Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социализация: из неформализованного знания в неформализованное






Социализация — процесс распространения знания и создание тем самым знания неформализованного, например распространяемых интеллектуальных моделей и технических навыков. Отдельно взятый человек способен воспринять неформализованное знание непосредственно от других людей без использования слов. Под­мастерья, работая с мастерами, обучаются ремеслу не слушая, а наблюдая, подражая и практикуясь. По тому же принципу по­строено обучение без отрыва от работы или «в процессе рабо­ты». Ключ к восприятию неформализованного знания — опыт. Без восприятия опыта в какой-либо форме человеку было бы крайне сложно проникнуть в мыслительный процесс другого человека. Передача информации в отрыве от связанных с нею ощущений и специфических условий, в которых она была полу­чена, сама по себе зачастую почти бессмысленна. Вот три приме­ра, поясняющих применение социализации в японских компани­ях при разработке продукции.

Первый пример социализации взят из практики компании Honda, организующей сборы для «мозгового штурма» (тама даши кай) — неформальные собрания для детального обсуждения спо­собов решения сложных проблем, возникающих при разработке новой продукции. Сборы проводятся не на работе, а в загородных гостиницах, где участники обсуждают сложные проблемы, попивая сакэ (рисовую водку), наслаждаясь едой и купаясь в горячем источнике. Нет запрета на участие в подобной встрече сотрудникам фирмы — нечленам команды разработчиков, прий­ти может любой сотрудник компании, заинтересовавшийся про­ектом. В ходе дискуссии не придается значения квалификации или статусу участников, и вообще существует одно табу — на не­конструктивную критику. Обсуждение ведется в атмосфере пони­мания того, что «критиковать в десять раз легче, чем выдвинуть конструктивное предложение». Такой тип встреч для «мозгового штурма» принят не только в Honda, но и во множестве других японских фирм. Они применяются не только при разработке новых продуктов или услуг, но и для развития системы управле­ния и корпоративных стратегий. Сборы представляют собой не только форум для конструктивного диалога, но и одну из форм распространения опыта и укрепления доверия между участника­ми. Подобная форма работы особенно эффективна в деле рас­пространения неформализованного знания и выработки перспек­тивы. Она без грубого давления перенацеливает интеллектуальные модели всех индивидуумов на решение одной задачи. Сборы для «мозгового штурма» демонстрируют механизм достижения гар­монии при объединении физического и психического опыта.

Второй пример, демонстрирующий социализацию неформали­зованных технических навыков, взят из практики Matsushita Electric Industrial Company (MEIC). В отделении компании в Осаке при разработке автоматической хлебопечки в конце 1980-х годов столкнулись с серьезной проблемой — механизаци­ей навыка вымешивания теста, являющегося неформализован­ным знанием пекарей. Икуко Танака, отвечавшая за разработку программного обеспечения, знала, что лучший хлеб выпекается в отеле Osaka International. Чтобы овладеть навыком вымешива­ния теста, она и несколько инженеров добровольно поступили в обучение к старшему пекарю отеля. Научиться печь такой же превосходный хлеб, как и маэстро, было нелегко, и никто не мог объяснить почему. Однажды после многих безрезультатных по­пыток Танака поняла, что пекарь не только раскатывает, но и скручивает тесто. Это и был секрет производства вкусного хлеба. Другими словами, она социализировала неформализованное зна­ние пекаря посредством наблюдения, подражания и практики.

Социализация, кроме того, происходит и между разработчи­ками продукта и клиентами. Взаимодействие с клиентами и до разработки продукта, и после представления его на рынке явля ется непрерывным процессом распространения неформализован­ного знания и идет по его совершенствованию. Будет уместным вспомнить историю разработки компанией NEC первого персо­нального компьютера. Разработку начали совместно осуществ­лять сотрудники из отделов продаж полупроводников и интег­ральных схем, вдохновленные идеей наладить сбыт первого японского персонального компьютера ТК-80 и расширить объем продаж полупроводниковых устройств. Решение запустить ТК-80 в широкую продажу само по себе стало отходом от принципов политики NEC, специализировавшейся на выполнении заказов Nippon Telegraph and Telephone (NTT). Совершенно неожидан­но компьютер привлек в демонстрационный центр NEC самых разных покупателей — от школьников старших классов до про­фессионалов-энтузиастов. Демонстрационный центр располагался в Акихабаре — районе Токио, славящемся магазинами бытовой электроники. Через несколько лет в результате обмена опытом и общения с покупателями появился самый популярный персональ­ный компьютер NEC — РС-8000.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.