Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ежели кто оскорбит, надобно подумать, что это Господь хочет привести меня в чувство, напомнить, что я худа. (455)






Бог для того и посылает все неприятности, скорби, болезни, чтобы мы вспомнили о Нем, Его заповедях и начали жить по ним, а не для того, чтобы мы, осуждая обидчиков, губили свои души.

Авва Дорофей, когда увидел одного монаха, терпеливо, безо всякого внешнего раздражения сносившего оскорбления от братии, захотел узнать, что он при этом думает. (Эта история описана в книге аввы Дорофея, одной из лучших для начинающих духовную жизнь.) Авва удивлялся, что молодой монах пришел в такую меру преуспеяния. Он спросил его: " Как тебе это удается? " И тот ответил: " Я думаю про этих людей, что они не люди, а лающие псы". Это, конечно, самое худшее, что может быть. Потому что уж лучше по-человечески раздражаться, а потом каяться в этом, чем иметь такую ложную умиротворенность, происходящую от великой гордости. Старец перекрестился и сказал: " Избави, Боже, от такого наружного терпения".

Но истинное терпение - ценнейший дар, который дается тому, кто без ропота, с благодарностью принимает скорби.

Если бы мы были настоящими христианами, то должны были бы молиться не о том, чтобы Бог избавил нас от страданий, а о том, что бы Он даровал нам терпение переносить их. " Ты не умнее Бога", - говорил преподобный Исаак Сирин, увещевая покоряться Господу во всем. Предметом нашей православной веры является то, что Бог нас любит и все делает исключительно для нашего спасения, а от нас требуется это с любовью принимать.

34. Мы бегаем скорбей; а святые-то скорбели о том, что нет скорбей: можно ли, говорили, спастись без них? (393)

Преподобный авва Дорофей, когда еще был послушником, вопрошал: " Могу ли я спастись, если не чувствую никакой скорби? " Он не чувствовал никакой скорби, потому что был исключительным подвижником послушания - полностью предал свою волю духовным наставникам. Мы люди немощные и не способны так прямо и решительно отсечь свою волю. Мы и не призваны Богом к такому великому подвигу, поэтому должны благодушно терпеть скорби и знать, что мы только тогда и спасаемся, когда терпим их. Если какое-то время легко на душе, значит, Бог посылает нам утешение. Если же наша жизнь протекает ровно, безмятежно, стоит задуматься, богоугодно ли мы живем.

Терпение скорбей - это путь на Небо. Но терпение должно быть правильным. " На то жизнь эта, чтоб терпеть, и всякий что-нибудь терпит. Но терпеть надо умеючи, а то можно претерпеть, да пользы никакой не получить", - пишет святитель Феофан Затворник, и добавляет: " Терпение не идет впрок, если оно не ради Господа. Трудимся, терпим, выбиваемся из сил, да все ради врага, на свою же погибель".

Что значит " терпеть умеючи"? Когда происходит что-нибудь для нас неприятное, бесы и греховные привычки подталкивают нас к тому, чтобы осудить людей, осудить обстоятельства, осудить даже Самого Бога. Между тем основное правило духовной жизни очень просто и хорошо нам известно: не роптать и все происходящее принимать как из руки Божьей. Такой подвиг всем доступен, для этого не нужно быть ни богословом, ни монахом, ни священником. Для этого нужно быть просто христианином и хотеть спасти свою душу.

Все происходящее с нами либо приходит извне, либо исходит изнутри нас самих. Мы в ответе за то, что исходит от нас, тут область проявления нашей свободы, и все греховное требует самоукорения и покаяния. А что является нам извне, что от нас не зависит, то посылается всемогущим, любящим Богом и должно быть принято без ропота, с благодарением.

Ропот - хула на Бога. Когда ропщем, мы ставим свои желания выше воли Божьей и тем самым фактически восстаем на Бога. Это грех, близкий сатанинскому, поэтому святые отцы так строго предостерегают против ропота. Преподобный Исаак Сирин пишет, что Бог снисходителен к нашим немощам, но гневается на человека, который ропщет, и наказывает его.

Скорби нужно принимать не только с благодарностью, но и с радостью, ведь мы ими спасаемся. Если бы мы умом устремлялись к вечности, к Страшному суду, к мытарствам, которые ожидают нас всех без исключения, то радовались бы скорбям. Мы же, напротив, стараемся оттолкнуть от себя скорби и ропщем, потому что все наше внимание, все наши желания обращены к временному, а при этом, конечно, любая скорбь нам ненавистна, так как мешает нашему покою, нашему наслаждению жизнью.

Смириться нужно перед Богом. Если уж пришла скорбь (болезнь, смерть близкого человека, неудача в житейских делах), нужно склонить голову и мужественно терпеть. Но нам, плотским людям, свойственно суетиться и дергаться. С детства в нас воспитывают представление, что из всякого положения должен быть выход и нужно найти его любой ценой. Но в действительности из любого положения есть выход лишь в смысле вечного спасения в Царстве Небесном, потому что в каждой ситуации возможен свободный выбор: поступить по заповеди Божьей или по своему страстному желанию.

Что же касается жизни временной, то ничего приятного нам здесь не обещано - Сам Христос был распят и умер на кресте. Но зато нам обещано: если потерпим, как подобает, все посылаемое Богом во временной жизни, то будем спасены в вечной.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.