Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Смысл и значение Таинства Миропомазания






Миропомазание есть Таинство, в котором верующе­му, при помазании тела его священным миром, пода­ются дары Святого Духа для освящения, укрепления и возрастания его в духовной жизни.

Во всех Таинствах подается благодать Святого Духа, но Миропомазание есть Таинство Святого Духа по преимуществу, оно завершает Крещение. Там – духов­ное рождение, здесь – уже духовное мужание. Сотво­рив человека, Бог «вдунул в лицо его дыхание жизни» (Быт.2, 7), а совершив в лице Своего Сына искупление людей, послал им в день Пятидесятницы Святого Духа. Так и после Крещения Дух Святой особым образом посылается человеку через Миропомазание. Таким об­разом, это Таинство является личной Пятидесятницей вступившего в Церковь человека.

Духовная жизнь есть постоянный духовный рост и восхождение. Дух Святой, как Дух премудрости и разу­ма, прежде всего, помогает усвоению учения Церкви. Он же просвещает сердце, т.е. совесть, так как, по словам Апостола: «Бог больше сердца нашего и знает все» (1 Ин.3, 20). Освящает Он также чувства и волю, от кото­рых зависят поступки человека.

Миропомазание – это Таинство, в котором дары Святого Духа, укрепляющие человека в духовной христианской жизни, подаются через помазание ми­ром лба, глаз, ноздрей, груди, рук и ног крещаемого. Дух Святой, сходя на верующего, ввиду его чистой и праведной жизни, возжигает в нем стремление к Богу как своему Первообразу. «Цель жизни христианской есть стяжание Святого Духа» (прп. Серафим Саров­ский). При помазании миром священник каждый раз произносит совершительные слова Таинства: «Печать дара Духа Святаго». Эта печать свидетельствует, что человек стал Божиим. Иногда это священнодействие сравнивают с запечатыванием сосудов с драгоценным миром или вином, так как христианин должен навсегда оставаться вместилищем благодати и жилищем Святого Духа. Апостол Павел об этом пишет: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор.6, 19-20).

Совершается это таинство также над лица­ми, ушедшими из еретических обществ и присо­единяющимися к Православной Церкви, являясь одним из способов их присоединения. Совершительные слова таинства «Печать дара Духа Святаго» указывают на его значение и действие. Оно является:

а) завершительным актом присоединения к Церк­ви, утверждением, или печатью присоединения;

б) печатью благодатных сил, даруемых в нем для укрепления и возрастания в жизни духовной.

Среди неисчислимых даров Духа Святого наивыс­ший – христианская любовь. Посредством Таинства Ми­ропомазания в душу христианина всевается Божествен­ная любовь и, вместе с нею, «радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5, 22-23), а также множество других плодов Духа Утешителя. О них Церковь просит в молит­ве, с которой начинается Таинство Миропомазания. В этой же молитве Церковь испрашивает для приступив­шего к Таинству возможность причащения Тела и Кро­ви Господней.

В древности новокрещеные и миропомазанные тотчас приступали к святому Причащению на литургии Вели­кой Субботы. На этом основании Апостол и Евангелие Великой Субботы читаются теперь после помазания свя­тым миром. Эти чтения относятся к обоим Таинствам (Рим.6, 3-11; Мф.28, 16-20).

Завершает Таинство троекратное хождение священ­ника, восприемников и новокрещеного вокруг купели. Круг есть символ вечности, и этот обряд знаменует веч­ную силу совершенного Таинства. В современной прак­тике к Таинству Миропомазания присоединяются омо­вение (от мира) новокрещеного и пострижение его волос, совершавшиеся ранее только через 8 дней. Пер­вый обряд вводит нового христианина в обычную жизнь, напоминая о том великом, что совершилось с ним; пострижение же волос на голове выражает готов­ность принести себя в жертву Богу.

Согласно многим историческим данным, Миропома­зание вначале совершалось через возложение рук епис­копа, а позже, на Востоке, ввиду больших расстояний, епископы стали благословлять масло и передавать его священникам для совершения Таинства. Теперь миро (из оливкового масла с примесью особых ароматов) ос­вящается главами Церквей или собором епископов по особому богослужебному чину в Великий Четверг.

Литература: Митр. Владимир (Сабодан) т. 6, стр. 205; Помазанский стр. 257.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.