Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Охрана окружающей среды (ОС) и повышение эколого-экономической эффективности.






Под термином «ОС» понимается среда обитания и производственной деятельности человека. Другими словами, это совокупность как естественных природных компонентов (воздуха, воды, почвы, животного и растительного мира), так и искусственно созданных материальных объектов (зданий, сооружений, населенных пунктов).

Охрана ОС – это совокупность мероприятий, направленных на охрану и восстановление природной среды, ее защиту от загрязнения и разрушения. Охрана природных ресурсов вполне совместима с активным их использованием, однако такое использование должно не только не приводить к деградации или истощению ресурсов, но по возможности способствовать их улучшению. Т.о., природу следует охранять, прежде всего, для того, чтобы можно было эффективно ее использовать. Охрана ОС возможна лишь при рациональном природопользовании. Основные причины нерационального природопользования – отсутствие эк.заинтересованности производителей в бережном отношении к природе и недостаточность денежных средств, выделяемых для защиты ОС.

К основным направлениям охраны ОС на предприятии АПК относятся охрана почв от истощения, эрозии, засоления, подкисления, заболачивания, уплотнения, борьба с загрязнениям водных объектов и атмосферного воздуха.

Эколого-экономическая эффективность характеризует результативность процесса производства сел.хоз-ой продукции с учетом его экологического влиянии на ОС.

Экологическим воздействием называется денежная оценка измерений, происходящих в ОС под влиянием производственной деятельности. Такое воздействие может быть положительным или отрицательным. При отрицательной его величине говорят об экологическом ущербе, при положительной – о соответствующем эффекте. Ущерб в сел.хоз-ве возникает, прежде всего, при загрязнении водного, воздушного бассейнов и земли, в результате чего снижается урожайность сел.хоз-ых культур, увеличиваются расходы на поддержание плодородия почвы, снижается продуктивность животных.

 

13. Понятие и структура рынка: понятие рынка и рыночного механизма, классификация и виды рынков в отрасли, функции рынка и рыночная инфраструктура.

Рынок — это система эк.отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения продукции (товаров, работ, услуг) и характеризующаяся свободой хозяйствующих субъектов в выборе покупателей, продавцов, определении цен, формировании и использовании источников ресурсов. Рыночный механизм — это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и основных экономических законов рынка.

Рынок как система хозяйствования выполняет след. функции: информационную (через цены, процентные ставки рынок дает участникам информацию об объективно необходимом кол-ве, ассортименте и качестве товаров, которые следует поставлять), посредническую (в рамках рыночной экономики с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбрать наиболее приемлемого поставщика, а продавец — наиболее подход. Покупателя), ценообразующую (рыночное ценообразование подчинено двум законам: закону стоимости и закону спроса и предложения), регулирующую (благодаря взаимодействию D и S рынок дает ответ на вопросы: Что производить? Для кого производить? Как производить?), санирующую (с помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от эк.неустойчивых, нежизнеспособных хоз-ых единиц и дает простор более предприимчивым и эффективным).

Рынки могут быть классифицированы по различным критериям:

* по эк.назначению объектов рыночных отношений — потребительских товаров и услуг, товаров промышленного назначения, промежуточных товаров, «ноу-хау», сырья, труда, ценных бумаг, теневой, вторичного сырья и т. д.;

* географическому положению — местный, национальный, мировой;

*степени ограничения конкуренции — монополистический, олигополистический, монопсонический, свободный, смешанный и др.;

*отраслям — автомобильный, нефтяной, с/х сырья, продуктов питания и др.;

*характеру продаж: — оптовый, розничный.

Рынку сел.хоз-ой продукции свойственны определенные особенности, вытекающие из особенностей самого сел.хоз-ого производства:

1. Предложение сел.хоз-ой продукции зависит от складывающихся погодных условий, что ограничивает возможности контроля со стороны сельского товаропроизводителя за количеством и качеством продукции. Это важно учитывать всем сел.хоз-ым предприятиям, поскольку от данного фактора риска избавиться невозможно.

2. Спрос на сел.хоз-ую продукцию относительно устойчив, поскольку связан со стабильной потребностью населения в продуктах питания. В определенной степени указанная особенность аграрного рынка компенсирует отриц. влияние предыдущей.

3. Большая объемная масса и скоропортящийся характер большинства видов продукции вызывают потребность, с одной стороны, в хранилищах (для овощей, картофеля, плодов и т.д.), с другой — в реализации товара в максимально сжатые сроки.

4. Территориальная отдаленность потребителя сель.хоз-ой продукции (это в основном городское население) от производителя вызывает необходимость ее сбыта через длинную цепь посредников. Это означает потерю определенной доли дохода, производитель вынужден делить его с посредниками.

 

14. Кооперация в сельском хозяйстве: принципы, виды и социально- экономическая эффективность

Кооперация представляет собой сотрудничество и реализуется через множество организационных форм. Сельскохозяйственная кооперация- это система различных с/х кооперативов и их союзов, созданных с/х товаропроизводителями в целях удовлетворения своих экономических и иных потребностей. С/х кооператив представляет собой одну из организационно- правовых форм ведения хозяйства. Это организация, созданная сельскохозяйственными товаропроизводителями для совместной пр-венной или иной хозяйственной деятельности, основанной на объединении их паевых взносов. Сельхозкооператив отличается от других кооперативов тем, что создается сельскохозяйственными товаропроизводителями. С/х кооператив создается и функционирует на основе следующих принципов: добровольность членства; взаимопомощь и обеспечение экономической выгоды для членов кооператива; распределение прибыли и убытков между его членами с учетом их личного трудового участия или участия в хозяйственной деятельности кооператива; ограничение участия в хозяйственной деятельности лиц, не являющихся членами кооператива, управление деятельностью кооператива на демократических началах (один член- один голос); доступность информации о деятельности кооператива для всех его членов. Члены кооператива подразделяются на основных и ассоциативных. Основной член- физическое лицо или юридическое, внесшее паевой взнос, и принятое в кооператив с правом голоса. Ассоциативный член кооператива- физическое и юридическое лицо, внесшее паевой взнос, получающие дивиденды, но не имеющие права голоса, за исключением случаев, предусмотренных законом. Основной член кооператива получает кооперативные выплаты- часть прибыли кооператива, распределяемую между его членами пропорционально их личному трудовому участию либо участию в хозяйственной деятельности кооператива, и дивиденды- часть прибыли, выплачиваемую по дополнительным паям членов кооператива. Помимо этого член кооператива получает зарплату, размер которой определяется в зависимости от его личного участия и доходов кооператива. Различают три вида паевых взносов: обязательный, и дополнительный для членов кооператива и паевой взнос ассоциативного члена кооператива. Обязательный паевой взнос вносится членом кооператива в обязательном порядке, дает право голоса и право на участие в деятельности кооператива. Дополнительный паевой взнос- вносится по желанию членов кооператива по желанию сверх обязательного пая. Размер паевого взноса ассоциативных членов определяется в соответствии с уставом кооператива на основании утверждаемого его наблюдательным советом договора, заключаемого с ассоциативными членами. С/х кооператив может иметь форму пр-венного и потребительского. Пр-венный- создается гражданами для самостоятельной деятельности по пр-ву, переработка и сбыту с/х продукции, а также для выполнения иной, не запрещенной законом деятельности, основанной на личном трудовом участии членов кооператива. Виды пр-венных кооперативов: сельскохозяйственная или рыболовецкая артель (колхоз), кооперативное хозяйство (коопхоз). Колхоз- создается гражданами для самостоятельной деятельности по пр-ву, переработке и сбыту с/х продукции путем добровольного объединения имущественных паевых взносов в виде денежных средств, земельных участков, земельных и имущественных долей. Коопхоз создается главами крестьянских хозяйств, ведущими личное подсобное хозяйство, для совместной деятельности по обработке земли, пр-ву животноводческой продукции или выполнения иной деятельности, связанной с пр-вом с/х продукции. Членов в пр-венном кооперативе должно быть не мене пяти. В противном случае оно подлежит ликвидации. С/х потребительский кооператив создается гражданами при обязательном условии участия их в хозяйственной деятельности кооператива. Потребительские кооперативы- это не коммерческие организации. В зависимости от вида деятельности они подразделяются на перерабатывающие, сбытовые, обслуживающие, садоводческие, огороднические, животноводческие, кредитные, страховые. Потребительский кооператив образуется, если в его состав входят не менее двух юридических лиц или не менее пяти граждан. При этом юридическое лицо, являющееся членом кооператива, имеет один голос при принятии решения общим собранием.

 

15. Инвестиции и капитальные вложения: понятие, назначение и виды инвестиций. Сущность капитальных вложений.

Инвестиции – денеж. средства, цен-е бумаги, иное имущ-во, в т. ч. имуществен. права, иные права, имеющие денеж. оценку, вкладываемые в объекты предпринимат. деят-ти для получения прибыли или достижения иного полезного эффекта.

Причины инвестирования: 1.Обновление материально-технй базы. Цель: снижение затрат предприятия за счет замены оборудования, обучения персонала или перемещения про-ва в регионы с более выгодными условиями про-ва. 2.Наращивание объемов производст. деят-ти.Цель: расширение возмож-й выпуска товаров для ранее сформир-ся рынков в рамках существ пр-в. 3.Освоение новых видов деят-ти. Цель: создание совершенно нов. пред-тий, кот. будут выпускать ранее не производящиеся товары или оказывать новые услуги. 4.Удовлетворение требований гос. органов. Цель: обеспечение соответствия про-ва требованиям гос. в части экологии, безопасности продукции и др.

актуальной проблемой явл.: 1. эффективное вложение капитала, 2проблема выбора объекта влож-ий, 3определ-ия их оптимал размеров, 4пр снижения риска инвес-ий, 5пр опред-ия показ-ей инв проектов. Проблемой оценки инвестиций заним след. субъекты: 1. предприятия различ. форм собс-ти – участники ивестиц. проектов, 2. разработчики инвестиц проектов, 3. органы гос. власти и управления. В ходе экон-кой оценки инвестиций решаются след. задачи: 1. определение реализуемости и эффек-ти инвестиц. проектов в процессе их разработки. 2. обоснование целесообразности участия в проекте заинтерес предприятий, банков, фед. и регионал. органов упр-я. 3. сравнение эффе-ти различ проектов или вариантов одного и того же проекта. 4. оптимизация инвестиц. портфеля предприятия. 5. гос., отрасл. и др. виды экспертиз инвестиц. проекта.

Объекты инвестиций в РФ – различ виды имущества частной, гос., муниципальной и др. форм собс-ти. Субъекты инвестиций РФ: Инвесторы – физич. или юр. лица, осущ-щие инвестиции с участием собств. или привлеч средств. Заказчики – уполномоч инвесторами физ. или юр. лица непосредственно реализ проект и осуществл. для этого все необходимые действия в пределах прав, предоставленных инвесторами. Подрядчики – физич. или юр. лица, кот. выполняют работы по договору подряда или гос. контракта, заключ заказчиком в соответствии с ГК РФ.

Виды инвестиций: 1.Пассивные (сохран. прибыльность предприятия на прежнем уровне) 2.Активные (обеспечивают повышение конкурентоспособности предприятия и его прибыльности) 3.Возмещающие (реинвестиции) (служат для восстановления стоимости осн. средств) 4.Чистые (приводят к увеличению стоимости имущества) 5.Физич (пр-венные здания, сооружения и т.д.) 6.В денеж. активы (депозиты в банке, облигации, акции и др.) 7.Нематериал. активы (товар знаки, лицензии и т.д.) 8.Капиталообразующие (реал) (обеспечивают создание и воспро-тво фондов) 9.Портфельные (фин) (помещение средств в финан. активы) 10.Пр-венные (направлены на развитие пр-ва продукции) 11. Непр-венные (направлены на развитие соц сферы) 12.Прямые (предполаг. непосред участие инвестора в выборе объекта инвест-ия) 13.Косвенные (осуществл через посредников) 14.Внутренние (на территории РФ) 15. Иностранные (вложения иностр физ и юр лиц и государств) 16. Зарубежные (вложения в объекты, находящю за пределами территории дан страны) 17. Краткосрочные (до 1г.) 18. Долгосрочные (свыше 1г.)

Источником инвестиций может быть: фонд накопления или сберегаемая часть национал. дохода, направляемая на увеличение и развитие факторов про-ва, а также фонд возмещения, использ. для обновления изнош части средств про-ва в виде амортизац-х отчислений. Принципы оценки эффек-ти инвестиц. проектов: 1. рассмотрение проекта на протяжении всего его жизнен. цикла, т.е. рассмотрение проекта от момента проведения прединвестиц. исследований до его прекращения. 2. моделирование денеж. потоков. 3. сопоставимость условий сравнения различных проектов, т.е. оценку проектов следует проводить по одной и той же методике. 4. учет фактора времени, т.е. учет изменения стоимости денег во времени. 5. учет результатов анализа рынка и фин-го состояния пред-тия. 6. учет неопределенности и рисков, связанных с проектом. 7.Учет всех наиболее существенных последствий проекта, как экономических, так и внеэкономических: влияние проекта на окружающую среду и соц. обстановку в регионе и др.8.Учет влияния инфляции. Источники финансирования инвестиций: Внутренние (собств) – неиспольз. амортизац. отчисления, нераспредел. прибыль, образованные за счет прибыли фонды и резервы, капитализация резервов, сред-ва от продажи, сдачи в аренду активов. Внешние (привлеч) – эмиссия акций, облигаций и др. долговых ценных бумаг, привлечение кредитов, лизинг, средства бюджетов всех уровней и т.д. Пути снижения инвестиц рисков: 1.Диверсификация (расширение номенклатуры и ассортимента выпуск продукции) 2.Получение достоверн и полной инф-ции 3.Лимитирование (установление предельно допустим. суммы средств на выпол-ие определ. операций) 4.Страхование и самострахование. 5.Адаптация проекта к измен условиям. 6.Корректировка парам-в проекта и примен. в расчетах экон нормативов.

16. Издержки пр-ва и себестоимости продукции в с/х

Глав. мотив деят-ти любой фирмы в рын. условиях – максим-ция прибыли. При пр-ве прод. затрачивается живой и прошлый (овеществленный) труд. Совокупность затрат живого и пошлого труда, овеществленного в ср-вах пр-ва, на создание прод. образует издержки пр-ва. Различают Поскольку издержки – это осн. ограничитель прибыли и одновременно глав- фактор, влияющий на объем предложения. Издержки делятся на: внешние (явные) и внутренние (неявные); постоянные и переменные; средние; предельные; валовые. осн. часть затрат фирмы п.с. внешние (явные) издержки – денеж. выплаты поставщикам факт-в произ-ва. это ее фактич. расходы на оборудование, сырье, энергию, полуфабрикаты, ЗП, аренду помещения и т.д. Но часто фирма использ. ресурсы, кот. принадлежат ей самой (собств. капитал в денеж. форме, собствен. производст. помещения, профессионал. навыки владельца фирмы и т.п.). Фирма не несет непосредственных денеж. расходов на оплату этих ресурсов, они для нее явл. как бы «бесплатными».. Поэтому испол-ние фирмой такого «бесплатного» ресурса фактически связано с отказом от получения дохода при его Альтер-ом применении, т.е. с опреде-ми изд-ми. Такие альтерн. изд-ки использования ресурсов, принадлежащих самой фирме, назыв. внутренними (неявными) издержками. Например, владелец собственного предприятия или магазина не платит самому себе заработную плату, не получает арендной платы за здание, в котором находится магазин. Получ-мая им прибыль (нормальная) составляет элемент издержек. Некот явные издержки, однако, не принимаются в расчет при принятии экономических решений. Это так называемые невозвратные издержки – одноразовые издержки, которые не могут быть возвращены даже при закрытии предприятия. К невозвратным издержкам относ., например, затраты на изготовление вывески с названием фирмы. Невозвратные издержки не имеют альтерн. стоимости и не включ. в эконом. изд-ки. Пост издержки – это расходы, кот. остаются неизменными, каково бы ни было кол-во произв-мой продукции. К ним относ. плата за аренду помещения, затраты на оборудование, оплату управл-ого и админ-ого персонала, оплата по облигационным займам, страх. взносы, часть кот. обязательна, оплата охраны и т.п. В отличие от пост., переменные издержки меняются в прямой завис-ти от объема произ-ва. Они связаны с затратами на покупку сырья и рабочей силы. Это в первую очередь затраты на сырье, материалы, энергию, ЗП работникам, транспорт и т. п. В краткоср-ом периоде пост. изд-ки остаются неизменными, фирма может изменять объем выпуск-ой прод-ции только с помощью изменения величины перемен. издержек. В долгоср-ом периоде все издержки становятся переменными, т.е. это достаточно длит. временной интервал для того, чтобы фирма могла изменить свои производ-ые мощности. Валовые (общие) издержки - представляют собой сумму пост. и перем. издержек при каждом конкретном уровне произ-ва. Средние издержки равны вал. издержкам, делен. на произведенное кол-во товара. Их предприниматель стремится их минимализировать. Обществ издержки пр-ва п.с. сумму овеществл-ого и жив. труда, затрач-ого общ-ом на пр-во данной прод.. Они необходимы для создания прод. при любом способе пр-ва и измеряются рабочим временем. Понятие индивид-х издержек опред как затраты на вводимые факторы пр-ва (труд, земля и капитал и предприним-ая способность). Индивид. издержки пр-ва п.с. издержки пр-ва отдел предприятия. Индивид. издержки соответствуют себест-ти прод. В условия рынка определяют также издержки по принципу упущ возможностей. Под издержками упущ возмож-й поним. изд-ки и потери дохода, кот. возникают при выборе одного из способов осуществления хоз-венных операций и отказе от другого возможного способа. Так как издержки упущенных возможностей предполагают выбор их называют альтернативными. Они вкл все виды выплат за использ ресурсы и состоят из двух видов: внешних и внутренних. Различ также предельные издержки предпр, т.е. дополнит. изд-ки, связанные с пр-вом еще одной ед. прод. Они м/б рассчитаны путем деления изменения общ. издержек пр-ва (руб.) на изменение кол-ва произвед прод.(т). В процессе доведения прод. от производителей до потребителей торговые орг-ции совершают общественно-необходимые труд., материал. и денеж. затраты, выступающие в форме издержек обращения. Издержки обращения имеют место везде, где происходит процесс товарного обращения.

 

17. Интеграция в с/х: горизонтальная и вертикальная интеграция, формы интеграции в с/х

Связь между промышленностью и с/х осуществл. путем интеграции. Разл. Горизонт интеграция п.с. систему взаимосвязей между предприятиями одной отрасли, т.е. отражает внутриотрас связи. Применительно к сельскому хозяйству это форма добровольного и равноправного сотрудничества с/х предприятий на базе кооперации, обмена продуктами своей деят-и или совместной организации пр-ва для достижения более высокой производительности труда. Гориз. интеграция наиболее развита в определ. отраслях, производящих тот или иной конкретный вид продукции. Вертик интеграция означает развитие межотраслевых связей, сотрудничество с/х и промышл. предприятий, технологически связанных единым процессом про-тва с/х прод. и ее промышл. переработки. Она полу-чила название агропромышленной.

В результате агропромышл. интеграции возникает синергический эффект, кот характ экономией текущ затрат, увеличением выпуска продукции, улучшением ее качества и сокращением сроков доставки потребителю, а в итоге более полным удовлетворением потребностей населения. Эконом показателями синерг эффекта являются: увелич объема продук (при неизменных объемах ресурсов) и экономия текущ затрат на про-во дан ее объема, вал доход, прибыль, уровень рентабельности.

Необходимость расширения интеграции в соврем условиях обусловлена рядом причин: сменой форм собст-ти, изменением производств. и земел отнош в деревне, системы управления хоз. деят-тью в аграрном секторе, проблемами становления рынка. В современных условиях АИ позв: - создать необходимые предпосылки для ускорен. внедрения в пр-во достижений НТП, - обеспечить рац. пропорции между объемами получаемого с/х сырья и промышл перерабатывающими мощностями; - ускорить продвижение продукции из одной технолог фазы в другую; - обеспечить единый воспроизвод процесс всей цепочки производств цикла; - более полно использовать сырье и отходы, полученные при промышл переработке; - эффективно использ имеющуюся рабочую силу и средства пр-ва в АПК; - оптимиз численность управл персонала и снизить издержки на его содержание и т.д.

В экон. районах в зависимости от складывающихся условий возникают различные орган-е формы, характ-еся неодин степенью и глубиной интеграц связей, а объединение отраслей разв в направлении от частичной (неполной) к полной интеграции. При непол интеграц предприятия работ на догов основе с использованием принципа купли-продажи, сохраняя полную хоз. самост-сть и право юр. лица. При этом хозяйства могут иметь различные формы собственности, характер про-ва, труда и т. д. Полн интеграция означ. переход на договорной основе к един. организ-ой, экон, соц структуре форм-ний, вошедших в интеграц. сис-му и работающих на един. конечный результат.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.