Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Информация и ресурсы для решения задач




Профессиональное создание идей

Структура альфа-дерева

Информация. На этой ветви разместите: а) информацию о задаче, которой вы располагаете, и б) информацию, которой вам не хватает.

Ресурсы. На этой ветви разместите имеющиеся ресурсы, которые можно использовать для решения задачи.

Допущения. Разместите здесь допущения и предпосылки, из которых вы исходите в своей работе над задачей, а затем добавьте к каждому допущению возможные альтернативы.

Задача. Разместите на этой ветви все задачи, требующие решения. Разместите здесь также угрозы и опасности, которые могут помешать решению задачи или осуществлению проекта. Затем как можно точнее сформулируйте центральную задачу (вы можете использовать для этого вспомогательные техники). Если есть несколько кандидатов на центральную задачу, выберите одну главную и не более двух второстепенных задач. В серьезных проектах завершением этого этапа будет написание брифа. Для небольших проектов будет достаточно записать формулировку главной задачи в нижней части листа.

Возможности. Напишите на этой ветви возможные направления решения поставленной задачи — идеи о том, где искать идею. Затем добавьте в качестве стимула «невозможные», провокативные варианты.

Идеи. Определив главную задачу, переходите к генерации идей для ее решения, используя подходящие техники генерации идей. Возникшие идеи лучше вначале фиксировать отдельно от омега-карты. Процесс создания идеи обычно делится на этапы генерации и кристаллизации (отбора и доработки) идей. В результате этой работы у вас появится несколько идей-кандидатов — разместите их на ветви «Идеи», обозначив каждую ключевым словом. Затем выберите главную идею — основу вашей концепции решения задачи. Запишите главную идею в виде ключевого слова на линии, выходящей из точки омега в направлении альфы.

Возможные критерии для выбора главной идеи

Насколько эффективно идея решает сформулированную нами центральную задачу?

Создает ли она возможности для решения других задач и проблем?

Соответствует ли она масштабу и стандартам проекта?

Достаточен ли потенциал идеи для дальнейшего развития проекта?

Создание омега-дерева

Ветви «Информация» и «Ресурсы»: как можно использовать существующие факты и ресурсы для реализации выбранной идеи; какая еще информация и какие ресурсы потребуются.

Ветвь «Допущения»: какие допущения вы будете использовать в выбранной концепции.

Ветвь «Задача»: как выбранная идея решает главную и второстепенные задачи, как отвечает на возможные угрозы.

Ветвь «Возможности»: какие средства для осуществления проекта будут выбраны, какие еще средства нужны.



Ветвь «Идеи»: какие идеи из числа созданных можно использовать в выбранной концепции в качестве дополнительных или поддерживающих.

 

Как можно видеть, омега-мэппинг помогает создать не только решение, но и целостное видение проекта в его развитии. Еще одна интересная особенность — то, что творческий процесс начинается с самого начала работы и продолжается до самого конца. Базовая структура альфа-дерева может быть изменена, если необходимо.

 

Этот вариант омега-мэппинга занимает от 40 до 90 минут. Это время лучше разделить на две части: а) альфа-дерево до генерации идеи и б) генерация идей и построение омега-дерева с небольшим перерывом между ними.

 

15.Основные параметры креативной среды
Креативность — это способность к творчеству, способность порождать необычные вещи, придумывать, находить, видеть мир как-то по особенному. Это творчество, которое полезно и на работе, и в жизни. Креативный человек — это выдумщик. Это тот, кто придумывает и фантазирует, делая жизнь ярче, интереснее, превращая всё во что-то новое, неповторимое.

 

Все исследования, посвященные изучению креативности, можно разделить на две области:
1. Первая из них составляют исследования, базирующиеся на концепции креативности как универсальной познавательной творческой способности. Представители «познавательного» направления исследуют взаимосвязи между креативностью, интеллектом, когнитивными способностями и реальными достижениями. Наиболее яркими представителями данного направления являются: Дж. Гилфорд, С. Тэйлор, Э. Торренс, А.Я. Пономарев, С. Медник. В их работах представлено, в основном, влияние интеллектуальны познавательных характеристик на способность продуцировать новые идеи.
2. Другое направление изучает креативность с позиции своеобразия личностных особенностей креативов. Многие экспериментальные исследования посвящены созданию «портрета творческой личности», выявлению присущих ей характеристик, определению личностных, мотивационных и социокультурных коррелятов креативности.



 

Наиболее яркими представителями этого (второго) направления являются: Ф. Баррон, А. Маслоу, Д.Б. Богоявленская.
Дж. Гилфорд Выделил основные параметры креативности
1) беглость - способность генерировать большое количество идей за некоторую единицу времени;
2) гибкость - способность применять разнообразные стратегии при решении проблем, переключаться с одной идеи на другую;
3) оригинальность - способность продуцировать необычные, нестандартные, отличающиеся от общепринятых идеи;
4) разработанность - способность детально разрабатывать возникшие идеи;любознательность (повышенная чувствительность к проблемам, не вызывающим интереса у других), иррелевантность (логическая независимость реакций от стимулов).

 

16. Понятие инсайта
Инса́йт — (от англ. insight — проницательность, проникновение в суть, понимание, озарение, внезапная догадка) — интеллектуальное явление, суть которого в неожиданном понимании стоящей проблемы и нахождении её решения. Является неотъемлемой частью гештальтпсихологии. Понятие было применено в 1925 г. В. Кёлером. В опытах Кёлера с человекообразными обезьянами, когда им предлагались задачи, которые могли быть решены лишь опосредствованно, было показано, что обезьяны после ряда безрезультатных проб прекращали активные действия и просто разглядывали предметы вокруг, после чего могли достаточно быстро прийти к правильному решению. В дальнейшем это понятие использовалось К. Дункером и М. Вертгеймером в качестве характеристики человеческого мышления, при котором решение достигается путем мысленного постижения целого, а
не в результате анализа.
Инсайтно-креативное мышление в процессе творчества
На начальном этапе творец всегда испытывает нарастание внутреннего психического напряжения. Это предтворческая ступень стресса творчества. Схематизируя чувства, переживания и состояния предтворчества, выделим три основных их вида.
Первый проявляется как душевные мучения и даже приступы отчаяния из-за якобы бесплодного напряжения в поисках творческих достижений. Мучения, метания жаждущего их могут мешать переходу к акту творения
Мучительное предтворческое состояние может повторятся, прерывая процесс вдохновенного творчества
Во втором виде предтворчества в мыслях и чувствах возникает пустота при первых же попытках творить "великое" и "вечное". Человек говорит: "Все забыл, в голове - пусто. А надо ли делать что-либо?" Если после этого появляется вдохновение, то такую невольную пустоту мыслей и чувств можно расценивать как проявление стрессовой психической релаксации, спонтанно возникающей на предтворческой ступени возникающей на предтворческой ступени стресса творчества. Она, снимая эмоциональные перегрузки, готовит мышление к продуктивному творчеству.
Третий вид предтворчества проявляется как эустресс (приятное психологическое напряжение) у некоторых счастливцев. Безотчетная радость, легкость и беспечность, как волна, подхватывает таких людей и несет к началу акта творения .


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал