Высокогорный каток Медео

День 1

29 июня 2015 года группы туристов в составе 8 человек под руководством Саматова Армана и Альбины Тин вышли на маршрут. Местом сбора участников было пересечение улиц Ленина и Курмангазы. Состав группы Саматова Армана: Булгаков Евгений, Марюхин Денис, Эргешов Александр. Состав группы Альбины Тин: Федоренко Алексей, Хлыстов Яков, Саркесян Артур. Сбор на остановке должен был быть в 7.30, но из-за того, что я немного проспал, группы в полном составе собрались в 8.30. Доехав на автобусе № 12 до высокогорного катка Медео в 9.25, мы отправились в путь.

По регламенту спортивных походов мы шли непрерывно 50 минут, а затем отдыхали по 10 минут. В 1 день наш маршрут проходил по ущелью Горельник и по плану мы должны были дойти до верховий ущелья, а лагерь разбить под перевалом «Титова». Данный маршрут является достаточно продолжительным по количеству перевалов и дней, поэтому снаряжения мы набрали, гораздо больше, чем на предыдущих маршрутах 1 и 2 к.с. Соответственно и наши рюкзаки было тяжелее, чем всегда и этот факт непосредственно повлиял на наш темп. На предыдущих маршрутах 1 и 2 к.с. я ходил с более легким рюкзаком и в среднем он весел около 15 кг, на этот раз вес моего рюкзака составлял около 25-30 килограмм. Да и рюкзак у меня был новый и более вместительный, чем тот, с которым я ходил до этого, поэтому я мог себе позволить вместить больше. Идти с таким тяжелым рюкзаком для меня было непривычно и тяжело, сильно давили лямки на плечи, а также большая нагрузка приходилась на ноги и тазобедренный сустав. Но и у ребят были рюкзаки не менее тяжелыми, и поэтому первый день для обеих групп стал настоящим испытанием, хотя подходы под перевал не особо сложные.

Самыми быстрыми участниками оказались Яша с Денисом, они постоянно шли впереди группы, я же наоборот в начале шел в самом конце. Мой марафонский опыт здесь уже не помогал, ведь чтобы ходить подобные маршруты нужно адаптироваться к климату, накануне совершать небольшие выходы с ночевкой и с тяжелым рюкзаком. С тяжелыми рюкзаками и далеко мы давно не ходили.

Погода в 1 день радовала, было солнечно и без осадков. Первые подъемы по ущелью Горельник были изнурительными, так как ни у кого не было воды, а пить хотелось очень сильно. Но буквально через 1, 5 перехода мы дошли до речки и насладились пьянящим вкусом горной воды, которая всем подняла настроение и придала сил. Возле речки мы активно поедали свой «подсос», которого у всех на этом маршруте было больше, чем обычно (более 1 кг). У меня было его еще больше (2 кг), чем у остальных, так как я дополнительно доложил орешков, которые лежали у меня дома. Подсос - это смесь различных сухофруктов, орешков и конфет, который каждый участник несет в определенном количестве на протяжении всего маршрута. Подсосом питаются как раз на 10-минутных привалах для того, чтобы восполнить организм силами и частично утолить голод. Но при учете того, что мы попили воды, поели орешков, идти легче не стало, рюкзак всё равно давал о себе знать. Близилось время обеда, поэтому еще через 1, 5 перехода в месте под названием «Орлиное гнездо» мы устроили наш первый обед.

Обеды, как и на всех маршрутах, были скромными, и поэтому полностью насытиться не удавалось ни кому. В обед каждому полагалось по одному сухарю, 2 кусочкам сыра, 1 кусочку колбасы и по 1-2 кусочка сала, а также немного печенья и чай. На маршруте в плане еды шик был не уместен, так как вещей и снаряги было у всех достаточно много и все это нести было тяжело, поэтому распределяли продукты в разумных пределах. Одного общественного снаряжения только по весу было у каждого в среднем 10 кг. Самых резвых ребят – Яшу, Дениса и Сашу мы отправили вперед, чтобы те ставили подогревать чай, ну а остальные медленно подтянулись чуть позже. На 1 обеде мы сильно не засиживались и через час пошли дальше. Мы решили, что лучше мы придем на место ночевки чуть раньше, чтобы на следующий день с легкостью взойти на перевал Титова и постараться взойти на перевал Абая.

В 1 день всё шло по плану, хоть и довольно медленно, но в 7 часу вечера мы уже были под перевалом и встали на ночевку. В целом день прошел продуктивно, но все очень подустали с непривычки, сильно болели плечи и тазобедренный сустав, так как пояс сильно сдавливал его. Технически весь путь до места ночевки был прост, мы шли по хорошо протоптанной тропе в альпийской зоне. Низовья Горельника меня лично не очень впечатляли, не самые красивые места из тех, что нам приходилось видеть на маршруте, но верховья ущелья все компенсировали, под перевалом Титова были великолепные пейзажи, вокруг уже лежал снег, а ночью хорошо просматривался город, который весь светился от огней.

Ущелье Горельник Под перевалом Титова (первая ночевка)

Место для ночевки мы выбрали вполне удачное, ровная поляна, вода рядом, с прекрасным видом на город и на перевал. Спали мы в 2 палатках по 4 человека, а завтраки с ужинами мы готовили в тамбуре палатки, на предыдущих маршрутах готовка происходила на улице. На маршруте приготовлением еды занимались дежурные в составе 2 человек. Каждая пара дежурных должна была приготовить ужин, завтрак и обед, а затем дежурство передавалось следующим. В первый день дежурили Саша с Денисом. Эти ребята запомнились как отличные повара ещё на маршруте 1 категории сложности, поэтому никто и не сомневался, что ужин будет превосходным. На ужин у нас была пшенная каша с мясом и одним сухарем. Мясо у нас приготовил Арман, он засушил его в духовке и каждый раз в блюдо дежурные добавляли по 5 столовых ложек мяса. Отличная альтернатива тушенке, мясо герметично упаковано в пластиковую тару и не нужно дополнительно тащить жестяные банки тушеной говядины. Хоть я и не любитель в принципе каких-либо каш, пшенка заходила за милую душу. Ужин очень понравился, но со своим прожорливым организмом я как всегда не наелся. Перед сном я позвонил домой, связь была на месте ночевки отличная. Отбой у нас был в 21.00. Так подошел к концу 1 день маршрута.

День 2

Во 2 день маршрута подъем для дежурных был в 4 утра, для остальных в 5. В принципе утро было не настолько холодным, как я предполагал. На завтрак у нас была овсянка с сухим молоком и сахаром, ну и как всегда каждому полагалось по одному сухарю. Выход с места ночевки был в 6.40. Во 2 день мы уже штурмовали перевал Титова. Путь проходил по мелкой и крупной осыпи, полностью заменяя комфортную тропу, по которой мы шли в 1 день. Не обошлось без падений и матов, когда камни шатались под ногами, но всё это мелочи и издержки маршрута. Новые ботинки, которые я купил перед маршрутом, спасали положение, идти гораздо комфортнее по морене, нежели это было на предыдущих маршрутах в плохой обуви.

В плане подъема на перевал со стороны группы наблюдался недостаток – все шли разрозненно, а для безопасного подъема необходимо идти одной колонной. Яша и Денис как всегда рванули вперед, остальные шли сзади. Местами приходилось подниматься по насту снега, иногда снег был довольно глубоким, и необходимо было тропить. В целом поднялись довольно быстро и в 9 утра мы уже были на перевале. Погода была отличная, светило солнце, открывались превосходные пейзажи с перевала. Высота перевала Титова составляет 3800 метров над уровнем моря. На перевале мы съели по 2 кусочка казахстанского шоколада, немного отдохнули и поскакали вниз в другую сторону.