Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные фонды предприятия, их состав, структура, стоимость






В производственном процессе любого предприятия участвуют люди и средства производства. Составной частью средств производства является основной капитал, который непосредственно участвует в создании материальных ценностей.

И, как известно, основой любого производственного процесса является труд, который предполагает в качестве необходимого условия своей деятельности наличие средств и предметов труда.

Средства труда становятся стоимостной категорией лишь в том случае, когда рассматривается способ их использования, характер которого определяется собственностью на средства производства.

Если средства труда находятся в частной собственности, они являются основным капиталом.

В условиях общественной собственности средства труда выступают в форме основных производственных фондов, обладающих потребительной стоимостью. Следовательно, к основным производственным фондам относятся только те средства труда, которые созданы трудом и имеют стоимость.

Таким образом:

Основные производственные фонды предприятия – это стоимостное выражение средств труда

или

Основные производственные фонды предприятия – это средства труда участву/ющие во многих производственных циклах, сохраняющие свою натуральную форму и переносящие стоимость на изготовляемый продукт частями, по мере износа.

Отличие средств труда от предметов труда состоит в том, что первые принимают участие в создание продукта в течение ряда производственных циклов, тогда как вторые участвуют в процессе производства только в течение одного цикла. Средства труда в каждом рабочем цикле в результате физического износа теряют часть своей стоимости, сохраняя свою потребительскую стоимость. Предметы труда расходуются полностью в течение одного рабочего цикла и выбывают из производства, будучи воплощенными в готовый продукт. Средства труда, участвующие в процессе производства, вступают в обращение не в своей потребительной форме, а только частью своей стоимости, а остальная часть остается в производстве.

Средства труда и предметы труда составляют вещественное содержание производственных фондов предприятия – основных и оборотных.

К основным фондам автомобильного транспорта относятся (рис. 3):

транспортные средства, здания и сооружения, силовое оборудование, инструменты, производственный и хозяйственный инвентарь, а также другие средства труда сроком службы более одного года и стоимостью более 20000 рублей.

Производственные здания и служебные сооружения;  
Транспортные средства – автомобили легковые и грузовые, тягачи, прицепы и полуприцепы;
Сооружения – мосты, эстакады, дороги и дорожные сооружения, хранилища, топливозаправочные колонки, водонапорные башни, водостоки, оборудованные открытые стоянки автомобилей;
 
Силовые установки – двигатели, генераторы, паровые котлы и установки, превращающие разного рода энергию в механическую;
Производственное оборудование зон и цехов ТО и ТР,
 
Инструменты – все виды со сроком службы более года и стоимостью более 100 минимальных размеров оплаты труда;
Книжный фонд технических библиотек.
КЛАССИФИКАЦИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ НА АТП

Рис. 3 Классификация основных средств на АТП

В зависимости от отраслей народного хозяйства основные фонды делятся на основные производственные фонды промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, торговли и др.

Для учета и планирования воспроизводства основные фонды делятся на группы и виды в соответствии со сроком службы и назначением в производственном процессе.

Так в народном хозяйстве России действует классификация ОФ, которая обязательна для ОФ всех сфер деятельности и форм собственности. Единообразие классификации ОФ является важным условием точности их учета, сопоставимости, определения развития отраслей народного хозяйства.

С другой стороны классификация ОФ может быть построена с использованием иного методического подхода.

Так Указом Президента РФ от 8 мая 1996 г. № 685 была введена новая классификация имущества, подлежащая амортизации. В ней все ОФ подразделялись на 4 категории с соответствующими сроками амортизации:

1. здания и сооружения, их структурные компоненты – 20 лет;

2. легковой автотранспорт, легкий грузовой автотранспорт, конторское оборудование и мебель, компьютерная техника, системы обработки данных – 4 года;

3. техническое, энергетическое, транспортное и иное оборудование и материальные активы, не входящие в первые две категории – 6, 6лет;

4. нематериальные активы (право пользования земельными участками, патенты, программные продукты, торговые марки, товарные знаки и т.д.) – до 10 лет.

Но с 1 января 2002 г. по Постановлению Правительства РФ № 1 была разработана и введена в действие новая классификация ОФ, включаемых в амортизационные группы в зависимости от срока использования.

Структура основных фондов АТП зависит от многих факторов, в том числе от количественного и качественного составов автомобильного парка, уровня организации и специализации производства. Преобладающее количество большегрузных автомобилей повышает удельное содержание транспортных средств в составе основных фондов предприятия. Вместе с тем наличие на АТП автомобилей, отработавших свой амортизационный срок службы, приводит к расширению материально-технической базы, необходимой для проведения ТД, ТО и ТР, и изменяет тем самым соотношение в структуре производственных фондов.

Структура ОФ зависит от географического размещения производства (суровые климатические условия требуют больших капиталовложений при строительстве зданий; в необжитых районах – повышается удельный вес затрат на сооружения, транспорт).

На структуру ОФ значительно влияет размер предприятия. На крупных – более высокий удельный вес имеют машины, оборудование и более низкий – здания, инвентарь.

Структура ОФ зависит от формы организации производства (обрабатывающие, добывающие предприятия). Структура ОФ неодинакова в различных отраслях (табл. 19).

Большую часть основных производственных фондов автотранспортных предприятий составляют транспортные средства – от 50 до 80%, а доля зданий всего 30%, это объясняется особенностями транспортного производства, где транспортный процесс осуществляется вне здания, а сами здания необходимы для выполнения технического обслуживания, ремонта, хранения автомобилей и других вспомогательных операций.

Небольшую долю в основных фондах автомобильного транспорта составляют сооружения. Это объясняется тем, что такие сооружения, как дороги, мосты, тоннели, не являются принадлежностью автотранспортных предприятий и не входят в состав их основных фондов. Автотранспортным предприятиям принадлежат такие сооружения, как бензоколонки, маслохранилища и другие, стоимость которых сравнительно не велика по отношению к другим основным фондам.

Небольшая доля в структуре основных фондов автомобильного транспорта приходится на оборудование. Так как оборудование в автомобильном транспорте необходимо только для технического воздействия при обслуживании и ремонте подвижного состава. К тому же на автомобильном транспорте исключительно низкий уровень механизации гаражных процессов, в основном применяется только ручной труд. Но следует отметить, что в настоящее время на некоторых предприятиях применяют механические установки для мойки автомобилей, для технических воздействий, контроля технического состояния автомобилей. Это некоторым образом увеличивает долю оборудования в общем количестве основных производственных фондов АТП.

Таблица 19






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.