Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1. Введение в проблему создания знания компанией






Для большинства западных спе­циалистов японские компании остаются загадкой. Они не отли­чаются сверхъестественной эффективностью, предприимчивостью или инициативностью. Тем не менее, медленно, но верно компа­нии из Японии укрепляют свои позиции в борьбе с конкурента­ми из разных стран мира.

Чем же вызван успех японских компаний? В настоящей книге мы предлагаем свое объяснение. Мы постараемся доказать, что секрет их успеха кроется не в квалификации персонала, доступе к дешевым кредитам, тесных и конструктивных взаимоотноше­ниях с клиентами, поставщиками и государственными структу­рами или системе пожизненного найма, строгой иерархической структуре и других способах использования человеческого фак­тора, хотя все вышеперечисленное, несомненно, играет важную роль. По нашему мнению, японские компании функционируют настолько успешно благодаря своим навыкам и опыту создания организационного знания. Под этим термином мы понимаем спо­собность компании как единого целого создавать новое знание, распространять его по всей организации и воплощать в продук­ции, услугах и системах. Понять процесс создания знания орга­низацией — значит понять процесс осуществления инноваций японскими компаниями, а ведь они славятся постоянным и непре­рывным совершенствованием методов работы.

Наша точка зрения противоречит взглядам большинства за­падных аналитиков, разделяющих общепринятые воззрения, со­гласно которым японские компании, несмотря на исключитель­но развитые способности к подражанию и адаптации, не в такой мере склонны к введению инноваций, особенно «знания», игра­ющего важную роль в достижении конкурентного преимущества. Рассмотрим, например, спор о конкурентоспособности в облас­тях производства компьютеров и полупроводников. В 1990 г. Япо­ния вызывала всеобщий ужас, к настоящему времени практи­чески развеянный. Сейчас считается общепринятым мнение, согласно которому американские компании, специализирующие­ся в упомянутых областях, вернули утраченные позиции благо­даря разработке новых архитектур и дизайна. Некоторые утвер­ждают, что Япония вообще никогда не представляла серьезной угрозы в области телекоммуникаций и разработки программного обеспечения.

Эти взгляды подтверждаются переживаемым японскими ком­паниями в настоящее время спадом, самым длительным и выра­женным в современной истории. Мы согласны с тем, что разви­тие японских компаний замедлилось, но в то же время считаем, что из спада они выйдут еще более сильными. Исторически сло­жилось, что, находясь перед угрозой кризиса, японские компа­нии обращаются к созданию организационного знания как к сред­ству разрыва с прошлым и продвижения к новым, неиспробо-ванным возможностям.

По меньшей мере 50 последних лет японские компании суще­ствуют в условиях стабильной нестабильности. После разруши­тельной Второй мировой войны они пережили последствия двух локальных войн, в Корее и во Вьетнаме, и множество экономи­ческих кризисов, в том числе двух энергетических, «Никсон-шока»·, кризиса иены и, не так давно, краха экономики «мыль­ного пузыря». Помимо внешних факторов японские компании испытали на себе изменение структуры рынка, смену технологи­ческих процессов, увеличение числа конкурентов и моральное устаревание продукции чуть ли не за одну ночь.

Противостояние нестабильности для наиболее успешных япон­ских компаний являлось делом жизни или смерти. Компания Honda, например, не производила бы автомобили сейчас, если бы не разработала высокоэффективный двигатель до энергети­ческих кризисов. В области производства фотоаппаратов компа­ния Canon сделала ставку на АЕ-1, первую однолинзовую зер­кальную камеру с электронной начинкой. Точно так же имя Sony в наши дни могло бы уже кануть в лету, если бы корпорация не начала осуществлять стратегию агрессивного экспорта еще в те времена, когда слова «сделано в Японии» означали «дешево и плохо».

Японские компании, позже вступившие в международную кон­курентную борьбу, никогда не достигали такого успеха и гос­подства на рынке, как IBM, General Motors или Sears Roebuck.. Конкуренция для японских компаний была тяжелой битвой. Ог­лядываясь назад, можно признать, что попытки были удачны, хотя и не принесли таких плодов успеха, как безмятежность и высокомерие, ставших бичом трех упомянутых выше мастодон­тов. Ни одна японская компания никогда не господствовала, как IBM, возглавившая компьютерный бизнес, или General Motors и Sears Roebuck·, задававшие тон в автомобилестроении и роз­ничной торговле. Став правителями своих вотчин, эти компании уютно почивали на лаврах и в результате оказались слепыми и глухими к переменам, происходящим вокруг них. Нормой их жизни стала не изменчивость, а стабильность.

В отличие от них, японские компании выстояли в ведущейся по жестким правилам международной конкурентной борьбе, ча­сто преодолевая казалось бы непреодолимые препятствия и воз­рождаясь после сокрушительных ударов. Даже сейчас они не в состоянии возгордиться и расслабиться. Страх потерь и надежда на приобретения заставляют японские компании реагировать на ожидаемые перемены введением новых элементов — технологий, дизайна продукции, производственных процессов, подхода к маркетингу, форм продаж или новых методов работы с клиента­ми. Японские производители мотоциклов, например, на основа­нии всплеска рождаемости·· в Соединенных Штатах, смогли предсказать рост спроса на небольшие модели с малым объемом двигателя, а их конкуренты такие модели отвергли, считая низ­коприбыльными и не заслуживающими внимания.

Но для успешных японских компаний инновации не были еди­новременной акцией. Одно внедренное новшество требует вне­дрения другого, а это означает постоянное улучшение и совер­шенствование. Именно это и происходит в японской автомобиль­ной промышленности.

Японские автомобильные фирмы начинали свое проникновение на иностранные рынки, предлагая небольшие недорогие машины удовлетворительного качества, конкурентоспособные ввиду более низкой стоимости труда. Несмотря на то что это преимущество сохранялось, компании продолжали совер­шенствоваться. Они проводили политику агрессивного инвес­тирования в строительство современных заводов и достигали экономичности за счет роста масштабов производства. Следующий этап состоял во внедрении новых технологий. Эти компании стали первопроходцами, выпускающими современную продукцию и стремящимися перейти на другой уровень качества и производительности труда. Таким образом они добились лучшего, по сравнению с иностранными конкурентами, качества продукции, сервиса и соответствия запросам клиентов. И вот в недавнем прошлом японские производители автомобилей стали лидерами в области производственных технологий, а в наши дни представляют новые, пользующиеся большим спросом модели.

Непрерывное введение различных новшеств характерно для японских компаний, специализирующихся и в других отраслях промышленности, в том числе производстве мотоциклов, быто­вой электроники, швейных машин и кондиционеров.

Каким образом японские компании осуществляют непрерыв­ные инновационные процессы? Один из способов — оценить сло­жившуюся ситуацию и предсказать возможные изменения рын­ка, технологий, продукции или условий конкуренции. Мы уже объяснили, что борьба за существование в нестабильном мире пошла японским компаниям на пользу, постоянно вынуждая их добиваться все больших преимуществ. Конечно, эта черта — го­товность отказаться от ранее приносивших успех методов — характерна не только для японских компаний, но и для всех успешно функционирующих компаний вообще. Изменения для них — повседневность и благо, в противоположность упомяну­тым выше трем мастодонтам, поглощенным мыслью, как сохра­нить завоеванные позиции, и воспринимающим перемены со стра­хом потерять то, что уже завоевано. Эти компании превратились в замкнутые образования, мечтающие о предсказуемости и ста­бильности.

Времена перемен часто вынуждают компании принимать на вооружение знания, созданные вне организации. Японские ком­пании постоянно обращаются к поставщикам, клиентам, рас­пространителям продукции, государственным структурам и даже к конкурентам в поиске новых аспектов проблем или ключей к их решению. Как утопающий хватается за соломинку, так и ком­пании, даже находясь в отчаянии от перемен, собирают знания из внешних источников. Исключительно для японских компа­ний характерно постоянное введение нового посредством уста­новления связи между внешними и внутренними источниками. Привнесенные извне знания широко распространяются в самой организации и превращаются в знания компании, затем вопло­щаются в создании новых технологий и продукции. В данном случае мы имеем право говорить об определенной трансформа­ции знаний, принадлежащих прочим структурам, в неотъемле­мую часть знаний компании в виде новой продукции, услуг или систем. Именно этот процесс является ключом к пониманию при­чин успеха японских компаний. Именно это сочетание внешней и внутренней деятельности позволяет японским компаниям по­стоянно вводить новшества, которые, в свою очередь, помогают получить конкурентные преимущества, что проиллюстрировано приведенной ниже схемой.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.