Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ситуационные центры и их применение






Ситуационные центры в последние годы находят все большее применение в сферепринятия обоснованных решений для сложных аналитических задач. Они эффективно используются для управления ресурсами компаний и регионов, ускорения подготовки управленческих решений и в других областях.

Можно отметить несколько групп потребителей ситуационных центров (комнат) - они отличаются, прежде всего, степенью детерминированности решаемых задач и когнитивностью — направлением вектора познания ситуации.

Детерминированность определяется степенью хаотичности ситуации, законченностью постановки задачи, информационной открытостью проблемы, стереотипностью обучающих примеров и прочими факторами. Например, к сильно детерминированным задачам можно отнести некоторые задачи управления движением ракетой или регулирования распределения электроэнергии. К менее детерминированным задачам можно отнести задачи всеобъемлющего управленческого учета в системах корпоративного или государственного операционного контроллинга. Стратегический и мотивационный контроллинг — это уже сфера слабо детерминированных задач. А вектор когнитивности определяет направленность информационных потоков при исследовании ситуации. Каждая ситуация должна быть познана и структурирована, иначе ее не разрешить.

Отметим некоторые современные тенденции в развитии методологических подходов к проектированию ситуационных комнат. Разработчики переходят к новым приоритетам:

• от точности к интеллектуальности;

• от справочной работы к аналитической;

• от одного эксперта к группе;

 

• от внутренней среды к внешней;

• от инерционной экстраполяции к поиску новых путей;

 

• от регистрации данных к экстракции знаний;

• от защиты информации к менеджменту безопасности;

• от накопления опыта к когнитивным схемам.


В целом можно выделить два типа СЦ: стационарные центры привязаны к конкретным помещениям, где проходят совещания, мобильные центры разворачиваются на месте событий, в конкретном регионе. При локальном обсуждении можно использовать теле- и аудиоконференц-связь с интеллектуальными центрами и местными региональными структурами.

Режимов работы ситуационного центра три. Первый — режим мониторинга, когда центр отслеживает те или иные процессы в конкретной сфере управления, фиксирует показатели, значения, всплески активности в том или ином регионе, отрасли, среди определенных групп населения. Второй — плановый, когда вырабатывается повестка, и группа экспертов формирует доклад с вариантами решения. с «подтягиванием» информации, с разработкой системы моделирования. Третий — режим работы в кризисных ситуациях, когда случается некое событие и нужно собрать необходимую информацию, смоделировать ситуацию, предложить решение и активным образом участвовать в предотвращении разрастания кризисной ситуации.

Технологической основой построения СЦ всех типов служит соединение комнаты, в которой заседают эксперты и лица, принимающие решения, и центров подготовки информации, расположенных рядом или удаленных от ситуационных комнат. Необходимыми техническими средствами оснащения СЦ также являются:

Средства видеоконференц-связи, передающие изображение и звук по

телекоммуникационным сетям и использующие различные конфигурации связных

терминалов — как в виде автономных устройств, так и на базе персональных

компьютеров. Высококачественные звуковые системы, включающие специальные

звуковые конференц-системы, а также системы управления светом.

• Электронные средства ввода графических данных: сканеры, цифровые фото- и
видеокамеры. Сюда же можно отнести и специализированные документ-камеры.

• Интегрированные системы управления. Подобные системы становятся насущной
необходимостью при управлении сложными аппаратными комплексами, где

вменение состояния системы требует одновременного переключения множества устройств (коммутаторов, микшеров, источников и т.д.).

Лекция составлена по материалам книг:

Чубукова С.Г., Элькин В.Д. Основы правовой информатики: Учебное пособие. Изд. второе, испр., доп. / Под ред. д.ю.н., проф. Рассолова М.М., проф. Эльки-на В.Д. - М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», 2007.

Батурин Ю.М. Информация общества, право и человек // Влияние научно-тех­нического прогресса на юридическую жизнь. М.: Юридическая литература, 1988.

Венгеров А.Б. Право и информация в условиях автоматизации управления. М.: Юридическая литература, 1978.

Гаврилов О.А. Интеллектуальные системы и технологии в правовой сфере // НТИ. Сер. 1. 1993, №11. '


Информационные технологии в юриспруденции

Лекция №5 Методы правовой информатики

План лекции:

1.Сис темный подход. Социально-правовое моделирование. Информационный подход.

Кибернетический метод. Метод формализации. 2.Метод алгоритми зации и программирования. З.Си нтаксический и семантический анализ. 4.Математические методы. Методы теории информации.

1. Системный подход. Социально-правовое моделирование. Информационный подход. Кибернетический метод.

Система - это совокупность взаимодействующих, относительно самосто­ятельных элементов, объединенных выполнением некоторой общей функции.

Понятие системы достаточно широко применяется в юридических нау­ках. Например, правовая система, система правового регулирования, система государственных органов, политическая система, система доказательств и т.д.

Системный подход лежит в основе большинства частных методов позна­ния, является одним из способов обобщения эмпирических фактов, позволяет сосредоточиться на выявлении общих качеств, возникающих в результате со­единения элементов в единое целое.

Системный подход позволяет органически соединить анализ и синтез, квалификацию и квантификацию в исследовании социальных процессов, что открывает возможность для широкого применения логико-математических ме­тодов и современных электронно-вычислительных средств.

Для изучения разнообразных социально-правовых явлений и процессов успешно используется метод социально-правового моделирования. Метод мо-делирования социально-правовых процессов - это метод познания, который опирается на вспомогательный объект - модель. Модель - это искусственно со-заданный объект в виде схем, чертежей, логико-математических формул, физи­ческих конструкций и т.п., который, будучи аналогичным исследуемому объек­ту, отображает и воспроизводит в более простом виде свойства, взаимосвязи и отношения между элементами исследуемого объекта. Модель в процессе позна­ния позволяет получить новую информацию о самом исследуемом процессе, явлении или объекте.

Наиболее распространенные виды моделей:

графическая модель — способ представления объекта в наглядной форме в виде рисунка, чертежа, графика или схемы;

словесная модель — представляет собой словесное описание объекта, про­цесса или явления, выраженное средствами того или иного языка;


Информационные технологии в юриспруденции

математическая модель — математическое описание физического объекта, явления или процесса, описывающее их внутренние законы, динамику, взаи­модействия и свойства.

Процесс моделирования можно условно разделить на четыре этапа.

Первый этап — определение класса изучаемых объектов и законов, свя­зывающих рассматриваемые объекты. Результатом этого этапа является по­строение модели.

Второй этап — получение результатов с помощью модели для дальней­шего их сопоставления с результатами наблюдений изучаемых явлений.

Третий этап — выяснение того, удовлетворяет ли принятая гипотетиче­ская модель критерию практики, т.е. согласуются ли результаты наблюдений с теоретическими следствиями модели. Применение критерия практики к оценке модели позволяет сделать вывод о правильности положений, лежащих в основе изучаемой модели. Этот метод является единственным методом изучения недо­ступных нам непосредственно явлений макро- и микромира.

Четвертый этап заключается в анализе модели.

При использовании метода социально-правового моделирования в право­вой информатике с информационных позиций моделируются правовая система общества в целом, механизмы правового регулирования, правотворчества, пра­вопорядка и др.; моделируются протекающие в указанных системах, механиз­мах процессы сбора, обработки и использования правовой информации.

Информационный подход к праву, правовым явлениям и процессам пред­полагает как структурное, так и функциональное моделирование. Например, строение механизма работы с правовой информацией в суде может быть представлено в виде такой модели: цели работы с правовой информацией в суде; работники суда, занимающиеся сбором, обработкой и использованием правовой информации,субъекты информационно-правового воздействия; осуществляемые в суде информационные действия, документы и проч.объекты информационно-правового воздействия; каналы прямых и обратных связей между субъектами и объектами информационно-правового воздей­ствия; схемы работы с правовой информацией в суде.

В правовой системе большинство информационных систем являются си­стемами управления, поэтому при их исследовании можно применять методы кибернетики - науки об управлении.

Рассмотрим механизм правового регулирования как кибернетическую си­стему. В этом механизме субъект воздействия (правотворческий орган) в соот­ветствии со стоящими перед ним целями (урегулировать существующие обще­ственные отношения), на основе всего массива нормативной правовой инфор­мации и постоянно получаемой из различных источников ненормативной ин­формации о состоянии и поведении субъекта управления (юридическое или фи­зическое лицо) воздействует на него (вырабатывает нормативно-правовое пред­писание).


Информационные технологии в юриспруденции

Формализация - представление какой-либо содержательной области в виде формальной системы. Формальная система - это знаковая модель, задаю­щая множество объектов путем описания исходных объектов и правил построе­ния новых. Язык - это знаковая система, которая позволяет осуществлять ин­формационный обмен в любой социальной системе. Наряду с естественными языками в информатике разработаны и формальные языки. С помощью фор­мальных языков строятся формально-логические модели. Формализация позво­ляет систематизировать, уточнить и методологически прояснить правовую тео­рию, выявить характер взаимосвязей между различными ее правовыми предпи­саниями, выявить и сформулировать существующие нерешенные проблемы.

2. Метод алгоритмизации и программирования Алгоритм - это определенная последовательность действий, выполнение кото­рой приводит к достижению поставленной цели.

Укажем на те существенные требования к алгоритмам, которые следует обеспе­чить при их разработке.

Дискретность. Свойство дискретности алгоритмов проявляется в том, что сама процедура решения задачи распадается на последовательность шагов (дискре­тизация во времени), а на каждом шаге обрабатывается порция информации ко­нечного объема (дискретизация по величине).

Конечность. Во-первых, выполнение алгоритма должно завершаться получени­ем искомого результата за конечное число шагов. Во-вторых, набор действий, из которых можно построить любой алгоритм, тоже конечен. Определенность. Действия на каждом шаге алгоритма должны быть строго определены, т.е. описание того или иного этапа вычислений не может допус­кать произвольного толкования. Кроме того, взаимосвязь между этапами (поря­док их следования) должна быть определена для любых возможных вариантов развития вычислительного процесса. Именно определенность алгоритма обес­печивает возможность поручить его реализацию автомату, который не умеет действовать в ситуациях, не до конца определенных.

Программирование - это реализация заданного алгоритма на формаль­ном языке программирования. Программирование позволяет переложить прове­дение и анализ информационных процессов на современную вычислительную технику.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.