Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конкуренция на оптовом рынке между поставщиками энергии – субъектами рынка.






Субъекты оптового рынка — юридические лица, осуществляющие куплю-продажу электриче­ской энергии (мощности) и (или) предоставляющие услуги на оптовом рынке.

Участниками оптового рынка являются поставщики и покупатели электрической энергии и мощности, получившие статус субъекта оптового рынка.

Поставщиками электрической энергии и мощности являются оптовые генерирующие компании, независимые производители и избыточные АО-энерго.

Покупателями — дефицитные АО-энерго, энергосбытовые организации, крупные потребители электроэнергии и мощности, гарантирующие поставщики.

На розничном рынке возникают отношения между субъектами по поводу купли-продажи электроэнергии в относительно небольших объемах, напрямую, без использования системы централи­зованной торговли электроэнергией на основе заключаемых двусторонних договоров между по­ставщиками и покупателями. (Розничный рынок - это система отношений, связанных с распределением больших объемов электроэнергии, купленных на оптовом рынке, между конечными средними и мелкими потребите­лями. Продавец электроэнергии на этом рынке, как правило, имеет значительное количество по­купателей с относительно небольшими объемами покупок электроэнергии.)

Субъектами розничных рынков являются потребители электрической и тепловой энергии, энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики, территориальные сетевые компании, субъ­екты оперативно-диспетчерского управления, осуществляющие диспетчерские функции на роз­ничных рынках, и производители электроэнергии, не имеющие права на участие в оптовом рынке.

В основе построения розничного рынка может использоваться одна из моделей:

- модель монопольного рынка, регулируемого государством;

- модель конкурентного рынка.

Конкурентная модель рынка предусматривает на определенной территории наличие нескольких конкурирующих продавцов электроэнергии конечным потребителям.

Переход к конкурентной модели розничного рынка требует выполнения ряда условий:

равного доступа конкурирующих сбытовых компаний к покупке электроэнергии на оптовом рынке;

равного доступа конкурирующих сбытовых компаний к технологической инфраструктуре рынка — услугам сетевых компаний и ОДУ, что выполнимо лишь при разделении сбытовой деятельности и услуг по передаче электрической энергии по распределительным сетям;

оснащения потребителей сертифицированными приборами коммерческого учета потребляемой электроэнергии и мощности;

применения нерегулируемых цен на электроэнергию, продаваемую конечным потребителям конкурирующими сбытовыми компаниями, предлагающими потребителям контракты, отличающиеся условиями, формой и ценой оплаты электроэнергии, а также перечнем услуг по энергоснабжению.

В процессе либерализации розничных рынков важное место отводится гарантирующим поставщикам. Гарантирующий поставщик электрической энергии — это коммерческая организация, обязанная заключать договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к нему потребителем, желающим купить электроэнергию.

Гарантирующие поставщики будут обслуживать платежеспособных потребителей по регули­руемым тарифам, выполняя при этом следующие функции:

в момент запуска конкурентного розничного рынка принимать на обслуживание и обеспечивать электрической и тепловой энергией всех конечных потребителей, расположенных на данной территории;

при появлении конкурирующих сбытовых компаний принимать на обслуживание клиентов неплатежеспособных сбытовых компаний.

Розничный рынок включает два вида рынков, отличающихся обращаемым на них товаром: это рынок электрической энергии и рынок тепловой энергии.

Субъектами розничного рынка тепловой энергии являются производители тепла: ТЭЦ общего пользования, муниципальные и промышленные котельные. К инфраструктурным объектам рынка тепла относятся предприятия тепловых сетей, сбытовые компании. Товаром на рынке выступает тепловая энергия, передаваемая паром и горячей водой.

Взаимоотношения субъектов розничного рынка должны строиться на основе правил рознично­го рынка.

14. Государственное регулирование на оптовом рынке электроэнергии и мощности.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.