Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Строительная лихорадка

Лев Борисович Гинзбург

(строительная фирма)

Лев Борисович Гинзбург, приехавший в Киев работать на строительстве, и уже через десять лет завоевал уважение и славу в городе. Его строительная контора считалась лучшей подрядной организацией в Киеве.

На рубеже XIX-XX вв. его компания была причастна к строительству лучших зданий города – театров, банков, музеев, сакральных строений, учебных заведений и заводов.

 

Будучи успешным предпринимателем, сам Лев Борисович постепенно становился крупным киевским домовладельцем. Его первый, построенный в 1900-1901 годах шестиэтажный доходный дом на ул. Николаевской (сейчас – Городецкого), в свое время был самым высоким и считался одним из самых красивых в городе. Его роскошная отделка (пострадавшая во время войны), служила рекламой строительной конторы домовладельца. К тому же, его оборудовали технической новинкой – лифтом.

Второй дом Гинзбурга уже имел 7 этажей, а третий, – знаменитый «небоскреб Гинзбурга», – насчитывал 11 этажей. Это здание было самым высоким в Киеве с 1912 по 1941 года. В 1941 году дом взорвали. После войны остатки дома были разобраны, так как дом не подлежал восстановлению.

 

Плоскими улицами Подола я вышел на Днепр к старику Розинеру, несчастному лесопильному компаньону. Мудрый семьянин и старейшина лесного дела сидел на теплой шершавой доске, у ног его лежали нежные как гагачий пух опилки. Он понюхал щепотку древесной пыли и сказал:

– Эта балка – больная, чахоточная... Разве так пахнет здоровое дерево?

И, взглянув на меня желтыми овечьими глазами, заплакал, как плачет дерево – смолой.

– Вы не знаете, что такое — частный капитал! Частный капитал это мученик! – и старик развел руками, изображая беспомощность и казнь частного капитала.

Мученики частного капитала чтут память знаменитого подрядчика Гинзбурга, баснословного домовладельца, который умер нищим (киевляне любят сильные выражения) в советской больнице. Но можно еще жить, пока есть крепкое изюмное вино, любой день превращающее в Пасху, густые прозрачные наливки, чей вкус – само удивление, и солоноватое вишневое варенье.

Осип Мандельштам. Киев. 1926

Доходные дома как разновидность наемного жилья появились в Европе еще в конце XVIII столетия, а в Украине и, в частности, в Киеве, стали массовым видом жилища со второй половины XIX века.

Это многоэтажные дома, состоявшие из отдельных квартир. Средняя высотность доходных домов составляла 4-5 этажей. Однако с появлением лифтов и усовершенствованием водопровода появилась возможность увеличивать высотность зданий до 10-11 этажей. Они могли объединять жилье с магазинами, банками, конторами и пр.

Доходный дом принадлежал одному домовладельцу, который получал квартирную плату за аренду помещений, и брал на себя все и затраты на содержание дома.

По площади квартиры разделялись на малые (3-4 комнаты общей площадью до 80 кв.м), средние (6-7 комнат общей площадью до

120 кв.м) и большие (7-10 комнат общей площадью 180-200 кв.м). Дешевые квартиры для рабочих и малообеспеченного населения состояли из 1-2 комнат и кухни-столовой общей площадью 30 - 50 кв.м. Арендная плата за квартиру начислялась в каждом случае отдельно и составляла в среднем 100 - 200 рублей ежегодно. Для сравнения, киевский ювелир в 1914 году получал в месяц в среднем 55 руб., а портной – 38 руб.

Иосиф Абрамович Зекцер

(архитектор)

 

Детство будущего мастера архитектуры прошло на Подолье, где он учился в Винницкой гимназии. Родители хотели дать ему религиозное образование, сделать молодого Иосифа раввином, но он выбрал иной путь и стал инженером-технологом. По тогдашнему законодательству это давало право на производство построек. Инженер Зекцер почувствовал в себе призвание к зодчеству, однако в художественном смысле квалификации технолога было явно недостаточно. И он отправился за границу совершенствоваться в архитектуре, поработал в Париже, Берлине и Вене.

 

К 1897 году Иосиф Зекцер, которому едва исполнилось тридцать лет, имел уже пятилетний строительный опыт. Переехав из Винницы в Киев, он открыл здесь техническо-строительное бюро и стал одним из многочисленных частнопрактикующих архитекторов.

 

Он свободно владел целым набором художественных стилей, применяя в зависимости от ситуации и желания заказчика то один, то другой. А помимо этого, для Зекцера не составляло труда с наибольшей выгодой использовать площадь участка: в европейских столицах, где он стажировался, можно было изучить множество подобных случаев. Вероятно, отсюда его неординарные планировки.

 

После революции Зекцер стал заведующим ремонтно-строительным подотделом коммунальных предприятий Киева, успешно работал во многих других городах. Здесь же, в Киеве, после нелепого несчастного случая с трамваем оборвался его жизненный и творческий путь. Киевского архитектора доставили в больницу Скорой помощи, в здание, которое он сам проектировал.

Александра Хелемская-Зекцер вспоминала:

“Отца окружили большим вниманием. Персонал знал, что он строил больницу. Последние слова перед операцией были: «Я много строил, пусть строят другие»”.

 

Киевский кирпич

 

В Киеве были обнаружены огромные залежи так называемой синей (спондиловой) глины, пригодной для производства кирпича. Легче всего ее добывать в ярах, долинах ручьев и мелких рек, – поэтому кирпичные заводы издавна размещались у берегов реки Лыбедь, Сырецкого ручья и т. д. В 1848 году в городе и на окраинах действовало 7 таких предприятий (старейшее принадлежало Лавре), в 1913-м непосредственно в Киеве их насчитывалось 13, а в Киевском уезде – 28.

Кирпич получался настолько качественным, что его использовали для облицовки фасадов, которые после этого можно было не штукатурить; для пущей красоты контуры каждого отдельного кирпичика обводили серой краской.

Яков Бернер

Яков Николаевич Бернер – купец второй гильдии, один из известнейших городских деятелей своего времени. Вся жизнь Якова Бернера была связана с Киевом. Родился он в 1837 или 1838 году в семье коммерсанта, также киевского старожила. За несколько лет до рождения Якова власти, подчиняясь указу Николая I, организовали выселение из Киева всех евреев, и только выкрестам дозволено было оставаться в городе и заниматься там бизнесом. Семья Бернеров приняла крещение.

Окончив гимназию будущий фабрикант по примеру отца занялся коммерцией. Уже в 1858 году Бернер получил статус купца.

 

 

Там, где А., Б., В. и другие жаловали по одной, две, три тысячи рублей, Я.Бернер выделялся тем, что жертвовал десять, пятнадцать тысяч, но, к сожалению, не рублей, а кирпича…

Сергей Ярон. Воспоминания старожила

Технология производства была отработана до мелочей. Сначала добытую осенью глину складывали в огромные груды – «кабаны» или «боровы», и в таком виде она зимовала. Весной начиналось собственно производство.

Для достижения необходимой однородности сырье помещали в «мяла» – специальные ямы с деревянной облицовкой, где залитую водой глину разминали с помощью особых телег, груженных камнями. Чаще всего телегу двигала с помощью рычага лошадь, обходя «мяло» по кругу.

Часов за десять сырье достигало тестообразного состояния. Дальше на площадке – «полянке» – велось формование. Рабочие трудились парами: формовщик и «галечник». Второй подавал кусок глины – «гальку» – первому, тот деревянной ручной формой на два кирпича делал заготовки, которые раскладывались для сушки, а через несколько дней поступали в печь для обжига.

 

Ежегодно на каждом заводе изготавливалось по нескольку миллионов штук кирпича; общее производство по городу в период наибольшего взлета достигало 140-150 миллионов штук. Дешевизна рабочей силы и минимальные транспортные затраты способствовали тому, что и при ручном труде кирпичный бизнес был рентабельным, а продукция — доступной. Средняя по городу цена, соответственно для периодов кризисов или взлетов в строительстве, составляла от 14-15 до 22-25 рублей за тысячу штук.

Нарастающее развитие строительного дела в Киеве побудило Якова Николаевича сосредоточиться на производстве кирпича. Поначалу он взял в аренду кирпичный завод, принадлежавший Выдубицкому монастырю. Шли годы, и Яков Бернер обзавелся собственными заводами по изготовлению кирпича для киевлян.

Продукция, выпускаемая Бернером, была первосортной. Недаром весь кирпич его киевских заводов скупал «на корню» Лев Гинзбург – ведущий строительный подрядчик города. Гинзбург дорожил своей высокой репутацией и, конечно, не стал бы использовать некачественные стройматериалы. Не удивительно, что при реставрации киевских театров, учебных заведений, храмов, солидных доходных домов на многих кирпичах обнаруживается клеймо «Я. БЕРНЕРЪ».

Из нескольких кирпичных заводов, в разное время принадлежавших Бернеру, три находились на Корчеватом. Хотя во время войны эти предприятия подверглись сильным разрушениям, производство стройматериалов здесь неизменно возрождалось. В этой местности до сих пор существует кирпичное, керамзитное и цементное предприятия.

 

В 1890 году Бернер купил участок земли с садом площадью свыше 7 га, который находился в самом конце Большой Васильковской улицы, рядом с рекой Лыбедью и основал на нем новый завод, где трудились 80-85 рабочих. Бывшее предприятие Бернера продолжало изготавливать кирпич и после революции; в предвоенные годы оно именовалось «Сталинский кирпичный завод». Однако после войны его ликвидировали. Территория бывшего завода отошла под площадь у станции метро «Лыбедская» и прилегавший к ней рынок, на месте которого сейчас построен новый торговый центр «Ocean Plaza».

 

 

Иона Мордкович Зайцев

родился в 1828 году близ Канева. Со временем он переехал в Киев.

Иона Зайцев был одним из крупных киевских промышленников, владельцем сахарных заводов, а также активно участвовал в оказании благотворительной помощи нуждающимся и престарелым единоверцам.

В 1899 году Иона Зайцев приобрел усадьбу Багреевых с кирпичным заводом. Общая площадь его владений под склоном горы Юрковица превышала 10 гектаров. В 1911 году это место получило печальную известность в связи с «делом Бейлиса» – одной из трагических страниц истории евреев Киева.

Построил еврейскую больницу

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Цветные металлы и сплавы. | телерепортажа




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.