически его можно совершить.

2 вариант:

а) Греческая традиция (а за ней арабская и албанская) этого тропаря не содержит, a славянская, введя его из чисто полемических соображений против латинян, сохранила до сего дня.

Β моменте эпиклезы он, вероятно, есть продукт филофеевской редакции литургии, по мнению еп. Порфирия (Успенского).

Патр. Филофей был синайским монахом. Синай в это время был в зависимости от Александрийского Патриарха, и александрийская литургическая традиция доминировала в Синайской архиепископии. Филофей поэтому приводил старый александрийский обычай, допускавший чтение этого тропаря именно в этом моменте Литургии. Еп. Порфирий знает один «Синтагматион» Александрийского Патриарха Герасима (1688-1710 гг.) из библиотеки Джуванийского подворья Синайского монастыря в Каире. Из этого памятника видно, что, действительно, в Александрии был обычай священнику в момент эпиклезы произносить этот тропарь. Еп. Порфирий объясняет, что в то время не только священник, но и весь народ прο себя, «тайно», произносил это песнопение, т. к. Дух Святой призывается не только на евхаристические элементы, но и на весь народ, чтобы ему достойным образом приготовиться к причастию Святых Даров.

б) Другая версия

Эта интерполяция совершилась, несомненно, с полемическим намерением, чтобы ярче подчеркнуть православный взгляд на эпиклезу в пику латинскому. Первый раз в полемике этот вопрос был поднят 9 июня 1439 г. на Флорентийском соборе. Как апологеты латинского взгляда особенно выдвинулись доминиканский богослов Иоанн Турекремата и «кардинал» Виссарион Никейский. B 1552 г. доминиканец Амвросий Катарини в специальном трактате занимался вопросом: «какими словами Христос совершил Таинство Евхаристии». B 1570 г. после Тридентского собора буллой папы Пия V латинское мнение было провозглашено официально. Как отражение и протест против этого, явилось православное противодействие в нашем литургическом богословии. Рукой неизвестного переписчика этот тропарь вносится то на полях служебника, то в самом тексте молитвы призывания и постепенно завоевывает себе там более или менее прочное положение. Не следует, однако, думать, что это нововведение сразу и повсюду привилось.

С XVI в. это окончательно установившаяся традиция в Русской Церкви, а потом, когда русские книги распространились и на Балканском полуострове, взамен венецианских, эта традиция перешла и к сербам, и болгарам. Таким образом в Православии и утвердилось это очень заметное и существенное различие в важнейшем моменте Литургии между греческой и славянской традицией.

 

46. Преломление и раздробление Св. Хлеба. Теплота. Причащение и благодарение.

После «Отче наш» и благодарственной молитвы «Благодарим Тя, Царю Невидимый…» и молитвы «Вонми, Господи И.Х…» наступает заключительный момент литургии. Священник, трижды помолившись и поклонившись, подходит вновь к престолу, берет обеими руками Святой Агнец и вновь возносит его, уже отдельно, поднимает над дискосом, громко возглашая: «Святая святым!».

Такое возношение было еще в середине анафоры, когда диакон или священник поднимал дискос и Чашу, а в это время возглашалось: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся». А вот теперь уже освященный Агнец снова возносится со словами «Святая Святым!». И хор поет: «Един Свят, Един Господь Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь». А диакон, войдя в алтарь и приблизясь к престолу, говорит: «Раздроби, Владыко, Святый Хлеб».

Священник говорит: «Раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый и неразделя­емый, всегда ядомый и никогдаже иждиваемый, но причащающияся освящаяй». Говоря эти слова, он разламывает Агнец на четыре части. Вы помните, как на проскомидии Агнец надрезался кресто­образно. Вот по этим разрезам священник разделяет Агнец на четыре части и помещает их на дискосе таким образом: сверху частицу «ИС», снизу частицу «ХС», частицу «НИ» – с северной стороны дискоса, частицу «КА» – с южной стороны.

Затем диакон говорит: «Исполни, Владыко, Святый Потир». Священник берет частицу «ИС» и погружает его во Святую Кровь в Св. потир со словами: «Исполнение Духа Святаго». Тогда диакон подносит теплоту, т.е. горячую воду в специальном сосуде или в ковшике и говорит: «Благослови, Владыко, теплоту». Священник благословляет теплоту рукой крестообразным знамением и говорит:

«Благословенна теплота святых Твоих, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь». И диакон вливает эту теплоту в Святую Кровь в Потир. Это древний обычай, ставший многовековой традицией. Этому вливанию теплоты придается особенное значение – это «теплота святых Твоих», полагается, чтобы Чаша слегка согрелась от этой теплоты. В «Учительном известии» даже есть прощение на священника, который будет причащать холодной Кровью Господней. Чаша должна быть хотя бы слегка теплой. Теплота здесь символизирует теплоту святости, теплоту веры, теплоту любви, теплоту жизни и благодати Божией. После этого священник берет частицу «ХС» и разделяет ее, если служит с диаконом, то на две части, если сослужащих больше, то по количеству сослужащих ему священников и диаконов, как бы много их ни было. Если служит Патриарх, бывает 50 сослу­жащих епископов, священников и диаконов. И все равно частица разделяется по числу служивших (в этом случае Агнец берется большой).

Затем священник говорит: «Диаконе, приступи». Священник и диакон совершают земной пок­лон и даже читают коленопреклоненную молитву перед престолом, особенно усердную молитву. Обычно говорят молитву «Ослаби, остави, прости…» или молитву своими словами. Некоторые говорят: «Се, приступаю…». Диакон говорит, целуя и поклоняясь престолу: «Преподаждь ми, владыка, Честное и Святое Тело Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Священник берет частицу Тела Христова и говорит, скажем, так: «Александру, священнодиакону, преподается Чес­тное и Святое и Пречистое Тело Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов его и в Жизнь Вечную». И вкладывает в руки диакона частицу Святого Тела Христова. Диакон целует руку священника и благоговейно становится сбоку от престола.

После этого священник берет другую частицу и читает молитву: «Верую, Господи, и испове­дую…», которую мы обычно слышим перед причастием. Потом «Вечери Твоея Тайныя». Затем произносит: «Честное и Пресвятое Тело Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа преподается мне (имя), Священнику, во оставление грехов моих и в Жизнь Вечную». И вместе с диаконом и с сослужащими причащается Тела Христова.

Если служит епископ, то он причащается первым сначала Тела Христова, потом от Чаши, потом причащает священников и диаконов. Если служат несколько священников, то сначала причащаются все священники, а потом уже все диаконы. После того, как все причастились Тела Христова, священник берет в руки Чашу со словами: «Честныя и Святыя Крове Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа причащаюся аз, раб Божий, священник (имя), во оставление грехов моих и в Жизнь Вечную. Аминь». Обычно священник отпивает от Чаши трижды со словами: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь». Потом целует Чашу со словами: «Се прикоснуся устнам моим, и отымет беззакония моя, и грехи моя очистит». И дальше говорит: «Диаконе, приступи».

Подходит диакон со словами: «Се прихожду к Безсмертному Царю и Богу моему. Преподаждь ми, Владыко, Честное и Святое Тело Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». И священник из своих рук дает ему причаститься от Чаши трижды – так же, как причащался сам. Если служит епископ, то он причащает так священника и диакона.

Для чего я так подробно рассказываю вам о том, чего вы никогда не можете видеть, кроме как на Пасху, в Пасхальную седмицу? Для того чтобы сказать, что именно так в древности причащались всех христиане. Каждый христианин, и мужчина, и женщина, подходили к престолу и получали из рук священника или епископа частицу Тела Христова и причащались ей. Затем подходили во второй раз, и священник причащал их от Чаши.

Соответственно этому во время причастия Св. Христовых Тайн стали возникать тяжелые зло­употребления. Получив в свои руки Тело Христово, многие обращались с Ним неблагоговейно: роняли крошки на пол, выходили из храма, имея в руках Тело Христово, или уносили Его с собой. И тогда священноначалие приняло меры. Мирян стали причащать другим образом. После того как причастятся священнослужители в алтаре, священник берет частицы «НИ» и «КА» и раздробляет их на много частей, но теперь уже не дает их в руки причащающимся, а погружает в Св. Чашу. Потом Чаша выносится на амвон, и все причастники причащаются лжицей сразу двумя видами – Телом и Кровью Христовыми, что позволяет избежать всяких злоупотреблений, неблагоговейного и ко­щунственного обращения со святыней.

Причастивши, священник в алтаре читает благодарственную молитву,

«Благодарим Тя, Владыко Человеколюбче, Благодетелю душ наших, яко и в настоящий день сподобил еси нас небесных Твоих и безсмертных Таинств. Исправи наш путь, утверди ны во страсе Твоем вся, соблюди наш живот, утверди наша стопы, молитвами и моленьми Славныя Богородицы и Приснодевы Марии и всех святых Твоих»

и когда все причастники причастились, он уносит Чашу в алтарь. Диакон произносит молитву: «Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, Единому Безгрешному…», а потом Пас­хальные тропари: «Светися, светися, Новый Иерусалиме!» и «О Пасха велия и Священнейшая, Христе!» Потом, поставив Чашу на престол, священник берет дискос, на котором, как вы помните, осталось множество частиц, вынутых из просфор, и погружает эти частицы в Чашу, ссыпая их с дискоса, со словами: «Отмый, Господи, грехи поминавших зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих».

Таким образом, поминовению на просфорах присваивается некое особое сакраментальное зна­чение. Это поминовение символизируется особым образом, погружением в Кровь Христову этих частиц и призыванием в молитве Господа, чтобы он Кровью Честною омыл бы грехи, как мы обычно просим в молитве… Это обычай довольно поздний, потому что поминовение на просфорах возникло довольно поздно, может быть, в VIII веке, но все же вошло в нашу богослужебную традицию очень прочно. Это усложнение литургийного чина, но очень многозначительное, красивое и для нас дорогое.

После этого священник накрывает Чашу и дискос покровцами и отдает дискос диакону, а сам поднимает Чашу над антиминсом, делает ею крест над антиминсом со словами «Благословен Бог наш». Затем поворачивается к народу, выносит Чашу на амвон через царские врата и, Чашей благословляя весь народ, громко возглашает: «Всегда, ныне и присно и во веки веков». Этот возглас многие понимают так: пусть Чаша эта будет всегда, ныне и присно и во веки веков, пусть во веки веков совершается литургия. Это, конечно, очень красивое истолкование, но на самом деле смысл иной – «Благословен Бог наш ныне, и присно, и во веки веков». Происходит некое удвоение смысла, которое, конечно, ничему не противоречит.

Потом хор поет «Да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи», – хвалебную песнь благодарственную, а диакон выходит и говорит ектению: «Прости приимше Божественных, Святых, Пречистых, Безсмертных, Небесных и Животворящих, Страшных Христовых Тайн, достойно бла­годарим Господа» («прости» – значит внимательно, благоговейно: с особым благоговением приимше Божественных, Святых, Пречистых, Безсмертных, Небесных и Животворящих, Страш­ных Христовых Тайн, достойно благодарим Господа). После возгласа «Яко Ты еси Освящение наше, и Тебе славу возсылаем…», священник говорит: «С миром изыдем», исходит из алтаря и спускается с амвона к народу. Поворачивается лицом к престолу и читает так называемую заамвонную молитву. Если много сослужащих, по обычаю эту молитву читает младший священник.

«Благословляя благословящия Тя, Господи, и освящаяй на Тя уповающия, спаси люди Твоя и благослови достояние Твое, исполнение Церкви Твоея сохрани, освяти любящия благолепие дому Твоего; Ты тех возпрослави Божественною Твоею силою, и не остави нас, уповающих на Тя. Мир мирови Твоему даруй, Церквам Твоим, священником, воинству и всем людем Твоим. Яко всякое даяние благо, и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Тебе, Отца Светов; и Тебе славу, и благодарение, и поклонение возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков».

 

47. Основные отличия Литургии Преждеосвященных Даров от полной Литургии.

Литургия преждеосвященных даров, или просто преждеосвященная обедня, есть такое богослужение, за которым таинство преложения хлеба и вина в тело и кровь Господа не совершается, но верующие причащаются св. даров прежде освященных на литургии Василия Великого или св. Иоанна Златоуста.

Божественная Литургия Преждеосвященных Даров совершается в среду и пятницу первых шести седмиц Святой Четыредесятницы, во вторник или четверг 5-й седмицы Великого поста (т.е. в день чтения канона св. Андрея Критского), в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы. Литургия Преждеосвященных Даров также совершается в понедельник, вторник и четверг 2-й, 3-й, 4-й, 5-й и 6-й седмиц Великого поста, если в эти дни случится храмовый праздник или святой с полиелеем (например, 24 февраля (1-е и 2-е Обретение главы святого Иоанна Предтечи), 9 марта (40 мучеников Севастийских). Хотя «непредвиденных Божественных Литургий Преждеосвященных Даров быть не может, так как дни совершения их точно определены Уставом» (Иерусалимским), но история свидетельствует, что «в Киево-Печерской Лавре Литургия Преждеосвященных Даров бывает во весь пост, кроме понедельника и вторника 1-й седмицы». Этот остаток Студийского Устава сохранялся в Киево-Печерской Лавре вплоть до ее закрытия.

Литургия преждеосвященных даров установлена в первые времена христианства и совершаема была св. апостолами; но настоящий свой вид она получила от св. Григория Двоеслова, архиерея римского, жившего в VI веке по Р. Хр. Необходимость ее учреждения апостолами явилась от того, чтобы не лишать христиан св. Христовых Таин и в дни Великого поста, когда, по требованию постного времени, не полагается литургии, совершаемой торжественным образом.

В Литургии Преждеосвященных Даров нет первой части полной Литургии – проскомидии.

Литургия Преждеосвященных даров состоит из великопостных 3, 6, и 9 часов, вечерни и собственно литургии. Великопостные богослужебные часы отличаются от обыкновенных, тем, что, кроме положенных трех псалмов, на каждом часе читается по одной кафизме; отличительный тропарь каждого часа читается священником пред царскими вратами и три раза поется на клиросах с земными поклонами; в конце каждого часа читается молитва св. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего…».

Начальная часть Литургии оглашенных в чинопоследовании Литургии Преждеосвященных Даров заменяется вечерней, все песнопения и молитвы до сугубой ектеньи опускаются. На вечерни после стихир, поющихся на Господи, воззвах, совершается вход с кадилом, а в праздники с Евангелием, из алтаря в царские врата. По окончании вечернего входа читаются две паремии: одна из книги Бытия, другая из книги Притчей. По окончании первой паремии священник в отверстых вратах обращается к народу, делая крест кадилом и горящею свечою, и говорит: «Свет Христов просвещает всех!» Верующие при этом падают ниц, как бы пред Самим Господом, моля Его о просвещении их светом Христова учения для исполнения заповедей Христовых.

Затем следует чтение второй паремии. Иногда на Литургии Преждеосвященных Даров, кроме двух паремий Триоди, читаются еще паремии праздника. Вслед за паремиями следует пение избранных стихов 140-го псалма с припевом к каждому стиху: «Да исправится молитва моя…». По окончании пения священник возглашает в алтаре молитву св. Ефрема Сирина. «Молитвой св. Ефрема Сирина заканчивается вечерня; далее следует сама Литургия Преждеосвященных Даров». После молитвы возможно возглашение прокимна, чтение Апостола, возглашение Аллилуия и чтение Евангелия. Это бывает при полиелейном святом и храмовом празднике. А на Страстной неделе в этот момент читается только лишь Евангелие (Апостол не читается). После чтения Евангелия или после великих поклонов, если Евангелие не читалось, следует обычный порядок литургии: произносятся сугубая ектения и ектения об оглашенных. Со среды Крестопоклонной седмицы добавляется особая ектения и молитва о готовящихся ко святому Просвещению (Крещению). «После повеления оглашеннным удалиться из храма начинается литургия верных». Возглашаются две ектении и читаются две молитвы о верных. Далее совершается Великий вход, во время которого поется песнопение: «Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат…» (На полной Литургии – Херувимская песня).

Дискос со св. Агнцем с жертвенника, через царские врата, на св. престол несет священник на своей главе, ему предшествует диакон с кадильницей и свещеносец с горящей свечей. Предстоящие падают ниц на землю в благоговении и святом страхе пред св. дарами, как пред Самим Господом. Великий вход на преждеосвященной литургии имеет особенную важность и значение, чем на литургии св. Златоуста. За преждеосвященной литургией в это время переносятся уже освященные дары, тело и кровь Господа, жертва совершенная, Сам Царь славы, поэтому-то освящения св. даров не бывает.

По окончании пения возглашается молитва св. Ефрема Сирина с тремя поклонами. Литургия верных не имеет молитв и песнопений, относящихся к приготовлению и предложению Св. Даров, т.к. Они освящены прежде, на Литургии Иоанна Златоуста или Василия Великого. Так как на Литургии Преждеосвященных Даров не бывает самого освящения Даров, то за Великим входом сразу следует приготовление верующих к причащению. Произносится просительная ектения со своими особенностями, и священник читает особую тайную молитву. Вместо дневного причастна хор поет причастен: «Вкусите и видите…». Далее следует причащение священнослужителей (особенность причащения: если литургия Преждеосвященных Даров совершается священником с диаконом, то диакон, приняв частицу Святых Тайн, не пьет от Чаши до потребления Святых Даров; также поступает и священник в том случае, если служит без диакона) и причащение мирян.

Иерей: «Спаси, Боже, люди Твоя…» Певцы: «Хлеб Небесный и чашу жизни вкусите и видите, яко благ Господь. Аллилуиа (трижды)». Это песнопение заменяет собой песнопение «Видехом свет истинный…».

Затем следует благодарение по Причащении и заамвонная молитва. Текст заамвонной молитвы на Литургии Преждеосвященных Даров также отличается от аналогичной молитвы на полной Литургии. От лица верующих священник в этой молитве просит Бога помочь им достойно совершить подвиг поста и неосужденно достигнуть и поклониться Святому Воскресению.

В заключение Литургии произносится отпуст. На отпусте поминаются сначала дневной святой, потом свя­той следующего дня и св. Григорий Двоеслов.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.