Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система показателей эффективности






Эффективность - это сложная системная категория, отража­ющая как многоцелевой характер деятельности энергокомпа­нии, так и ее взаимодействие с субъектами внешней среды.

Её можно рассматривать как меру реализации определенных целей и как соотношение между результатами и затратами, необходимыми для их получения.

Система показателей эффективности, характеризующих от­дельные стороны деятельности энергокомпании, дает комплек­сную оценку качества ее менеджмента.

В системе показателей эффективности выделяются три основ­ных блока:

· результативность;

· экономичность;

· рентабельность.

1. Результативность как элемент эффективности отражает реа­лизацию основных целей компании

· в производственной деятельности;

· инновационной сфере;

· управлении спросом (взаимодействии с потребителями);

· природоохранных мероприятиях.

2. Производственная результативность измеряется показателя­ми, характеризующими энергообеспечение потребителей по объему поставок энергии, мощности и качественным парамет­рам энергоносителей.

Инновационная результативность в технической сфере может быть представлена такими показателями, как коэффициенты выбытия, , и обновления основных средств , возрастная структу­ра основных фондов.

3. Результативность деятельности по взаимодействию с потре­бителями энергии (маркетинговой деятельности) может быть оценена, например, по доле инвестиций компании в рационали­зацию энергопотребления, по коэффициентам, отражающим не­равномерность и плотность графиков нагрузки, а также в це­лом по итогам выполнения специальных программ по управле­нию спросом.

Результативность экологической деятельности должна пока­зывать, как энергокомпания выполняет установленные норма­тивы выбросов загрязняющих веществ.

Следует подчеркнуть, что общий принцип расчета результа­тивности заключается в определении отношения фактически достигнутого конечного результата, выражающего степень ре­ализации данной функции, к плановому (нормативному) пока­зателю.

Экономичность (экономическую эффективность) следует рас­сматривать в двух аспектах: как производительность ресурсов и как удельные издержки производства (себестоимость продук­ции).

Показатели производительности ресурсов включают:

· удельные расходы топлива на отпуск электрической и теп­ловой энергии;

· производительность труда (например, штатный коэффициент - удельная числен­ность персонала в расчете на единицу установленной мощ­ности );

· фондоотдачу и данные использования оборудования и про­изводственных мощностей.

Удельные издержки (себестоимость) можно рассматривать в виде обобщающего показателя экономичности, выраженного в денежной форме.

На себестоимость оказывает влияние:

1. Затраты на топливо и покупную энергию взаимосвязаны в статическом и динамическом аспектах и зависят:

· баланс мощностей энергосистемы;

· структура генерирующих мощностей (например, наличия гидравлических электростанций);

· коэффициент использования установленной мощности собственных электростанций, который задают органы дис­петчерского управления ОЭС и ЕЭС (режим использова­ния генерирующих мощностей может значительно менять­ся в разные периоды).

2. Удельный вес затрат на оплату труда.

3. Соотношение затрат на ремонты и амортизацию оборудо­вания, которое меняется в зависимости от порядка учета ремонтных из­держек в себестоимости и возможности использования аморти­зационного фонда на цели капитальных ремонтов.

4. Доля амортизационных издержек, зависящая от недооценки основного капитала энергокомпа­ний на фоне опережающего роста других составляющих себе­стоимости.

5. Доля прочих затрат, которая зависит от налогов и платежей, учитываемых в себестоимости энергии (в частности, абонентс­кой платы за использование сетей РАО ЕЭС, платы за аренду электростанций РАО ЕЭС).

Рентабельность (финансовая эффективность) служит конеч­ным обобщающим показателем деятельности энергокомпании. Она формируется исходя из результативности и экономичнос­ти, но является не простой суммой этих элементов эффективно­сти, а итогом сложного взаимодействия энергокомпании с внеш­ней средой.

Таким образом, система эффективности строится по иерар­хическому принципу. Отдельные ее элементы могут находить­ся в противоречии друг с другом. Например, компания может быть результативной, но не экономичной, экономичной, но не рентабельной.

Систему показателей эффективности надо анализировать с учетом приоритетности отдельных целей и конечных результа­тов, полученных на данный период функционирования энерго­компании. Приоритеты могут устанавливаться как внутри бло­ка результативности, так и между основными блоками (напри­мер, результативность и экономичность, результативность и рентабельность). Очевидно, что структура приоритетов будет различна как у отдельных региональных энергокомпаний, так и на разных этапах их развития. Тем не менее менеджеры энергокомпаний должны четко осознавать, что в общем случае удов­летворительные финансовые результаты, а значит, и конкурен­тоспособность можно обеспечить только при сочетании высо­кой результативности и экономичности.

Если разные субъекты заинтересованы в отдельных аспек­тах эффективности, то менеджеры энергокомпании должны ох­ватывать всю систему в целом. В частности, акционеры наце­лены на конечные финансовые показатели, потребители энер­гии - на производственную и маркетинговую результатив­ность, общественность - на безопасность и экологические про­блемы. Органы регулирования электроэнергетики могут в большей степени, чем другие субъекты, интересоваться эко­номичностью и ее связью с рентабельностью, а также иннова­ционной результативностью с точки зрения целевого исполь­зования инвестиционных ресурсов, финансируемых за счет тарифов на энергию.

С учетом вышесказанного требования к построению системы показателей эффективности деятельности энергокомпании сво­дятся к следующим.

1. Она должна отражать качество выполнения различных функций энергокомпании как социально ответственной орга­низации.

2. В основе построения системы должен лежать иерархичес­кий принцип с использованием причинно-следственных связей.

3. Информация о качестве менеджмента отдельным субъектам внешней среды должна предоставляться в удобной для них форме.

4. Все показатели, входящие в систему, должны выражаться в количественном виде, т.е. быть измеряемы.

 

5. Влияние качественных показателей электрической энергии на эффективность работы производителей и потребителей энергии.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.