Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Математические методы. Методы теории информации






Формализация и моделирование процессов сбора, движения и преобразо­вания информации связаны с использованием математических методов. Поэто­му правовая информатика тесно связана с математикой и использует методы различных математических наук.

Усилия специалистов, применяющих точные мат. методы в правовой об­ласти, сосредоточены в двух направлениях:

1. математическая обработка результатов правовых исследований;

2. исследование структуры права математическими методами.

Эти направления составляют основу для создания и применения в право­вой области различных автоматизированных систем обработки социально-пра­вовой информации.

Математическая логика - современный вид формальной логики, т.е. нау­ки, изучающей умозаключения с точки зрения их формального строения.

Любая мысль в форме понятий, суждений или умозаключений не суще­ствует вне языка. Выявить и исследовать логические структуры можно лишь путем анализа языковых выражений.

Под высказыванием принято понимать некоторое предположение, о кото­ром имеет смысл говорить, что оно истинно или ложно. Над высказываниями определены следующие операции:

1. конъюнкция (логическое «и»);

2. дизъюнкция (логическое «или»);

3. отрицание (логическое «не»); 4. импликация («если.., то...»).

Основным препятствием на пути математического описания правовых норм является неоднозначность понятийного аппарата юридической науки, ко­торая многократно возрастает при некритичном использовании математических средств для его анализа. Противоречие состоит в том, что без применения мате­матического аппарата невозможно обеспечить полноту и точность правовых ис­следований, а применение математического аппарата невозможно в условиях существующей неоднозначности понятийного аппарата права.

Теорией информации называется наука, изучающая количественные за­кономерности, связанные с получением, передачей, обработкой и хранением информации. Информация, для того чтобы быть переданной, должна быть зако­дирована в виде сигналов, с помощью которых информация передается по раз­личным каналам связи. Это привело к необходимости решения задачи повыше­ния эффективности функционирования систем связи. Сложность при проекти­ровании и эксплуатации средств, систем и каналов связи состоит в том, что недостаточно решить задачу с физических и энергетических позиций.


Информационные технологии в юриспруденции

В теории информации при вычислении количества информации абстраги­руются от смысла информации. Такой подход соответствует задаче канала свя­зи, который должен передать информацию вне зависимости от ее ценности для адресата.

Любое сообщение, с которым мы имеем дело в теории информации, представляет совокупность сведений о некоторой физической системе. Оценка количества информации основывается на законах теории вероятностей и определяется через вероятность событий. Сообщение имеет ценность только тогда, когда мы узнаем из него об исходе события, имеющего случайный характер, т.е. исход события заранее не известен. Чем больше интересующее нас событие имеет случайных исходов, тем ценнее сообщение о его результате, тембольше информации содержит данное сообщение. Очевидно, если бы состояние системы было известно заранее, не было бы смысла передавать сообщение.

Поэтому в качестве объекта в теории информации рассматривается неко­торая физическая система X, которая случайным образом может оказаться в томили ином состоянии, т.е. система, которой заведомо присуща некоторая степень неопределенности. Очевидно, чем большая неопределенность присуща системе, тем ценнее полученные сведения.

Лекция составлена по материалам книг:

• Чубукова С.Г., Элькин В.Д. Основы правовой информатики: Учебное по­собие. Изд. второе, испр., доп. / Под ред. д.ю.н., проф. Рассолова М.М., проф. Элькина В.Д. - М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», 2007.

Андреев Б.В. Правовая информатика. М.: ИМП, 1998.

Гаврилое О.А. Интеллектуальные системы и технологии в правовой сфере //НТИ. Сер. 1. 1993. № 11.

Гаврилое О.А. Курс правовой информатики: Учебник для вузов. М.: НОР­МА, 2000.

• Информатика для юристов и экономистов / Под ред. СВ. Симоновича. СПб.: Питер, 2002.

• Право и информатика. М.: Изд-во Московского университета, 1990.

Рассолов М.М., Элъкин В.Д., Рассолов ИМ. Правовая информатика и управление в сфере предпринимательства. М.: Юристъ, 1996.

• Богатов Д.Ф., Богатов Ф.Г., Минаев В.А. Информатика и математика для юристов: Учебное пособие / Под ред. В.А. Минаева. М.: Изд-во ПРИОР, МЮИ МВД Россия, 1998.


Информационные технологии в юриспруденции

Лекция №6 Информатизация правотворческой деятельности

План лекции:

1. Правотворчество. Научно обоснованная систематизация правовой информации.

Создание автоматизированных справочных правовых систем. 2.Автоматизированные информационные системы Федерального Собрания. З. Автоматизированные информационные системы Министерства юстиции РФ.

4. Общемировая информационно-правовая сеть. Программный комплекс «Эталон Плюс ».

1. Правотворчество. Научно обоснованная систематизация правовой информации. Создание автоматизированных справочных правовых систем.

Правотворчество — это деятельность, прежде всего, государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм.

Отметим, что прежде чем приступать к упорядочению общественных отношений, необходимо чтобы сами нормативные акты были в порядке, чтобы они были приведены в соответствующую систему.

Систематизация — это упорядочение нормативных актов для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов, ликвидации пробелов.

Систематизация законодательства представляет собой одно из средств совершенствования правового регулирования.

Автоматизированные системы позволяют хранить и обрабатывать огромные информационные фонды, состоящие из десятков тысяч нормативных актов. Высокая производительность современной техники позволяет свести поиск необходимой правовой информации к нескольким минутам.

2. Автоматизированные информационные системы Федерального Собрания

Информационный фонд, представленный в компьютерной сети Государственной Думы, распределен по следующим рубрикам и базам данных:

1. Информация о деятельности Федерального Собрания РФ содержит базу данных о законотворческой деятельности нижней палаты парламента, включающую ее Регламент, календарь законопроектной работы, состав законопроектов, представленных субъектами законодательной инициативы, план их рассмотрения и прохождения в Государственной Думе и другие материалы; стенограммы заседаний Государственной Думы; стенограммы заседаний Совета Федерации; нормативные акты, принятые Советом Федерации;

2. Информация о составе депутатов Федерального Собрания РФ;


Информационные технологии в юриспруденции

3. Информация по законодательству, в которую входят база данных «Конституция РФ и конституции отдельных зарубежных стран»; база данных «Свод законов Российской империи 1908 г.»; информационно-поисковая правовая система «Эталон» (Научного центра правовой информации при Министерстве юстиции РФ); справочная правовая система «КонсультантПлюс»; информационно-поисковая система «Закон» Правового управления Аппарата Государственной Думы; межгосударственные и межправительственные документы СНГ;

4. Экономическая и статистическая информация представлена в базах данных: «Система показателей экономической реформы в РФ»,

Экономические и социальные индикаторы России», «Статистика России», «Статистика территорий России», «Территория России в разрезе показателей», «Население России и национально-государственные образования РФ», «Статистика СНГ», «Мониторинг социально-экономических показателей России», «Информация о чрезвычайных ситуациях на территории РФ», «Статистика правонарушений», «Политическая карта России»;

5. Справочная информация, которая содержит данные по законодательным и исполнительным органам России, информацию о Президенте, Правительстве и Конгрессе США, базу данных «Информация об общественных объединениях граждан РФ»;

6. Информационные сводки РИА «Новости», «Известия-телемир», агентства «Интерфакс», оперативные сводки МВД РФ, объявления информационного отдела Управления информационно-технического обеспечения Государственной Думы.

Таким образом в информационной системе Государственной Думы обеспечен доступ к информации и аналитическим обзорам служб Администрации Президента РФ и Правительства РФ, а также доступ к информационным ресурсам внешних центров информационной поддержки.

Информационные ресурсы Совета Федерации составляют следующие базы данных: ИПС «Закон» Правового управления Аппарата Государственной Думы; «Эталон» научный центр правовой информации (НЦПИ) при Министерстве юстиции РФ; эталонный банк правовой информации НТЦ «Система»; Статистика стран СНГ; Статистика России; Социально-экономическая статистика; Паспорта регионов РФ: социально-экономический мониторинг; экономическая информация, информация о чрезвычайных ситуациях, информация о правонарушениях.


Информационные технологии в юриспруденции

3. Автоматизированные информационные системы Министерства

юстиции РФ

Министерство юстиции РФ играет ведущую роль не только в обеспечении информатизации регионов, но и контроле развития законодательства субъектов Федерации. Еженедельно (а иногда ежедневно) из Министерства юстиции РФ в регионынаправляются новейшие нормативные правовые акты, получаемые из законодательных и иных органов, а также директивные материалы Министерства. Из регионов в порядке обратной связи поступают акты регионанального законодательства. Характерно то, что функцией Министерства юстиции РФ является проведение юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции РФ и федеральным законам.

За год в Министерстве юстиции РФ проводится юридическая экспертиза приблизительно по 5 тыс. актов. В этой связи важно создание эффективной системы учета и контроля развития законодательства субъектов Российской Федерации, усиление государственно-правовой ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение Конституции РФ и федерального законодательства.

Проведение правовых, экономических и политических реформ в Российской Федерации обусловило потребность пользователей правовой информацией в законодательстве зарубежных стран. В соответствии с Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» 1 функции по предоставлению правовой информации и осуществлению международного информационно-правового обмена возложены на Министерство юстиции РФ.

4. Общемировая информационно-правовая сеть. Программный
комплекс «Эталон Плюс».

целях удовлетворения информационных потребностей органов государственной власти (равно и других субъектов правовой системы) Министерством юстиции РФ был проведен анализ существующих глобальных справочных систем по законодательству, в результате которого была выделена Общемировая информационно-правовая сеть (Global Legal Information Network — GLIN), функционирующая на базе Библиотеки Конгресса США Для решения вопросов в области правовой информации 25 июня 1975 г. было издано постановление Совета Министров СССР за № 58 о создании Научного центра правовой информации (НЦПИ). Он был первой в стране организацией, решающей на современном научно-техническом уровне проблемы поиска правовой информации, кодификации законодательства, повышения уровня законодательной техники, приведения ведомственных нормативных актов в соответствие с союзным законодательством.


Информационные технологии в юриспруденции

Сегодня НЦПИ осуществляет информационно-правовое обеспечение центрального аппарата и учреждений Минюста России, федеральных органов исполнительной власти, судебных органов и др. Научный центр правовой информации выступает как головное учреждение по вопросам правовой информатизации в Министерстве юстиции РФ.

С начала 1990-х гг. в НЦПИ создается база нормативных актов «Эталон», а затем и Федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Сегодня программный комплекс «Эталон Плюс» представляет собой полнотекстовую базу данных по действующему российскому законодательству. В «Эталон» входят более 200 000 текстов действующих нормативных актов в контрольном состоянии, среди них: законы и постановления Федерального Собрания Российской Федерации; указы и распоряжения Президента Российской Федерации; постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации; нормативные акты федеральных органов исполнительной власти; международные договоры и соглашения, а также другие нормативные акты межгосударственного характера; действующие нормативные акты бывшего СССР.

В 2001 г. во исполнение Указа Президента РФ от 10 августа 2000 г. № 1486 «О
дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства
Российской Федерации» и постановления Правительства РФ от 29 ноября 2000
г. № 904 «Об утверждении Положения о порядке ведения федерального
регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации»
Министерством юстиции Российской Федерации разработана

автоматизированная подсистема «Федеральный регистр» единой системы информационно-телекоммуникационного обеспечения.

Система ведения Федерального регистра основана на использовании распределенной базы данных Регистра, представляющей собой совокупность региональных баз данных отдельных структурных единиц, связанных между собой в иерархическую систему.

Взаимодействие между региональными массивами и их синхронизация осуществляется посредством пакетов обновлений. Прием и учет обновлений, создаваемых субъектами Российской Федерации с целью пополнения информационного массива нормативных правовых актов с использованием каналов связи и электронной почты сети Интернет, ведется ежедневно.

Деятельность Министерства юстиции РФ в области информатизации правовой сферы учитывает международные стандарты и нормы, применяемые в этой области. Информационные системы Министерства юстиции РФ строятся с учетом перспективы интеграции в различные международные информационные системы, как этого требуют явно прослеживающиеся сегодня тенденции согласовываться с решением задач планирования государственной социально-экономической политики.


Информационные технологии в юриспруденции

Лекция составлена по материалам книг:

Чубукова СТ., Элькин В.Д. Основы правовой информатики: Учебное пособие. Изд. второе, испр., доп. / Под ред. д.ю.н., проф. Рассолова М.М., проф. Элькина В.Д. - М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», 2007.

• Введение в правовую информатику. Справочные правовые системы «КонсультантПлюс»: Учебное пособие / Под ред. Д.Б. Новикова, В.Л. Камынина. М.: ЗАО «КонсультантПлюс», 1999.

Гаврилов О. А. Курс правовой информатики: Учебник для вузов. М.: НОРМА, 2000.

Гаврилов О.А. Информатизация правовой системы России. М, 1998.

Жиров М.В. Информационно-аналитическое обеспечение деятельности Совета Федерации ФСРФ // НТИ. Сер. 1. 1999. № 1. С. 1, 2.

Морозов А.В. Система правовой информации Минюста Рос-сии. М., 1999.

Пашин С.А., Косовец А.А. Экспертные системы в области правосудия и законотворчества: опыт и перспективы // НТИ. Сер. 1. 1992. № 10, 11.

• Правовая информатика в компьютерных технологиях / Под ред. A.M. Коркина. Программный комплекс ЮСИС. Версия 7.4. М.: Финансы и статистика, 1998.

Рассолов М.М., Элькин В.Д., Рассолов И.М. Правовая информатика и управление в сфере предпринимательства. М.: Юристъ, 1996.


Информационные технологии в юриспруденции

Лекиция 7. Информатизация правоприменительной и правоохранительной

деятельности

План 1. Концепция информатизации судов общей юрисдикции. 2 Информатизация Прокуратуры.

3. Информатизация деятельности органов внутренних дел. 4.Государственная автоматизированная система «Выборы».

1. Концепция информатизации судов общей юрисдикции

Текущий уровень информатизации судов до 1999 г. определялся, прежде всего, результатамиработ, выполненных по заказам Минюста России в рамках Программы информатизации судов и органов юстиции на 1996-1997 годы, одобренной постановлением Совета судей Российской Федерации от 27 марта 1996 г. Оснащение судов разрозненными средствами вычислительной техники и большой процент (в среднем— 64%) устаревших компьютеров затруднял, а иногда делал невозможным увязку процессов обмена информацией в электронном виде. Значительная часть районных судов, оснащенных морально устаревшими компьютерами, не имела возможности использовать средства новых информационных технологий. Содержание базданных правовой информации, используемых в судах, не учитывало в достаточной степени специфику потребностей судей и аппаратов судов в этой информации.

В ряду перспективных технологий, настоятельно требующих внедрения в процесс информатизации судов, выделяются технологии протоколирования судебных заседаний и использования средств «видеоконференц-связи». Стимулом для развития и внедрения технологий видеоконференц-связи, предназначенных для использования прирассмотрении уголовных дел в кассационном порядке, явилось Постановление Конституционного Суда РФ от 10 декабря 1998 г. № 27-П. Этим Постановлением было признано не соответствующим Конституции РФ положение ч. 2 ст. 335 УПК РСФСР, предоставляющее право судам принимать окончательное решение по делу, не предоставляя осужденным возможности знакомиться с материалами судебного заседания, а также изложить суду свою позицию по рассматриваемым им вопросам. Очевидно, что технологии видеоконференц-связи имеют такие преимущества, как ускорение процесса судопроизводства и экономия средств за счет уменьшения затрат на перевозку подсудимых в здание суда и их конвоирования. В указанный период становится особо актуальной проблема телекоммуникационного обеспечения информационного взаимодействия судов с органами государственной власти,

адвокатурой и правоохранительными органами Российской Федерации.

Пути решения указанных проблем нашли свое отражение в разработанной в 1999 г. Концепции информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента, получившей одобрение у судейского сообщества, что отражено в постановлении Совета судей Российской Федерации от 29 октября 1999 г.

Концепция предусматривает создание единой информационной инфраструктуры

судов с поэтапным развертыванием Федерального центра информатизации (ФЦИ),
межрегиональных (МРЦ) и региональных центров (РЦ) внедрения информационных


Информационные технологии в юриспруденции

технологий. Указанные выше центры планируется создавать преимущественно на базе территориальных управлений Судебного департамента или отдельных судов объектов Федерации (судов областного уровня), имеющих необходимые для этого ресурсы и опыт информатизации. В этих центрах создаются группы высококвалифицированных специалистов для внедрения новых компьютерных технологий в деятельность судов, а также сопровождения эксплуатации и развития этих технологий в зоне своей ответственности. Приоритетным направлением деятельности центров является тиражирование информационных технологий, апробированных в судах, и обучение персонала судов этим технологиям.

Совет судей Российской Федерации 29 апреля 2000 г. принял постановление «О поэтапном развертывании Федерального и региональных центров внедрения информационных технологий Судебного департамента при Верховном Суде Российской Феде-рации». Постановление определяет первоочередные шаги по созданию центров внедрения информационных технологий.

С принятием в 2001 г. федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2002-2006 годы»1 и открытием в рамках этой программы государственного целевого финансирования информатизации судов, можно говорить о начале нового этапа развития информатизации судов. В программе были поставлены такие задачи, как формирование единого информационного пространства, реализация конституционных принципов самостоятельности судебной власти и независимости судей, обеспечения единства судебной системы Российской Федерации, повышения эффективности деятельности судов, а также реализации прав граждан и юридических лиц на судебно-правовую информацию.

В соответствии с программой объем финансовых средств на информатизацию судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента на период с 2004 по 2006 год предусмотрен в раз-мере 1500 млн руб. Включение вопросов информатизации в федеральную целевую программу позволяет говорить о придании этому направлению работ государственного статуса, что накладывает на судебные органы ответственность за эффективное использование финансовых, материальных, дровых, научных и административных ресурсов в рассматриваемой сфере.

Постановлением Совета судей Российской Федерации от 11 апреля 2002 г. № 75 утверждена Концепция информатизации судов общей юрисдикции, предусматривающая создание Государственной автоматизированной системы «Правосудие» (ГАС «Правосудие»).

Государственная автоматизированная система РФ «Правосудие» — это территориально распределенная автоматизированная информационная система, предназначенная для формирования единого информационного пространства судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (СД), обеспечивающая информационную и технологическую поддержку судопроизводства на принципах поддержания требуемого баланса между потребностью граждан, общества и государства в свободном обмене информацией и необходимыми ограничениями на распространение информации.

 


Информационные технологии в юриспруденции

Цели создания ГАС «Правосудие»:

Поддержание законности и обоснованности принимаемых судебных решений и качества оформляемых судебных документов.

2. Сокращение сроков рассмотрения дел и рассмотрения жалоб на основе использования новых информационных технологий, включая средства видеоконференц-связи.

3. Повышение эффективности процессов судебного делопроизводства и подготовки данных судебной статистики в судах путем сокращения времени на обработку и передачу информации. 4. Повышение достоверности и полноты первичной информации, получаемой в ходе

судебных заседаний.

5. Повышение оперативности сбора и оформления судебных материалов при
подготовке и слушании дел.

6. Обеспечение сетевого доступа к библиотечной электронной информации для
работников судов и системы Судебного департамента.

7. Обеспечение оперативного доступа судей и работников аппаратов судов к актуальной и точной информации по действующему законодательству и правоприменительной практике.

8. Обеспечение объективного анализа правоприменительной практики, структуры
правонарушений и направлений криминализации общества на основе больших
объемов судебной статистики и данных предыстории.

9. Повышение оперативности информационного взаимодействия судов с Верховным
Судом Российской Федерации, Судебным департаментом, следственными органами,

прокуратурой, Минюстом России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

10. Повышение эффективности информационных процессов кадрового,
организационного, материально-технического и ресурсного обеспечения деятельности

судов с созданием инструмента информационно-аналитической поддержки принятия
решений во всех сферах обеспечения судебной деятельности.

11. Повышение оперативности реагирования на обращения судей, граждан и
организаций в Судебный департамент.

12. Повышение полноты и достоверности информации, необходимой для
административного управления, сокращение сроков ее представления в аппарат

Судебного департамента из судов и органов Судебного департамента.

13. Создание достаточного функционального, информационно-технологического и
программного обеспечения судов общей юрисдикции и системы Судебного
департамента.

14. Повышение уровня достоверности представления данных, обеспечение
адекватного решения вопросов информационной безопасности на всех этапах
создания и использования ГАС «Правосудие».

15. Повышение информированности общества о деятельности судов, обеспечение прозрачности и открытости состояния системы правосудия в России.

 


Информационные технологии в юриспруденции

16. Создание эффективной, экономически целесообразной системы управления,
обеспечения, эксплуатации, поддержания и сервисного обслуживания
имущественного комплекса ГАС «Правосудие».

17. Обеспечение вхождения в информационное пространство органов
государственного управления, правоохранительных органов, организация
взаимодействия между центральными национальными органами обеспечения
деятельности судов (в первую очередь, в рамках СНГ) с ведущими международно-
правовыми и судебными организациями — Международным судом, Советом Европы
н другими зарубежными организациями.

ГАС «Правосудие» разрабатывается в составе следующих 27 подсистем:

Подсистема «Административное управление» предназначена для сбора, обработки, хранения и выдачи данных и документов, необходимых для выполнения функциональных обязанностей и информационной поддержки деятельности должностных лиц Судебного департамента, а также управлений (отделов) Судебно-го департамента в субъектах Российской Федерации, повышения эффективности их информационно-справочного обслуживания;

Подсистема «Банк судебных решений (судебной практики)» предназначена для организации автоматизированного сбора судебных решений, формирования единого банка судебных решений, обеспечения механизма для систематизации сведений по данным судебным решениям и обеспечения санкционированного доступа к информации со стороны различных категорий пользователей;

Подсистема «Ведомственная статистика Судебного департамента» предназначена для сбора и свода статистических данных ведомственной отчетности, полученных из соответствующих функциональных подсистем ГАС «Правосудие», с целью после­дующего анализа накопленных данных;

Подсистема «Видеоконференц-связь» предназначена для обеспечения Верховного Суда Российской Федерации, областных и равных им судов общей юрисдикции услугами видеоконференц-связи и обеспечивает проведение судебных заседаний в режиме удаленного участия осужденных и свидетелей; Подсистема «Документооборот» предназначена для автоматизации информационных процессов документооборота и дело-производства, связанных с документационным обеспечением управления деятельностью судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента;

Интернет-портал ГАС «Правосудие» предназначен для обеспечения доступа граждан, юридических лиц, органов государственной власти к информации о деятельности судебной системы Российской Федерации;

Информационно-справочная подсистемапредназначена для информационно-справочного обслуживания в оперативном режиме (режиме online) судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, а также взаимодействующих органов государственной власти на основе информации, содержащейся в информационном фонде ГАС «Правосудие»; Подсистема «Кадры» предназначена для комплексной автоматизации основных участков деятельности кадровых органов Судебного департамента и аппаратов судов:


Информационные технологии в юриспруденции

учета, хранения и анализа данных об организационно-штатной структуре и кадровом

составе судов разных уровней и органов системы Судебного департамента;

Подсистема «Контроль финансов» повышает эффективность проведения проверок и

ревизий финансово-хозяйственной деятельности судов и системы Судебного

департамента;

Подсистема «Материально-технические ресурсы» предназначена для автоматизации

планирования и учета обеспеченности материально-техническими средствами

системы Судебного департамента и судов общей юрисдикции (в том числе военных
судов), создания интегрированной базы данных по поступающим из регионов данным,
характеризующим объекты материально-технического учета;

Подсистема «Международно-правовое сотрудничество» обеспечивает возможность доступа и поиска необходимой информации в среде информационных ресурсов

международных правовых организаций, государственных и иных органов, учреждений
судебной власти за рубежом с целью подготовки аналитических отчетов, а также

ведения электронных библиотек международных правовых актов и зарубежных законодательных актов по вопросам правосудия;

Подсистема «Недвижимость» предназначена для автоматизации информационных процессов управления недвижимостью, проводимыми работами и необходимыми ресурсами, необходимыми для устойчивого функционирования;

Подсистема «Обеспечение безопасности информации» предназначена для повышения уровня достоверности данных и информационной безопасности, защиты информационных ресурсов при решении задач по интеграции с другими автоматизированными системами органов государственной власти и внедрении безопасной технологии обработки конфиденциальной информации, а так-же для создания комплексной системы антивирусной защиты; Подсистема «Обеспечение эксплуатации и сервисного обслуживания» предназначена

для автоматизации процессов обеспечения эксплуатации программно-технических
средств ГАС «Правосудие» и сервисного обслуживания комплексов средств

автоматизации;

Подсистема «Обращения граждан» предназначена для автоматизации информационных процессов, связанных с документационным обеспечением в части

приема, обработки и рассмотрения пи-сем, жалоб и заявлений граждан, включая

возможность создания виртуальной приемной с использованием Web-технологий, а
также устных обращений граждан (на приеме) в судах общей юрисдикции и в
организациях системы Судебного департамента;

Подсистема «Общественные связи» предназначена для повышения эффективности

процессов установления и развития связей органов судейского сообщества с
государственными и иными органами, учреждениями и организациями (в том числе
иностранными);

Подсистема «Организационное обеспечение» предназначена для создания, ведения и распространения классификаторов, справочников и словарей, нормативно-справочной информации, а так-же для обеспечения информационной совместимости и технологического единства информационных потоков судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента;


Информационные технологии в юриспруденции

Подсистема «Отражение информации коллективного пользования» предназначена для отображения предметов и информации, признанной в качестве вещественных доказательств, в ходе судебного заседания, в том числе с участием присяжных заседателей, справочной информации в приемных и холлах судов субъектов Федерации и управлениях Судебного департамента, а также использования средств визуального отображения для проведения обучения и обеспечения повседневной деятельности судов и управления Судебного департамента;

Подсистема «Право» предназначена для ввода, хранения и циркулярной рассылки нормативных актов, организации доступа к справочной базе нормативных актов и к справочным базам правовых актов, находящихся в правовых системах федерального и местного законодательства; Подсистема «Связь и передача данных» представляет современную

телекоммуникационную среду для обеспечения достоверной, надежной и оперативной передачи данных между комплекса-ми средств автоматизации ГАС «Правосудие» всех уровней;

Подсистема «Судебная экспертиза» предназначена для повышения эффективности информационного взаимодействия пользователей ГАС «Правосудие» всех ее уровней при автоматизации судебно-экспертной деятельности судов общей юрисдикции в части удовлетворения соответствующих информационных запросов судей, их помощников, сотрудников аппарата судов и иных пользователей подсистемы; Подсистема «Судебное делопроизводство и статистика» создана с целью предоставления пользователям средств формирования, анализа и интеграции информационных массивов данных, возникающих в процессе судопроизводства в судах общей юрисдикции, формирования и анализа массивов данных судеб-ной статистики, фиксации хода судебного разбирательства, а также автоматизации процессов регистрации, сбора и хранения информации о лицах, привлеченных к уголовной ответственности и в отношении которых вынесены судебные

постановления, вступившие в законную силу;

Подсистема «Судебное сообщество» предназначена для автоматизации информационных процессов, связанных с документационным обеспечением управления деятельности органов судебного сообщества; Подсистема «Управление и контроль функционирования» предназначена для обеспечения централизованного

управления распределенными компонентами комплексов средств автоматизации и оперативного получения данных о текущем состоянии узлов вычислительной сети объектов информатизации ГАС «Правосудие» для выявления и устранения нештатных ситуаций; Подсистема «Финансы» предназначена для автоматизации деятельности

подразделений Судебного департамента, управлений Судебного департамента в субъектах Федерации (округах), осуществляемой ими в процессе управления бюджетными средствами, на основе единого правового, методологического и информационного пространства.


 



 


Информационные технологии в юриспруденции


На основе подсистемы «Интернет-портал ГАС «Правосудие» обеспечивается

представительство всех судов общей юрисдикции в публичной информационной сети

Интернет.

В настоящее время в Российской Федерации не осталось ни одного суда общей

юрисдикции, не имеющего средств автоматизации судопроизводства на базе

компьютерного оборудования.

2. Информатизация Прокуратуры

Деятельность прокурора включает в себя: надзор за расследованием уголовных дел: поддержание обвинения по уголовным делам и участие в рассмотрении гражданских дел судами; надзор за исполнением законов и законностью правовых актов: разрешение большого количества жалоб и заявлений граждан и другие аспекты. Проведение этой работы эффективно и на должном уровне невозможно без использования современных информационных технологий.

Основные цели информатизации прокуратуры: 1.К ачественное расширение возможностей анализа состояния законности и правопорядка, защиты прав и интересов граждан путем расширения номенклатуры учетных показателей, систематизации и обобщения накопленной информации; 2.п овышение достоверности обрабатываемой информации за счет автоматизированного сопоставления и контроля однотипных данных, полученных из разных источников; 5 упрощение существующей системы делопроизводства, главным образом за счет

упорядочения документооборота; 4. обеспечение поддержки принятия решений по основным на-правлениям деятельности прокуратуры, заключающейся в реализации единой методологии автоматизированного сбора, учета, интегрированного хранения и многоцелевой обработки информации, необходимой для решения всех типов функциональных задач; 5. освобождение сотрудников прокуратуры от рутинного не-производительного

труда, улучшение их информированности; 6.значительное сокращение сроков обработки информации и обеспечение высокой

оперативности требуемых сведений; 7.и спользование ЭВМ для обеспечения некоторых контрольных функций за соблюдением сроков исполнения различных документов, разрешаемых сотрудниками прокуратуры.

В рамках Программы правовой информатизации России в НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ на основе методологии системного структурного анализа разработана также Концепция создания автоматизирован-ной системы информационного обеспечения органов прокуратуры Российской Федерации (АСИО-Прокуратура).

Целью данной программы является создание на всей территории Российской Фе­дерации единой автоматизированной информационной среды, которая способна наи-


Информационные технологии в юриспруденции

более полно и оперативно удовлетворять информационные потребности органов про­куратуры всех уровней при осуществлении ими своих функций.

Единая информационная среда создается для органов прокуратуры, распределенных по всей территории России и образующих трехуровневую систему:

1 уровень — Генеральная прокуратура РФ; 2 уровень — прокуратуры республик в составе Российской Федерации; прокуратуры краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономныхокругов; иные территориальные прокуратуры; специализированные прокуратуры, приравненные к прокуратурам областей;

3 уровень — прокуратуры городов и районов; специализированные прокуратуры, приравненные к прокуратурам районов.

В рамках реализации АСИО-Прокуратура сегодня созданы и развиваются

следующие информационные технологии и системы.

Информаиионные системы в сфере делопроизводства представлены в настоящее

время автоматизированными рабочими местами, обеспечивающими те или иные

направления работы с документами, которые могут действовать и в составе локальной

вычислительной сети.

К действующим системам регистрации и контроля исполнения документов

можноотнести:

• автоматизированную систему информационного обеспечения деятельности

секретариата Генерального прокурора РФ и его заместителей; •системы учета и анализа жалоб, поступающих в центральный аппарат Генеральной прокуратуры РФ, прокуратуры субъектов Российской Федерации, районные и городские прокуратуры; •систему обеспечения работы приемной Генеральной прокуратуры РФ; •системы учета и контроля поступающей в прокуратуры разных уровней информации. Система ведомственного электронного документооборота является основой информационной системы органов прокуратуры и относится к системам общего назначения. Автоматизация документооборота предполагает охват всех подразделений органов прокуратуры вычислительной сетью и образованием автоматизированных рабочих мест в канцелярии каждого подразделения, а в дальнейшем — у каждого прокурора. Автоматизированный документооборот должен быть защищен

специальными программно-техническими средствами, системами разграничения

доступа к информации. В рамках проекта первой очереди система с такими требованиями определена к разработке.

Интегрированная база данных статистики. Возложение на органы прокуратуры функций координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с

преступностью повысило значение обобщающей и аналитической работы со

статистической информацией, что вызвало необходимость построения в органах

прокуратуры интегрированного банка данных статистических показателей о

состоянии законности и состоянии преступности в Российской Федерации. Этот банк

данных, наряду с учетными данными правоохранительной статистики, должен

содержать и обобщенные показатели.


Информационные технологии в юриспруденции

Обновленное программное обеспечение в виде АРМ-«Статистика» является основой для проведения аналитической работы.

Информационно-правовые фонды. Насущной задачей универсального назначения являетсяобеспечение органов прокуратуры всех уровней правовыми базами данных. Онарешается в рамках самостоятельного направления в АСИО «Прокуратура» — создание и использование ведомственных информационно-правовых фондов в органах прокуратуры. Такие фонды предназначаются главным образом для организации межведомственного информационного обмена и для обеспечения «электронными оригиналами» нормативных правовых актов из официального источника.

Большое распространение в органах прокуратуры получили также справочные

правовые системы «Консультант-Плюс», «Гарант», «Кодекс».

Информационное обеспечение кадровых подразделений органов прокуратуры.

Основной компонентой информационного обеспечения деятельности кадровых

подразделений является автоматизированная информационная система «Кадры». Она

построена и технологи-чески увязана с документами личного дела сотрудника:

личным листком по учету кадров, анкетой, личной карточкой сотрудника, приказами.

Информация об аттестации заносится в аттестационную карточку, а о резерве — в

карточку резерва. После ввода данных полная информация содержится в удобной для

работыэлектронной карточке сотрудника.

Такая база данных дает возможность получить списки сотрудников, подлежащих аттестации, или представления к очередному классному чину на определенную дату. Информационное обеспечение надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварителъное следствие.

Для надзора за исполнением закона на стадии возбуждения уголовного дела разработан и функционирует комплекс задач «Надзор за законностью разрешения заявлений и сообщений о преступлениях». Сведения, содержащиеся в базе данных, позволяют постоянно осуществлять надзор за своевременностью и обоснованностью принятия решений по заявлениям и сообщениям о преступлении, выявлять и пресекать нарушения, проводить анализ и обобщения.

Стадию расследования по уголовному делу информационно сопровождают комплексы задач «Учет уголовных дел» и «Надзор за сроками следствия и содержания обвиняемых под стражей». В каждом из этих комплексов задач содержатся две базы данных: движение по уголовному делу от момента его возбуждения и до принятия окончательного решения; сведения по обвиняемым — даты задержания и ареста, квалификация совершенного преступления, сроки следствия и содержания обвиняемых под стражей; результаты расследования по делу и рассмотрения его в

суде, причины освобождения из-под стражи и другие процессуальные решения.

К сфере надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, относится действующая автоматизированная система «Учет нераскрытых убийств». Ее информационной основой служит формализованный бланк спецдонесения об

умышленных убийствах. В целях обеспечения конституционных прав граждан,
совершенствования прокурорского надзора за разрешением заявлений и сообщений о


 

Информационные технологии в юриспруденции

без вести пропавших и об обнаружении неопознанных трупов создана справочно-информационная система с условным наименованием «Опознание». В данной системе реализованы такие функции, как ввод информации о без вести пропавших; неопознанных трупах и больных, не могущих о себе сообщить; поиск (отбор) информации по материалам и уголовным делам данной категории; получение аналитических справок и т.д.

«АРМ-следователя». Одной из функций, возложенных на органы прокуратуры, является расследование преступлений, отнесенных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к их подследственности. Специфика деятельности следователя, широкий круг и сложность решаемых им задач, большой объем составляемых процессуальных и иных документов требуют совершенной системы информационного обеспечения.

Для реализации данной цели в помощь следователям Институтом разработаны и продолжают разрабатываться автоматизированные системы, объединенные в функциональный единый блок «Автоматизированное рабочее место следователя». Таким образом, «АРМ-следователя» — это комплексы индивидуальных технических и программных средств, предназначенных для автоматизации информационной поддержки процесса предварительного следствия.

Целью создания этой системы является оптимизация работы следователя, сокращение сроков и повышение качества следствия за счет:

• сокращения временных затрат на поиск информации, передачи и получения информации по каналам связи, включая доступ к законодательной и справочной информации, к оперативно-справочным, розыскным и криминалистическим учетам органов внутренних дел, к материалам конкретного уголовного дела;

• исключения или минимизации ошибок при применении законодательства в ходе предварительного следствия (например, - при подготовке процессуальных документов);

• выработки обоснованных и рациональных решений в ходе расследования преступлений, при проведении комплексного анализа доказательственной, оперативной, нормативной, справочной и иной информации;

использования автоматизированных методик при проведении отдельных следственных действий и при расследовании некоторых видов преступлений и «экспертных» систем принятия уголовно-правовых и уголовно-процессуальных решений.

В структуру «АРМ-следователя» входит три функциональных блока.

Первый блок (условное наименование «Правовая информация») включает нормативную правовую базу, обеспечивающую предварительное следствие.

Второй блок («Функциональные АИСС») содержит методические рекомендации, созданные в помощь следователю, автоматизированные системы, несущие элементы обучения (типовые образцы документов, постатейный материал УПК к следственным действиям). Этот блок автоматизированных систем также позволяет следователю выполнять отдельные поручения иных правоохранительных органов вне рамок расследуемых им преступлений.


Информационные технологии в юриспруденции

Третий блок автоматизированных систем («Ведение уголовного дела») предназначен для подготовки, систематизированного хранения и выдачи информации по уголовным делам, находящимся в стадии производства, а также приостановленным или оконченным производством делам, которые будут храниться в базе данных до принятия по ним судебных решений.

Созданные и разрабатываемые в рамках «АРМ-следователя» автоматизированные системы являются системами открытого типа, т.е. позволяют включать по мере создания дополнительные функциональные подсистемы или комплексы задач, включать в уже функционирующие системы новые документы, а также корректировать имеющиеся документы.

Развитие системы информационного обеспечения органов прокуратуры и, прежде всего, следственного аппарата предполагает решение следующих первоочередных задач:

1.ц ентрализованное оснащение всех звеньев прокуратуры со-временной
вычислительной техникой и коммуникационным оборудованием;

2. создание информационно-коммуникационной инфраструктуры; обеспечение на

этой базе выхода во внешние информационные системы; З.внедрение информационно-аналитических технологий в деятельность

прокуратуры, в частности, создание электронных носителей по применению

норм УПК РФ.

3. Информатизация деятельности органов внутренних дел

Информация, используемая в органах внутренних дел, содержит сведения о состоянии преступности и общественного порядка на обслуживаемой территории, о самих органах и подразделениях, их силах и средствах. В дежурных частях, у оперработников, участковых инспекторов милиции, следователей, сотрудников экспертно-криминалистических подразделений, паспортно-визовых аппаратов, других подразделений на документах первичного учета, в учетных журналах и на других носителях накапливаются массивы данных оперативно-розыскного и оперативно-справочного на-значения, в которых содержатся сведения:

о правонарушителях и преступниках;

о владельцах автомототранспортных средств;

о владельцах огнестрельного оружия;

о событиях и фактах криминального характера, правонарушениях;

о похищенных и изъятых вещах, предметах антиквариата;

а также другая информация, подлежащая хранению. Службы и подразделения органов внутренних дел характеризуются данными:

о силах и средствах, которыми располагает орган;

о результатах их деятельности. В информационном обеспечении органов внутренних дел центральное место занимают учеты, которые используются для регистрации первичной информации о преступлениях и лицах, их совершивших.

Учет — это система регистрации и хранения информации о лицах, совершивших преступления, о самих преступлениях и связанных с ними фактах и предметах.


Информационные технологии в юриспруденции

Главный информационный центр — самый крупный банк оперативно-справочной и розыскной информации в системе МВД России. На него возложена задача обеспечения органов и учреждений внутренних дел различной информацией — статистической, розыскной, оперативно-справочной, криминалистической, производственно-экономической, научно-технической, архивной. Это уникальные, многопрофильные централизованные массивы информации, в целом насчитывающие около 50 млн учетных документов.

Информационные центры МВД, УВД являются важнейшим звеном в системе информационного обеспечения органов внутренних дел Российской Федерации. На нихложится основная нагрузка в обеспечении информационной поддержки органов внутренних дел в раскрытии и расследовании преступлений, розыске преступников.

С помощью учетов получается информация, которая помогает в раскрытии, расследовании и предупреждении преступлений, розыске преступников, установлении личности неизвестных граждан и принадлежности изъятого имущества. Они формируются в горрайлинорганах, ИЦ МВД, ГУВД, УВД по территориальному (региональному) принципу и образуют федеральные учеты ГИЦ МВД России. Кроме того, учеты имеются в паспортных аппаратах.

4.Государственная автоматизированная система «Выборы»

Совершенствование компьютерных технологий для поиска, хранения, обработки и передачи информации явилось важнейшей предпосылкой, обеспечивающей расширение использования АИС, в том числе для подготовки и проведения выборов и референдума. Автоматизированные информационные системы являются хорошей базой для проведения референдума и всенародных обсуждений, для регистрации избирателей, для оперативного выявления общественного мнения, для проведения избирательных кампаний, а также для расширения информированности и гласности.

В ходе подготовки избирательных кампаний, кампаний референдума на всех уровнях собирается и обрабатывается значительное количество информации. Это данные о кандидатах на выборную должность, об избранных кандидатах, об избирателях Российской Федерации, участниках референдума, о членах избирательных комиссий, комиссий референдума, о ходе и результатах голосования.

10 января 2003 г. принят Закон о ГАС «Выборы».

В Законе о ГАС «Выборы» ГАС определена как «автоматизированная информационная система, реализующая информационные процессы при подготовке и проведении выборов и референдума».

В основу построения ГАС «Выборы» заложен модульный принцип в виде региональных фрагментов системы, который позволяет автономно использовать фрагменты сети в привязке к ограниченной территории при проведении выборов и референдума в субъекте Российской Федерации. При проведении избирательных кампаний, кампаний референдума данные протоколов избирательных комиссий вводятся в базы данных компьютеров, обрабатываются путем формирования сводных таблиц по результатам голосования и передаются по каналам электронной связи в Центральную избирательную комиссию РФ. По масштабам и решений ГАС «Выборы» является одной из самых крупных компьютерных систем страны.


Информационные технологии в юриспруденции

Практическое применение ГАС «Выборы» началось в декабре 1995 г. при проведении выборов депутатов Государственной Думы второго созыва, более масштабносистема использовалась на выборах Президента РФ в 1996 г. и в дальнейшем практически во всех избирательных кампаниях регионального уровня, а также при проведении выборов в органы местного самоуправления. В настоящее времяГАС «Выборы» является неразрывной составной частью избирательной системы Российской Федерации и средством автоматизации подготовки и проведения выборов и референдума.

Согласно законодательству ГАС «Выборы» используется в целях: 1. совершенствования информационного обеспечения избирательной системы

Российской Федерации; 2. сокращения сроков подведения итогов голосования и финансовых затрат на

проведение избирательных кампаний. З.Целя ми использования ГАС «Выборы» при подготовке и про-ведении

голосования также являются: 4.повышение уровня гарантий избирательных прав и права граждан Российской

Федерации на участие в референдуме; 5. повышение эффективности и надежности процессов сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и передачи информации, используемой в ходе подготовки и проведения выборов и референдума, обеспечение оперативности, достоверности и пол-ноты этой информации; 6.повышение эффективности информационного обеспечения деятельности

избирательных комиссий, комиссий референдума; 7.создание условий для повышения достоверности и полноты информации,

используемой в процессе выборов и референдума; 8.повышение оперативности подведения предварительных итогов, статистической обработки и анализа результатов выборов и референдума;

9. обеспечение широкого информирования избирателей и участников референдума
о ходе выборов и референдума и их результатах;

10. снижение финансовых затрат на проведение избирательных кампаний.
Организационную структуру ГАС «Вы-боры» образует система Федерального

центра информатизации при Центральной избирательной комиссии РФ, являющегося государственным учреждением, созданным в целях технического, организационного и информационного обеспечения ГАС «Выборы».

Важнейшей составляющей автоматизированной системы являются информационные ресурсы. В ст. 2 Закона о ГАС «Выборы» информационные ресурсы ГАС «Выборы» определены как «отдельные документы, отдельные массивы документов, доку-менты и массивы документов, формируемые, хранимые и используемые в ГАС «Выборы».

Лекция составлена по материалам книг:

Чубукова С.Г., Элъкин В.Д. Основы правовой информатики: Учебное пособие. Изд. второе, испр., доп. / Под ред. д.ю.н., проф. Рассолова М.М., проф. Эльки-на В.Д. - М: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», 2007.


-


Информационные технологии в юриспруденции


Лекция №8. Информационная безопасность.

План

1. Место информационной безопасности в системе национальной безопасности.
Доктрина информационной безопасности РФ. Концепция информационной
безопасности РФ.

2. Концепции национальной безопасности РФ. Закон о безопасности.

3. Защита информации. Закон об информации.

4. Информационная война. Информационное оружие. Компьютерный вирус. Информационный терроризм.

1. Место информационной безопасности в системе национальной

безопасности

Общее понятие «безопасность», широко употребляемое в русском языке,

характеризует собой «положение, при котором не угрожает опасность кому-нибудь и

чему-нибудь». Когда мы говорим о безопасности чего-либо или кого-либо,

необходимо рассматривать два плана: внутренний — состояние защищенности от

внешних угроз и внешний — безвредность для окружающих.

Понятия безопасности законодатель привел в ст. 1 Закона о безопасности, где безопасность определяется как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз».

В Концепции национальной безопасности РФ существенно дополнены и конкретизированы положения, ранее закрепленные в Законе о безопасности.

В Концепции введено понятие национальных интересов как совокупности сбалансированных интересов личности, общества и государства. При этом ограничен перечень областей, национальные интересы в которых определяют предмет

национальной безопасности: в области экономики, в социальной,

внутриполитической, международной, информационной сферах, в области военной

(оборонной), пограничной и экологической безопасности.

Интересы личности определены в Концепции как полное обеспечение

конституционных прав и свобод, личной безопасности, повышение качества и уровня

жизни, физическое, духовное и интеллектуальное развитие.

Интересы общества установлены в упрочении демократии, создании правового

государства, достижении и поддержании общественного согласия, духовном

обновлении России.

Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя,

- суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической
и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании
правопорядка, в развитии международного сотрудничества.

В Доктрине информационной безопасности РФ информационная безопасность Российской Федерации определяется как состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.


Информационные технологии в юриспруденции

В научной литературе в составе «информационной сферы общества» выделяют:

1. субъекты информационной сферы;

2. общественные отношения в информационной сфере;

3. информационную инфраструктуру общества;

4. информацию.

В соответствии с Законом о безопасности и содержанием Концепции национальной безопасности РФ под информационной безопасностью будем понимать состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в информационной сфере.

2. Концепции национальной безопасности РФ. Закон о безопасности.

Совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные

направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации

представлена в Доктрине информационной безопасности РФ. На основе анализа

положений, содержащихся в доктринальных и нормативных правовых документах,

можно выделить следующие жизненно важные интересы в информационной сфере.

Для личности:

1. соблюдение и реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина на поиск, получение, передачу, производство и распространение объективной информации;

2. реализация права граждан на неприкосновенность частной жизни, защита информации, обеспечивающей личную безопасность;

3. использование информации в интересах не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития;

4. защита права на объекты интеллектуальной собственности;

5. обеспечение права граждан на защиту своего здоровья от неосознаваемой человеком вредной информации.

Для общества: 1. обеспечение интересов личности в информационной сфере;

2. построение правового социального государства; упрочение демократии, построение информационного общества;

3. духовное обновление общества, сохранение его нравственных ценностей, утверждение в обществе идеалов высокой нравственности, патриотизма и гуманизма, развитие многовековых духовных традиций Отечества, пропаганда национального культурного наследия, норм морали и общественной нравственности;

4. достижение и поддержание общественного согласия;

5. предотвращение манипулирования массовым сознанием;

6. приоритетное развитие современных телекоммуникационных технологий, сохранение и развитие отечественного научного и производственного потенциала.


Информационные технологии в юриспруденции

Для государства:

1. создание условий для реализации интересов личности и общества в
информационной сфере и их защита; формирование институтов общественного
контроля за органами государственной власти;

2. безусловное обеспечение законности и правопорядка; создание условий для
гармоничного развития российской информационной инфраструктуры;

3. формирование системы подготовки, принятия и реализации решений органами
государственной власти, обеспечивающей баланс интересов личности, общества
и государства;

4. защита государственных информационных систем и государственных
информационных ресурсов, в том числе государственной тайны;

5. защита единого информационного пространства страны;

6. развитие равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.