Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Время проведения праздника - 6 января






Продолжительность - 1 час. Праздник лучше проводить в 3 или 4 классе,

когда дети уже многое знают об истории развития Российского государства,

имеют представление о религии.

1.Познакомить с обычаями, обрядами и верованиями русского народа.

2.Пробудить интерес к истории народа России, чувство гражданственности,

патриотизма.

3.Воспитывать любовь к старине, культуре и быту русского народа.

4.Способствовать воспитанию высоконравственной личности, глубоко

понимающей и безгранично любящей русскую культуру и историю, русский

народ и Отечество.

 

Предварительная подготовка к празднику включает: изготовление рождественской

звезды, подарков, разучивание колядок, танца-хоровода, русских народных песен,

подбор записей русских народных мелодий.

 

В подготовке и проведении праздника активно участвуют родители(изготовление

костюмов, ряжение, музыкальное сопровождение, оформление класса, подготовка

русских блюд, угощений)

 

Оформление праздника.

 

В классе оформлен парадный Красный угол, украшенный рушником, где висит икона,

под ней место для гостей и стол, покрытый скатертью, сервированный деревянной

посудой. На столе пироги, кутья, кисель, взвар, рождественское печенье. Горят свечи.

На двери - рождественский венок. Дети и учитель одеты в русские народные костюмы.

На классной доске схематично представлена выдержка из русского земледельческого

календаря, на основании которой будет построен весь праздник.

 

Святки

 

Светлые вечера. (1 неделя)

 

             
Рождественский сочельник. Кутейник Рождество " Бабьи каши" Стефанов день   День памяти младенцев Анисья - желудочница

Страшные вечера. (2 неделя)

             
Маланья Васильев день. Старый новый год Селиверстов день. Куриный праздник День пророка Малахии   Крещенский вечер. Второй сочельник Крещение. Богоявление. Иордань

Ход праздника.

(Дети сидят за столом).

Учитель: Святки - святые вечера, так назывались в России дни празднества,

веселья, дни священного торжества Рождества Христова. Святки были на

Руси одним из самых ярких праздников. В этом празднике переплелись

традиции языческих обрядов древних славян и христианства. Христианская

церковь приурочила к зимним святкам три больших праздника: Рождество,

Васильев день и Крещение. (Обращение к календарю) Сегодня мы поговорим

об этих праздниках

 

6 января - Рождественский сочельник.

Ужину в Рождественский сочельник придавалось большое значение, до

первой звезды не ели. Избу тщательно убирали, стол застилали чистой

скатертью.

Хозяин: Неси, хозяйка, угощенье: кутью сочельницкую, взвар, кисель.

Дай же, Боже, в добром здравии Святки провести и на другой год дождаться!

Хозяйка: Угощайтесь пряниками - коровками, козульками. Давайте

прикрепим прянички над воротами, чтобы скот наш запомнил наш двор, не

заходил по ошибке к соседям. (Прикрепляется пряник к двери)

Хозяин: Мороз, мороз! Иди в хату есть кутью. Зимой ходи, а летом под

колодиной лежи.

Учитель: Ели в торжественном, строгом молчании, иногда дети лазили под

стол " цыкать" цыплёнком, " мычать" коровкой, " мекать" козой, чтобы

животные в доме водились. (Дети проделывают эти магические действия)

После серьёзной части за домашним столом начиналось святочное веселье!

Хозяин: Отворяй, хозяйка, ворота, гости идут!

(В дверь стучат колядовщики, хозяйка идёт к двери впускает детей)

Учитель: Во время святок был обычай обхода домов. Славили Коляду - бога

пиршества и мира у древних славян. Когда Русь стала христианской, стали

больше петь песен, славящих Иисуса Христа. Каждая семья ожидала

христославцев, готовила для них угощения, слушала с неподдельным

интересом колядки.

 

(Заходит группа детей с рождественской звездой, колядуют)

 

Ему рожь густа,

Рожь ужимиста!

Наделил бы вас Господь

И житьём, и бытьем,

И богатством.

 

4. Во Вифлееме, во Вифлееме

Весела новина!

Чистая Дева, чистая Дева

Породила сына!

Христос родился, Бог воплотился

Ангелы спевают, царие витают,

Поклон дают, пастыри играют,

Чудо, чудо поведают!

 

5. Рождество Христово,

Ангел прилетел,

Он летел по небу,

Людям песню пел:

" Вы, люди, ликуйте,

Все днесь торжествуйте,

Днесь Христово Рождество! "

1. Коляда, коляда!

А бывает коляда

Накануне Рождества.

Коляда пришла,

Рождество принесла.

 

2. Гуси - лебеди летели!

Мы малёшеньки,

Колядовщички,

Мы пришли прославлять,

Хозяев величать!

Иван Иванычу

Житья сто лет!

Прасковьюшке

Всегда здравьица!

 

3. Пришла коляда

Накануне Рождества.

Дайте коровку,

Масляну головку!

А дай Бог тому,

Кто в этом дому!

 

Учитель: После шумного, веселого обхода домов молодёжь собиралась

в посиделочной избе и устраивала общую пирушку. До сих пор у нас

представления о святках связывается с посиделками. Парни и девушки

приходили разодетые в новые платья и рубахи, чтобы избежать неурожая

в следующем году. Девушки приносили с собой в узелках лучшие платья

и платки и по несколько раз переодевались. Собравшиеся в избе слушали

сказки, загадывали загадки, плясали, пели. Не было посиделок без хороводов.

(Исполнение девочками танца - хоровода)

Учитель: Со всем азартом молодости парни и девушки играли в " молчанку".

(Проведение игры)

По команде " раз, два, три" все должны хранить молчание. Не выдержавшие

молчания подвергались какой-нибудь условленной каре: спеть песню,

станцевать, загадать загадку, съесть пригоршню угля, позволить облить

себя водой и др.

(Проигравшие дети поют русскую народную песню, танцуют под народную

музыку)

Учитель: Танцы, игры обычно прерывались приходом ряженых. Любимыми

масками были " Медведь" и " Журав". " Медведь" кривлялся, а " Журав" бил

клювом девушек. Чтобы откупиться от назойливой птицы, ему бросали

орехи, конфеты. Он подбирал.

(" Входят " Медведь" и " Журав")

Девочка: - Мишенька, покажи, как бабы ходят по воду?

- А как девушки глядятся в зеркало?

- Как ребятишки воруют чужой горох?

Иной раз на посиделки врывалась ватага " нечисти". Парни в страшных

масках и вывернутых тулупах заскакивали в избу и пугали девушек.

Девушки знали о возможностях прихода таких " гостей", бросались вениками

выметать нечистую силу.

(Неожиданно вбегают переодетые родители)

Учитель: Своими действиями вы обезопасили наступающий год, очистили

дорогу приближающемуся Новому году.

Мальчик: Новый год пришел,

Старый угнал,

Себя показал!

Ходи, народ,

Солнышко встречать

Мороз прогонять.

Учитель: Вечером жгли костры, что связывалось с представлением о

возрождении солнца, начале нового солнечного года. Люди помогали

солнцу окрепнуть.

(Свет гаснет. Родители зажигают бенгальские огни)

Девочка: Солнышко, повернись!

Красное разожгись!

Красное солнышко!

В дорогу выезжай.

Все: Разгони, огонь, потемь!

Верни на Русь красный день.

(Загорается свет. Дети усаживаются за стол)

Учитель: Новый год - обновление мира, солнце начинало свой годичный

путь. Люди задумывались, каким будет Новый год. В Васильев вечер,

накануне Нового года, молодежь устраивала ещё одно колядование, теперь

исполнялись Овсени, Таусени (мифические герои). В предугадывании

будущего (погоды, урожая, судьбы) проходило это колядование.

 

1. Ай во боре, боре

Стояла там сосна

Зелена, кудрева.

Ой, Овсень, ой, Овсень!

Ехали бояре,

Сосну срубили,

Дощечки пилили.

Ой, Овсень, ой, Овсень!

Мосточек мостили,

Сукном устилали,

Гвоздями убивали.

Ой, Овсень, ой, Овсень!

Кому, кому ехать

 

По тому мосточку?

Ехать там Овсеню

Да Новому году.

Ой, Овсень, ой, Овсень!

 

2. Овсень, Овсень,

Шелковая борода,

Золотая голова,

Подай пирога

Или курочку с хохолком,

Петушка с гребешком;

Подай денежку с орлом

И копеечку с копьем!

 

Специальный таусень исполняли дочери хозяина, если она была в возрасте невесты.

3. Уж ты ягодка красна,

Земляниченька красна!

Таусень!

Отчего она красна?

Во сыром бору росла

Таусень!

Уж ты, Катенька, умна,

Свет Ивановна Умна!

Таусень!

Отчего она умна?

Что у батюшки росла!

Таусень!

У сударыни матушки

Нежилася, Таусень!

Что и нежилася,

Да лелеялася, Таусень!

 

Учитель: Святок не бывает без гаданий. Для девушек в этом весь смысл

святочных вечеров. Гадали во все дни святок, но наиболее важным считалось

гадание перед праздниками, особенно в " страшные вечера". " Страшная

неделя" называется так в память об истреблении в Вифлееме 14000 младенцев,

которых приказал убить царь Ирод. Он рассчитывал, что среди убитых будет и

Богомладенец, он видел в нем соперника на царский престол.

Гаданий существует очень много: на кофейной гуще, на воске, на зеркалах, с

курицей. Лучшее время для этого - вечер, ночь, раннее утро до восхода

солнца, и обязательно - при зажженных свечах.

(Мамы рассказывают, как они гадали)

Очень распространенным были " Подблюдные песни". Без такого гадания не

обходились ни одни Святки.

(Гадание. В блюдо девушки кладут свои мелкие вещи: колечки,

сережку, заколку и т.д. Под особую песню - предсказание, не

глядя, вынимают эти вещицы. " Кому вынется - тому сбудется,

кому сбудется - не минуется, " - припевали после очередного

куплета)

 

Девочка: К нам наехали святые вечера,

На конях, на соболях,

На лисицах, горностаях!

Уж вы, кумушки, подруженьки мои,

Вы придите, посидите у меня,

Пособите думу думати,

Пособите мне отгадывати,

Отгадаете - не сказывайте.

(Выходят девочки, которые будут рассказывать куплеты " Подблюдной песни")

Учитель: Гадания под подблюдные песни обязательно начинались с песни хлебу

и соли:

 

1. Хлебу да соли

Долог век, Слава!

Барышне нашей

Боле того, Слава!

Кому мы спели,

Тому добро, Слава!

Кому вынется,

Скоро сбудется, Слава!

Скоро сбудется

Не минуется, Слава!

 

2. На загнетке сижу,

Долги нитки вожу,

Еще посижу,

Еще повожу

(долго замуж не выйдет)

 

3. Катилось, валилось

Одонье ржи,

Погодя маленько -

Скирд овса.

Кому мы спели,

Тому добро.

Кому вынется,

Тому сбудется,

Не минуется.

Слава!

(к добру)

 

4. Ползет ежик

По завалинке,

Тащит казну

На мочалинке.

 

 

Диво ули ляду!

Кому спели,

Тому добро.

(к богатству)

 

5. Рылся кочеток

На завалинке,

Вырыл кочеток

Жемчужинку.

Кому спели,

Тому добро.

(к счастью)

 

6. Стоят санки у лисенки,

Хотят санки уехати.

Ладу, ладу

Кому мы поем,

Тому честь воздаем.

(дорога, разлука)

 

7. Рылась курочка

На завалинке,

Вырыла курочка

Золот перстень.

Мне тем перстом

Обручатися.

Кому вынется,

Тому сбудется,

Не минуется.

Слава!

(скорое замужество)

 

 

Учитель: В " страшные вечера" нечистая сила становилась очень активной.

Как бы в подражании нечисти, парни от Нового года до кануна Крещения

вовсю чудили: опрокидывали поленицы дров, закладывали чем попало

ворота, так что хозяевам было не выйти на улицу, забирались на крыши,

закрывали досками трубу. Но на них никто не обижался. Такой уж был

обычай!

Чтобы избавится от нечисти, в Богоявленскую ночь толпа молодых парней

на лошадях носилась по всем дворам, била по всем темным углам метлой,

кнутом. На окнах, дверях рисовали мелом кресты, которых очень боится

" нечисть".

(Мальчики проделывают это магическое действо)

Учитель: Заканчиваются Святки с их весельем, гаданием, ряжением,

праздничным озорством - Иорданью - водосвятием на Крещение.

Иордань- прорубь, к ней совершается крестный ход, проводится

торжественная молебен, освящается вода, люди набирают из проруби

святую воду. Считается, что можно смыть все грехи (ряженье, маски,

шуточные игры), окунувшись в прорубь возле Иордании. Через год Коляда

вернется. А впереди людей ждут знаменитые крещенские морозы.

Мы собрались с вами накануне Рождества. В старые времена, когда часы

били полночь, все обменивались подарками, поздравляли друг друга,

загадывали желание. Ведь считается, что на Рождество небо раскрывается

земле, и силы небесные исполняют все задуманное. Но желания

обязательно должны быть добрыми.

Традицию дарить подарки зародили библейские волхвы, которые принесли

дары новорождённому Иисусу. Так что дарить в этот день подарки не

только можно, но и нужно. По этой древней традиции и мы поздравим

друг друга с наступающим Рождеством и подарим подарки.

(Обмен подарками. Учитель благодарит всех, кто помог провести этот

праздник)

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.