Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие управления знаниями






В каждую эпоху познание имело специфическое значение. Средневеко­вые ученые не стремились к новым познаниям. Их целью было построе­ние логичных рассуждений, комментирование единственно признавае­мых источников: Библии и трудов Аристотеля или его современников. Исследовательское естествознание в современном представлении было обоснованно Галилео Галилеем. Он фактически отказался от книг антич­ных авторов и стал самостоятельно наблюдать движение звезд. Выявлен­ные закономерности Галилей воспроизводил в экспериментах. Мир ста­новился предсказуемым и тем самым управляемым. Начался расцвет прикладных знаний.

Современная экономика — экономика знаний, где на профессии с преобладанием интеллектуального труда приходится основной при­рост занятости: 85% — в США, 89 — в Великобритании, 90% — в Япо­нии. Экономика знаний стала главной характеристикой всех социаль­но и экономически лидирующих стран. Возник новый, компьютерный технологический способ производства. Рабочая сила превратилась из преимущественно промышленной в «информационную рабочую силу». В 1960-е гг. США за 10 лет удвоили выпуск специалистов в об­ласти науки и техники, а в период 1965-1985 гг. увеличили выпуск специалистов в области вычислительной техники в 10 раз. Самое боль­шое хранилище знаний — библиотека конгресса США в Вашингтоне — разрослось до 112 млн книг и документов.

В период с 1984 по 2000 г. было создано 442 тыс. рабочих мест для ученых-естественников, 600 тыс. — для инженеров, 1 млн 389 тыс. — для техников. При общем увеличении числа рабочих мест на 25% за­нятость специалистов в сфере высоких технологий увеличится на 40-75%. Знание становится четвертым фактором производства, и его зна­чимость становится приоритетнее, чем ресурсы, капитал, труд.

Человеческой жизни не хватает для охвата всех знаний. Универсально образованных людей уже нет. Современное средство общения Интернет позволяет приобщиться к знаниям всего современного человечества.

Цель менеджмента знаний — сохранение, воспроизводство, наращи­вание, организация использования знаний.

Знания — это своеобразный объект. Интеллектуальный потенциал фирмы нельзя продать или купить. Можно продать отдельный патент, технологическую инструкцию, но весь комплекс знаний, распределен­ный между персоналом и информационными базами, продать невозмож­но. Это не только отдельные результаты, но и налаженные механизмы внутреннего взаимодействия подразделений и персонала, внешнего вза­имодействия с партнерами, опыт ранее выполненных работ. Необходи­мым условием выживания фирмы в условиях жесткой конкуренции является наличие актуальной системы знаний и своевременное ее ис­пользование.

Управление знаниями — это не отдельно взятый программный про­дукт по поддержке базы данных, это стратегия управления государством, регионом, предприятием, ориентированная на развитие и максимальное использование своего интеллектуального потенциала. Управление зна­ниями — это организация управленческих действий на базе всей со­вокупности интеллектуальных, информационных и программных ресурсов. С учетом специфики состава информации и методов управ­ления выделяют уровни управления знаниями: международный, на­циональный, отраслевой, внутрифирменный, индивидуальный.

В структуре знаний организации можно выделить элементы:

- систему методов принятия управленческих решений;

- систему методов принятия технологических решений;

- систему методов принятия конструкторских решений;

- банк конструкторских решений (чертежей);

- банк выполненных ранее проектов;

- банк отраслевых разработок;

- имеющиеся уникальные решения, защищенные правами собствен­ности организации;

- инструкции по ведению работ;

- систему формальных и неформальных связей внутри организации;

- систему внешних формальных и неформальных связей организа­ции;

- знания отдельных работников.

Ресурсы знаний специфичны по отраслям деятельности, но, как пра­вило, они включают базы данных о продукции, конкурентах, техноло­гиях и партнерах, научно-технические новости, типовые управленче­ские и инженерные ситуации.

Знания организации сосредоточены в головах сотрудников, в ба­зах данных, правилах выполнения служебных процедур, в архивах информации. Информацию на большинстве носителей можно пере­вести в память компьютера и распространить по сети. Часть знаний передается от человека к человеку, и они не задействованы в полной мере. Необходимы специальные мероприятия для выявления уникаль­ных способностей сотрудников и разработка способов их сохранения в потенциале компании.

Фирмы IBM и Lotus предложили формулу управления знаниями. Эта формула сконцентрирована в трех словах: «Люди, Место и Ин­формация» (People, Place and Things). Иначе говоря, решения по управлению знаниями подразумевают наличие продуктов, которые обеспечивают поиск нужных Людей, предоставление им общедо­ступного виртуального пространства (Места), и обеспечивают управле­ние информацией, которую эти люди ищут или создают. Раскроем чуть подробнее смысл этой формулы.

С какой бы проблемой организация в целом или отдельные ее сотруд­ники не сталкивались, всегда есть люди, такие как коллеги, партнеры, заказчики и просто друзья, которые являются экспертами по данной конкретной проблеме. Поэтому технологии управления знаниями долж­ны обеспечивать средства автоматического определения того, кто яв­ляется экспертом в какой области, эффективной поиск такой экспер­тизы, информирование о том, кто из идентифицированных экспертов находится в сети и средства взаимодействия с ними (в том числе и в ре­жиме онлайн).

Существуют сообщества, в которых люди обмениваются информа­цией и знаниями. В большинстве случаев сообщества существуют как в физическом, так и в виртуальном пространстве. Такие сообщества (места) могут быть созданы посредством приложений для совместной работы, которые люди могут использовать для взаимодействия, обме­на идеями, постановки вопросов и поиска ответов. В этих местах «нуж­ный разговор» может состояться, а в идеальном случае в них есть при­емы и методологии, которые способствуют эффективному общению.

Существуют структурированные и не структурированные элемен­ты информации, которую люди создают, собирают, классифицируют и обмениваются. Информация включает в себя в том числе докумен­ты, правила, процессы и процедуры, которые компания использует. Фактически они находятся в фокусе большинства инструментов по управлению знаниями, которые помогают людям работать с данными всевозможными различными способами — от поиска данных до визу­ализации и анализа контекста.

Знания проходят этапы трансформации: создание, хранение, переда­ча, использование. Создание — это поиск, обобщение, фиксация, разви­тие, осмысливание, представление в новом виде знаний. Сохранение — это преобразование, кодировка, накопление и представление знаний на информационном носителе, внесение в информационные базы. Пе­редача знаний — это процесс переноса знаний между информационны­ми базами, техническими средствами, людьми. Реализуется передача знаний в виде технической операции, обучения персонала. Использова­ние знаний предполагает их вовлечение в процесс выработки решений, дальнейшее наращивание.

Можно выделить две группы решений по обслуживанию базы знаний:

- стационарные решения;

- динамические решения.

Стационарные решения связаны с сохранением, наращиванием и обновлением базы знаний. Динамические решения ориентированы на управление потоками знаний. Здесь можно выделить «навязывание» знаний персоналу под конкретную ситуацию, возникающую у управ­ленческого или инженерного работника; «разведку» знаний и их обра­ботку для поддержки будущих решений; обеспечение инициативного доступа персонала к базе знаний; поиск комплекса поддерживающих знаний под конкретное задание («вытягивание» знаний).

Поддержка системы знаний осуществляется с помощью систем баз данных, экспертных систем, систем поиска, электронной почты, ин­теллектуальных систем.

Из организационных мероприятий, поддерживающих систему управ­ления знаниями организации, выделяются:

- активизация внимания персонала к объекту «знания»;

- создание специфических программных средств;

- инвентаризация архивов знаний организации;

- создание банка экспертов — уникальных носителей знаний;

- построение электронных сетей внутри организации;

- обеспечение связи с общемировыми сетями и базами знаний;

- организация системы обучения персонала с целью обмена, наращивания и сохранения знаний;

- организация системы интеграционных работ в ходе текущей деятельности, как инструмента обучения, обмена и наращивания знаний.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.