Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовое регулирование экономических отношений






1.1. Экономические о т н о ш е н и я

как предмет правового регулирования

По своей сути право — это регулятор обществен-
ных отношений. Его предназначение состоит в том,
чтобы упорядочить жизнь общества, обеспечить его
нормальное функционирование и развитие.

Однако не все общественные отношения, не все
сферы жизни общества в одинаковой степени явля-
ются предметом правового регулирования. Следует
помнить о том, что до права и вместе с ним суще-
ствовали и существуют обычаи и традиции, мораль,
религия, которые также выступают как важнейшие
регуляторы общественных отношений. И только вме-
сте они могут обеспечить нормальное развитие обще-
ства. Причем в различных сферах жизни общества
роль каждого из этих социальных регуляторов не
одинакова.

Есть такие сферы жизни общества, в регулирова-
нии которых праву принадлежит отнюдь не главен-
ствующая роль. А есть и такие отношения, которые
вообще не подлежат правовому регулированию (это


прежде всего глубоко личностные, интимные, отно-
шения: любви, дружбы и т. д.).

Что касается экономики, то она относится к тем
сферам, в которых роль права традиционно существен-
на. Экономические отношения всегда — разумеется,
с того момента, как появилось право — были пред-
метом правового регулирования. Естественно, это ре-
гулирование имело свою специфику в различные ис-
торические эпохи и в условиях различных экономи-
ческих систем. Имеет свои особенности и правовое
регулирование экономических отношений в услови-
ях рыночной экономики.

На первый взгляд может показаться, что рыноч-
ная экономика в правовой регламентации вообще не
нуждается — ведь одним из краеугольных камней
этой экономической системы является свобода эко-
номической деятельности. Однако думать так было
бы большой ошибкой. Сама жизнь, практика пока-
зывают несостоятельность такого взгляда на рыноч-
ную экономику.

Во-первых, правовое регулирование рыночной эко-
номики необходимо в целях защиты интересов обще-
ства и государства. Опыт практически всех стран с
рыночной экономикой свидетельствует, что «абсолют-
ная экономическая свобода» всегда связана со зло-
употреблениями — появлением на рынке некачествен-
ных товаров, работ и услуг, иногда представляющих
опасность для жизни и здоровья потребителей, воз-
никновением мошеннических предпринимательских
структур, «безвозвратно» привлекающих сбережения
граждан и многими другими «издержками».

Одним из самых опасных последствий такой «сво-
боды» является исчезновение свободной конкуренции
и господство монополий. Конкуренция — один из
важнейших механизмов, обеспечивающих эффектив-
ность рыночной экономики. Монополии же позволя-
ют отдельным производителям получать сверхприбы-


ли, не заботясь об эффективности производства, ка-
честве продукции и т. д. Для монополистов такое
положение дел выгодно. Для потребителей, для об-
щества в целом, для государства — представляет опас-
ность, которую трудно переоценить. Поэтому во всех
цивилизованных странах важнейшим элементом ме-
ханизма регулирования рыночной экономики явля-
ется антимонопольное законодательство.

С другой стороны, правовое регулирование эконо-
мических отношений в условиях рыночной экономи-
ки необходимо для обеспечения прав и интересов са-
мих предпринимателей. Ведь подлинная, а не мни-
мая свобода экономической деятельности не исклю-
чает, а предполагает ее определенную регламентацию.
Вступая в разнообразные отношения между собой, с
потребителями, с государством, предприниматели
заинтересованы в том, чтобы эти отношения были
упорядоченными, предсказуемыми, строились в со-
ответствии с определенными правилами. Не исполь-
зуя потенциал права, достичь этого невозможно. Та-
ким образом, есть все основания утверждать, что пра-
вовое регулирование экономических отношений яв-
ляется необходимым условием нормального функци-
онирования рыночной экономики.

1.2. Понятие и признаки
предпринимательской деятельности

В условиях рыночной экономики основную массу
экономических отношений составляют отношения,
складывающиеся в процессе осуществления предпри-
нимательской деятельности. Рассмотрим, что же она
собой представляет.

Определение предпринимательской деятельности
с точки зрения закона дано в ст. 2 Гражданского ко-
декса РФ. В соответствии с данной статьей предпри-
нимательской является самостоятельная, осуществ-


Ляемая на свои риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользо- вания имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистриро- ванными в этом качестве в установленном зако- ном порядке.

Из этого определения можно выделить следующие
признаки предпринимательской деятельности:

1) самостоятельность;

2) направленность на систематическое получе-
ние прибыли;

3) рисковый характер;

4) регистрация в установленном законом поряд-
ке лиц, осуществляющих эту деятельность.

Остановимся на этих признаках подробнее.

Самостоятельность как признак предпринима-
тельской деятельности включает в себя организаци-
онную самостоятельность
и имущественную само-
стоятельность
предпринимателя.

Организационная самостоятельность проявляется
в том, что предприниматель сам — без всяких указа-
ний «сверху» — решает, что и как производить, у
кого приобретать необходимое сырье и материалы,
кому и по каким ценам реализовывать произведен-
ную продукцию и т. д.

Имущественная самостоятельность предполагает
наличие у предпринимателя обособленного, т.е. имен-
но ему принадлежащего имущества, которое он ис-
пользует при осуществлении предпринимательской де-
ятельности. Не всегда такое имущество является соб-
ственностью предпринимателя. Существуют субъек-
ты предпринимательской деятельности, владеющие
имуществом на праве хозяйственного ведения или
праве оперативного управления (об этом подробнее
будет сказано в следующей главе учебника). Какой-
то частью имущества предприниматель может вла-
деть, например, на праве аренды. Но в любом случае


предприниматель обладает возможностью самостоя-
тельного использования такого имущества.

Имущественная самостоятельность предпринима-
теля является основой его организационной самосто-
ятельности.

Рисковый характер предпринимательской дея-
тельности заключается в том, что далеко не всегда
она дает ожидаемые результаты. В силу самых раз-
нообразных причин как субъективного (ошибки, про-
счеты предпринимателя), так и объективного (изме-
нение рыночной конъюнктуры, дефолт, стихийное
бедствие) характера предприниматель может не только
не получить запланированную прибыль, но и разо-
риться, потерпеть крах. Именно рисковый характер
предпринимательской деятельности обусловил появ-
ление в гражданском праве института несостоятель-
ности (банкротства).

Направленность на систематическое получение
прибыли
— пожалуй, самый существенный признак
предпринимательской деятельности. И с точки зре-
ния обыденного сознания, и с точки зрения науки
предпринимательская деятельность — это прежде
всего деятельность, целью которой является получе-
ние прибыли. Другие признаки предпринимательс-
кой деятельности являются в определенном смысле
вторичными, производными от данного признака.

При этом следует иметь в виду, что с точки зре-
ния закона для квалификации деятельности в каче-
стве предпринимательской не обязательно, чтобы в
результате ее осуществления на самом деле была по-
лучена прибыль. Важна лишь цель, направленность
на ее получение. Будет ли в действительности при-
быль или нет — имеет значение для решения иных
вопросов, в частности вопросов налогообложения.

С другой стороны, чтобы считаться предпринима-
тельской, деятельность должна быть направлена не
просто на получение, а на систематическое получе-


ние прибыли, т. е. осуществляться более или менее
регулярно. Поэтому сделки, направленные на разо-
вое получение прибыли, нельзя рассматривать как
предпринимательскую деятельность.

Что касается такого признака предприниматель-
ской деятельности, как регистрация лиц, осуще-
ствляющих эту деятельность (государственная ре-
гистрация),
то его не всегда включают в число ос-
новных. Некоторые авторы рассматривают его как
формальный, указывая на то, что при наличии трех
других перечисленных выше признаков деятель-
ность будет являться предпринимательской, даже
если она будет осуществляться без регистрации.
Такой взгляд на государственную регистрацию как
признак предпринимательской деятельности не со-
всем верен. Действительно, с точки зрения эконо-
мического содержания предпринимательской дея-
тельности наличие или отсутствие государственной
регистрации не имеет существенного значения. Но
с точки зрения права данный признак весьма су-
ществен. В случае его отсутствия будет иметь мес-
то незаконное предпринимательство — правона-
рушение, за которое предусмотрена административ-
ная, а при определенных условиях — и уголовная
ответственность.

И еще одно немаловажное замечание. Предпри-
нимательская деятельность, являясь доминирующей
в условиях рыночной экономики, не исчерпывает всей
экономической жизни общества. Как мы увидим поз-
же, среди хозяйствующих субъектов есть и такие,
для которых предпринимательская деятельность име-
ет второстепенное значение (например, фонды, рели-
гиозные организации), и такие, которые вообще не
осуществляют предпринимательскую ^деятельность,
являясь при этом участниками хозяйственных пра-
воотношений (многие жилищно-строительные, гараж-
ные кооперативы и т. д.).


Это означает, что понятия «предпринимательская
деятельность» и «хозяйственная деятельность» не яв-
ляются тождественными даже в условиях рынка. Вто-
рое понятие является более широким и включает в
себя первое как часть. Поэтому в ряде случаев — если
предмет разговора специально не ограничивается толь-
ко предпринимательской деятельностью — правиль-
нее говорить о субъектах хозяйственной, а не пред-
принимательской деятельности, о хозяйственных, а"
не предпринимательских правоотношениях, о хозяй-
ственном,
а не предпринимательском праве.

1.3. Хозяйственное право
и его источники

Хозяйственным правом называют совокупность
правовых норм, регулирующих отношения, склады-
вающиеся в процессе осуществления хозяйственной
деятельности.

Важно иметь в виду, что хозяйственное право —
это не отдельная, самостоятельная отрасль права на-
ряду, например, с гражданским, трудовым и други-
ми отраслями, которые известны вам из курса основ
права, а так называемая комплексная отрасль пра-
ва,
включающая в себя нормы нескольких отраслей:
конституционного, гражданского, финансового, ад-
министративного и некоторых других.

Этот момент важно учитывать, в частности, при
характеристике источников хозяйственного права.

Как известно, под источниками права понимают-
ся способы выражения, закрепления и существова-
ния правовых норм. В разные времена и в различ-
ных странах в качестве источников права выступали
и выступают правовой обычай, юридический преце-
дент, нормативно-правовой акт, нормативный дого-
вор. В настоящее время в нашей стране, как и в боль-
шинстве других стран мира, основным источником


права выступают нормативно-правовые акты
официальные документы, принятые компетентными
органами в установленном порядке и содержащие
нормы права.

Нормативно-правовые акты делятся на две боль-
шие группы (два вида):

1) законы, обладающие высшей юридической
силой;

2) подзаконные нормативно-правовые акты, при-
нимаемые на основе и во исполнение законов.

В свою очередь в каждой из этих групп существу-
ет своя иерархия нормативно-правовых актов.

Что касается законов, то на вершине пирамиды
этих нормативно-правовых актов находится Консти-
туция — Основной закон
страны. Затем следуют
федеральные конституционные законы, обычные
федеральные законы и законы субъектов федерации.
Каждый из нижестоящих законов в этой пирамиде
не может противоречить вышестоящему.

Среди обычных законов особого внимания заслу-
живают кодифицированные акты — отраслевые ко-
дексы,
которые являются основными источниками
права для соответствующих отраслей.

Что касается подзаконных нормативно-правовых
актов, то здесь наибольшей юридической силой обла-
дают указы Президента Российской Федерации и по
становления Правительства Российской Федерации.
Далее следуют ведомственные нормативно-правовые
акты (приказы, инструкции и т. п., документы раз-
личных министерств и ведомств), местные (норма-
тивно-правовые акты местных органов государствен-
ной власти и местного самоуправления) и локальные
(внутриорганизационные)
нормативно-правовые акты
(т. е. акты, издаваемые и действующие в пределах от-
дельных предприятий, учреждений, организаций).

Среди источников хозяйственного права мы обна-
руживаем нормативно-правовые акты, принадлежа-


щие ко всем группам и подгруппам системы норма-
тивно-правовых актов и находящиеся на всех эта-
жах их иерархии. Охарактеризуем наиболее важные
из них.

Важнейшие, основополагающие нормы хозяй-
ственного права России закреплены в Конституции
РФ.
Их можно рассматривать как принципы хозяй-
ственного права,
т. е. основополагающие начала, из
которых исходят все другие нормы хозяйственного
права. К ним относятся:

— единство экономического пространства;

— свободное перемещение товаров, услуг и фи-
нансовых средств;

— поддержка конкуренции;

— многообразие форм собственности;

— свобода экономической деятельности, включая
право каждого на предпринимательскую деятельность.

Следующим по значению после Конституции РФ
источником хозяйственного права в нашей стране яв-
ляется Гражданский кодекс Российской Федерации.
Именно в нем содержатся правовые нормы, регули-
рующие такие важные для участников хозяйствен-
ной деятельности отношения, как отношения соб-
ственности, обязательственные отношения, включая
договорные (куплю-продажу, поставку, подряд, ка-
питальное строительство и т. д.) и другие.

Среди кодифицированных актов, помимо Граж-
данского кодекса РФ, в качестве источников хозяй-
ственного права можно рассматривать Налоговый
кодекс РФ, Кодекс РФ об административных право-
нарушениях, Уголовный кодекс РФ.
В них также со-
держаться правовые нормы, непосредственно касаю-
щиеся субъектов хозяйственной деятельности, уста-
навливающие наказания за правонарушения в этой
сфере.

К числу важнейших источников хозяйственного
права следует отнести целый ряд федеральных зако-
13


нов, регулирующих отдельные аспекты экономичес-
кой деятельности: «О б акционерных обществах», «О
банках и банковской деятельности», «О бухгалтерс-
ком учете», «О несостоятельности (банкротстве)» и
многие другие.

Важную роль в регулировании экономических от-
ношений в нашей стране играют указы Президента
РФ
и постановления Правительства РФ. По своему
значению они иногда сопоставимы с законами. Одна-
ко следует помнить, что при всей их важности, это
все-таки подзаконные акты, и они не должны проти-
воречить Конституции РФ и федеральным законам.
Главное их предназначение — обеспечить реализацию
положений Конституции и законов.

Нормативно-правовые акты министерств и ве-
домств
определяют формы и механизмы реализации
законов, указов Президента и постановлений Прави-
тельства РФ. Так, например, в инструкциях налого-
вого ведомства содержатся указания по применению
налогового законодательства.

Нормы хозяйственного права могут содержаться
и в некоторых нормативно-правовых актах органов
местного самоуправления.
Как правило, они каса-
ются собственности муниципальных образований и
определяют порядок ее использования.

Некоторые локальные (внутриорганизационные)
нормативно-правовые акты также могут содержать
нормы хозяйственного права. Любой хозяйствующий
субъект может в своих локальных нормативно-пра-
вовых актах установить нормы хозяйственной дея-
тельности, обязательные для всех работников данно-
го субъекта (разумеется, если эти нормы не противо-
речат законам и вышестоящим подзаконным актам).

Наконец, говоря об источниках хозяйственного
права, необходимо иметь в виду, что в соответствии
со ст. 15 Конституции РФ частью российской право-
вой системы являются общепризнанные принципы и


нормы международного права и международные до-
говоры Российской Федерации. Поэтому к источни-
кам хозяйственного права России следует отнести
также международные договоры Российской Федера-
ции
в сфере экономики. На практике большинство
субъектов хозяйственной деятельности к такого рода
источникам хозяйственного права обращаются ред-
ко. Тем не менее, каждому предпринимателю стоит
помнить о том, что в случае расхождения правил за-
кона и правил международного договора России при-
оритет отдается правилам международного договора.


Глава 2






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.